• Проект "Современный подход к работе с родителями " и презентация. Проект «творческое взаимодействие с родителями в доу

    21.07.2019

    Суть инициативы

    Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.

    1.Расширить педагогические знания и умения родителей; откорректировать трудности в семейных отношениях.

    2.Воспитать здорового, развитого ребенка, которого любят и о котором заботятся.

    а/ Реализовывать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.

    б/ Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.

    в/ Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей.

    г/ Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.

    д/ Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их авторитета.

    Обоснование значимости

    Мы уверены, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Мы должны уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Мы считаем, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего дошкольного учреждения и семьи на длительный период пребывания ребенка в детском саду.

    Поэтому каждый учебный год мы начинали со встречи, на которой освещали закономерности развития ребенка, учили родителей рационально организовывать деятельность детей, а также видеть и оценивать себя как педагога. Мероприятия планировали в зависимости от приоритетного направления деятельности ДОУ и потребностей родителей. Подключали родителей к проведению различных мероприятий. Приглашали для консультаций специалистов: врачей, психолога, музыкального руководителя и др. Главное, что эти встречи проходили в неформальной обстановке. Мы старались не увлекаться теорией вопроса, а преподносили материал в доступной убедительной форме, опираясь на имеющийся у родителей опыт.

    Ожидаемый результат

    1.У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.

    2. Как в группе, так и в семье появится благоприятная предметно – развивающая среда для детей.

    3.Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.

    Пути реализации

    Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия всех участников проекта

    Состав участников

    Дети, родители, воспитатели

    Срок реализации проекта

    Вид проекта

    Ролево-игровой

    Исходные теоретические положения

    Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.

    Современная семья – это еще и разные формы совместного проживания людей. Мы не пытаемся передать всем единую систему воспитания детей, а стараемся поддержать то лучшее, что уже делает или готова делать каждая семья для своего ребенка. Мы провели анализ состава семей своей группы и выявили, что разница в возрасте родителей довольно значительна: от23 до 43 лет. Поэтому пришлось учитывать эту особенность при работе над проектом: с одной стороны помогать молоды формировать взаимоотношения с детьми, с другой – учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей в возрасте. Также обнаружилось, что материальный и социальный статус родителей неоднороден. Мы столкнулись с проблемой, когда родители неохотно выполняли наши просьбы и поручения, отмахивались, что им некогда заниматься с ребенком, а ведь это очень важно для малыша.

    Родителям был предложен ряд анкет по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.

    Анализ собранных анкетных данных позволил нам построить собственную систему взаимодействия с родителями и детьми. Отбор форм работы с семьей преследовал своей целью более полное и активное включение родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает организовать адресную помощь родителям, осуществлять дифференцированное и индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников.

    Распределение деятельности

    План совместной работы с семьей на учебный год

    Формы работы Задачи Сроки Ответственные
    1 Выставка “Умелые руки” Пополнить развивающую среду в группе Январь Родители

    Воспитатели

    2 Семейный досуг “Какой хороший папа” Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений. Февраль Воспитатели
    3 Визитка семьи: фото, герб, девиз, любимые кулинарные рецепты Привлекать родителей к совместной деятельности в семье Февраль Родители
    4 Праздник “Мамин день” Воспитывать любовь и доброе отношение к маме Март Воспитатели

    Родители

    5 Встреча со специалистами “Теплый дом” Помогать родителям поддерживать и развивать творческие способности у детей Апрель Воспитатели

    Муз.рук-ль

    Инструктор ИЗО

    6 Детско-родительская гостиная “Я, семья, род, народ” Воспитывать патриотизм и толерантность Апрель Воспитатели
    7 Выставка “У мамы руки золотые” Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе Май Мамы

    Воспитатели

    8 Международный день семьи. Семейный час “Смотрясь в семью, как в зеркало” Предложить родителям подумать, чего они хотели бы не только для своего ребенка, но и для себя Май Родительский комитет

    Воспитатели

    9 Экологический субботник “Огород” и благоустройство участка Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны “Огород” и группового участка Май - июнь Воспитатели

    Родители

    10 День защиты детей. День добрых дел “В гостях у сказки” Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение Июнь Родительский комитет
    11 Выставка комнатных растений “Цветоград” Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства Июль Родители
    12 Книжка – ширма “Телевидение входит в жизнь малыша” Помогать родителям в правильном выборе телепередач, мультфильмов Август Старший

