• Мать воспитывает сына одна. Иллюзии родителей-одиночек или воспитание ребенка в неполной семье

    15.09.2023

    Каждая мать хочет воспитать своего ребенка идеальным человеком. Но мы все знаем, что это невозможно. Идеальных людей нет. Можно привить ребенку хорошие качества, дать основу для дальнейшего развития, сформировать некоторые принципы, указать на ценности.

    Большую роль во всех перечисленных пунктах играет мать. Именно она закладывает ту основу личности, от которой в дальнейшем будет зависеть судьба ребенка.

    Любовь, внимание, понимание, развитие силы, счастье и успех

    Не все матери понимают, что играют большую роль в создании крепкой семьи. Из-за этого происходит множество разводов, которые каждую неделю фиксирует статистика. Но главную роль мама играет, конечно же, в воспитании ребенка.

    Первое, что дарит мать ребенку - это любовь. С самого появления крохи молодая женщина испытывает это нежное чувство. Она передает его в прикосновениях, поглаживаниях, заботе о малыше. И он чувствует эту любовь. Не забывайте, что маленькие дети очень чувствительны к любым эмоциям, которые направлены на них.

    Роль матери в воспитании ребенка заключается не только в любви, но и во внимании. Со стороны родителей не должно быть большой опеки, но и совсем не проводить времени со своим малышом - недопустимо. Поэтому мама должна выделить время, которое она проведет с ребенком, оставив ему часть дня для саморазвития. Малыш совершает ошибки в процессе своего развития, и в этом нет ничего страшного. Напротив, он учится на них. Но есть моменты, когда нужно жалеть ребенка и рассказывать ему о хорошем и плохом. Поэтому позаботьтесь заранее о том, чтобы у вас было достаточно свободного времени для воспитания своих детей.

    Большую роль мама играет в стимулировании здорового образа жизни ребенка. Но нужно сказать, что этим должен заниматься и отец. Так как малыш берет пример со своих родителей, они тоже должны заниматься спортом и саморазвиваться. Утром стоит заняться зарядкой вместе с ребенком. Желательно, если ее будет выполнять вся семья. В дальнейшем можно водить ребенка на спортивные площадки, где есть турникеты лесенки и прочие приспособления для физического развития.

    Ребенок станет счастливым и успешным, если родители позаботятся об этом заранее и создадут необходимые условия для этого. Не каждый человек понимает свою цель в жизни. От этого ведет неправильный образ жизни. На самом деле наша семья и дети - вот та главная цель, на которую мы должны тратить все наши силы. Поэтому родители должны создавать условия для развития детей, чтобы в будущем они могли познать счастье и успех, а, главное, добиться этого самостоятельно.

    Что значит мама для ребенка в разные возрастные периоды

    Роль матери в воспитании ребенка сводится не только к тому, чтобы хвалить и любить своего малыша. Нужно еще и знать, когда уместно наказание. Ведь чтобы вырастить порядочного человека, недостаточно только любить его. Поэтому родители должны быть в меру строгими и уметь применять наказание, когда это потребуется.

    Малыш с раннего детства должен понимать роль мамы в его воспитании. Необходимо привить ему уважение к матери, ведь нередки случаи, когда дети не ценят своих родителей. Поэтому воспитание должно быть смешанным, то есть включать как поощрение, так и наказание. Подробнее о методах воспитания

    Но роль матери в воспитании ребенка не заканчивается в детстве. Она остается для него важной персоной и во взрослой жизни. И никто, кроме мамы, более искренне не сможет оценить поступок человека. Именно мать направляет своего ребенка на тот самый жизненный путь и помогает ему сделать нужный выбор.

    До года

    С самого появления малыша на свет роль мамы в его воспитании становится довольно обширной. Мать - это мир, в котором ребенку легко и комфортно. Она дарит ему заботу и знакомит с окружающей действительностью. Ребенок легко усваивает всю информацию, приходящую извне. Поэтому не стоит проявлять много негативных эмоций, так как это может отразиться на психике малыша.

