• Протокол обследования речи детей 6 7 лет. Протокол обследования уровня речевого развития

    26.06.2023

    Представленные методики направлены на проверку уровня понимания смысловых оттенков слов, осознания их семантических отношений, точности словоупотребле­ния, сформированности фонематического слуха, уровня развития словарного запаса, состояния слоговой структу­ры, умения строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства, уровня сформированности грамматического строя речи, со­стояния звукопроизношения, артикуляционного аппарата и сохранности иннервации.

    Методики обследования включают 8 серий заданий.

    СЕРИЯ 1

    Задания направлены на выявление понимания смысло­вых оттенков знаменательных слов (существительных, гла­голов, прилагательных), образованных в основном аффик­сальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).

    1. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ. Задание направлено на выявление умения объяснять значение слов с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом.

    Методика обследования: взрослый предлагает ребенку прослушать слова и объяснить, чем они отличаются:

    мама - мамочка - мамуля,

    брат - братик - братец,

    зайка - заинька - зайчишка - зайчище,

    дом - домик - домище.

    Фиксируются: объяснение значений слов с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом (домик - маленький дом, домище - большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зай­чище).

    2. ОБЪЯСНИ ДЕЙСТВИЯ. Задание направлено на выяв­ление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи при­ставок, придающих словам различные оттенки).

    Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать слова и объяснить их значения:

    бежать - подбежать - выбежать

    писать - подписать - переписать,

    играть - выиграть - проиграть,

    смеяться - засмеяться - высмеять,

    шел - отошел - вошел.

    Фиксируется: понимание ребенком смысловых оттен­ков значений глаголов, зависящих от разных приставок (выиграть - это хорошо, а проиграть - плохо).

    3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных.

    Методика обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать синонимы к прилагательным, например:

    умный - рассудительный

    слабый - ...

    робкий - ...

    старый - ...

    Фиксируется: умение составлять синонимические пары.

    4. ОБЪЯСНИ. Задание направлено на выявление пони­мания переносного значения прилагательных.

    Методика обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима, золотые руки, зо­лотые волосы, колючий ветер, легкий ветерок.

    Фиксируется: умение ребенка объяснить смысловую сторону словосочетаний.

    Задания направлены на выявление состояния фонема­тического слуха.

    1. ИГРА «ЭХО». Задание направлено на проверку слу­хового восприятия и умения воспроизводить слоговые ря­ды в заданной последовательности.

    Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды:

    па-па-ба, та-да-та, па-ба-па;

    па-ба, па-ба, па-ба, ка-ха-ка;

    са-за-са, за-са-за;

    са-ша-са, ша-са-ша.

    Фиксируется: выполнение задания в соответствии с ин­струкцией.

    2. ПОВТОРИ. Проверяется слуховое внимание, восприя­тие и умение правильно воспроизвести предлагаемые сло­ва в заданной последовательности.

    Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов:

    крыша - крыса дочка - точка - кочка

    полено - колено бабушка - кадушка - подушка

    земля - змея мишка - миска - мышка


    Фиксируется: выполнение задания в соответствии

    струкцией.

    3. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Задание направлено н верку уровня сформированности фонематического а.

    Методика обследования: взрослый предлагает р< поиграть: «Я буду называть слова, если услышиш] з, хлопни в ладоши». Затем называет слова: дерев». ка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звоно тем ребенку предлагают определенные звуки, с кот он должен придумать слова: ш, с, л. При затруд взрослый сам называет несколько слов (шапка, шу6\ могая ребенку включиться в выполнение задания.

    Фиксируются: слуховое внимание ребенка, его вс ность правильно выделять указанные звуки хлопк подбирать слова с заданным звуком.

    4. УГАДАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ. Задание направлю проверку уровня сформированности фонематическог ха и умения выполнять звуковой анализ слова.

    Методика обследования: взрослый называет р* слово, например дом, и предлагает ответить на в> «Сколько звуков в этом слове? Назови первый зву* тий, второй». При затруднении взрослый сам вы) звуки, объясняя ребенку место каждого звука в это. ве. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина ка, пенал, книга.

    Фиксируется: умение ребенка производить зву анализ слов.

    Задания направлены на выявление овладения слс (точность словоупотребления, использование разны: тей речи).

    1. УГАДАЙ, ЧТО ЭТО. Задание направлено на вь ние овладения обобщающими словами.

    Методика обследования: взрослый предлагает р(отгадать загадки:

    Его бьют, а он не плачет,

    Только выше, выше скачет. (Мяч.)

    Ростом разные подружки и похожи друг на друл Все они сидят друг в дружке, а всего одна игр (Матрешка.)

    Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)

    Растет она вниз головой, не летом растет, а зим< А солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосу

    Фиксируются: возможность ребенка использовать обоб­щающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.

    2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам суще­ствительным.

    Оборудование: сюжетные картинки.

    Наглядный материал: набор № 4, рис. 3§9-368.

    Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:

    «Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что дела­ет? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Порт­ниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Лет­чик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»

    Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия к именам существительным, опираясь на пред­ставления о профессиях людей.

    3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.

    Методика обследования: взрослый называет ребенку сло­во и просит подобрать близкие к нему слова, например:

    большой, огромный, громадный, смелый, ... (отважный, храбрый), тайна, ... (секрет, загадка).

    Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.

    4. СКАЖИ НАОБОРОТ. Задание направлено на выявле­ние умения образовывать слова-действия с помощью при­ставок.

    Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает подобрать к нему слово-действие с про­тивоположным значением. Например: наливает - выли­вает. Предлагаются следующие слова: входит - ... (выхо­дит), влетает - ... (вылетает), закрывает - ... (открывает), приплывает - ... (отплывает), собирает - ... (разбирает), приклеивает - ... (отклеивает).

    Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия с противоположным значением.

    5. ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ. Задание направлено на умение подбирать и называть слова-действия одушевленных и неодушевленных объектов, предметов и явлений при­роды.

    Методика обследования: взрослый называет ребенку сл(во и просит подобрать к нему слова-действия. Например:

    Девочка (что делает?) играет, рисует, танцует, шьеп вяжет, готовит.

    Мальчик... (читает, пишет, играет, дерется, прячете? строгает, шалит).

    Собака... (лает, кусает, охраняет, сторожит, бегав! ласкается, служит).

    Кошка... (мяукает, бегает, мурлыкает, царапается, о(. лизывается, умывается).

    Курица... (клюет, кудахчет, пьет, несет яйца, сидит)

    Самолет... (гудит, летит, взлетает, приземляется).