    воспитатель

    Психолог

    13 Выставка композиций из цветов, овощей и природного материала “Это нам подарило лето” Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ Сентябрь Родители
    14 Выпуск газеты “Неразлучные друзья – взрослые и дети” Отразить в газете наиболее яркие события, происходящие в группе Сентябрь Воспитатели

    Родительский

    15 Альбом – эстафета “Чем занять ребенка в выходной день” Повысить педагогические знания родителей Сентябрь Родители

    Воспитатели

    16 Консультация “Чем и как занять ребенка дома” Заинтересовать родителей данной проблемой Октябрь Воспитатели
    17 Беседа “Если хочешь быть здоров” Содействовать здоровому образу жизни в семье воспитанников Октябрь Врач

    Ст. медсестра

    18 День матери. Ток – шоу “Искусство – любить детей” Помочь родителям в воспитании детей Ноябрь Воспитатели

    Психолог

    19 Всемирный День ребенка. Беседа “Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его” Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам Ноябрь Воспитатели

    Родители

    Ст. воспитат.

    20 Конкурс “Семья года” Выявить победителя конкурса “Семья года” Декабрь Воспитатели

    Работники библиотеки

    21 Новогодний праздник Доставить детям радость и удовольствие Декабрь Воспитатели

    Родители

    Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта

    Мониторинг;

    Мероприятия (групповые и общесадовские);

    Анализ родительских анкет;

    Праздники и развлечения;

    Протокола родительских собраний и консультаций.

    Методические разработки

    Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольное образование”, “Обруч”.

    Методы и технологии

    Анкетирование, опрос, беседы, наблюдения;

    Детско-родительские гостиные;

    Методы ТРИЗ;

    Методы психофизического сопряжения;

    Интеграция;

    Театрализованная деятельность;

    Метод КТД.

    Необходимые условия реализации проекта

    1.Интерес детей и родителей.

    2.Наличие необходимой литературы.

    3.Интеграция со специалистами и другими работниками детского сада.

    Предложения по возможному распространению проекта

    В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. Это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка.

    Мы очень надеемся, что проводимая нами работа, поможет во взаимодействии с семьей, в развитии и воспитании ребенка, даст толчок к появлению новых форм совместной деятельности детского сада и родителей воспитанников. Итогом нашего проекта стало создание на базе нашего детского сада районного клуба “Молодая семья”. Это перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

    Разработчик проекта:

    воспитатель старшей группы № 5

    Попова Л.Е.

    2013 – 2014 учебный год

    Пояснительная записка

    Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.

    В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

    Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.

    Актуальность проблемы . Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

    Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

    Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:

      Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.

      Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

    Основные принципы организации работы с семьей:

    открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

      сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

      отсутствие формализма в организации работы с семьей;

      создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

      диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

    Ожидаемые результаты :

    1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

    2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

    3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

    4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

    Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников .

    Традиционные :

    1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.

    2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;

    3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.

    Нетрадиционные :

    1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);

    2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)

    3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;

    4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;

    5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

    Проектная часть

    Тип проекта : долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный

    Цель проекта : организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство

    Задачи проекта :

    Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

    Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;

    Повышение педагогической культуры родителей;

    Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

    Развитие творческих способностей детей и родителей.

    Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.

    Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.

    Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и родители.

    Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

    Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2013-2014 год

    месяц

    мероприятие

    ответственные

    сентябрь

    Оформление стендов и другой наглядной агитации

    Сбор сведений о родителях

    Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ

    Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ детей 5-6 лет»

    Консультация логопеда «Все о развитии детской речи»

    Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

    Фотовыставка «Как я провел лето»

    Фотоальбом «Моя семья»

    Конкурс поделок «Природа вокруг нас»

    Воспитатели

    Воспитатели

    Воспитатели

    воспитатели

    Логопед

    Воспитатели

    Родители, воспитатели

    родители

    октябрь

    Спортивное развлечение «Веселые старты»

    Консультация «Грипп. Меры профилактики»

    Конкурс поделок «Полицейский дядя Степа»

    Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»

    Развлечение «Праздник осени»

    Физ.руководитель

    Родители

    Медсестра

    Муз.руководитель

    ноябрь

    Выставка рисунков «Выходные в семье»

    Консультация «Одежда детей в группе»

    Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»

    Родительское собрание «С любовью к маме»

    Родители

    воспитатели

    декабрь

    Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.

    Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.

    Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.

    Проведение новогоднего праздника.