    Младенцы неспособны ещё полноценно общаться с людьми, но та любовь и забота, которую дарит мама, заменяет слова. Так формируется «Я» ребенка. Если малыш рад, что мама взяла его на руки, или капризничает, когда она отходит от него, не говорит о его избалованности. Просто в этот момент ребенок осознает роль мамы в своей жизни.

    Мама с самых первых дней жизни малыша обеспечивает его выживание, и её собственная жизнь становится не настолько ценной. По тому, как кричит ребенок, она способна определить, чего он хочет. Она способна понять природные свойства малыша и создать условия для их развития. Помните, ребенок - это «чистый лист», на котором можно написать совершенно новую историю.

    Раннее детство

    Так уж сложилось, что ребенок понимает свою маму и прислушивается к ней. Есть мнение, что так он проявляет свою любовь. Однако это чувство формируется немного позже. А сейчас это нечто иное: у матери - её инстинкт, а у ребенка - понимание защиты. По голосу мамы, её запаху и прикосновениям малыш способен понять, что это она и успокоиться. Это связь, которую нельзя разрушать.

    Первые правила безопасности закладывает именно мать. Она учит ребенка не выбегать на дорогу, не подбирать мусор с земли, не отбирать игрушки у других детей и т. п. Таким образом она передает ему информацию о внешнем мире, о том, как он устроен. И неважно, где живет ребенок - в мегаполисе или в глухой деревне, - эти знания способна дать любая ответственная мама.

    Дошкольный и младший школьный возраст

    С взрослением ребенка появляются новые прихоти и желания. Он тянется к друзьям, хочет общаться, познавать мир. И матери по-прежнему кажется, что она понимает своего ребенка с полуслова. Она думает, что её роль в воспитании сводится только к тому, чтобы передать малышу свои знания, ценности, установки. Но это не так!


    Мир не так просто устроен. Если бы это имело место быть, дети продолжали бы дела родителей. Но ведь если мать, скажем, актриса, это совсем не значит, что её ребенок будет талантлив в данной области и иметь артистичную натуру. Он вполне может стать инженером или врачом. Поэтому роль матери в воспитании ребенка сводится к тому, чтобы не навязывать малышу свои жизненные принципы и приоритеты. Напротив, нужно уметь видеть врожденные качества малыша и развивать их.

    Подростковый период

    Этот период самый сложный не только в жизни родителей, но и детей. Поэтому роль матери должна заключаться в понимании желаний подрастающего поколения, его задатков, которые нужно помогать развивать. Но чтобы это получилось, необходимо разобраться в себе. Это поможет вырастить человека, не имеющего комплексов и способного самостоятельно достигать всех успехов в своей жизни.

    Мы пропускаем действия других людей через себя. Именно поэтому пытаемся склонить ребенка под собственные ценности и приоритеты. Но так делать нельзя - результат может вас не порадовать. Чтобы воспитать подростка, лучше всего иметь базовую психологическую грамотность, которая позволит вам справиться с возникающими проблемами и понять своего ребенка.

    И напоследок

    Хочется сказать несколько слов матерям, которые не занимаются своими детьми. Учеными было доказано, что такие малыши вырастают либо неуверенными в себе, либо агрессивными. Стараться что-то сделать в подростковом возрасте, если вы не занимались ребенком с самого его рождения, — попусту тратить своё время. Пытаясь научить его чему-то хорошему, вы встретите протест, так как у него уже сложились свои принципы жизни.

    Мне нравится!

    Матери одной воспитывать сына сложно во все времена. Отец всегда считался главным примером в семье, особенно для мальчика. Мама склонна наделать много ошибок, не замечая их.

    Последствия воспитания мальчика без отца

    Когда дома и в школе воспитанием занимаются только женщины, парень вырастает усидчивым, аккуратным, прилежным. Мужество и смелость абсолютно могут отсутствовать. Они уходят в тень под влиянием женского воспитания. Происходит поиск мужской природы, который впоследствии даст о себе знать.