    Ручей... (бежит, звенит, журчит, течет).

    Лист... (появляется, растет, зеленеет, вянет, желтееп опадает, шуршит).

    Фиксируется: умение ребенка подбирать к имени с> ществительному слова-действия.

    Задания направлены на выявление состояния слогово: структуры слов.

    1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Задание направлено на провер ку умений произносить слова различной слоговой струв туры в предложениях.

    Методика обследования: взрослый предлагает ребенк повторить следующие предложения: «В магазине прода ются полотер, пылесос. Листья падают - наступает лис топад. Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фоте графирует детей. Бабушка вяжет внучке воротник. Рыб ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку при ехал самосвал».

    Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенк воспринимать и воспроизводить слова сложной слогово] структуры.

    Задания направлены на выявление умения самостоя | тельно составлять связные высказывания.

    | 1. РАССКАЖИ СКАЗКУ. Задание направлено на выявле | ние умения ребенка составлять связное высказывание т; знакомому литературному произведению (сказке «Коло

    бок»). : Методика обследования: ребенка просят рассказат:

    сказку «Колобок», при затруднении взрослый помогав 1

    2. ПОСЧИТАЙ. Задание направлено на проверку умения согласовывать существительные с числительными.

    Методика обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каж­дый раз называя числительные и существительные. На­пример, одно яблоко, два яблока и т. д.

    Фиксируются: понимание задания; умение правильно согласовывать в речи существительное с числительным.

    3. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на выяв­ление умения согласовывать в речи местоимения и гла­голы.

    Методика обследования: взрослый предлагает ребенку изменить слова-глаголы шить, петь, танцевать, кра­сить, лететь в соответствии с местоимениями. Напри­мер: «Я иду, мы идем, они идут».

    Фиксируются: понимание задания; умение употреблять глаголы в правильной форме с учетом лица местоимения.

    4. НАЗОВИ. Задание направлено на выявление умения использовать имена существительные в правильной грам­матической форме.

    Оборудование: картинки с изображением леса зимой, летом, весной, осенью; зоопарка, цирка.

    Наглядный материал: набор № 4, рис. 371-376.

    Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки и ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты ви­дел в зоопарке (цирке)? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)

    Фиксируется: умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.

    Протокол обследования речи ребенка (возраст от 4 до 5 лет)

    Ф. И. ребенка _______________________________________________________________________

    Дата рождения __________________________Дата обследования__________________________

    1. Беседа (примерные вопросы)

    1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Когда ты завтракаешь? 4. Когда ты обедаешь? 5. Когда ты ужинаешь? 6. Для чего нужен светофор? 7. Что нужно делать, если горит красный свет? 8. Что нужно делать, если горит зелёный свет? 9. Какое сейчас время года? 10. Когда дети катаются на лыжах, санках и коньках? 11. Когда птицы вьют гнёзда и выводят птенцов? 12. Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им подарки?


    Нарушение произношения звуков раннего онтогенеза. Указать каких ________________________________

    2. Фонематический слух

    Повторить слоги:

    па-ба, ба-на, та-да, мя-ма, на-га, та-на, ка-га, ба-ма

    Показать на картинках:

    стол-стул, косы-козы, зуб-суп

    «Хлопни, если услышишь, «Р»:

    мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, стол, шар

    Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

    4. Слоговая структура слов

    Повторить слова:

    дом, снег, крыша, мостик, каша, хлеб, кошка, капуста, помидоры, мухомор, стакан, сковорода

    5. Лексика:

    Назвать картинки по основным лексическим темам:

    «Игрушки», «Фрукты», «Семья» и др.


    Назвать детёнышей животных на картинках:

    Утка, гусь, кошка, лиса

    Назвать действия мальчика (картинки)

    Умывается, моет руки, спит, играет, рисует, кушает

    Называет все действия, не знает названия некоторых действий, не знает названия большинства действий (нужное подчеркнуть)

    Цвета: белый, чёрный, синий, красный, жёлтый, зелёный

    Знает и называет все цвета, не знает названия некоторых цветов, не знает названия большинства предлагаемых цветов (нужное подчеркнуть)

    6. Грамматика:

      Существительные в Ип. ед. и мн. числа: стол - столы, кукла - …, глаз-…, рукав-…, ухо-…, лев-…, окно-

    Правильно образует формы всех предлагаемых существительных, допускает ошибки при образовании форм множественного числа 1-2 существительных, большинство форм образует неверно (нужное подчеркнуть)

      Согласование существительных с прилагательными

    Назвать признак предметов: Машина, мяч, платье

      Предлоги: назвать местонахождение предметов (в, на, под, за)

    Два брата играли в машину. Стали они друг у друга машину отнимать. Пришла мама. Забрала машину и машина стала ничья.

    Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Протокол обследования речи ребенка (возраст от 5 до 6 лет)

    1. Беседа (примерные вопросы)

    1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. В каком городе ты сейчас живешь? 4. В какие дни недели мы отдыхаем? 5. Какие звери живут в лесу? (3—5 слов) 6. Кого поздравляют 8 — го марта? 7. С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз? 8. Когда перелетные птицы улетают на юг? 9. На каком этаже ты живешь? 10. Что нужно делать, если ты собрался переходить улицу, но горит желтый свет светофора? 11. Какой сейчас месяц? 12. Какие ты знаешь сказки? (2—3 сказки)

    Беседу поддерживает активно, неактивно, отвечает адекватно, неадекватно, фразовая речь отсутствует (нужное подчеркнуть)

    2.Звукопроизношение – называние картинок (нужное подчеркнуть)

    С, Сь – нормальное произношение, межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «Ф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

    З, Зь - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «В», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

    Ц - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Тсь», замена на «С», замена на «Тшь», замена на «Тф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

    Ш - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение

    Ж - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение

    Ч - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Тсь», замена на «Щ», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

    Щ - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Сь», замена на «Ш», замена на «Т», отсутствие звука, боковое произношение

    Л - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Ль», замена на «j», замена на «Г», замена на «В», замена на «W», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

    Ль - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Вь», замена на «Гь», замена на «j», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

    Р - нормальное произношение, межзубное произношение, кучерское произношение, замена на «В», замена на «j», замена на «Л», замена на «Г», горловое произношение, одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение

    Рь - нормальное произношение, межзубное произношение, кучерское произношение, замена на «Вь», замена на «j», замена на «Ль», замена на «Гь», горловое произношение, одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение

    Г - нормальное произношение, замена на «Д», замена на «К», отсутствие звука

    К - нормальное произношение, замена на «Т», замена на «Г», отсутствие звука

    Х - нормальное произношение, замена на «К», отсутствие звука

    J - нормальное произношение, замена на «Ль», отсутствие звука

    2. Фонематический слух

    Повторить слоги: па-ба, ба-на, та-да, мя-ма, на-га, та-на, ка-га, ва-та, га-да, ба-ма

    Повторяет без ошибок, повторяет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

    Показать на картинках: мишка-миска, уточка-удочка, почка-бочка, зуб-суп

    Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

    3. Анализ звукового состава слова

    Выделить 1-ый гласный звук в словах: Аня, осы, Ира, утка

    Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

    4. Слоговая структура слов

    Повторить слова: помидоры, сквозняк, свисток, скворечник, аквариум, температура, сковорода

    Правильно и точно воспроизводит слова в предъявленном тем­пе, искажает звуко-слоговую структуру всех предложенных слов, искажает звуко-слоговую структуру лишь слов со стечением согласных (нужное подчеркнуть)

    5. Лексика:

      Назвать картинки по основным лексическим темам: «Игрушки», «Фрукты», «Семья» и др.

    Называет картинки по всем предложенным лексическим темам, не знает названия некоторых картинок, не знает названия большинства картинок (нужное подчеркнуть)

      Части предмета: тело: голова, ноги, руки, нос, грудь, шея, живот; одежда: рукав, воротник, пуговица; мебель: спинка, ножка, сиденье; автомобиль: дверца, руль, колёса, кабина

    Знает названия частей целого, не знает 1-2 названия, не знает названий частей целого (нужное подчеркнуть)

      Назвать детёнышей животных: зайца, белки, волка, медведя

    Знает названия детёнышей всех предлагаемых животных, не знает названия некоторых картинок, не знает названия большинства предлагаемых животных (нужное подчеркнуть)

      Глагольный словарь. Кто как кричит? Кто как передвигается?
      Цвета:основные+ кор., роз, гол, оранж.

    Знает и называет все цвета, не знает названия оттеночных цветов, не знает названия всех предлагаемых цветов (нужное подчеркнуть)

      Форма: круглый, квадратный, треугольный

    Представления о форме предметов сформированы, представления о форме предметов не сформированы (нужное подчеркнуть)

    6. Грамматика:

      Существительные в Ип. ед. и мн. числа: стол - столы, кукла - …, глаз-…, рукав-…, ухо-…, лев-…, окно-…, дерево-…, лист-…

    Правильно образует формы множественного числа всех предлагаемых существительных, допускает ошибки при образовании форм множественного числа 1-2 существительных, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

      Существительные в косвенных падежах без предлогов

    Договаривание предложений со словом карандаш в нужном падеже

    Правильно образует формы косвенных падежей, допускает 1-2 ошибки, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

      Согласование существительных с прилагательными. Назвать признак предметов: Машина, мяч, платье

    Правильно согласовывает существительные с прилагательными, допускает ошибки при согласовании существительных среднего рода, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

      Предлоги: назвать местонахождение предметов (в, на, под, за, около, перед, над)

    Понимает значение предлогов и правильно их употребляет, допускает ошибки при употреблении предлогов (нужное подчеркнуть)

      Уменьшительно-ласкательные формы существительных: стол, кукла, дом, кровать, нос, ложка

    Умеет правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы предлагаемых существительных, допускает незначительное количество ошибок при образовании уменьшительно-ласкательных форм предлагаемых существительных, не умеет образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (нужное подчеркнуть)

    7. Связная речь. Пересказ рассказа:

    Захотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а вода в нём была на самом дне. Галке никак не достать воды. Тогда она начала кидать в кувшин камни. Кидала, кидала и набросала так много, что вода поднялась, и галка смогла напиться.

    Пересказ полный, соответствует ситуации; пересказывает с помощью наводящих вопросов; отказывается пересказывать (нужное подчеркнуть)

    Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Протокол обследования речи ребенка (возраст от 6 до 7лет)

    Ф. И. ребенка ________________________________________________________________________

    Дата рождения ____________________________ Дата обследования _________________________

    1. Беседа (примерные вопросы)

    1. Как тебя зовут? 2. Сколько тебе лет? 3. Как зовут твоих родителей (маму и папу)? 4. Какой сегодня день недели? 5. Какой день недели был вчера? 6. Какой день недели будет завтра? 7.Назови своих любимых сказочных героев. 8. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг? 9. Какие города ты знаешь? 10. Какие деревья растут в лесу? 11. Какие животные дают нам молоко? 12. Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем? 13. Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или зимой? 14. Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?

    Беседу поддерживает активно, неактивно, отвечает адекватно, неадекватно, фразовая речь отсутствует (нужное подчеркнуть)

    2.Звукопроизношение – называние картинок (нужное подчеркнуть)

    С, Сь – нормальное произношение, межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «Ф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

    З, Зь - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на шипящие, замена на «В», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

    Ц - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Тсь», замена на «С», замена на «Тшь», замена на «Тф», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

    Ш - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение

    Ж - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на свистящие, отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение, губное произношение

    Ч - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Тсь», замена на «Щ», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

    Щ - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Сь», замена на «Ш», замена на «Т», отсутствие звука, боковое произношение

    Л - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Ль», замена на «j», замена на «В», замена на «Г», замена на «W», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

    Ль - нормальное произношение, межзубное произношение, замена на «Вь», замена на «j», замена на «Гь», отсутствие звука, боковое произношение, носовое произношение

    Р - нормальное произношение, межзубное произношение, кучерское произношение, замена на «В», замена на «j», замена на «Л», замена на «Г», горловое произношение, одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение

    Рь - нормальное произношение, межзубное произношение, кучерское произношение, замена на «Вь», замена на «j», замена на «Ль», замена на «Гь», горловое произношение, одноударное произношение, отсутствие звука, боковое произношение

    Г - нормальное произношение, замена на «Д», замена на «К», отсутствие звука

    К - нормальное произношение, замена на «Т», замена на «Г», отсутствие звука

    Х - нормальное произношение, замена на «К», отсутствие звука

    J - нормальное произношение, замена на «Ль», отсутствие звука

    Нарушение произношения звуков раннего онтогенеза. Указать каких________________________________

    2. Фонематический слух

    Повторить слоги: па-ба, та-да, ка-га, са-за, са-ша, за-жа, ца-ча, ла-ра

    Повторяет без ошибок, повторяет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

    Повторить цепочки слов: Мишка-миска-мышка, почка-бочка-дочка-точка, дом-том-ком

    Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

    3. Анализ звукового состава слова

    Выделить: 1-ый гласный звук в словах: Аня, осы, Ира, утка; 1-ый согласный: дом, рыба, волк;

    последний звук: суп, мак, кот; звуковой состав: Сыр, дом

    Выполняет без ошибок, выполняет с ошибками, не может выполнить (нужное подчеркнуть)

    4. Слоговая структура слов

    Повторить слова и предложения: сковорода, милиционер, космонавт, транспорт, аквариум, температура. Водопроводчик чинит водопровод. Милиционер стоит на перекрёстке.