    Воспитатели

    Родкомитет

    Родители

    Муз.руководитель

    январь

    Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

    Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

    Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»

    Воспитатели

    Родители

    воспитатели

    февраль

    Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

    Выставка детских рисунков «Мой папа»

    Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

    Воспитатели, медсестра

    Родители

    воспитатели

    март

    Фотовыставка «Моя любимая бабушка»

    Родительское собрание

    Папка-передвижка «Традиции и культура Сыктывдинского района»

    Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться»

    Родители

    Воспитатели

    воспитатели

    Воспитатели

    апрель

    Фотовыставка «Все профессии важны…»

    Консультация «Все о компьютерных играх»

    Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»

    Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.

    Родители

    Воспитатели

    воспитатели

    Воспитатели

    май

    Выставка творческих работ «Этот День Победы»

    Праздник «Этот День Победы»

    Родительское собрание «Итоги года»

    Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»

    Выставка детского творчества «Ах, лето!»

    Родители

    Муз.руководитель

    Воспитатели

    Медсестра

    родители

    Цели мероприятий, проводимых с родителями:

    цели

    мероприятия

    Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.

    Информационные общие стенды, оформление родительских уголков

    Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.

    Анкетирование родителей

    Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы

    Родительские собрания в группах: организационное «Что должен знать ребенок 5-6 лет»; « С любовью к маме»; «Итоги года»

    Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Традиции и культура Сыктывдинского района»,

    Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности

    Организация выставок работ детей и родителей: 1) конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками

    2) Выставка рисунков «Выходные в семье», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!»

    3) фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны»

    4) привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной

    Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста

    Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»,

    Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

    Совместное проведение праздников: «Веселые старты», «Праздник осени», «Новогодний праздник»,

    Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ

    Ознакомительные беседы

    Анализ информации о семьях дошкольников

    Сбор сведений о родителях

    Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома

    Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!»

    Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка

    Консультации логопеда

    Этапы работы

    1. «Этап общественного мнения ». Срок проведения: сентябрь 2013-2014 учебного года.

      Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;

      Составление перспективного плана мероприятий;

      Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.

    2 . «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми. Срок проведения: октябрь – апрель 2013-2014 уч.гг.

    Формы проведения мероприятия:

    Родительские собрания

    Папки-передвижки

    Выставки творческих работ детей и родителей

    Фотовыставки

    Консультации

    Мастер-классы

    Проведение развлекательных мероприятий с родителями

    Индивидуальные беседы

    3. «Этап подведения итогов». Срок проведения – май 2014г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.

    Ресурсное обеспечение

    Ответственные лица

    Деятельность, полномочия

    Итоги работы

    1.Педагоги ДОУ

    Организация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка.

    2.Родительский коллектив

    Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов

    Активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий

    3.Инструктор по ФИЗО.

    Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий.

    Разучивание различных игр, спортивных соревнований

    4.Музыкальный руководитель

    Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки.

    Разучивание песен, хороводов, элементов танцев.

    Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

    Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
    «Детский сад комбинированного вида № 21 «Солнышко»
    140300 г. Егорьевск, 1 микрорайон дом 11а, тел: 8-49640-3-92-03

    Тема: «Взаимодействие с родителями»

    Старшая группа
    2016г. - 2017г.

    Воспитатель: Ранцева М. Н.

    Введение ______________________________ 3
    Основная часть. ______________________________ 7
    Заключение. _______________________________ 12
    Список литературы. ______________________________ 13
    Приложение

    Введение:
    Тема проекта была выбрана мной не случайно.
    Педагоги сейчас сталкиваются с низкой компетентностью родительского поведения. Современные родители - это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное развитие, не на развитие внутреннего мира чувств, переживаний. Если у ребёнка мать не понимает нужд ребёнка, сосредоточена на том, как должно быть, то ребёнок «трудный», в первую очередь потому, что она глуха к его возрастным и специфическим потребностям. Между ребёнком и родителями складываются непродуктивные типы привязанностей (зависимые отношения, эмоционально отвергающие, жёстко - агрессивные).
    Проблема неполных семей может быть связана с трудностями решения жизненных задач. Родитель, один воспитывающий ребёнка, может быть очень тревожным, беспокойным и непоследовательным в воспитании ребёнка, а также в общении с окружающими
    Другая особенность - безразличие к малышу из - за занятости экономическими, бытовыми, личными проблемами. Сокращение свободного времени у родителей, перегрузка на работе, приводит к ухудшению физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

    Проблема:
    Одной из основных причин отсутствия активности детского сада по привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу является отсутствие единого плана, включающего в себя обоюдно интересные формы сотрудничества, вовлечения родителей в УВП, а также пространства, где родители могли бы реализовать свои возможности.

