• Навыки развитие ребенка по месяцам. Развитие ребенка по месяцам

    26.08.2019

    Сразу же после рождения малыша организм крохи начинает активно расти, стабилизируется работа всех систем, появляются новые навыки и умения. Развитие ребенка по месяцам не обязательно будет проходить по шаблонной схеме, поскольку не бывает одинаковых людей и каждый отличается определенными особенностями, поэтому незначительные отклонения от стандартов не должны вас пугать.

    Календарь развития ребенка с рождения до 3 месяцев

    Первые три месяца первого года жизни малыша считаются самыми трудными, поскольку в это время только налаживается работа всех систем организма, а кроха адаптируется к окружающему миру.

    Чтобы проследить за корректностью развития ребенка, можно воспользоваться таблицей основных навыков и показателей для деток первых месяцев жизни:

    • с рождения до 1 месяца кроха очень слаб, поэтому большую часть времени проводит во сне. Мышцы тела еще не развиты, удерживать самостоятельно головку малыш не может, в то же время конечности большее время поджаты и находятся в пружинистом состоянии. Нормальный вес для ребенка этого возраста составляет от 2,5 до 4,5 кг, при росте от 45 до 54 см. Развитие органов зрения и слуха будет продолжаться на протяжении первых 90 дней, вначале ребенок не различает цвета, а громкие звуки его вовсе не пугают, что характеризует слабо развитый слух;
    • с 1 до 2 месяцев явно проявляются внешние изменения – черты лица ярко выражены, отечность тела проходит, кожа приобретает нормальный оттенок. Проходит мышечный тонус, ребенок уже может разгибать кулачки, ненадолго приподнимает головку, активно размахивает конечностями. Проявляется развитие разговорных навыков, грудничок начинает агукать и осознанно улыбаться. В это время уже можно установить зрительный контакт с крохой, он внимательно рассматривает все вокруг и уже узнает знакомые лица, глазки еще могут немного косить, но это скоро пройдет. Развитие слуха проходит очень активно, поэтому остерегайтесь громких и резких звуков – они могут сильно испугать малыша;
    • с 2 до 3 месяцев – активная стадия, проявляется умение брать игрушки и любые интересующие предметы. Уменьшается время дневного сна, при этом ночной отдых может быть непрерывным на протяжении 5-6 часов. Кроха стремится познавать окружающий мир, для чего своими силами пробует поднимать голову в положении на животе, упирается ножками, чтобы приподняться, и т.д. К 3 месяцу рост деток достигает 53-62 см, а вес может быть в пределах от 4 до 7 кг.

    Окончание первого триместра года знаменуется относительно спокойным и планомерным развитием организма малыша. Все системы начинают работать без перебоев, психическое состояние ребенка нормализуется, устанавливается определенный режим бодрствования и сна, что позволяет маме планировать день.


    Таблица развития ребенка от 3 месяцев до полугода

    После 3 месяцев начинается период относительного спокойствия, ребенок уже адаптировался к обстановке, режим кормления и сна к этому времени уже стабилизируется, поэтому жизнь семьи входит в норму.

    Правильность развития ребенка на данном этапе можно проследить по предлагаемой таблице:

    • 4 месяца – кроха сам держит голову и внимательно следит за перемещением предметов и людей по комнате. Сейчас он может стоять на ножках с поддержкой под мышки. Начинается период прорезывания зубов, что может сопровождаться капризами и плачем, основной симптом – активное слюноотделение и привычка все тянуть в рот. Полностью развит навык общения – малыш подзывает родных при помощи звуков и жестов, долго рассматривает лица и выражает удовольствие смехом и улыбками;
    • 5 месяцев – грудничок начинает сидеть (пока еще с опорой, в детском манеже, кресле), во время активных игр на кровати ребенок сам переворачивается со спины на живот и обратно, некоторые могут без посторонней помощи подниматься в манеже. Активизируется социальный фактор, кроха не может длительное время оставаться один, он постоянно требует общения, о чем сообщает активными движениями и громкими звуками. Хватательный рефлекс развит в полной мере, грудничок уверенно берет понравившийся предмет, может перекладывать его из руки в руку и выбрасывать;
    • полгода – активизируется мышечная масса, ребенок уже владеет своим телом, поэтому способен приподниматься, переворачиваться, многие начинают ползать. К полугоду малыши могут вырасти до 60-70 см, при этом масса тела будет в пределах от 5,5 до 9 кг. Активно режутся зубки, что причиняет немало беспокойства, важно на данном этапе помочь крохе отвлечься от болезненных ощущений при помощи резиновых прорезывателей и гелей.

    Первое полугодие знаменуется появлением такого важного навыка, как ползание, теперь грудничок может заниматься активными играми без вашего участия, главное – предоставить ребенку в квартире безопасную территорию для исследования.


    Календарь развития ребенка с полугода до 9 месяцев

    Период после первой половины года жизни отличается собой активностью ребенка, сейчас, когда кроха уже умеет ползать, ему интересно изучить и потрогать все, что он видит вокруг. Особое внимание сейчас следует уделить психологическому развитию грудничка.

    • 7 месяцев – активное ползание входит в привычку, кроха с удовольствием проводит время на детском коврике с мягкими игрушками, любит гулять на улице, где с интересом все рассматривает. Теперь малыш точно узнает родные лица и голоса, различает свое имя и запоминает некоторые предметы по названиям. В это время вводят первый прикорм;
    • 8 месяцев – проявляется пинцетный захват – кроха может брать предметы не всей ладошкой, а двумя пальцами. Рацион питания расширяется, при этом увеличение роста и массы тела несколько замедляется, вместо этого активно развиваются навыки общения и разговора;
    • 9 месяцев – самые развитые малыши начинают вставать, держась за диван или стул, можно увидеть первые шаги, правда, пока с опорой. Это время для первого осознанного слова, «ма-ма, ба-ба т.д.».

    Третий триместр года показывает, насколько социально адаптированным будет ваш малыш. Стремление познавать окружающий мир и общаться с родными у каждого ребенка проявляется по-своему, некоторые детки много времени проводят в самостоятельном изучении нового, а другие не могут остаться наедине и на пару минут. Подстраивайтесь под своего малыша, тогда его развитие будет проходить более успешно и быстро.


    Календарь развития ребенка с 9 месяцев до года

    Последний триместр первого года – самая активная стадия развития организма ребенка. Это время для первых шагов, выражения своих интересов и требований, а также для определения рамок дозволенного и запретного.

    • 10 месяцев – ползание может сопровождаться преодолением препятствий, детки пробуют перелезать через мягкие валики, стулья, впервые спускаются по ступенькам. Первые шаги будут неуверенными, но попыток ходить малыш уже не прекратит, поэтому следует обезопасить комнату от острых углов и опасных предметов;
    • 11 месяцев – рацион включает в себя овощи, молочные продукты, каши, фрукты и мясо, все эти компоненты необходимы для полноценного развития организма и восполнения энергии, которую ребенок тратит за день. С первым введением прикорма нужно начинать чистить зубки, это предотвратит развитие кариеса;
    • 1 год – ребенок знает, что можно и нельзя, помнит, где находятся интересующие его предметы и понимает практически все, что вы ему говорите. Проявляется характер малыша – он часто протестует против неугодных ему занятий, важно в это время научить его правильно выражать протесты – не криками, а с помощью общения.

    Календарь развития ребенка по месяцам показывает, как должен развиваться детский организм в первый год и какие навыки в определенное время могут проявиться. Зная стандарты, вы можете помочь своему чаду развивать новые умения, характерные для его возраста.

    Развитие ребенка до года — первые месяцы жизни это пора когда ребенок только, что пришедший в большой чужой мир учится к нему приспосабливаться. Все, что находится, пахнет и звучит вокруг него: ново и чуждо. Главная задача маленького человека понять, каков мир, где он проживет всю свою жизнь.

    Поэтому родители должны быть отзывчивы, как только у малыша появляется какая-то потребность. Это чрезвычайно важно, так-как определяет саму основу безопасного и счастливого будущего ребенка.
    Первые три месяца это пора, когда первичные физиологические потребности грудного младенца, о которых он чаще всего заявляет плачем. Но не менее важен физический и эмоциональный контакт с родителями.

    Нежно гугукая глядя новорожденному в глаза, покачивая и убаюкивая, лаская крошечные ручки и ножки, родители играют с малышом в самые первые простейшие игры имеющие огромное значение для его дальнейшего развития.
    Нежный массаж, родительские прикосновения и ласки помогают ребенку понять мир, узнать и полюбить свое тело, а также дают столь важные чувства безопасности, мама и папа рядом всегда, если ребенку это понадобится.