    Правильно и точно воспроизводит слова в предъявленном тем­пе, искажает звуко-слоговую структуру всех предложенных слов, искажает звуко-слоговую структуру лишь слов со стечением согласных (нужное подчеркнуть)

    5. Лексика:

      Толкование значений слов: Клумба, пылесос, самокат

    Понимает и может объяснить значения всех слов, не знает значений некоторых, не может выполнить задание (нужное подчеркнуть)

      Обобщающие понятия по основным лексическим темам (картинки)

    Владеет обобщающими понятиями, не знает нескольких обобщающих понятий, не владеет обобщающими понятиями (нужное подчеркнуть)

      Части предмета: Тела: все части тела. Одежда: рукав, воротник, пуговица, манжета, петли. Мебель: сиденье, спинка, ножка, дверца, полка

    Знает названия частей целого, не знает 1-2 названия, не знает большинства названий частей целого (нужное подчеркнуть)

      Назвать детёнышей животных: Зайца, белки, волка, медведя, курицы, лошади, коровы, овцы

    Знает названия детёнышей всех предлагаемых животных, не знает названия некоторых картинок, не знает названия большинства предлагаемых животных (нужное подчеркнуть)

      Названия профессий (картинки): повар, учитель, художник, парикмахер, строитель, полицейский, пожарный, воспитатель, продавец

    Знает названия всех предлагаемых профессий, не знает названия некоторых картинок, не знает названия болшинства предлагаемых профессий (нужное подчеркнуть)

      Глагольный словарь. Знание названий действий по профессиям (ответы на вопросы типа «Что делает художник?»)

    Глагольный словарь в норме, не знает названия некоторых действий, не знает названия большинства действий (нужное подчеркнуть)

      Относительные прилагательные: Кожаный, стеклянный, морковный, бумажный, куриный, шерстяной

    Знает и называет все прилагательные, не знает названия некоторых, все прилагательные образует с ошибками (нужное подчеркнуть)

      Антонимы (картинки)

    Владеет , допускает 1-2 ошибки, не знает большинства антонимов (нужное подчеркнуть)

    6. Грамматика:

      Существительные в Ип. ед. и мн. числа: стол - столы, кукла - …, глаз-…, рукав-…, ухо-…, лев-…, окно-…, дерево-…, лист-…, перо-…, ведро-…

    Правильно образует формы множественного числа всех предлагаемых существительных, допускает ошибки при образовании форм множественного числа 1-2 существительных, большинство форм образует неверно (нужное подчеркнуть)

      Существительные в косвенных падежах без предлогов

    Договаривание предложений со словом карандаш в нужном падеже

    Правильно образует формы косвенных падежей, допускает 1-2 ошибки, большинство форм образует неверно (нужное подчеркнуть)

      Согласование существительных с прилагательными. Назвать признак предметов: Цыплёнок, яблоко, матрёшка

    Правильно согласовывает существительные с прилагательными, допускает ошибки при согласовании существительных среднего рода, все формы образует неверно (нужное подчеркнуть)

      Предлоги: назвать местонахождение предметов: в, на, под, за, над, перед, около, из-за, из-под, между

    Понимает значение предлогов и правильно их употребляет, допускает ошибки при употреблении предлогов (нужное подчеркнуть)

      Уменьшительно-ласкательные формы существительных: стол, кукла, дом, кровать, нос, ложка

    Умеет правильно образовывать уменьшительно-ласкательные формы предлагаемых существительных, допускает незначительное количество ошибок при образовании уменьшительно-ласкательных форм предлагаемых существительных, не умеет образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (нужное подчеркнуть)

      Образование притяжательных прилагательных

    Мамина, папина, бабушкина, лисья, заячья, медвежья, волчья

    Умеет образовывать притяжательные прилагательные, допускает 1-2 ошибки, все формы образует с ошибками (нужное подчеркнуть)

    7. Связная речь. Составление рассказа по серии картин «Нашли ежа»

    Причинно-следственные связи устанавливает верно, рассказ полный, соответствует ситуации, незначительно искажает смысл рассказа, рассказ последовательный, но недостаточно полный, причинно-следственные связи не устанавливает, рассказ в виде перечисления предметов или действий, отказывается от выполнения задания (нужное подчеркнуть)

    Заключение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рекомендации_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Светлана Яроцкая
    Протокол логопедического обследования

    Протокол обследования речевого развития

    (6-7 ЛЕТ)

    Ф. И. О. ребенка

    Дата рождения

    Устная речь : Общее звучание речи

    Выразительность : невыразительная, маловыразительная, норма ___

    Дыхание : верхнегрудное, диафрагмальное, смешанное

    Темп, ритм : замедленный, с замедлениями, быстрый,

    Запинки : клонические, тонические, клоно-тонические

    Дикция : чёткая, смазанная, ___

    Понимание речи : полное; достаточное; понимание на уровне слова; полное понимание простых инструкций и предложений из 3-4 слов; недостаточное многоступенчатых инструкций, длинных фраз, возрастной терминологии; недостаточное понимание вопросов падежей, вопросов по контексту предложения.