    Актуальность:
    На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
    Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
    Взаимодействие детского сада с семьёй всегда было актуальной и трудной проблемой. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

    Вид проекта: групповой, долгосрочный, познавательный, практико - ориентированный.
    Цель: Превратить интерес к воспитательному процессу в интерес семейный, выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества воспитателей и родителей.

    Задачи:
    -Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.
    -Активизация воспитательных умений родителей и направление их на конструктивные и партнерские взаимоотношения с ребенком.
    -Изменение позиции родителей по отношению к деятельности дошкольного учреждения.
    -Апробирование инновационных форм работы с родителями, как фактора позитивного развития ребенка.
    -Помощь родителям в устранении недопонимания эмоциональной сферы ребенка через совместные виды деятельности.
    -Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду.
    Основная работа по программе ориентируется на основы гуманистической педагогики - педагогики приоритета личности обучающегося. Личность педагога - мощный стимул к развитию тех, кого он образовывает, воспитывает, учит. Просвещение взрослых (в данном случае родителей) даёт уникальную возможность использовать их опыт воспитания собственных детей и сделать организацию образования в области семейного воспитания в детском саду обоюдно интересной.
    Деятельность педагога строиться на гуманистических принципах, которые утверждают:
    . Все люди разные
    . Каждая личность неповторима и уникальна
    . Каждый человек прекрасен в своих потенциальных возможностях и способностях
    . Жизнь создаётся любовью
    . Любить человека - значит утверждать его неповторимое существование
    . Необходимо отделять поведение от сущности человека.
    Понимание родителями объективного отношения педагогов группы к их ребёнку и к ним самим, создаёт наилучшие условия для развития эмоций, интеллекта, закладывает основы свободной личности ребёнка, поддерживая в нём индивидуальность.
    Демократическое общение исключает нарушение прав ребёнка и создаёт у него чувство личной защищённости.
    На основе формирования чувства доверия родителей к воспитателям расширяются возможности в работе с семьёй. При этом необходимо учитывать чувства, мысли, поступки и интересы родителей и строить на этом фундаменте обсуждение или обучение, конструктивное взаимодействие. Информация должна передаваться без ущемления родительского чувства уверенности в себе, чтобы не нарушалась доверительность взаимоотношений с педагогом.
    Характер педагогической деятельности постоянно ставит педагогов в коммуникативные ситуации, требуя от воспитателей проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию с детьми и их родителями. Именно способность к рефлексии, эмпатия, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска.

    Прогнозируемый результат:
    . семья и ДОУ — два важных института социализации детей, их тесное взаимодействие сыграет положительную роль во всестороннем развитии ребенка;
    . отражение результатов проекта на особый эмоциональный микроклимат семьи, на теплоту, нежность и общение родителей и ребенка;
    . появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
    . повышение достижений ребенка в области творчества, в области знаний и бытовых навыках;
    . разработка новых подходов к взаимодействию детского сада и родителей как фактора позитивного, всестороннего развития ребенка;
    . организация преемственности в работе ДОУ и семьи по вопросам оздоровления, досуга, обучения и воспитания.

    Место проведения проекта:
    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 города Егорьевска Московской области.

    Участники: дети старшей логопедической группы, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.

    Технология проекта
    Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми.
    Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все.

    Критерии результативности:
    1. Режим развития. Проект будет успешным, если его задачи будут реализовывать педагоги — единомышленники, стремящиеся к активному саморазвитию, изучению и внедрению нового.
    2. Согласованность действий педагогов и родителей. Для эффективности реализации этапов проекта важно изучение родительских запросов на образовательные услуги с последующей коррекцией плана работы ДОУ с семьей.
    3. Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта. Все новые формы и методы взаимодействия семьи и ДОУ, которые будут использоваться во время реализации этапов проекта, должны соответствовать установлению доверительных отношений между педагогами и родителями, и формированию осознанного отношения воспитателей к своей воспитательно-образовательной миссии.
    4. Заинтересованность родителей. Устранить трудности привлечения родителей к взаимодействию можно, если они будут видеть личные достижения своего ребенка, его индивидуальные проявления, фиксацию успехов в развитии. Поэтому нужно использовать любые достижения и прогресс в особенностях ребенка для оценки его успешности. Родители, убежденные в том, что их ребенка в саду любят, обучают, воспитывают, развивают, легче идут на контакт и сотрудничество.
    5. Преобразующий характер проекта. Традиционные формы работы с родителями не всегда дают хороший результат. В рамках проекта возможно апробировать инновационные формы работы с родителями и избежать тех недостатков, которые присущи старым формам.
    Методы отслеживания результативности:
    Анкетирование родителей, посещаемость родителями различных мероприятий, участие родителей в делах ДОУ.