    Последствия воспитания без отца:

    • мальчики, воспитанные без отца, отгораживаются от трудностей, не решают возникающие проблемы;
    • возникает «математическая» проблема. Умственные способности не развиваются должным образом, уступая место развитию эмоциональной стороны ребенка;
    • стремление к образованию у таких детей занижено или совсем отсутствует. Нет папы – не с кого брать пример;
    • как следствие маминого воспитания выступает развитие преимущественно женских черт характера;
    • ребенок, выросший в неполной семье, не до конца осознает, став взрослым, свои мужские обязанности.

    Личная жизнь. Еще одним последствием женского воспитания может быть нарушение половой идентичности. Перед глазами мальчика нет модели « женщина + мужчина». Он теряет вследствие этого свое «я». Система ценностей меняется. Воспитание мальчика без отца приводит к неправильному общению с противоположным полом.

    Некоторые мамы лепят из сыновей мужчин, не считаясь с их мнением, желанием. В результате у ребенка нервный срыв, у мамы неоправданные надежды, старания.

    Воспитать сына настоящим мужчиной без отца можно и в одиночку. Рекомендуется заниматься не только воспитанием сына, но и своим. Родитель - лучший пример для ребенка.

    Не следует забывать, что даже при самой старательной маме, отсутствие отца все равно скажется на ребенке. Он не будет знать, что такое отцовская любовь. И как после этого он сможет воспитывать своих сыновей?

    Чтобы воспитать настоящего мужчину, женщине, проживающей без мужа, надо приложить огромные усилия. Она способна справиться с поставленной перед собой задачей только при поддержке представителя мужского пола. Искать его следует среди близкого окружения родственников, друзей.

    Как воспитывать мальчика без отца?

    Неполноценная семья может стать уютной, гармоничной и всесторонне развитой. Главное, правильно и грамотно организовать воспитание ребенка. Важно помнить, что отца сыну никто не заменит. Основным правилом будет то, чтобы мать оставалась сама собой.

    Каждая мама, мечтает и хочет дать своему сыну правильное и хорошее воспитание. В данном случае нужно забыть такое мнение людей, как неполная семья – это результат плохого воспитания, а в дальнейшем и неполноценного мужчины.

    Как правильно воспитать сына без отца:

    • свою семью не надо считать неполноценной. Главное знать, что она такая, как и у всех, ничем не отличается. Неполноценность в семье – это не отсутствие отца, а плохое воспитание, в котором нет любви, внимания и ласки к ребенку;
    • не стоит пытаться стать отцом, одновременно быть мамой и папой для ребенка. Нежелательно воспитывать сына, как солдата. Если не хотите чтобы он вырос злым, замкнутым, обиженным на весь мир, обделенным, то важно знать, что доброта, ласка и нежность должна присутствовать;
    • необходим образец мужского поведения. Не стоит искать замену папе. Требуется мужчина, который и правда станет примером для сына. Это может быть папа женщины, брат, дядя, крестный, тренер или учитель.

    Воспитание мальчика 4 лет без отца большая ответственность, ведь в этом возрасте он начинает понимать, что хотят взрослые. Следует сделать так, чтобы ребенок проводил как можно больше времени с мужчинами, которые для него являются идеалом и примером во всем. Именно в этот период жизни надо помогать сыну в таком общении, так как для него они станут примером.

    Развитие. Так же необходимо ребенку, познавать мир с помощью книг, мультиков, фильмов, рассказами собственных историй. Это истории про отважных, мужественных героев, которые спасают мир, уважают своих жен и ценят семьи.

    Контроль. Нужен постоянный контроль над ребенком. Рекомендуется знать, чем увлекается сын, что делает в свободное время, что читает и смотрит. В общении важно разговаривать обычным языком, не искажая его. Разговоры ведутся, как со взрослым, самостоятельным человеком. Воспитывать ребенка независимым и уверенным в себе.