    Обследование связной речи :

    1. Исследование состояния словаря :

    1. Исследование состояния номинативного словаря :

    Предмет и его части

    чайник машина

    носик крышка ручка донышко

    стеночки кабина кузов фары колёса

    капот дверцы руль

    Обобщающие понятия

    яблоко, груша, банан, слива берёза, дуб, осина, ель

    олень, волк, барсук, медведь ручка, ластик, тетрадь, книга

    Назвать предметы, относящиеся к

    инструментам

    танспорт

    2. Исследование предикативного словаря (подбор действий к предметам)

    собака лошадь утка

    петух кошка корова

    Кто как передвигается

    собака червяк лошадь

    ворона рыба человек

    3. Исследование словаря признаков (подбор признаков к предметам по 5-6 слов)

    осень (какая)

    друзья (какие)

    вечер (какой)

    ведро (какое)

    Исследование антонимов

    день длинный ходить темно

    зима низкий говорить далеко

    холод широкий ссориться быстро

    Исследование синонимов

    лётчик шофёр

    врач Печаль(-ный)

    4. Исследование грамматического строя речи

    1. исследование навыков словообразования :

    Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    книга гриб хлеб

    стул воробей топор

    ведро ковёр кот

    Образование названий детёнышей

    у лисы у козы у лошади

    у коровы у собаки у медведя

    у свиньи у курицы у волка

    Образование глаголов префиксальным способом :

    вышел перешёл прошёл подошёл вошёл нашёл

    налил перелил вылил долил разлил полил

    Образование относительных прилагательных

    шкаф из дерева - кукла из резины -

    тетрадь из бумаги - шуба из меха -

    сапоги из кожи - сок из яблок -

    Образование притяжательных прилагательных (Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова) :

    у зайца - у козы -

    у свиньи - у лошади -

    у коровы - у медведя -

    2. Исследование навыков словоизменения :

    Образование существительных множественного числа :

    ухо- котенок-

    стол- ведро -

    книга- дерево -

    Употребление предлогов :

    НА ИЗ ЗА между

    С ПОД ИЗ-ЗА рядом

    В ИЗ-ПОД НАД слева/справа

    падежные конструкции :

    В. п. - вижу Р. п. - нет Д. п. - дам Т. п. - любуюсь П. п. - думаю о

    Согласование существительных с числительными :

    Согласование существительных с местоимениями «мой, моя, моё»

    солнце очки окно

    мишка дом ложка

    пирамидка брюки яблоко

    5. Фонематическое восприятие : Повтори :

    ба – па - ба та – да - та

    ка – кя - ка Уточка - удочка

    Исследование фонематических представлений

    Подбор слов на заданный звук :

    исследование возможности фонематического анализа

    6. Слоговая структура

    Исследование возможности воспроизведения слов

    строительство велосипедист

    часовщик сковорода

    аквалангист аквариум

    мотоциклист экскаватор

    Исследование навыка слогового анализа .

    кит вишня виноград

    Придумывание слов из слогов в количестве :

    Один слог Два слога Три слога

    Исследование возможности воспроизведения предложений :

    Регулировщик регулирует движение.

    Водопроводчик чинит водопровод.

    Чистильщик чистит обувь.

    6. Звукопроизношение :

    В речи : _

    Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений : (самостоятельность, наблюдательность, работоспособность, устойчивость внимания ит. д.) ___

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ логопеда : ___

    Дата обследования : Подпись специалиста :___ Яроцкая С. С.

    Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования ______________________

    Ф.И. ребенка____________________________________________________________________________

    1. Беседа: Как тебя зовут?______________Сколько тебе лет?______________

    А знаешь ли ты свой день рождения? (в какое время года празд­нуют твой день рождения) ______________

    Знаешь ли ты свой домашний адрес?__________________________________________________________

    На чем ты добираешься до детского сада?_____________________________________________________

    Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?______________________________________________________

    2. Рассказывание стихотворного текста , уровень сложности , правильность, выразитель­ность, громкость)_________________________________________________

    Общее звучание речи: Темп___________________ Голос__________________

    Разборчивость___________________ Дыхание____________________________

    1.

    а) Повествовательный рассказ

    Расскажи о том, как ты ходил в цирк, (зоопарк, отдыхал летом и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребён­ка) ________________________________________________________________________

    _______

    б) Рассказ-описание. Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, папина машина и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от инте­ресов ребёнка)? Составь о ней рассказ.

    _________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    3. (пред­лагается при неуспешном выполнении п. 1)

    Посмотри на картинку и составь рассказ

    ___________________________________________________________________________________

    Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рас­сказ____________________________________________________________________________________

    в) Описательный рассказ (с опорой на картинку) . Придумай загадку про кого-то из зверей (Выполняется по об­разцу логопеда)____________________________________________________________-__________________________________________________________________________________________

    4. Пересказ. Перескажи сказку

    Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда на­ступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и. . . увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсю­да, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули

    ___________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    (по картинкам)

    У потребление

    Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

    1. Словоизменение.

    Р.п. Чего много в лесу?

    Откуда осенью падают листья?

    Д.п. Кому нужна удочка?

    К кому ты любишь ходить в гости?

    В.п. Кого ты видел в зоопарке? Цирке?

    Т.п. Чем подметают? Чем рисуют?

    П.п. На чём катаются дети зимой?

    под коробком-

    между коробками-

    перед коробком-

    на коробке-

    за коробком-

    в коробке-

    из-под коробка –

    из коробка-

    из-за коробка-

    Где находится божья коровка?

    Откуда выгля­дывает?

    Покажи, где коровка...

    Жёлтый мяч

    Жёлтая майка

    Жёлтое яблоко

    Красная роза

    Красное кресло

    Красный флаг

    Назови пред­мет и скажи, какой он по цвету

    О каком пред­мете я говорю

    Жёлтый... Жёлтая... Жёлтоё ...

    Красная... Красное... Красный...

    Цыплёнок

    Матрёшка

    2. Словообразование.

    У кошки –

    У собаки –

    У медведицы

    У коровы –

    У волчицы -

    Назови дете­нышей живот­ных

    Ложка из дерева - деревянная

    Аквариум из стекла -

    Перчатки из кожи -

    Шапка из шерсти -

    Калоши из резины –

    Шуба из меха -

    Медведь -

    Чей хвост? Чья голова?

    Зеркало -

    Назови ласково

    Наливает -

    Выливает -

    Переливает -

    Поливает -

    Что делает мальчик?

    «Вставляет стекла - стекольщик»

    Кладет печь –

    Чинит сапоги -

    Играет в хоккей -

    Васю рисует Митя. Кто художник?

    Дедушка провожает внука. Кто уезжа­ет?

    Мальчик бежит за собакой. Кто бежит впереди?

    Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?

    Петя пошёл в кино после того, как про­читал книгу. Что он сделал раньше - пошёл в кино или прочитал книгу?

    Употребление не обследуется

    5. (по картинкам).

    Назови эти предметы. Назови их одним словом.

    инструменты : пила__________топор____________ молоток___________

    ножницы_________иголка__________щипцы___________

    транспорт: автобус__________автомобиль__________троллейбус_________

    трамвай_________поезд_________самолёт__________

    Учебные принадлежности: пенал__________портфель_________карандаш

    Ручка_________линейка__________книга___________

    Бытовая техника: пылесос_________утюг_________телевизор__________

    Телефон___________лампа_________магнитофон__________

    Профессии: врач______учительница_________продавец_________шофёр_________повар______ маляр

    6. Словарь действий (по картинкам).