    Этапы реализации проекта:

    Подготовительный (аналитический)
    1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта.
    2. Анкетирование родителей.
    3. Календарно-тематические планы в рамках проекта.
    4. Разработка методических материалов для реализации проекта.
    Основной этап (реализация намеченных планов)

    Месяцы Название мероприятия Цель проведения мероприятия Индивидуальная работа
    Сентябрь 1. Организационное родительское собрание «Учимся, играем, познаем». Консультация «Правила безопасности детей на дорогах»
    Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в детском саду детей 5 - 6 лет.
    Закрепление ПДД.
    Беседа «Игры, в которые можно играть дома» Обновление группового инвентаря, участка.

    2. Консультации «Такие разные книги», «Что читать детям?» Ознакомление родителей с произведениями для детей 5-6 лет.
    3. Фото вернисаж «Это мой город» Закрепление знаний о достопримечательностях родного города.
    4. Советы «Витамины с грядки» Теоретическая помощь в вопросах питания детей.
    5.Презентация «Чем
    мы занимаемся в детском саду»
    Знакомство с педагогическим процессом и режимом дня а детском саду.
    Октябрь 1. Консультация «Учим детей беречь природу». Знакомство с задачами по воспитанию любви к природе. Беседа «Ребенок у экрана»
    Беседа «Одежда детей в группе и на улице».
    Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ
    2. Консультация «Съедобные и несъедобные грибы» Напомнить родителям о съедобных и несъедобных грибах.
    3. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?». Анализ информации о воспитанниках и их семьях.
    4. Выставка поделок из природного материала «Делаем вместе» Привлечение к совместной деятельности с ребенком.
    5. Консультация «Точечный массаж - профилактика простудных заболеваний». Помощь родителям по сохранению и укреплению здоровья детей.
    6. Оформление фотоальбома «Моя семья». Анализ информации о воспитанниках и их семьях.
    Ноябрь 1.Сообщение «Крепкая семья - сильная Россия» Педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственно - патриотического воспитания.
    Беседа «Плоскостопие и его профилактика»

    2. Консультация «Обеспечение безопасного поведения детей в быту». Знакомство родителей с правилами безопасного поведения детей в быту, с предметами, опасными для здоровья детей.
    3.Папка-передвижка для родителей
    «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». Закрепление знаний о правилах пожарной безопасности.
    4. Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». Активизировать работу родителей по проведению тематической выставки.
    5.Экскурсия в музей. Знакомство с историей родного города и гуслицкой росписью.
    Декабрь 1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». Ознакомление родителей с мерами по профилактике гриппа. Беседа
    «Здоровье ребёнка в наших руках».
    Беседа «Чесночницы - одна из мер профилактики вирусных инфекций».
    2. Семинар - практикум «Развитие творческой речевой активности через игровую деятельность» Повышение педагогической культуры родителей в вопросах речевой активности через игровую деятельность.
    3. Советы «Одежда детей зимой» Дать понятие о том, что кутать ребенка вредно.
    4. Консультация «Как провести «Новый Год». Помощь родителям в проведении праздников с детьми.
    5. Анкетирование
    родителей. Тема: «Условия здорового образа жизни в семье». Знакомство с факторами, способствующими сохранению и укреплению здоровья детей.
    6. Конкурс «Елочная игрушка»
    Привлечение к совместной деятельности родителей и детей.
    Январь. Консультация «Профилактика простудных заболеваний». Формирование единого подхода к методам оздоровления и закаливания детей. Беседа «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей».
    Беседа «Как провести зимнюю прогулку с ребенком с пользой?».

    2. Консультация «Воспитание у детей любви к животным»
    Знакомство родителей с задачами по воспитанию любви к животным.
    3. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников». Повышение педагогической культуры родителей.