    Самостоятельность. Если держать ребенка все время возле себя, есть риск воспитать эгоиста и труса. Самостоятельность так же немаловажный фактор в воспитании мальчика без отца. Делая, что-то сам, ребенок понимает, что за то или иное дело ответственный именно он.

    Если у малыша есть желание обнять, поцеловать, пожалеть не отвергайте его. Таким образом, он показывает свою заботу и внимание. Воспитывая мальчика, необходимо привить мужественность, смелость, самостоятельность, при этом, не нарушая его собственную свободу.

    Воспитать сына настоящим мужчиной без отца – тяжелый труд. Но в семье, в которой царит любовь и уважение друг к другу, все будет хорошо. Любящим матерям, а главное понимающих своих сыновей воспитать в них мужественность. Задача это сложная, но желая добра и счастья своему сыну, каждая мама готова всем и всегда ему помогать.

    Как воспитывать мальчика маме одиночке?

    Семья, в которой ребенок проживает с мамой, является неполной. Существует мнение, что в такой семье мальчик получает неправильное воспитание. Но это вовсе не так. Главное правильно организовывать воспитательный процесс.

    Воспитание сына матерью одиночкой - это нелегкий момент. В первую очередь, маме не нужно обращать внимание на мнение людей, которые считают, что такая семья неполноценная. Неполноценность заключается не в том, что нет отца, а в любви и правильности воспитания.

    Не следует стремиться воспитывать жестокость и бескомпромиссность. Лучше дать ему больше ласки и тепла. Воспитание матерями сыновей в нудистских семьях немного отличается от воспитания в обычных семьях.

    Мужское общение. Становясь старше, мальчику необходимо общение с мужчинами. В этом случае такое общение могут предоставить родственники, тренеры кружков, наконец – учителя. Мама должна позаботиться о развитии ребенка как мужчины. Поэтому мальчика хорошо отдать в спортивные секции. Там он будет получать воспитание мужественной личности.

    Подростковый возраст сам по себе тяжелый период. Воспитание одинокой матерью сына подростка имеет свои особенности. Именно сейчас ребята узнают про отношения полов. Сын может не поддаваться на открытые беседы с мамой. В этом периоде необходимо, чтобы был помощник в личности мужчины, который смог подсказать, научить самоконтролю.

    Воспитание матерью сына не должно запрещать вести общение с отцом, если тот этого желает. Кроме того, общение мальчика со сверстниками играет немалую роль в воспитательном процессе. Он учится себя вести в обществе. При возникновении конфликтных ситуаций дайте ему сориентироваться самому в решении проблемы.

    Обязанности мамы. Женщины воспитывают мальчиков иногда перекидывая свои обязанности на ребенка. Этого делать не нужно. Помогая маме, ребенок надеется увидеть поддержку. Показывая свое мужество, он старается что-то помочь своему близкому человеку: поднести сумку, обнять, проявить жалость. Его не надо отталкивать, но и стараться не переусердствовать.

    Мальчик, воспитанный женщинами, сочетает все достоинства, что и ребята, воспитанные в полных семьях. Чтобы не ошибиться в воспитании, не надо ребенка винить в возникнувших проблемах. Забота мамы для ребенка это главное.

    Одинокие матери, родив ребенка, имеют перед собой долг – вырастить его достойным членом общества.

    Многие одинокие матери задумываются, можно ли воспитать сына настоящим мужчиной без отца. Вне всяких сомнений, подобная возможность существует, но для того, чтобы воспитание сына без отца было успешным, крайне важно подобрать правильную тактику для воспитания. Основная задача – это научить правильному общению с представительницами прекрасного пола и дать мужские черты характера будущему парню.