    Что делает:

    Портниха - Лётчик -

    Продавец - Повар -

    Художник- Почтальон-

    3. Слова-антонимы (по картинкам).

    Скажи наоборот

    большой- кислый-

    высокий- широкий-

    длинный -

    плачет- прилетела-

    поднимается - входит-

    открывает-

    V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

    2. Повторить предложения:

    Велосипедист едет на велосипеде.____________________________________________________

    Мотоциклист едет на мотоцикле._____________________________________________________

    Лариса смотрит телевизор.__________________________________________________________

    На перекрестке стоит регулировщик. _________________________________________________

    Экскурсовод проводит экскурсию.____________________________________________________

    3. Повторить слова

    Светофор ____________ Автобус ___________ Пистолет ____________ Карандаш____________ Вертолет _________ Цыпленок_________ пуговица___________ Паутина ___________ Самокаты__________ Черепаха_________ _ Кукуруза _ Гусеница____________Кружка________ Свечка __________ Кнопки_________ Кресло________ Звезда ________ Свекла

    Скакалка__________Перчатки________Игрушки________Кисточка________Ласточка________Расческа

    VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

    Назови картинку (при затруднении в самостоятельном называ­нии картинок используется отраженное повторение слов):

    Самолет синица

    Заяц земляника

    цыпленок

    яблоко лодка лимон

    ромашка редис ананас

    динозавр паровозик

    баклажан

    4. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

    Повтори слоги: а) цепочки из трёх слогов:

    да-та-да та-та-да

    ма-на-на на-на-ма

    ба-па-ба па-ба-па

    са - да - ца ца - са - ца

    б) цепочки из двух слогов (предлагается при неуспешном повторении цепочек из трёх слогов):

    Да-та та-да па-ка ка-па

    ма-на на-ма па-ба ба-па

    2. Дифференциация звуков:

    Выбери картинку на звук:

    Забор шарф часы лодка

    Самокат жираф цветы рубашка

    Собака жук щипцы рак

    Цепь щётка чайник ложка

    Замок шприц чашка рыбы

    Шуба шуба телефон лук

    Шапка слон шахматы робот

    Самолёт щипцы цыплёнок

    Цыплёнок

    3. Хлопни в ладоши на звук:

    «С» - С, А, М, С, 3, С, Ц, Ш, С «Ш» - Ш, Н, Р, ш, щ, ч, ш, ж «Ч» - Ч, И, Ч, Ц, Щ. Ч, Ш, Ть, ч

    VIII. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

    5.

    Сколько звуков в слове? Назови их по порядку.

    волк шапка

    6. Выделение начального звука в слове Какой первый звук ты слышишь ?

    мак осы трава

    утка булка иголка

    7.

    Какой звук ты слышишь в конце слова?

    дом коса лук

    перо палец маки

    8.

    Где находится звук «М» в словах (в начале, конце или середине)?

    мак. сумка, дом

    лимон, сом, муха

    9. Анализ на уровне слога Раздели слог на звуки

    ам, оп, ик

    ва, пи, ду

    Строение артикуляционного аппарата: губы_____________ зубы__________прикус________язык_

    Уздечка__________твёрдое и мягкое нёбо____________________________________________

    Мимические движения:

    Движение оскаливания___________ надувание щек___________

    Наморщивание_________нахмуривание _____________

    Подвижность артикуляционного аппарата:

    губы : улыбочка трубочка оскал бублик трубочка - улыбочка

    язык: лопаточка иголочка

    высунуть язык на нижнюю губу высунуть язык на верхнюю губу

    горка парус грибок чашечка часики качельки

    «цоканье» кончиком обвести губы_

    мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте___________________________________

    Учитель-логопед__________________________________________________________________________

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Протокол логопедического обследования (6-7 лет)

    Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования ______________________

    Ф.И. ребенка____________________________________________________________________________

    I. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ

    1. Беседа: Как тебя зовут?______________Сколько тебе лет?______________

    А знаешь ли ты свой день рождения? (в какое время года празднуют твой день рождения) ______________

    Знаешь ли ты свой домашний адрес?__________________________________________________________

    На чем ты добираешься до детского сада?_____________________________________________________

    Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?______________________________________________________

    1. Рассказывание стихотворного текста (рассказывает - не рассказывает , уровень сложности , правильность, выразительность, громкость)_________________________________________________

    Общее звучание речи: Темп___________________ Голос__________________

    Разборчивость___________________ Дыхание____________________________

    И. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

    1. Составление рассказа по представлению

    а) Повествовательный рассказ

    Расскажи о том, как ты ходил в цирк, (зоопарк, отдыхал летом и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка) ________________________________________________________________________

    б) Рассказ-описание. Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, папина машина и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка)? Составь о ней рассказ.

    ______

    ___________________________________________________________________________________

    1. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п. 1)

    а) Рассказ по сюжетной картинке . Посмотри на картинку и составь рассказ

    __________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    б) Рассказ по серии сюжетных картинок . Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ____________________________________________________________________________________

    в) Описательный рассказ (с опорой на картинку) . Придумай загадку про кого-то из зверей (Выполняется по образцу логопеда)____________________________________________________________-__________________________________________________________________________________________

    1. Пересказ. Перескажи сказку

    Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и. . . увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули

    ___________________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    III. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

    (по картинкам)

    У потребление

    Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

    1. Словоизменение.

    стол

    лист

    ухо

    перо

    Что это? Нет чего (закрывая картинку со множеством предметов) ?

    Р.п. Чего много в лесу?

    Откуда осенью падают листья?

    Д.п. Кому нужна удочка?

    К кому ты любишь ходить в гости?

    В.п. Кого ты видел в зоопарке? Цирке?

    Т.п. Чем подметают? Чем рисуют?

    П.п. На чём катаются дети зимой?

    в) Предложно-падежные конструкции:

    под коробком-

    между коробками-

    перед коробком-

    на коробке-

    за коробком-

    в коробке-

    из-под коробка –

    из коробка-

    из-за коробка-

    Где находится божья коровка?

    Откуда выглядывает?

    Покажи, где коровка...

    Жёлтый мяч

    Жёлтая майка

    Жёлтое яблоко

    Красная роза

    Красное кресло

    Красный флаг

    Назови предмет и скажи, какой он по цвету

    О каком предмете я говорю

    Жёлтый... Жёлтая... Жёлтоё ...