    4.Папка-передвижка «Какие родители, такие и дети!». Повышение педагогической культуры родителей.
    5. Консультация «Знакомство с гуслицкой росписью» Познакомить родителей с историей и элементами гуслицкой росписи.
    Февраль 1. Консультация «Какие игрушки покупать детям?» Выявление вопросов, волнующих родителей по данной теме. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?».
    Советы «Наши пальчики играют - говорить нам помогают»
    2. Консультация «Воспитываем патриотов» Повышение педагогической культуры родителей в вопросах патриотического воспитания.
    3. Беседа «Познакомим детей с прекрасным». Знакомство с традициями русского народа и его культурой.
    4. Фотовыставка «Гуслицкая роспись» Знакомство с гуслицкой росписью.
    5. Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости!». Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей ПДД в детском саду и дома.
    6. Поделки родителей и детей «Наши увлечения». Привлечение к совместной деятельности родителей и детей.
    Март 1. Презентация «Выходные - на прогулку» Напомнить родителям, чем с детьми можно заняться на прогулке. Беседа «Занимательная математика дома».

    2. Родительское собрание «Воспитание любви дошкольников к родному краю» Знакомство родителей с задачами по нравственно - патриотическому воспитанию.
    3. Конкурс поделок «Вместе с мамой» Привлечение к совместной деятельности родителей и детей.
    4. Выставка рисунков «Папа, мама, я - очень дружная семья». Активизация родителей к совместной деятельности с детьми.
    5. Тематическая
    выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры. Знакомство с
    требованиями программы воспитания и обучения в детском саду по правилам дорожного движения разработка методического обеспечения.
    Апрель 1. Беседа «Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка».
    Выявление волнующих вопросов у родителей по теме. Беседа «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях».
    Советы «Как развивать творческие способности ребенка»
    2. Педагогический всеобуч «Наши пальчики играют - говорить нам помогают». Знакомство родителей с играми и заданиями по развитию мелкой моторики.
    3. Памятка для родителей «Как вести себя в зоопарке». Напомнить родителям правила поведения с детьми в зоопарке.
    4. Конкурс рисунков «О космосе» Привлечение в совместной деятельности родителей и детей.
    5.Анкетирование «Я и мой ребенок на дороге» Закрепить знания ПДД.

    6.Ширма «Если хочешь быть здоров - закаляйся»
    Ознакомление с основными правилами закаливания.
    Май 1. Родительское собрание «Спонтанное экспериментирование с детьми на прогулке» Педагогическое просвещение родителей по вопросам экспериментирования. Беседа «Дети и компьютер».
    2. Экскурсия к памятнику героям - Егорьевцам, погибшим в годы ВОВ с возложением цветов Реализация единого подхода по патриотическому воспитанию.
    3.Консультация «Правила поведения в лесу» Теоретическая помощь родителям.
    4.Консультация «Егорьевск в годы ВОВ» Повышение знаний родителей о родном городе.
    5. Работа с родителями по благоустройству Приобщение родителей к совместной работе с детьми по благоустройству территории.
    6. Презентация «Простые правила безопасности на дороге» Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей ПДД.

    Заключение
    Сотрудничество в семейном воспитании принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы, и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом.
    Работа по взаимодействию педагога с семьей должна способствовать: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитию разносторонних способностей детей и родителей в совместной деятельности; установлению преемственных связей с детьми ДОУ и их родителями.
    От проекта ожидаю таких результатов:
    -активности родителей в отношениях с сотрудниками дошкольных учреждений;
    -повышение ответственности родителей за судьбу ребенка;
    -повышение уровня родительской компетентности;
    -гармонизации семейных отношений;
    Организация взаимодействия ДОУ и семьи представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

    Ресурсное обеспечение проекта

    Методическая литература
    1. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 224 с.
    2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
    3. Долинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1. - С. 41 - 49.
    4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. - №1. - С. 60 - 68.
    5. Доронова Т. Н. О взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей на основе единой программы для родителей и воспитателей «Из детства - в отрочество» // Дошкольное воспитание. 2000. - № 3. - С. 87 - 91.
    6. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001. - С. 25 — 26.

    Информационные ресурсы
    Библиотека методического кабинета ДОУ
    Интернет ресурсы

    Татьяна Сергеевна
    Проект по взаимодействию с родителями «Детский сад и семья-настоящие друзья».

    Детский сад и семья - два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой . В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями . В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи , родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ , повышение культуры педагогической грамотности семьи . Основное условие ФГОС ДО : взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников , а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй . Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится : «Детство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка». Также в последнее время остро стоит вопрос, так называемых, проблемных родителей и детей , их становится все больше, повышается процент семей, относящихся к «группе риска» . Не оправдывают себя и традиционные методы и формы работы с родителями . Все эти противоречия и требования современной действительности легли в основу нашего проекта .