    Календарь развития ребенка по месяцам

    1. Окружность головы

    За всеми этими параметрами будет следить ваш лечащий педиатр.


    Развитие ребенка в 1 месяц

    Средние показатели веса только, что родившегося ребенка составляет от 2,5 до 4,5 кг, но в первые дни жизни ребенок теряет до 10% своего веса, но зато потом с каждым днем он начинает быстро все эти потери восполнять и набирает по 20 — 30 грамм в сутки в течении первого месяца.
    Рост ребенка при рождении в среднем составляет от 45 до 55 см, а окружность головы от 33 до 38 см.
    За первый месяц своей жизни ребенок набирает около 600 грамм, при этом в росте он прибавляет 3 см, а окружность головы увеличивается на 1,5 — 2 см, но все эти показатели строго индивидуальны для каждого ребенка.

    Что должен уметь ребенок в 1 месяц

    Малыш в первый месяц может:

    • шевелить ручками и ножками
    • издавать крики
    • фиксировать взгляд на лице человека который над ним склонился (способен узнавать свою маму)
    • умеет сосредотачивать взгляд на неподвижном предмете
    • если положить на животик он будет немного привставать и пытаться держать голову
    • Самое приятное, что 4-х недельный малыш способен вам улыбаться.

    Для малыша первого месяца жизни очень важно постоянно находится рядом с мамой, чувствовать ее запах, слышать ее голос, чувствовать ее прикосновения так малыш чувствует себя в полной безопасности.

    Развитие ребенка в 2 месяца

    К концу второго месяца ваш ребенок в весе набирает примерно 800 грамм, в росте увеличивается на 3 — 4 см, окружность груди увеличивается примерно на 2 см.
    Спит ваш ребенок около 18 часов в сутки.
    Главным питанием ребенка двух месяцев по-прежнему является материнское молоко или адаптированная смесь. Количество выпиваемого молока в сутки составляет примерно 1,4 от массы тела.

    Что должен уметь ребенок в 2 месяца

    • Удерживает головку на несколько секунд (лежа на спине или на животе)
    • протягивает ручки в сторону игрушки или предмета который его интересует (если вложить ему
    • игрушку в руку он способен некоторое время ее удержать)
    • умеет фокусировать взгляд на предметах находящихся на небольшом расстоянии (если водить этим предметом в стороны ребенок должен за ним проследить)
    • ребенок начинает издавать первые звуки (гуляние)
    • появляется мимика и эмоции (улыбается, хмурится)
    • улучшается слух (поворачивает голову в сторону звука)

    Развитие ребенка в 3 месяца

    Вес ребенка трех месяцев составляет в среднем от 3 до 6 кг, рост от 54 до 64 см, в среднем прибавка в весе на третий месяц жизни ребенка составляет 800 грамм.
    Ребенок трех месяцев должен спать 17 часов из них это 9 — 10 часов ночного сна, остальные 7 — 8 часов распределяются на день (как правило это 3 раза по 2 часа).

    Основной пищей 3-х месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь (количество в среднем которое должен съедать ребенок за сутки составляет 850 — 1050 мл)

    Также мамам кормящим грудью полезно знать, что в три месяца бывает кризис, когда ребенку не хватает молока. Малыш начинает резко расти в три месяца и ему требуется больше молока потому, что он затрачивает больше энергии. Не стоит в данный момент переводить ребенка на смесь, стоит прикладывать ребенка чаще к груди. Чем чаще малыш стимулирует грудь тем больше появляется молока. Через несколько дней лактация нормализуется.

    Что должен уметь ребенок в 3 месяца

    • Эмоции ребенка становятся намного шире (узнает маму, папу, смеется, гулит, пытается с вами общаться)
    • начинает капризничать (проявляет характер)
    • начинает изучать игрушки прежде чем потрогать и взять в руку
    • все предметы которые может взять тянет в рот (это не значит, что у ребенка режутся зубки)
    • в три месяца ребенок способен переворачиваться со спинки на бочек самостоятельно
    • находясь на животе может приподниматься на руках и держаться некоторое время
    • способен долгое время удерживать головку и вертеть ей по сторонам (осознано, а непроизвольно)
    • способен упираться ножками о поверхность (если вы его придерживаете)
    • ребенок способен определять источник света и источник звука.

    Развитие ребенка в 4 месяца

    Вес ребенка на четвертом месяце жизни составляет в среднем от 6 до 7 кг, рост от 60 до 63 см и в весе за 4-й месяц набирает до 750 грамм.

    Спит ребенок примерно 16 часов в сутки, 10 часов приходятся на ночной сон и 6 часов на дневной (3 раза по 2 часа).

    Основной пищей ребенка который находится на грудном вскармливании по-прежнему остается грудное молоко. Детям которые находятся на искусственном вскармливании, разрешается в 4,5 месяца вводить прикорм (не всем и не всегда). Считается, что в этом возрасте ребенок съедает от 180 до 200 мл молока за одно кормление.

    Что должен уметь ребенок в 4 месяца

    Что касается физического развития ваш ребенок должен уметь:

    • переворачиваться со спинки на бочек и обратно
    • должен уверенно держать головку
    • ладошки в этом возрасте почти постоянно открыты
    • умеет удерживать предметы в руке и трясти их
    • умеет целенаправленно засовывать ручку в рот
    • во время кормления начинает держать мамину грудь рукой
    • малыш начинает реагировать на свое имя
    • появляются новые эмоции (обида, страх, любопытство)
    • некоторые малыши начинают произносить звуки (ба, ма)
    • появляется интерес к собственному телу
    • узнает своих родных, реагирует на незнакомых людей
    • узнает родителей по голосу
    • выделяет любимые и нелюбимые игрушки

    Развитие ребенка в 5 месяцев

    Рост ребенка пятого месяца жизни в среднем составляет от 63 до 65 см, вес от 6,5 до 7,5 кг плюс, минус 1 кг, а прибавка в весе до 700 грамм.

    Ребенок в 5 месяцев должен спать примерно 15 часов в сутки, 10 часов приходятся на ночное время и 5 часов на дневное время.

    Если ребенок находится на искусственном вскармливании в 5 месяцев рекомендуют вводить прикорм. На грудном вскармливании главной пищей остается грудное молоко. Количество съеденного должно составлять примерно 1,7 от массы тела (210 мл молока за один прием). Количество кормлений можно сокращать с шести кормлений до пяти.

    Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

    • ребенок может сидеть (с поддержкой) может сам садится подтягиваясь ручкой за опору
    • может схватить предмет который движется
    • у некоторых детей начинают резаться зубки (как правило это происходит в 7 месяцев)
    • лепет малыша становится разборчивей
    • ребенок начинает различать интонацию голоса родителей (строгую, добрую)
    • ребенок начинает играть самостоятельно

    Развитие ребенка в 6 месяцев

    Вес ребенка в 6 месяцев в среднем от 8 до 8,7 кг, рост от 66 до 70 см прибавка в весе в среднем 800 грамм, объем головы 41 — 43 см.

    Основной пищей ребенка 6 месяцев остается грудное молоко, но также в этом возрасте рекомендуется вводить прикорм.
    За счет того, что ребенку в этом возрасте много чего интересно он постоянно изучает окружающий мир, за счет этого ребенок не успевает сосать грудь во время бодрствования, поэтому основные кормления смещаются на время засыпания малыша.

    Что должен уметь ребенок в 6 месяцев

    В этом возрасте ребенок должен:

    • спокойно переворачиваться со спины на живот (как в одну, так и в другую сторону)
    • начинает ползать по — пластунски (некоторые дети начинают ползать на четвереньках)
    • ребенок активно манипулирует игрушкой (может взять одну игрушку в одну руку, а другую игрушку в другую руку, постучать ими друг о друга)
    • основной орган познания — рот (будьте осторожны и не давайте ребенку мелкие игрушки, которые он может проглотить).

    Развитие ребенка в 7 месяцев

    Вес ребенка в 7 месяцев в среднем от 8,3 до 8,9 кг, рост от 68 до 71 см, объем головы 42 — 44 см.
    За 7 месяц ребенок в среднем набирает 600 грамм, объем груди увеличивается на 1,5 см, а объем головы на 0,5 см.
    Если вы перестали кормить грудью будьте осторожны с новшествами в еде и не спешите с момента появления зубов кормить ребенка разнообразными продуктами, это может вызвать аллергию.

    Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

    • малыш может пить из детской чашечки
    • может есть из ложки
    • малыш может садится самостоятельно
    • если вы его подержите за руки ребенок может стоять, но не долго
    • ребенок может по долгу играть самостоятельно
    • понимает смысл некоторых слов
    • начинает испытывать дискомфорт при расставании с мамой
    • умеет вкладывать маленькие предметы в большие
    • учится ползать
    • запоминает действия по опрятности и напоминает о них маме
    • играет в ладушки и подобные игры
    • В 7 месяцев рекомендуется начинать высаживать ребенка на горшок.

    Развитие ребенка в 8 месяцев

    Рост ребенка восьмого месяца жизни в среднем составляет от 70 до 72 см, вес от 8,5 до 9,5 кг.
    Ребенок в 8 месяцев растет уже не так быстро как в первые месяцы, но все-же может поправиться на 500 грамм, объем груди увеличился на 0,5 см, объем головы увеличился на 0,5 см.

    Теперь малыш кушает 5 раз в день, через каждые 4 часа. Вы уже кормите его разными блюдами. В это время рекомендуется знакомить ребенка с твердой пищей, чтобы он мог тренироваться в откусывании и жевании.

    Что должен уметь ребенок в 8 месяцев

    • ребенок хочет до всего дотянуться (стоит убрать все опасные предметы которые находятся в зоне досягаемости ребенка)
    • пробует встать у опоры (тумбочки, стелажи, табуреты)
    • постоянное движение и изучение
    • бурная реакция на запреты
    • малыш понимает просьбы такие, как дай ручку, вытяни ножку, наклони голову, дай игрушку
    • ребенок начинает показывать взрослому то, до чего ему хочется дотянуться
    • малыш разделяет свое и чужое, знакомое и незнакомое.

    Развитие ребенка в 9 месяцев

    Вес ребенка в 9 месяцев в среднем от 9,3 до 9,9 кг, рост от 71 до 73 см прибавка в весе в среднем 600 грамм, объем головы 44 — 46 см.

    Ребенок в 9 месяцев пытается копировать поведение взрослых, пытается есть прикорм ложечкой самостоятельно. Наберитесь терпения, хотя вся еда оказывается на полу, главное, что ребенок учится есть сам. В этом возрасте можно попробовать давать ребенку пищу не только в виде пюре, а просто измельченную (суп, каша манная, отварные или тушенные овощи, печенье, булочку и т.д.).
    В возрасте 9 месяцев интервалы между кормлениями составляют 4 — 4,5 часа, ест малыш в среднем 5 раз в день.

    Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

    В 9 месяцев ребенок может освоить следующий шаг к самостоятельности, начинать учиться одеваться (точнее раздеваться). Научите его стаскивать с себя вещи (носочки, шапочку), вынимать руку из рукава расстёгнутой кофточки. Одевая ребенка просите его дать вам ручку или ножку, подставлять головку, сжимать руку перед тем как просунуть ее в рукав.

    Если ваш ребенок не ползает нет причины для паники, некоторые дети сразу становятся на ноги и пропускают этот этап. Все дети очень разные и каждый самостоятельно вырабатывает свой собственный способ передвижения.

    Развитие ребенка в 10 месяцев

    Вашему малышу 10 месяцев, это уже человечек со своим характером и еще более активным поведением. К этому времени малыш прибавил в весе 450 грамм и вес его в среднем составляет от 9,5 до 10,4 кг, объем груди увеличился на 0,5 см, а головы на 0,2 мм и в среднем составляет 45 — 47 см, рост в среднем 72 — 74 см.

    Что должен уметь ребенок в 10 месяцев

    • встает из положения сидя сильно оттолкнувшись от пола
    • стоит и передвигает ноги держась за опору двумя руками
    • он уже знает как действовать, чтоб добраться до нужной ему игрушки
    • ищет то, что упало или укатилось
    • проявляет интерес к мелким предметам, может ловко брать их двумя пальцами

    Большое значение в развитии малыша имеет умение действовать руками, по-прежнему незаменимым помощником в формировании этих навыков, являются игрушки.

    Развитие ребенка в 11 месяцев

    Вес ребенка в 11 месяцев в среднем от 9,8 до 10,5 кг, рост от 74 до 76 см прибавка в весе в среднем 600 грамм, объем головы 46 — 48 см.

    Рацион ребенка в 11 месяцев, как и взрослое диетическое меню должно состоять из каш, овощей, не жирного мяса, кисломолочных продуктов, хлеба, булочек, фруктов. Нежелательные продукты в этом возрасте, цитрусовые, могут вызвать аллергию, орехи, цельное жирное молоко, рыба. Нельзя давать жареную, копченную и острую пищу.

    Что должен уметь ребенок в 11 месяцев

    • Давайте ребенку ложку пусть малыш пробует есть сам
    • Ребенок начинает делать первые самостоятельные шаги без опоры
    • В 11 месяцев малышу по силам надеть кольцо на кеглю или собрать пирамидку
      ребенок собирает кубики в башню, а если при этом вы будете называть буквы изображенные на кубиках, то к двум годам ребенок будет знать алфавит.
    • Понимает слова типа дай, открой, ку-ку.

    Развитие ребенка в 12 месяцев

    Вот этот первый юбилей, годовалый ребенок страстный исследователь, он ни минуты не сидит на месте если он не спит.
    За 12 месяц малыш поправляется на 350 грамм, а вырастает на 1,5 см. За первый год рост его увеличился в 1,5 раза, а вес в 3 раза. Кушает он каждые 4 часа, кормить грудью не обязательно.

    Малыш во всю осваивает ложку. В годик малыш может по долгу занимать себя игрой, вместе с этим ему очень нравится разговаривать. Да или нет он еще не умеет говорить, зато честно мотает головой в знак подтверждения или отрицания.

    Внимание! Запрещайте ребенку только то, что действительно не безопасно, да и то с опасностью нужно ребенка знакомить.

    Период от рождения до года – это такой промежуток времени, в течение которого человеческий организм совершает просто головокружительный скачок в развитии. В дальнейшем, на протяжении всей жизни, уже никогда больше не происходят столь глобальные заложенные природой изменения, меняющие человека до неузнаваемости.

    И только в этот самый первый год молодые мамы отмечают маленькие дни рождения своего малыша ежемесячно. И ведь правда – каждый прожитый месяц – это важный этап в жизни вашего крохи. Скорость приобретения навыков в процессе его развития просто феноменальна. Давайте рассмотрим этот процесс подробно, по месяцам.

    Если посмотреть со стороны на малыша в возрасте от рождения до 1 месяца, то может показаться, будто он только и делает, что ест и спит. Однако именно в этот период его организм производит огромную работу по адаптации к жизни вне тела матери.

    Младенец ещё не различает собственных границ, и у него сильна потребность постоянно чувствовать мамино тепло. Он воспринимает себя как продолжение мамы, а не как отдельное существо.

    Мама, которая ждала его долгие месяцы, пытается поговорить с ним, заглянуть в глаза, но малыш только к концу первого месяца начинает фиксировать взгляд. Однако это не означает, что ему безразличны мамины слова и интонации. Он просто ещё не умеет выдавать привычных для нас реакций.

    Кроха проводит в состоянии сна 18-20 часов в сутки. И очень много времени он готов проводить у груди (может сосать грудь даже во сне). Движения ручек и ножек хаотичны, а мимика и звуки, которые издаёт ребёнок, являются скорее реакциями на внутренние ощущения, чем на внешние раздражители, кроме сильных (резкий звук, яркий свет, холод).

    2-й месяц жизни

    Ваш малыш больше не новорожденный. Теперь он – грудничок. Кроха по-прежнему много спит и нуждается в постоянном присутствии мамы, однако вы можете заметить некоторые изменения в его поведении:

    • Малыш стал проявлять интерес к окружающему миру, умеет выразить улыбкой радость от появления мамы. Может долго и сосредоточенно разглядывать её лицо, узнаёт и выделяет её среди других людей;
    • Фиксирует взгляд на предметах, следит за перемещаемой игрушкой. Любит смотреть на яркие и контрастные предметы;
    • Различает звуки и цвета;
    • Если положить малыша на животик, он пытается приподнять головку.

    Зрительный аппарат ребёнка ещё не полностью сформирован, поэтому он хорошо видит только те предметы, которые расположены не дальше полуметра от него.

    3-й месяц жизни

    Теперь ваш малыш умеет выражать эмоции так, что у вас не остаётся сомнений – доволен он или расстроен, радуется или капризничает. Вы уже можете определять все его потребности именно по эмоциональному состоянию. Улыбка всё чаще озаряет его личико, что очень радует любую маму. У ребёнка совершенствуется зрительный аппарат, и он уже умеет различать предметы на расстоянии более 50 см.