    • ребенка нельзя винить за сложную жизнь без участия отца. В противном случае мальчик вырастит с чувством вины, что негативно отразится на его самооценке;
    • сын должен гордиться своей мамой. В связи с этим, следить за внешностью нужно, вне зависимости от сложности и специфики домашнего хозяйства;
    • мать должна контролировать себя в нежностях со своим сыном. В противном случае ребенка можно залюбить, в результате чего сын вырастит ранимым и изнеженным. Любые поцелуи и объятия допустимы только наедине и с соблюдением меры;
    • на улице нельзя пристально следить за одеждой мальчика. Потому не рекомендуется заставлять надевать шапку или туго завязывать шарф. Эти вопросы желательно решать только дома;
    • советы психологов направлены и на всестороннее развитие парней-подростков. Лучше всего разрешить посещать спортивные секции, свидания с представительницами прекрасного пола.
    • Мужское воспитание. Даже мальчик должен общаться с взрослыми мужчинами. Лучше всего разрешать сыну общение с дядями и другими родственниками, с которыми можно ходить на рыбалку и в многодневные походы, смотреть футбол, заниматься спортом. Принимая во внимание отсутствие отца, мать должна стараться поддерживать мужские интересы своего ребенка.

      В любом случае мужская психология должна быть построена на следующем принципе: мужчина – это помощник и опора. По данной причине сыну требуется доверять тяжелые сумки и другие мужские обязанности. Не следует самостоятельно справляться с ремонтными работами, использованием дрели и гвоздей.

      Современная психология рекомендует, как воспитывать мальчика без отца, потому даже из этой непростой жизненной ситуации можно найти достойный выход. После того, как в семье все-таки появится другой мужчина, придется пережить кратковременный период ревности сына.

      Однако, впоследствии избранник матери поладит с ребенком, благодаря чему удастся создать полноценную семью. Вне зависимости от того, в каких условиях проводится воспитание сына, следует давать ему возможность быть успешным и стремиться к лидерству, достижению любых поставленных целей.

    «Судьба человеческой психики состоит в том, чтобы всегда иметь два объекта и никогда – один».

    Андре Грин

    Термин «Мать-одиночка» хоть и является общеизвестным и понятным для большинства, на самом деле не раскрывает сути происходящего.

    Мать, оставшись воспитывать ребенка без мужа, в большинстве случаев не одинока и не воспитывает ребенка одна. В процессе воспитания, так или иначе, принимают участие родственники с одной или с обеих сторон. В связи с вышесказанным, лично я не считаю данное обозначение корректным и отражающим всю суть происходящего.

    В наши дни молодая мать, воспитывающая маленького ребенка без мужа, - очень распространенное явление. На то есть разные причины, но самая актуальная - это развод.

    Сегодня много и гражданских браков, которые так же как и официальные нередко распадаются. Что касается официальной статистики, то последние 15 лет процент разводов среди молодых семей в Российской Федерации колеблется от 52 до 80 процентов в зависимости от региона.

    Это говорит о том, что огромное число детей и подростков живут в неполных семьях. Несмотря на то, что оба родителя по закону имеют равные права на ребенка, на практике же, чаще всего, после развода родителей ребенок остается именно с матерью.

    Понимая, что семья может распасться на любом возрастном этапе ребенка, конкретно для этой статьи я выбираю, как мне видится, наиболее интересную для рассмотрения ситуацию, когда мать остается без мужа с «доэдипальным» (младше 3-х лет) ребенком на руках.

    Данное положение дел часто является наиболее напряженным для матери. В том случае, когда отпрыск к моменту распада семьи достиг, скажем, подросткового возраста мы, имеем дело с человеком сравнительно взрослым и самостоятельным, прошедшим основные этапы своего психосексуального развития в полной семье при каком бы то ни было, но участии отца.

    Когда же речь идет об одинокой молодой маме с маленьким ребенком на руках, то мало кто в подобной ситуации чувствует себя достаточно спокойно и уверенно. Большинство матерей после развода задаются вопросом: «Как дальше воспитывать ребенка?»

    Стоит ли паниковать матери, которая осталась одна, и как ей следует себя вести?

    Попробуем разобраться. Как показывает практика, большинство матерей и без участия отца способны, что называется, «выкормить, вырастить» ребенка. То есть позаботиться о том, чтобы ребенок вырос образованным, интеллигентным и здоровым.