    Красная... Красное... Красный...

    д) согласование сущ. с числит.:

    «Сколько предметов изображено на каждом рисунке?»

    Цыплёнок

    Матрёшка

    Ведро

    Понимание не обследуется 1 2 5

    2. Словообразование.

    а) образование названий детенышей животных:

    У кошки –

    У собаки –

    У медведицы

    У коровы –

    У лошади

    У волчицы -

    Назови детенышей животных

    б) образование относительных прилагательных:

    Ложка из дерева - деревянная

    Аквариум из стекла -

    Перчатки из кожи -

    Шапка из шерсти -

    Калоши из резины –

    Шуба из меха -

    в) образование притяжательных прилагательных:

    Лиса-

    Волк -

    Медведь -

    Кошка -

    Заяц-

    Чей хвост? Чья голова?

    г) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    Дерево -

    Окно –

    Ящик-

    Зеркало -

    Платье -

    Звезда -

    Назови ласково

    д) образование глаголов с помощью приставок:

    Наливает -

    Выливает -

    Переливает -

    Поливает -

    Что делает мальчик?

    е) образование слов, обозначающих профессию, с помощью суффиксов:

    «Вставляет стекла - стекольщик»

    Кладет печь –

    Чинит сапоги -

    Играет в хоккей -

    3. Понимание синтаксических конструкций.

    Васю рисует Митя. Кто художник?

    Дедушка провожает внука. Кто уезжает?

    Мальчик бежит за собакой. Кто бежит впереди?

    Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?

    Петя пошёл в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше - пошёл в кино или прочитал книгу?

    Употребление не обследуется

    IV. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ.

    1. Конкретные существительные и обобщающие слова (по картинкам).

    Назови эти предметы. Назови их одним словом.

    инструменты : пила__________топор____________ молоток___________

    ножницы_________иголка__________щипцы___________

    транспорт: автобус__________автомобиль__________троллейбус_________

    трамвай_________поезд_________самолёт__________

    Учебные принадлежности: пенал__________портфель_________карандаш

    Ручка_________линейка__________книга___________

    Бытовая техника: пылесос_________утюг_________телевизор__________

    Телефон___________лампа_________магнитофон__________

    Профессии: врач______учительница_________продавец_________шофёр_________повар______ маляр

    1. Словарь действий (по картинкам).

    Что делает:

    Портниха - Лётчик -

    Продавец - Повар -

    Художник- Почтальон-

    3. Слова-антонимы (по картинкам).

    Скажи наоборот

    большой- кислый-

    высокий- широкий-

    длинный -

    плачет- прилетела-

    поднимается - входит-

    открывает-

    V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

    1. Повторить предложения:

    Велосипедист едет на велосипеде.____________________________________________________

    Мотоциклист едет на мотоцикле._____________________________________________________

    Лариса смотрит телевизор.__________________________________________________________

    На перекрестке стоит регулировщик. _________________________________________________

    Экскурсовод проводит экскурсию.____________________________________________________

    1. Повторить слова (с опорой на картинки) (предлагается, если не выполняется п. 1.)

    Светофор ____________ Автобус ___________ Пистолет ____________ Карандаш____________ Вертолет _________ Цыпленок_________ п уговица___________ Паутина ___________ Самокаты__________ Черепаха_________ _ Кукуруза _ Гусеница____________Кружка________ Свечка __________ Кнопки_________ Кресло________ Звезда ________ Свекла

    Скакалка __________ Перчатки ________ Игрушки ________ Кисточка ________ Ласточка ________ Расческа

    VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

    Назови картинку (при затруднении в самостоятельном назывании картинок используется отраженное повторение слов):

    Самолет синица

    Заяц земляника

    цыпленок

    шапка

    желудь

    шегол

    чайник

    яблоко лодка лимон

    ромашка редис ананас

    гусь

    динозавр паровозик

    огурец

    мышь

    баклажан

    плащ

    мяч

    сарай

    стол

    медаль

    помидор

    букварь

    с’

    з’

    л’

    лиса

    персик

    мимоза

    корзина

    курица

    груша

    ножи

    овощи

    кабачок

    майка

    кукла

    коляска

    торт

    перец

    VII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

    Замок шприц чашка рыбы

    Шуба шуба телефон лук

    Шапка слон шахматы робот

    Самолёт щипцы цыплёнок

    Лопата

    Цыплёнок

    3. Хлопни в ладоши на звук:

    «С» - С, А, М, С, 3, С, Ц, Ш, С «Ш» - Ш, Н, Р, ш, щ, ч, ш, ж «Ч» - Ч, И, Ч, Ц, Щ. Ч, Ш, Ть, ч

    VIII. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

    1. Определение количества и последовательности звуков в словах:

    Сколько звуков в слове? Назови их по порядку.

    мак вата

    волк шапка

    1. Выделение начального звука в слове (п.2-5 предлагаются при неуспешном выполнении п.1) Какой первый звук ты слыши шь ?

    мак осы трава

    утка булка иголка

    1. Выделение конечного звука в слове:

    Какой звук ты слышишь в конце слова?

    дом коса лук

    перо палец маки

    1. Определение места звука в слове:

    Где находится звук «М» в словах (в начале, конце или середине)?

    мак. сумка, дом

    лимон, сом, муха

    1. Анализ на уровне слога (выполняется по образцу логопеда) Раздели слог на звуки

    ам, оп, ик

    ва, пи, ду

    IX. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

    Строение артикуляционного аппарата: губы_____________ зубы__________прикус________язык_

    Уздечка__________твёрдое и мягкое нёбо____________________________________________

    Мимические движения:

    Движение оскаливания___________ надувание щек___________

    Наморщивание_________нахмуривание _____________

    Подвижность артикуляционного аппарата:

    губы : улыбочка трубочка оскал бублик трубочка - улыбочка

    язык: лопаточка иголочка

    высунуть язык на нижнюю губу высунуть язык на верхнюю губу

    горка парус грибок чашечка часики качельки

    «цоканье» кончиком обвести губы_

    мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте___________________________________

    Учитель-логопед__________________________________________________________________________



    I. Предварительное собеседование


    1. Как тебя зовут? _______________________________________________________________

    Сколько тебе лет? _______________________________________________________________

    Как зовут твоих родителей?_______________________________________________________

    В каком городе ты живешь?________________________________________________________

    На каком этаже ты живешь?________________________________________________________

    В какие дни недели мы отдыхаем?________________________________________________

    С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз?__________________________________