    На 3-м месяце жизни появляются следующие навыки:

    • Удерживает головку из положения лёжа на животике до 30 секунд иногда дольше. Умеет поворачивать головку в сторону из этого же положения;
    • Произносит различные звуки, пытаясь подражать разговору окружающих. Реагирует на приближение мамы не только мимикой, но и повышенной двигательной активностью;
    • Находит свои кулачки и обсасывает их.

    Малыш больше времени проводит в состоянии бодрствования, у него начинает формироваться режим, периоды ночного сна становятся длиннее, чем периоды дневного. Некоторые дети в этом возрасте уже могут проспать ночью 6 часов кряду.

    4-й месяц жизни

    Вы с удивлением замечаете, что ваш малыш превращается в крепкого карапуза. На 4 месяце его мышцы значительно окрепли, а выражение лица стало более осмысленным.

    Отмечаются следующие навыки:

    • Хорошо и довольно долго держит головку, когда лежит на животике;
    • Со спины переворачивается на бочок;
    • Издаёт более разнообразные звуки, гулит;
    • Тащит в рот не только свои ручки, но и игрушки, исследует их, пробуя на вкус;
    • Начинает смеяться;
    • Прислушивается к музыке, очень хорошо различает голоса всех членов семьи.

    Ваш малыш уже немного по-другому нуждается в маме. Если раньше мама была только источником еды и тепла, то теперь ребёнок нуждается в общении с ней. Разговаривайте с малышом, пойте песенки и рассказывайте ему сказки.

    5-й месяц жизни

    Ваш малыш меньше беспокоится, лучше спит по ночам. Если раньше у него могли отмечаться кишечные колики, то к 4 месяцам животик обычно успокаивается, пищеварение налаживается.

    Отмечаются следующие умения:

    • Целенаправленно захватывает игрушку, так как улучшилась координация движений;
    • Возникают первые попытки сесть. Малыш приподнимает голову и плечи из положения лёжа на спине;
    • Может произносить отдельные слоги;
    • Если мама достаточно разговаривала с малышом и называла его по имени, то на 5 месяце жизни ребёнок узнаёт свое имя, «откликается» на него.

    Ребёнок начинает осознавать собственные границы. Теперь он ощущает себя отдельным от мамы существом, однако всё равно не любит оставаться один, ему становится скучно, и он требует, чтобы взрослые проводили с ним время.

    6-й месяц жизни

    Ваш малыш начинает более настороженно относиться к чужим людям. Если раньше его мог подержать на ручках даже незнакомый ему человек, то теперь ребёнок начинает громко плакать и проситься к маме или тому, кто проводит с ним много времени. Общается кроха всё более активно, гуление сменяется лепетанием с явно выраженными попытками подражания. Иногда у ребёнка случайно получается произнести целое слово, но эта речь не является осознанной.

    Совершенствуются следующие навыки:

    • Может перевернуться с живота на спинку;
    • Лёжа на животе, вращается вокруг точки опоры, отталкивается ножками, делая попытки ползти;
    • Из положения лёжа на спине может подтянуться и сесть, держась за опору;
    • Стоит с поддержкой.

    Ребёнок 6-го месяца жизни уже способен занимать сам себя игрушками, и умеет какое-то время обходиться без мамы.

    7-й месяц жизни

    Каждый прожитый месяц – это как маленький праздник для ребёнка и его родителей. Но теперь вы отметили более серьёзную дату – полгодика. Это тоже своего рода рубеж, после которого дальнейшее развитие вашего карапуза пойдёт уже по другому сценарию. Но и сейчас ребёнка не узнать. Вы смотрите на его фотографии, где он новорождённый, и не верите, что это было совсем недавно. Кстати, эти же фотографии с интересом рассматривает вместе с вами и ваш малыш.

    Он проявляет интерес к различным картинкам, а на фото уже может узнать маму и других родственников.

    Умеет он тоже уже довольно много:

    • Переворачивается со спинки на животик и обратно;
    • Сидит с поддержкой;
    • Совершенствует навыки ползания, может перемещаться на небольшие расстояния;
    • Повторяет один и тот же слог много раз;
    • Играя, перекладывает игрушку из одной руки в другую;
    • Хорошо держит голову из любого положения.

    Расширяется диапазон проявляемых эмоций. По ночам малыш начинает чаще просыпаться и капризничать – у него прорезаются зубы.

    8-й месяц жизни

    С этого возраста за малышом нужен глаз да глаз. Навык ползания уже сформирован, и многие 7-месячные малыши «перекочёвывают» из кроватки на пол. И там их интересует абсолютно всё.

    Необходимо убрать из поля зрения малыша все опасные предметы, так как он не пропустит ни одной вещи, попавшейся ему на пути.

    Малыш уже понимает многие слова мамы, в том числе освоил значение слова «нельзя», но им движет любопытство, заставляя игнорировать мамины запреты.

    Навыки ребёнка в возрасте от 7 до 8 месяцев следующие:

    • Активно ползает;
    • Может выполнять простые просьбы (покажи, где глазки, носик, ручки);
    • Проявляет упорство, когда хочет достать интересующий предмет;
    • Играет в игрушки более осмысленно. Имеет представление о размерах и может вложить маленькую игрушку в большую;
    • Может сидеть и стоять у опоры.

    Продолжается прорезывание зубов. Как правило, в 7 месяцев у ребёнка есть как минимум уже 2 нижних резца.

    9-й месяц жизни

    Активность вашего малыша не знает границ. Теперь он уже не только проворно ползает по всей квартире, но ещё и садится из любого положения, самостоятельно встаёт и ходит у опоры. Пытается прыгать и танцевать.

    Развитие ребёнка на данном этапе:

    • Понимает довольно много слов и выражений, выполняет простые действия по просьбе взрослых (машет ручкой, даёт нужный предмет, хлопает и т.д.);
    • Умеет осмыслено играть с игрушками, согласно их предназначению;
    • Становится более упорным и настойчивым, может попытаться отобрать у взрослого или другого ребёнка понравившийся ему предмет.

    На 9 месяце жизни у ребёнка обычно 4 или больше зубов, он может пережёвывать мягкую пищу и откусывать кусочки передними зубами. Умеет пить из чашки с помощью взрослого, или самостоятельно – из поильника. Для этого возраста характерны резкие перепады настроения. В силу повышенной активности быстро наступает эмоциональное перенасыщение. Важно оберегать ребёнка от слишком большого количества впечатлений, поскольку нагрузка на его нервную систему и так достаточно велика.

    10-й месяц жизни

    Ваш малыш всё больше и больше подражает окружающим. Теперь вам придётся ещё больше следить за собой, за своим поведением и речью, так как ребёнок всё запоминает и копирует. Закладывается основа для его дальнейшего поведения в обществе.

    Его навыки всё более совершенствуются:

    • Поскольку полноценной речи пока нет, а жажда общения крайне велика, малыш активно пользуется жестикуляцией для общения;
    • Умеет захватывать предметы двумя пальцами;
    • Умеет ползать, удерживая игрушку в одной руке;
    • Знает названия большинства игрушек и многих предметов, может показать их по просьбе взрослого.

    Уже совсем скоро малыш начнёт ходить, а пока он всё более активно перемещается, держась за опору. По мере того, как развивается самостоятельность, начинает проявляться своеволие: малыш может сопротивляться гигиеническим процедурам, одеванию и другим манипуляциям с ним. Родителям требуется всё больше терпения.

    11-й месяц жизни

    Освоив все основные способы перемещения по квартире, ваш малыш начинает активно участвовать в маминых делах. Чем бы мама ни занималась, кроха попытается ей «помочь». Не отстраняйте ребёнка и не ругайте за испорченные вещи, ведь его внимание сейчас сконцентрировано на том, чтобы быть полезным, закладывается навык проявлять внимание к людям и оказывать им помощь. У вас растёт помощник.

    На 11 месяце жизни ваш малыш умеет:

    • Самостоятельно пить из чашки и пользоваться ложкой во время еды;
    • Произносить первые слова, копировать интонации окружающих;
    • Сидеть на горшке, приучается им пользоваться.

    Некоторые дети в конце этого месяца начинают делать первые шаги

    12-й месяц жизни

    Вот и подошёл к концу этот уникальный период в жизни вашего ребёнка. В последний месяц первого года жизни, в принципе, ребёнок уже разговаривает, только его язык пока ещё малопонятен. Отдельные слова могут получаться хорошо, но основная речь весьма неразборчива.