    Цель проекта : Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителями

    Задачи :

    1. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

    2. Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников .

    3. Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей .

    4. Создание творческой атмосферы взаимопонимания , общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку , организацию и проведение различных мероприятий.

    5. Выявление эффективности данного проекта .

    Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.

    Срок реализации проекта : долгосрочный, 1 год.

    Вид проекта : творческий, практико-ориентированный.

    Форма педагогического планирования : план мероприятий

    Принципы взаимодействия воспитателя с родителя

    -родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;

    Единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей , задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;

    -взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов ;

    Доброжелательный стиль общения;

    Индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.

    Формы работы с родителями :

    Анкетирование;

    Тематические консультации;

    Тематические выставки;

    Консультации специалистов;

    - родительское собрание ;

    - совместные мероприятия : праздники, развлечения.

    Почтовый ящик;

    Совместные экскурсии;

    Создание стенгазет.

    Ожидаемый результат :

    1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями , детьми и педагогами,

    2. Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.

    3. Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей .

    4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

    5. Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями .

    Этапы работы :

    I этап. Подготовительный.

    Цель : Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта .

    Педагогическая деятельность :

    изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями .

    Создание плана совместной деятельности.

    Взаимодействие с родителями :

    Проведение анкетирования

    Проведение опроса для выявления социального статуса родителей , их образовательного уровня, «проблемных» родителей , а также уровня их психолого- педагогической компетентности.

    Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.

    Работа с детьми :

    изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга

    наблюдения за детьми и беседы с ними.

    II этап Практический

    Цель : Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.

    Педагогическая деятельность :

    Проведение ряда запланированных мероприятий

    Организация встреч с участниками данного проекта ;

    Обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.

    Взаимодействие с родителями :

    Тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.

    Практическая совместная с детьми деятельность.

    Работа с детьми :

    Проведение совместных мероприятий с родителями .

    План совместной деятельности.

    1. Тематическая консультация «Поговорим о правильном питании дошкольников»

    2. Наглядная агитация «уголок здоровья»

    3. Консультация «Права и обязанности родителей » .

    4. Развлечение «Осенины»

    5. Тематическая консультация «Как правильно наказывать ребенка» .

    6. Выставка рисунков «Моя семья »

    7. Создание и оформление альбомов «Золотая осень»

    1. Родительское собрание на тему «Взаимоотношения родителей и детей »

    2. Тематическая консультация «Игры зимой» .

    3. Беседа «Рука развивает мозг»

    4. Экскурсия «Путешествие в зимний лес» .

    5. Утренник «Здравствуй праздник новогодний» .

    5. Беседа о правилах поведения на празднике

    1. Тематическая беседа «Профилактика гриппа среди населения»

    2. Изготовление уголка ряжения

    3. Консультация «Витаминная азбука» .

    1. Изготовление стенгазеты «Мой папа самый лучший»

    2. Индивидуальна беседа «Как приучать малыша самому одевать и раздеваться» .

    3. Беседа «Можно, нельзя, надо» .

    1. Беседа «Правила этикета» .

    3. Фотовыставка «Мамы разные нужны»

    4. Консультация «Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте» .

    1. Развлечение «День смеха» .

    2. Создание альбомов «Я и мой питомец» .

    2. Подведение итогов, создание презентации.

    III этап Заключительный.

    Цель : Выявление эффективности реализации данного проекта .

    Критерии эффективности :

    Рост посещаемости родителями конкурсных мероприятий

    Согласованность действий родителей и педагогов ;

    Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта .

    Положительное общественное мнение родителей о работе педагога ДОУ.

    Продукты проектной деятельности :

    Семейные стенгазеты;

    Декорации, костюмы;

    Папки «Консультации с родителями » .

    Фотоматериалы

    Презентация.

    Таким образом можно смело утверждать, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашей группы дало положительные результаты : поменялся характер взаимодействия педагогов с родителями , многие из них стали активными участниками всех дел группы и незаменимыми помощниками воспитателей.

    Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ!»

    2 слайд

    Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы. Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе!»

    Слайд 3.

    АКТУАЛЬНОСТЬ

    На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

    Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

    Слайд 4.

    Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

    ПРОБЛЕМА

    Неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

    Слайд 5.

    Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.

    Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?

    В связи с этим, я разработала и реализовала проект, который называется «Главное - ВМЕСТЕ»!

    Слайд 6.

    Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.

    Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?

    Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

      Воспитание уважения к детству и родительству;

      Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

      Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

      Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

      Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

      Объединение усилий для развития и воспитания детей;

      Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;

      Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

    Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

      • Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.

        Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.

        Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

    И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд:

    Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»

    Слайд 9.

    Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6 «Родничок» в специально организованной деятельности:

      Совместной деятельности педагога и ребенка;

      Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;

      В самостоятельной детской деятельности;

      В условиях проведения активной методической работы.

    Слайд 10.

    При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране), и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы: маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.

    Слайд 11.

    Итак, подробнее о ходе реализации проекта. Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный . На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители. Цель анкетирования: изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная . Результаты анкетирования родителей следующие:

    Всего участвовало: 25 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают: комфортные условия пребывания детей в ДОУ: достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.

    Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями, направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.

    В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ!» в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта. Составила календарно-тематические планы в рамках проекта. Разработала методические материалы для его реализации.

    12 - 13 слайды

    Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.

    Коллективные:

    Консультативно - рекомендательная работа: вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей; групповые собрания родителей; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями.

    Лекционно - просветительская работа: лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей.

    Практические занятия для родителей: дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета.

    Совместная работа родителей, детей, педагогов: экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники: День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.

    Индивидуальные:

    Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком: введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка), коллективные творческие дела.

    Наглядно – информационные:

    Консультативно - рекомендательная работа: уголок для родителей, выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей; библиотечки для родителей; доска объявлений.

    Практические занятия для родителей: дни открытых дверей, школы для родителей, тематические выставки, конференции, визиты в группу.

    Совместная работа родителей, детей, педагогов: мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка), выставка детских работ, беседы с детьми, участие в совместных проектах.

    Слайд 14.

    Основной этап (Октябрь-Апрель). В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

    Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД), так и другие виды деятельности: беседы,

    чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.

    Слайд 15.

    В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятельность :

    1. Дидактические игры: «Разложи правильно» и другие.

    2. Сюжетно – ролевые игры : «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама

    ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск»,

    «Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».

    3. Словесные игры : «Назови по образцу», «Назови ласково», «Скажи со словом «мама», и т.д.

    16 слайд.

    Познавательная деятельность :

    1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.

    2. Беседы на тему с детьми: «Мои родные», «Любящие родители», «Моя семья» «Мамочка любимая моя», «Хорошо с мамой рядом», «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость», «Я и моё имя», «Я - маленький и Я – взрослый», «Я и мои друзья», «Бабушка рядышком с дедушкой…», «Как на нашей улице…», «Как вы отдыхали летом», «Что такое дружба?», «Волшебные дома: Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы», «Чего я боюсь», «Хорошо дарить подарки!», «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать…) бескорыстно »

    Беседы на тему с родителями:

    «Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;

    «Адаптация ребенка к условиям детского сада»;

    «Особенности развития ребенка 2-3 лет»;

    Буклет «Безопасный Новый год»,

    Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей»,

    Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания»,

    Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка». Или разница в воспитании.

    3. Д/и: «Поможем кукле выбрать покупку»;

    «Транспорт» Игровая ситуация.

    Художественно- эстетическая деятельность:

    1. Рисование: «Моя семья», «Я в детском саду» (совместно с родителями).

    2. Фотоколлаж: «Семейный сад».

    3. Слушание песен о семье.

    4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

    17 слайд.

    Были организованы:

    1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей)

    2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы

    3. Сюжетно ролевые игры: «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск», «Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».

    4. Игры с напольными пособиями:

    18 слайд.

    Заключительный этап включает в себя: анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел». Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

    В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями.

      Материал в уголок родителей «Моя семья».

      Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви».

      Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.

      Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад»; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду», участие в интернет конкурсе «Снейл» - генеалогическое древо.

    19, 20 – 21 слайд

    На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике нашего проекта всех 5 образовательных областей.

    22 слайд – 23 слайд

    24 слайд.

    Выводы по проделанной работе:

    Показатели результативности проведенной работы : На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями. Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

    Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

    25, 26, 27, 28 слайд.

    Участие в снейле

    29 слайд.

    В проекте «Главное – ВМЕСТЕ!» и зложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка .

    Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость: обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.



    Похожие статьи