    Какие ты знаешь сказки?_________________________________________________________

    2. Альбом Володиной

    1) Формы (с.4)-__________________________________________________________________

    Цвета (с.4)-__

    2) «Четвертый лишний» (с.11)-____________________________________________________

    3) Времена года (с.12-13)-________________________________________________________

    4) Дни недели: сегодня _____________вчера________________завтра_________________

    5) Время суток (с.14):утро __________день__________вечер__________ночь___________


    II. Звуковая культура речи


    1. Звукопроизношение (Альбом Иншаковой)

    С

    З

    Л

    Р


    Н

    М

    Т

    Д

    К

    Г

    Х

    В

    Ф



    Т ’/Ч

    Р/ j

    Р ’/ j

    Л /j

    Л ’/j


    САША____
    ШОССЕ___
    ШЕСТЬ___

    САМЕЦ___
    ЦИТРУС___
    ГОСТИНИЦА___

    РУЛОН___
    ГОРЛО___
    БЕРЛОГА___

    РЕЙКА___ КОРЕЙКА___
    ПЕРЕКРЕСТОК__

    ЛИНЕЙКА___
    УЛЕЙ___
    АЛЛЕЯ___

    ЗАЖИМ___
    ЖЕЗЛ___
    ЗАЖИГАЛКА___

    ПТИЧКА___
    АПТЕЧКА___
    ПТЕНЧИК___

    РАЙ___
    ЯРМАРКА___
    РАЙОН___

    ЛАЙКА___
    ЯБЛОКО___
    СЛОЙКА___

    Примечание: ___________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    2. Фонематический слух


    слоги

    Примечание: ___________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    3. Слоговая структура слова

    КЛУБНИКА______________________________________
    ЭСКАЛАТОР_____________________________________
    ЭСКАВАТОР_____________________________________
    АРХИТЕКТОР____________________________________
    ВОДОПРОВОДЧИК_______________________________
    РЕГУЛИРОВЩИК_________________________________
    АЭРОПОРТ_______________________________________
    АЭРОДРОМ______________________________________
    ЧЕРТЕЖНИК_____________________________________
    ШЛАГБАУМ______________________________________
    КОРАБЛЕКРУЧЕНИЕ______________________________
    ПИШУЩАЯ МАШИНКА___________________________

    Примечание: ___________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    

    III. Словарный запас (лексика) альбом Иншаковой



    1. Части тела

    15. Инструменты

    2. Игрушки

    16. Техника

    17. Школьные принадлежности

    18. Спортивный инвентарь

    19. Строительные машины

    9. Дикие животные

    10. Домашние животные

    24. Головные уборы

    11. Деревья

    25. Профессии

    26. Музыкальные инструменты

    13. Продукты

    27. Насекомые

    14. Транспорт

    28. Оружие

    Примечание: ___________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________


    IV. Грамматический строй речи (Альбом Володиной)


    1. Понимание предлогов (с.18-21)_________________________________________________

    2. Множественное число существительного (с.22-23)_________________________________

    3. Множественное число глагола (с.24)_____________________________________________

    4. Образование приставочных глаголов (с.25)________________________________________

    5. Образование уменьшительно-ласкательной формы (с.26-27)_________________________

    6. Образование прилагательных от существительных (с.38-39)________________________

    7. Падежи (с.40-46):

    Винительный________________________________________________________________

    Предложный_________________________________________________________________

    Дательный___________________________________________________________________

    Творительный________________________________________________________________

    Родительный един. и множ.числа_______________________________________________

    8. Согласование существительного с числительным (с.46-47)_____________________

    9. Антонимы (с.56-57)_________________________________________________________

    10. Образование притяжательных прилагательных (с.58-59)________________________

    11. Звуковой анализ слов (с.69)______________________________________________


    Примечание: ___________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________


    V. Связная речь (Альбом Володиной)

    1. Составление рассказа по картине (с.72)___________________________________

    2. Пересказ (с.74)______________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________

    3. Составление рассказа по серии картинок (с. 77)___________________________________

    ___________________________________________________________________________________

    ___________________________________________________________________________________


    Примечание: ___________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________


    Заключение: __________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________________


    Анкетные данные


    Ф.И. ребенка ________________________________ Дата рождения ___________________

    Посещение детского сада ____________________ с какого возраста ____________________

    Наличие других детей в семье ___________________________________________________

    Особенности речи родителей и близких родственников в семье ________________________

    __________________________________________________________________________________


    Анамнез


    Беременность (какая по счету)___________________________________

    Протекание беременности (токсикоз: 1 половина, 2 половина; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции, интоксикации, гемолитическая болезнь)______________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)__________________

    __________________________________________________________________________________

    Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)______________________

    Обезболивание (местная, общая, эпидуральная анастезия)________________________

    Когда закричал ребенок______________________________________________________

    Наличие асфиксии (белая, синяя)_______________________________________________

    Вес и рост при рождении_______________________________________________________

    Грудное вскармливание до_____________________________________________________


    Раннее развитие


    Стал держать голову____________(N-1,5мес), стал сидеть____________________(N-6мес)

    Стал ходить________________(N-11/12мес), появились первые зубы___________(N 6-8мес)

    Использовали соску до__________________________


    Перенесенные заболевания


    (тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре, испуги)

    До года_________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    От года до трех лет______________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________________

    Заключение акулиста__________________________________________________________

    Заключение отоларинголога________________________________________________________

    Заключение психиатра________________________________________________________


    Раннее речевое развитие


    Гуление________________________________________________________________(N-2/3мес)

    Лепет__________________________________________________________________(N-4/8мес)

    Первые слова___________________________________________________________(N-12 мес)

    Первые фразы___________________________________________________________(N-1,5-2г)

    Замена слов жестами____________________________________________________________

    Отношение ребенка к речевому дефекту__________________________________________

    Занимались с логопедом в возрасте_______________________В течение________________

    Результаты логопедической работы__________________________________________________


    Анатомическое строение речевого аппарата


    Губы: N, прохейлия (толстая в.), расщелина, рубец
    Зубы: N, вне челюстной губы, отсутствие, отсутствие, двойной ряд
    Твердое нёбо: N, расщелина, рубец, высокое
    Мягкое нёбо: N, укороченное, раздвоенное, малоподвижное, отсутствие маленького язычка
    Прикус: N, прогнатия, прогения, боковой открытый (правосторонний, левосторонний)
    Язык: N, макроглассия, микроглассия
    Уздечка : N, укороченная, утолщенная, отсутствие, подрезанная



    Похожие статьи