    Приближаясь к первой круглой дате, малыш умеет:

    • Понимать большинство обращённых к нему просьб. Пассивный словарный запас у него уже достаточно большой;
    • Ползает и лазает уже довольно ловко, некоторые малыши уже ходят без опоры не маленькие расстояния;
    • Знает предназначение большинства предметов;
    • Положительно реагирует на похвалу, ждёт от родителей оценки своих действий;
    • Совмещает язык жестов и речь, дополняет жестами простые слова.

    Видео - календарь развития ребенка по месяцам до года

    Если у вас возникли сложности или проблемы - вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!

    Каждый рожденный на свет ребенок уникален и темпы развития детей могут отличаться. Одни малыши в пять месяцев еще только начинают переворачиваться, а другие уже умудряются встать впервые на ножки. И все же есть ряд показателей в развитии детей первого года жизни, по которым можно понять, все ли в порядке у крохи со здоровьем и психоэмоциональным развитием.

    Если ребенок чего-то не умеет к определенному возрасту из так называемых контрольных показателей, то есть повод для консультации с врачом-педиатром. В описании того, что должен уметь ребенок по месяцам , этот самый контрольный показатель выделен отдельно. Все остальные достижения у малыша могут появиться чуть раньше или позже – это зависит от индивидуальных темпов развития каждого конкретного ребенка.

    Что должен уметь делать ребенок в месяц

    В свои первые недели жизни ребенок адаптируется к внешнему миру, привыкает к новому существованию вне материнского лона. Дозревают многие системы организма: несовершенна еще система терморегуляции, идет привыкание к иному способу питания. Поэтому новорожденный ребенок еще очень уязвим и у него много сил уходит на адаптацию к внешнему миру. И тем не менее уже к концу первого месяца у младенцев есть два серьезных достижения в развитии: они начинают улыбкой реагировать на близких взрослых и пытаются удерживать головку во время пребывания в вертикальном положении.

    Месячный младенец умеет сосредотачивать взгляд на яркой игрушке или лице взрослого, поворачивает головку в сторону источника звука. У него появляется мимика и первые попытки гулить.

    Развитие младенца первого месяца жизни зависит от того, есть ли рядом мама и как она себя ведет. Маме нужно постоянно разговаривать с крохой, когда он бодрствует. Очень полезно поглаживать малютку и делать легкий массаж пальчиков ручек и ножек – это хорошая стимуляция нервных окончаний, прикосновения мамы успокаивают, дают возможность младенцу почувствовать свое тело и ощутить покой и безопасность.

    Что должен уметь делать ребенок в 2 месяца

    Во время второго месяца жизни нервная система малыша продолжает совершенствоваться. Постепенно уходит тонус кистей рук и пальчиков, ребенок начинает потягиваться, кисти становятся расслабленными, пальчики распрямляются. К концу второго месяца ребенок может удерживать головку лежа на животе примерно 15 секунд. Некоторые дети не только головку приподнимают, но и грудь. А есть и такие, которые к концу второго месяца уже умеют самостоятельно поворачиваться на бочок. Поэтому двухмесячного ребенка ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра в таких опасных местах, откуда он может упасть, например, на пеленальном столике.

    Малыш начинает с интересом следить за движущимися предметами, пытается дотянуться до них ручкой. Двухмесячному младенцу становится не интересно лежать без дела, поэтому уже в этом возрасте малыш может хныкать не только от того, что голоден, замерз или мокрый, но и от скуки. Самая подходящий подарок для двухмесячного крохи – это мобиль или развивающая дуга с яркими игрушками, издающими звуки при прикосновении.

    Примерно в 2-2,5 месяца у ребенка появляется так называемый «комплекс оживления»: он начинает активно гулить, двигать ручками и ножками, узнавать близких людей и улыбаться им.

    Контрольный показатель: ребенок в два месяца должен прислушиваться к звуку погремушки и следить за ней глазами.

    Что должен уметь делать ребенок в 3 месяца

    На третьем месяце жизни психоэмоциональное развитие ребенка идет ускоренными темпами, буквально каждый день ознаменован новыми достижениями. Уже ярко проявляется комплекс оживления: когда близкие люди подходят к крохе, улыбаются ему и заговаривают с ним, то в ответ малыш радуется всем своим существом – он улыбается, активно машет ручками и ножками, гулит.

    Трехмесячный малыш уже уверенно держит голову в вертикальном положении, хорошо упирается стопами в твердую поверхность, когда его ставят на нее, удерживая по мышки. Малыш начинает захватывать игрушки, изучает собственное тело, может подолгу рассматривать свои ручки, изловчившись и захватив одной ручкой другую. Лежа на животике ребенок может удерживать головку примерно 2-2,5 минуты, а некоторые особо подвижные детки в три месяца уже начинают переворачиваться со спины на живот.

    Контрольные показатели для трех месяцев: ребенок в этом возрасте должен уметь удерживать головку хотя бы полминуты, находясь в вертикальном положении, а также поднимать и удерживать головку лежа на животике не менее 0,5 минуты. Улыбаться в ответ на улыбку и обращенные к нему слова близкого взрослого.

    Что должен уметь делать ребенок в 4 месяца

    К четырем месяцам малыш не просто удерживает голову, лежа на животике, но и свободно поворачивает ее. При этом ребенок принимает характерную позу: животик плотно прижат к поверхности, на которой лежит кроха, бедра широко разведены, а ступни находятся в воздухе. Если же малыш лежит на спине, то он с удовольствием поднимает ручки и ножки вверх, захватывает ступни ручками и пытается тянуть их в рот. Четырехмесячные дети очень любят, когда их ставят вертикально, удерживая под мышки, при этом крохи с удовольствием «пританцовывают».

    В четыре месяца малыш уже не просто умеет улыбаться – он может громко засмеяться от радости, а вот ответной реакцией на сердитый голос уже может стать плач. А еще малыш начинает реагировать на изменение облика близкого человека: маму в новом ярком платье ребенок будет удивленно рассматривать, а за крупные украшения или аксессуары попытается зацепиться.

    Четырехмесячные детки с удовольствием ощупывают и рассматривают предметы, и, конечно же, тянут их в рот. Вложенную в ручку игрушку малыш уже держит и довольно крепко, некоторые дети даже могут дотягиваться и сами захватывать игрушки.

    На бочок на четвертом месяце пытаются повернуться все здоровые малыши. А еще четырехмесячные крохи очень любят играть со звуками и слогами. Они на разные лады «поют» гласные и произносят к четырем месяцам свои первые слоги.

    Контрольные показатели: четырехмесячный малыш обязательно должет тянуться ручками к игрушке и пытаться ее захватить.

    Что должен уметь делать ребенок в 5 месяцев

    Пятимесячный ребенок уже отличает чужих от родных и близких. По отношению к незнакомым людям малыш испытывает смешанные чувства: страх и интерес одновременно. Вот почему ребенок может с интересом наблюдать за посторонними на расстоянии, но реагирует плачем при попытке незнакомого человека взять его на руки. Как чужие воспринимаются все, кого ребенок видит реже нескольких раз в неделю.

    К пяти месяцам малыш уже умеет сам выбирать объект для наблюдения и способен сосредотачивать на нем внимание в течение 10-15 минут. А еще в этом возрасте ребенок уже способен захватывать и удерживать игрушку в кулачок, противопоставив большой пальчик при захвате остальным четырем.

    Пятимесячный кроха уже хорошо различает разные интонации человеческой речи и хорошо знает голоса близких ему людей. Сам малыш подолгу и с удовольствием «поет» разные гласные и сочетания слогов.

    К пяти месяцам ребенок уже достаточно окреп для освоения новых двигательных навыков. Малыш активно переворачивается, а лежа на животике – приподнимается, опираясь на кисти рук и активно поворачивает голову в сторону заинтересовавшего его объекта. Появляются попытки встать. Именно в пять месяцев целесообразно познакомить кроху с манежем: для развития кругозора с одной стороны, и в целях безопасности – с другой.

    Одно из важнейших достижений пяти месяцев – это появление у ребенка способности употреблять густую пищу. Именно в пять месяцев можно начинать вводить в качестве прикорма кашу. Если первый опыт позитивный, то у малыша появляется интерес к новой пище и желание ее попробовать.

    Контрольный показатель: в пять месяцев ребенок должен научиться переворачиваться со спинки на живот.

    Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев

    В шесть месяцев ребенок сам берет игрушки, рассматривает их, стучит ими, перекладывает из ручки в ручку, может держать по одной игрушке в каждой руке одновременно. Малыш радуется, если ему удалось дотянуться до того или иного желанного предмета и сердится, если у него это не получается или если взрослый отнимает у него предмет из соображений безопасности.

    Шестимесячный малыш уже пытается ползать: иногда у него получается двигаться задом наперед, иногда – «по-пластунски». Полугодовалые малыши любят вставать на четвереньки и раскачиваться в такой позе взад-вперед – это упражнение является подготовкой к полноценному ползанию. Некоторые дети именно из такой позы потом садятся.

    В шесть месяцев ребенок уже понимает обращенную к нему речь, знает свое имя и оборачивается к позвавшему его по имени взрослому. Гуление переходит в лепет, малыш способен повторять за взрослым простые открытые слоги. Ребенок эмоционально реагирует на музыку, некоторые дети могут даже пытаться «петь» во время звучания музыкального произведения.

    Полугодовалый малыш уже четко различает своих и чужих. Он распознает голоса близких людей, даже находясь в соседней комнате. Отношение к чужим становится еще более настороженным, чем прежде. Ребенок долго присматривается к незнакомому человеку, прежде чем пойти на контакт с ним. На контакт идет очень избирательно.

    Многие полугодовалые малыши умеют пить из кружки и пытаются пользоваться ложкой. Попытки, как правило, неудачные, но это не главное. Главное, что в шесть месяцев ребенок уже понимает, зачем нужна ложка и что ей надо делать.

    Контрольный показатель: полугодовалый малыш умеет проситься на руки к маме.

    Что должен уметь делать ребенок в 7 месяцев

    Семь месяцев – это время активного ползания и первых шажков вдоль опоры в кроватке. Самое главное, что могут сделать родители для развития своего малыша в это время – это обезопасить квартиру и выпустить карапуза ползать на пол.

    В семь месяцев ребенок активно интересуется игрушками и любыми предметами, которые он находит, путешествуя по дому. Особый интерес вызывают коробочки, тряпочки, газеты и журналы, которые кроха с удовольствие будет рвать.

    Малыш хорошо понимает речь взрослого, поворачивается к предмету, который ему называют. Хорошо знает свое имя, реагирует на то, с какой интонацией к нему обращаются взрослые. Ребенок сам активно лепечет, в лепете можно различить простейшие слова. В этом возрасте с ребенком нужно как можно больше разговаривать и начинать читать ему первые в его жизни книжки. Книжки должны быть небольшие по формату, изготовлены из плотного картона, с яркими и крупными иллюстрациями. Для чтения семимесячным детям лучше всего подходят потешки. С книжкой ребенок активно знакомится: сам с удовольствием листает ее, рассматривает картинки, ну, и на зуб попробует непременно.

    Семь месяцев – это время активного прорезывания зубов, не для всех малышей этот процесс проходит легко и безболезненно, поэтому покупка прорезывателя будет как нельзя кстати. А еще в этом возрасте ребенок может уже заявить о своих гастрономических предпочтениях. Здесь важно следовать правилу – если малышу не понравилось какое-то новое кушанье из вновь вводимого прикорма, настаивать не следует, лучше предложить то же самое спустя пару недель.

    Контрольный показатель для семи месяцев: ребенок уверенно держит игрушку и стучит ей по какой-либо поверхности.

    Что должен уметь делать ребенок в 8 месяцев

    В восемь месяцев малыш уже активно и очень уверенно ползает, самостоятельно сидит. Кроха сам встает у опоры и ходит вдоль нее. Малыш активно манипулирует предметами, его любимая игра – складывание предметов в коробку. Еще восьмимесячные дети обожают выбрасывать игрушки из манежа или кроватки и играть в прятки. Это связано с величайшим для этого возраста открытием – если предмета не видно, это не значит, что его не существует.

    Малыш в восемь месяцев уже активно лепечет, способен выполнить простейшие просьбы взрослого, например: «Дай ручку» или «Подними ножку». Дети уже могут играть в игры, сопровождающиеся выполнением простейших действий («Ладушки», «Сорока-ворона»).

    У многих малышей в этом возрасте появляются так называемые «страхи восьмого месяца»: страх расставания с мамой – гарантией безопасности и стабильности, и страх чужих. У одних детей эти страхи проявляются меньше, у других они выражены более сильно. Некоторые малыши категорически отказываются вообще идти на контакт с незнакомым человеком. Со временем интенсивность этих страхов будет снижаться.

    В восемь месяцев ребенок уже может есть измельченную пищу и с интересом воспринимает знакомство с горшком. Восьмимесячный малыш не в состоянии еще научиться проситься на горшок, но вот познакомить его с горшком в этом возрасте стоит. В этом возрасте ребенок уже в состоянии понять, для чего нужно это приспособление.

    Контрольный показатель: восьмимесячный ребенок при поддержке за ручки может простоять несколько секунд.

    Что должен уметь делать ребенок в 9 месяцев

    В девять месяцев малыш не просто активно ползает, стоит у опоры и ходит вдоль нее, у него просыпается страсть к акробатическим упражнениям: ребенок пытается забраться на кресло, скамейку или стул. Особо подвижные дети в девять месяцев уже могут вставать без опоры. Любимое упражнение девятимесячного карапуза – это попрыгать или поприседать, держась за мамины руки.

    Ребенок уже хорошо понимает речь взрослого, способен показать пальчиком на знакомые предметы. У игрушки и на себе самом показывает части тела, которые называет взрослый. Уверенно листает страницы картонной книжки, может захватить и перевернуть даже несколько журнальных страниц. С удовольствием рвет и мнет бумагу – это занятие девятимесячные малыши просто обожают. Не стоит им в этом препятствовать – так развивается сила в детских пальчиках и мелкая моторика.

    Девятимесячный ребенок в доме – это просто стихийное бедствие. Все, что может быть открыто – будет открыто, все, что можно вытащить – будет вытащено. Малыш норовит стащить скатерть со стола, засунуть пальчики в розетку и запихать в рот найденные на полу мелкие предметы. Для того, чтобы не случилось беды, нужно убрать из зоны доступа ребенка все, что может быть опасно, розетки закрыть специальными заглушками, на острые углы надеть силиконовые накладки.

    В девять месяцев малыш делает активные попытки есть самостоятельно ложкой, может начать пытаться проситься на горшок.

    Контрольный показатель: ребенок умеет ползать вперед.

    Что должен уметь делать ребенок в 10 месяцев

    Десятимесячный малыш уже вполне самостоятелен – он может ползать, вставать, садиться, ходить вдоль опоры. Дети в этом возрасте способны буквально замучить маму требованием без конца ходить с ними по дому за ручки.

    В десять месяцев малыш уже умеет катать машинку, качать неваляшку, толкать мячик, вставлять один предмет в другой. Предпочтение в игре ребенок отдает более мелким предметам – тем, что легко помещаются у него в ладошке. Малыш уже может достать один предмет при помощи другого, бурно радуется играм-забавам.

    В десять месяцев ребенок любит поиграть звуками и слогами. Он произносит их на разные лады, а из речи взрослых может выделить забавные для себя звукосочетания и начать со смехом повторять их.

    В этом возрасте малыш продолжает активно осваивать навыки еды, у многих даже получается время от времени благополучно донести ложку с пищей до рта. Малыш уже может есть мелко порезанную пищу, хорошо пьет сам из кружки или из трубочки.

    Самый главный шаг в развитии десятимесячного малыша – это появление интереса к другим детям. Ребенок стремиться подражать в своих действиях другому крохе, с интересом наблюдает за его игрой. При помощи и поддержке взрослого малыш будет даже способен некоторое время поиграть в компании с другими детьми.

    Контрольные показатели для десяти месяцев: ребенок умеет сбрасывать игрушки со стола, махать ручкой в знак прощания и повторять движения, которые показывает ему взрослый.

    Что должен уметь делать ребенок в 11 месяцев

    Одиннадцатый месяц жизни малыша часто ознаменовывается первым самостоятельным шагом и первым словом. Ребенок уже уверенно ходит вдоль опоры или держась за руки взрослого, самостоятельно забирается на некоторые предметы мебели в доме, может забраться на несколько ступенек лестницы и висеть на турнике более чем полминуты.

    В одиннадциать месяцев ребенок способен выполнять просьбы и указания взрослых: дай, положи, принеси, возьми, сядь. Малыш произносит коротенькие слова и слова, подражающие голосам птиц и животных. Ребенок по просьбе взрослых машет ручкой в знак прощания, кивает головой в знак согласия и умеет отрицательно качать головой.

    Малыш становится очень настойчивым – он способен многократно повторять одно и то же действие, совершенствуя его. Пытается, и небезуспешно, самостоятельно есть ложкой, пьет сам из кружки, использует по назначению расческу.

    Если малышу показать, как строить башню из кубиков, он сможет повторить это действие за взрослым. Может собрать пирамидку из колец, правда, сделать это правильно, учитывая величину каждого кольца, малышу пока не удается. В одиннадцать месяцев появляются зачатки сюжетной игры: кроха может покормить игрушку, положить ее спать, посадить игрушку в машинку и покатать ее.

    Контрольные показатели: в одиннадцать месяцев ребенок должен уметь стоять и ходить, придерживаясь за опору, знать свое имя и откликаться на него.

    Что должен уметь ребенок в год

    Годовалый малыш уже умеет самостоятельно вставать на ножки и ходить без посторонней помощи. А с помощью взрослого кроха даже пытается бегать – держась за руку, он бегает уже вполне уверенно.

    Годовалый ребенок может без посторонней помощи пить из чашки, вполне успешно самостоятельно ест ложкой, умеет перекладывать ложку из одной руки в другую. В этом возрасте малыш активно интересуется едой в тарелках у взрослых и пытается ее попробовать.

    Годовалые дети хорошо понимают, что требуют от них взрослые, они сознательно пытаются получить похвалу и радуются ей. Дети к этому возрасту уже произносят несколько слов, некоторые слова у них получается произнести вполне отчетливо, некоторые они еще сильно коверкают.

    Ребенок в год умеет проситься на горшок. У каждого малыша для этого существуют свои «позывные». Однако, заигравшись или заинтересовавшись чем-либо, дети часто сообщают о своих потребностях в последний момент, так что мокрых штанишек в год полностью еще не избежать.

    Годовалый малыш уже хорошо понимает слово «нельзя» и знает, какие для него существуют ограничения. Более того, уже в этом возрасте ребенок начинает проверять границы дозволенного и может начать проявлять упрямство.

    Контрольные показатели для годовалого ребенка: в год не все дети умеют ходить самостоятельно, но все здоровые годовалые малыши должны уметь шагать, держась за руки взрослого. И еще один показатель – в год ребенок должен уметь подавать взрослому по его просьбе названные им игрушки.

    1 месяц

    должен уметь ребенок
    - лежа на животе на плоской поверхности, на короткое время приподнимать голову;
    - фокусировать взгляд на лице;
    - реагировать на общение с ним - переставать плакать концентрировать внимание на взрослом.

    может также уметь
    - провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15-20 см;
    - лежа на животе, поднимать голову на 45°;
    - издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать);
    - улыбаться в ответ на вашу улыбку.

    2 месяца

    Улыбаться в ответ на вашу улыбку;
    - издавать другие звуки, кроме плача (например, агукать).

    Лежа на животе, поднимать голову и даже грудь на 45°;

    - держать погремушку основаниями или кончиками пальцев;
    - тянуться к предметам;
    - соединять руки;
    - смеяться вслух; - визжать от восторга.

    3 месяца

    Лежа на животе, поднимать голову на 45°; оживляться при общении со взрослыми, агукать.

    Лежа на животе,поднимать голову на 90°;
    - рассеянно улыбаться;
    - поддерживать голову на одном уровне с телом, когда его стараются посадить;
    - поворачиваться на голоса, особенно голос матери; - издавать фыркающий звук.

    4 месяца

    Лежа на животе, поднимать голову на 90°;
    - громко смеяться;
    - провожать взглядом предмет, перемещаемый по дуге перед его лицом на расстоянии 15 см в диапазоне 180° (с одной стороны на другую).

    Переносить часть веса на ноги в вертикальном положении;
    - сидеть без опоры;
    - возражать, если вы попытаетесь отнять у него игрушку.

    5 месяцев

    Твердо держать голову в вертикальном положении;
    - переворачиваться (в одну сторону);
    - обращать внимание на очень маленький предмет;
    - "петь" звуки, меняя интонацию.


    - стоять, держась за кого-либо или что-либо;
    - прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами досягаемости;
    - перекладывать предмет из одной руки в другую;
    - искать упавший предмет;
    - подгребать к себе маленький предмет и зажимать его в кулачке;
    - лепетать, произнося различные сочетания гласных и согласных.

    6 месяцев

    Произносить некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания;
    - сидеть без опоры (шесть с половиной месяцев).

    Подтягиваться в стоячее положение из сидячего;


    7 месяцев

    Сидеть без опоры;
    - издавать влажный фыркающий звук.

    Играть в "ку-ку" (к 7 месяцам и ¼ месяца);

    - подбирать маленький предмет большим и указательным пальцами;
    - отчетливо произносить "мама" или "папа".

    8 месяцев

    Перекладывать предметы из одной руки в другую (обычно к 8 месяцам и 1/2 месяца);
    - искать упавший предмет.

    Стоять,держась за кого-то или за что-то;
    - подбирать с поверхности маленький предмет большим и указательным пальцами;
    - ходить, держась за мебель;
    - короткое время стоять без посторонней помощи;

    9 месяцев

    Прилагать усилия, чтобы добраться до игрушки, находящейся за пределами его досягаемости.

    Играть в мячик(катить вам его обратно);
    - пить из чашки без посторонней помощи;
    - отчетливо произносить "папа" или "мама";
    - отвечать жестом на короткую команду, типа "Дай это мне".

    10 месяцев

    Стоять, держась за что-либо;
    - пытаться встать из сидячего положения;
    - возражать, если вы пытаетесь забрать у него игрушку;
    - неотчетливо произносить "мама" или "папа";
    - играть в "ку-ку".

    Отчетливо произносить "папа" (к 10 месяцам) или "мама"(к 11 месяцам);
    - хорошо стоять без посторонней помощи;
    - пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке);
    - произносить еще одно слово, кроме "мама" или "папа", "дай";
    - ходить.

    11 месяцев

    Самостоятельно садиться из положения на животе;
    - подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев(к 10 месяцам и 1/4 месяца);
    - понимать слово "нельзя" (но не всегда повиноваться).

    Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание;
    - произносить 3 (или больше)слова, кроме "мама" или "папа";
    - отвечать жестом на короткую команду, типа "дай это мне";
    - хорошо ходить.

    12 месяцев

    Ходить, держась за мебель (к 12 месяцам и 2/3 месяца);
    - понимать слово "нет";
    - выполнять несложные просьбы;
    - знать, как его зовут.

    Хорошо ходить;
    - произносить 5 и больше слов, кроме "мама","папа";
    - играть в "Сороку-ворону";
    - активно рисовать каракули карандашом или мелками.

    Словарный запас ребенка

    3 месяца
    - появляются отдельные гласные звуки, позже к ним присоединятся звуки "м" "г", "к", "н".

    6 месяцев
    - из звуков рождаются слоги: ма, ба, да.

    10 месяцев
    - появляются 2-3 "лепетных" слова: "мама", "баба", "ляля".

    2 года
    - словарный запас составляет от 20 до 100 слов. Ребенок умеет показывать части тела.

    2 года 6 месяцев
    - правильно использует в речи местоимения, повторяет две цифры в правильной последовательности.

    3 года
    - словарный запас от 300 до 800 слов. Использует предложения из пяти-восьми слов,овладел множественным числом существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов - выполняет задания типа "положи кубик под чашку", "положи кубик в коробку", употребляет в предложении простые предлоги и союзы.

    4 года
    - в речи встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения,употребляются предлоги, союзы. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

    5 лет
    - запас слов увеличивается до 2500-3000. Активно употребляет обобщающие слова("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски,перестановки звуков и слогов. В предложении используются все части речи.

    5-7 лет
    - словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания.

    Как развивается речь с развитием ребенка:

    1 месяц


    — услышав звук, настораживается, прислушивается,
    — реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом;
    — при спокойном бодрствовании непродолжительное время издает звуки, как будто беседует сам с собой;
    — следит за движением губ родителей, шевелит губами, как бы подражая движениям взрослого


    — в течение дня включай разнообразную музыку, чередуя спокойные и активные мелодии, слушать вокальную музыку, подпевать;
    — общайся с ребенком, подражать его звукам;
    — если тебя нет дома в течение дня, сделай аудиозапись своей речи, пусть ребенок слушает.


    — ребенок никогда не кричит перед кормлением;
    — у младенца проблемы с сосанием. В процессе сосания и произнесения звуков задействованы одни и те же мышцы, поэтому дети, испытывающие трудности в кормлении в последствие могут страдать дизартрией — нарушением произношения из-за недостаточности иннервации артикуляционного аппарата.

    2 месяц

    Речь развивается нормально, если ребенок:
    — улыбается при общении с родителями;
    — сопровождает свою радость произнесением простых гласных звуков: «а», «э», «о».

    Чтобы стимулировать развитие речи:
    — продолжай поддерживать разнообразную звуковую среду, общайся с ребенком;
    — комментируй свои действия.

    3 месяц

    Речь развивается нормально, если ребенок:
    — гулит: произносит звуки типа «аы», «ау», «ыы», «гыы», также согласные «г», «к», «н».

    Чтобы стимулировать развитие речи:
    — повторяй то, что делает ребенок с театральным преувеличением. Гримасничай вместе с младенцем. Развитию артикуляционного аппарата очень способствуют игры с высовыванием языка. Если ребенок долго держит язык высунутым, слегка прикоснись к кончику языка.
    — веди беседы с наследником. Он(она) тебе: «О-о!», а ты: «Конечно, О-0!, точно». Выдержи паузу для ответа младенца. Получив новое «высказывание», отвечай в том же духе. Так ты формируешь способность к нормальному диалогу.
    — называй ребенка по имени.

    4 месяц

    Речь развивается нормально, если ребенок:
    — продолжает гулить;
    — в ответ на эмоциональное общение со взрослым издает смех — повизгивание, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

    Чтобы стимулировать развитие речи:
    — когда говоришь, положи ручку ребенка на свои губы, шею, чтобы он ощутил движение и вибрацию звука;
    — каждый раз называй предметы и действия, показывая их. Ребенок лучше воспринимает ритмичные и рифмованные тексты. Например: «водичка-водичка, умой мое личико!» (во время купания). Не стесняйся придумывать свои тексты : важно, чтобы в них были повторения и ритм.

    Нужно обратиться к специалисту, если:
    — ребенок никогда не улыбается, когда с ним заговаривают.

    5 месяц

    Речь развивается нормально, если ребенок:
    — реагирует на направление звука, «поет», меняя интонацию голоса. это основа для выразительной речи, в которой четко выделяются вопросительные и утвердительные фразы.

    Чтобы стимулировать развитие речи:
    — в конце повторяющихся присказок делай паузу, давая ребенку возможность закончить фразу.
    — попробуй «перехватывать» плач, визг и постепенно переводить их в мелодию, в звуковую игру.

    Нужно обратиться к специалисту, если:
    ребенок не произносит отдельные звуки или слоги (га-га, ба-ба), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами те предметы, которые мать называет ("Где папа? ").

    6 месяц

    Речь развивается нормально, если ребенок:
    — поворачивает голову на звон колокольчика;
    — произносит множество разнообразных звуков: рычит, ворчит, чмокает;
    — произносит звуки: «м-м-м» (плачет), произносит первый слог «ба» или «ма»;
    — прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

    Чтобы стимулировать развитие речи:
    — озвучивай предметы, животных, движения: что-то упало — «бух!», скрылось из виду: «ку-ку», собака лает: «ав-ав!». Стучи и говори при этом «ба-ба-бам». Делай это эмоционально, весело. Прием озвучения движения используют даже в реабилитации взрослых, потерявших речь!
    — покажи кукольное представление.

    7 месяц

    Речь развивается нормально, если ребенок:
    — использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих;
    — говорит слоги: «ба», «да», «ка» и т.п. Пока это односложный лепет.

    Чтобы стимулировать развитие речи:
    — имитируй животных и предметы.
    — покажи картинки с изображением животных и игрушки, расскажи, как они «говорят».

    Нужно обратиться к специалисту, если:
    ребенок не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками

    8 месяц

    Речь развивается нормально, если ребенок:
    — реагирует недовольством, испугом или плачем на незнакомое лицо
    — лепечет, т.е. повторяет одинаковые слоги: «ба-ба», «да-да», «па-па» и т.п. В речи использует звуки: «п, б, м, г, к, э, а.

    Чтобы стимулировать развитие речи:
    — попробуй читать стихотворения со звукоподражанием, делай паузы в конце знакомых стишков, оставляя ребенку возможность закончить. Один из любимых детьми стихов — „Гуси-гуси“:

    — Гуси-гуси! — Га-га-га
    — Есть хотите? — Да-да-да!…

    — играй с ребенком в прятки, говори „ку-ку“, когда прячешься сам или „прячется“ ребенок

    9 месяц

    Речь развивается нормально, если ребенок:
    — активно общается с помощью жестов, с радостью играет в „ладушки“;
    — произносит слоги, имитирует звуки;
    — откликается на свое имя: поворачивает голову, улыбается;
    — понимает запрет: „Нет!“, „нельзя!“ (понимает — не значит слушается)

    Чтобы стимулировать развитие речи:
    — спрашивай ребенка, чего он хочет. сделай паузу, постарайся дождаться ответа. „Будем кушать?… Да?“ Кивай при слове „да“
    — Спрашивай, где находятся знакомые предметы: „Где наша большая ложка?“ Вместе оглядитесь по сторонам. Если ребенок смотрит в нужную сторону, похвали его, и проговори: „Правильно. Ложка на столе. Давай возьмем ложку!“
    — читайте вместе книжки-малышки с яркими картинками. Давай ребенку полистать книжку. Книжки выбирай из плотного картона или пластика. Ребенок лучше воспримет картинки с четко очерченным контуром, на контрастном фоне.

    Нужно обратиться к специалисту, если:
    Ребенок не может повторить за взрослым звукосочетания и слоги

    10 месяц

    Речь развивается нормально, если ребенок:
    — использует в общении как минимум 1-2 „лепетных слова“ (типа „мама“, „папа“, „ляля“, „баба“), понятных в конкретной ситуации;
    — машет рукой „До свидания!“, играет в ладушки, в прятки (произносит „ку-ку“)

    Чтобы стимулировать развитие речи:
    — играй с ребенком в ритмичные игры со стихотворным сопровождением;
    — говори правильно, четко, артикулировано, не смазывай произношение;
    — объясняй значение слов снова и снова;
    — при виде разных животных всякий раз изображай, как они „говорят“: „Смотри, собачка. Как собачка лает? Ав-ав!“

    Нужно обратиться к специалисту, если:
    Ребенок не может махать головой в знак отрицания или согласия или помахать ручкой в знак прощания.

    11 месяц

    Речь развивается нормально, если ребенок:
    — говорит как минимум 2 слова, кроме слов „папа“, „мама“
    — дает игрушку в ответ на просьбу;

    Чтобы стимулировать развитие речи:
    — спрашивай ребенка обо всем, что с ним происходит. если ребенок не отвечает, говори за него, но после паузы: „Пойдем гулять? …. Да? … Да!“ (кивни)

    1 год—1 год и 3 месяца

    Речь развивается нормально, если ребенок:
    — говорит как минимум 3 слова, кроме слов „папа“, „мама“;
    — дает несколько предметов, услышав их название ответ на просьбу.

    Чтобы стимулировать развитие речи:
    — составляй вместе с ребенком рассказы по картинкам.
    — читай коротенькие истории и сказки из ярких книжек. Лучше всего подойдут книжки, сделанные по принципу: фраз — иллюстрация к фразе. Из сказок можно порекомендовать „Репку“.


    — после 1 года не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не может выполнить простейшие просьбы (принести мяч);
    — к году и 3 месяцам не может адекватно употреблять слова „мама“ и „папа“.

    1 год и 3 месяца— 1 год и 6 месяцев

    Речь развивается нормально, если ребенок:
    — говорит от 6 до 58 слов. Говорит слова из трех слогов, например: „капака“ (собака)
    — выполняет простые инструкции из двух-трех слов. Начинает справляться с двуступенчатыми командами, например: „принеси и поставь кружку!“;

    Чтобы стимулировать развитие речи:
    — читай как можно больше вслух, особенно стихи. Побуждай ребенка заканчивать строки, хвали за каждую попытку;
    — научи ребенка дуть (это умение пригодится для правильного произношения звуков „с“, „ш“, „з“ и других). Покажи, как ты складываешь губы и дуешь (сдувай кусочек ваты, парашютики одуванчика, бабочку из тонкой бумаги). Попроси ребенка подуть, „сделать ветерок“. Пусть первый выдох будет хотя бы носом, главное — увидеть результат.

    Нужно обратиться к специалисту, если ребенок:
    — к концу полутора лет не может произнести 6 осмысленных слов; не может показать части тела, которые ему называет взрослый.

    Нравится



    Похожие статьи