    Зачастую у таких матерей довольно богатое представление о том как развивать ребенка физически и интеллектуально, но когда речь заходит о психическом и психологическом развитии/воспитании то, чаще всего выясняется, что в этом направлении знаний значительно меньше.

    Стоит отдать должное тем немногим матерям, которые, чувствуя себя неуверенно в данном вопросе, приводят своих детей к специалистам - психоаналитикам, психологам и психотерапевтам.

    Замечу, что уже сам развод влияет на эмоциональное состояние всех членов семьи, что, в свою очередь, чувствует ребенок.

    Почему воспитание ребенка без отца можно назвать проблемой для ребенка и проблема ли это?

    Чтобы ответить на эти вопросы следует сказать про основные особенности каждого из родителей и про то, какую ценность для развития ребенка несут эти особенности.

    Для психического развития ребенка очень важны оба родителя и у каждого из них своя важная роль на разных этапах развития ребенка. Традиционно начну с материнской фигуры.

    Роль матери в воспитании ребенка

    Принято считать, что женщины, чаще всего, превосходят мужчин в том, что касается речевых и коммуникативных навыков, оперирования понятиями, творческого и интуитивного мышления. Секретами этих важных умений мать, сознательно и несознательно, будет делиться со своим ребенком.

    Если говорить о роли или о функции матери, то ее можно обозначить устоявшимся термином «оберегательно-ласкательная функция».

    Можно сказать, что мать - это та, кто дает нежность и занимается потворством ребенка.

    В силу своих психических особенностей женщина сильно отстает от мужчины в том, что французский психоаналитик Жак Лакан называет «символическим ограничением», благодаря чему способна воспитывать ребенка в стиле «избыточного наслаждения». Чем она - мать обычно и занимается.

    То есть, по наблюдению того же Лакана, мать нередко позволяет ребенку избыточное удовольствие - то есть то, «чего не надо бы» (эту формулировку я заимствовал у коллеги).

    В разгар такой вседозволенности на «воспитательной сцене» появляется отец со своей авторитарной «требовательно - запретительно - воспитательной» функцией.

    «Разрешать ребенку все - это значит относиться к нему как к взрослому; и это вернейший способ добиться того, чтобы он никогда не стал взрослым » (с) Томас Сас.

    Роль отца в воспитании ребенка

    Мужчины, как правило, прагматики и обладают выраженными топологическим, порядковым и техническим видами мышления. Также у мужчин лучше чем у женщин развито пространственное мышление - все это, безусловно, важно для развития ребенка, но скорее с педагогической точки зрения.

    Основная же функция отца заключается в другом: отец несет в семью закон, порядок и общественные нормы - то, что называется «отец символический».

    Этот закон распространяется как на ребенка, так и на поведение жены по отношению к ребенку при условии, что ее собственный отец не был слабым «кастрированным» отцом, а являлся законом в ее семье.

    Иначе в голове у матери нет символической отцовской фигуры, олицетворяющей закон, а, значит, нет и закона, который бы защитил ребенка любого пола от материнского, поглощающего ребенка, произвола.

    Основной закон, который несет в семью отец - это запрет на даруемое матерью ребенку «избыточное наслаждение». Ограничение на то, «чего не надо бы». То есть отец накладывает «запрет на некоторые виды наслаждения», как писал Фрейд, имея в виду инцестуозную связь матери с ребенком.

    В качестве иллюстрации приведу знаменитую метафору Жака Лакана. Бессознательные желания матери, направленные на ребенка, он метафорично описывал так:

    «Мать подобна голодному крокодилу, жаждущему проглотить ребенка, вернуть его в свою утробу и только отцовский фаллос, вставленный в эту ненасытную пасть способен спасти ребенка от поглощения ею! »

    Как уже стало понятно фигура отца имеет важное значение для психического развития ребенка.

    Негативное влияние преимущественно «женского» воспитания

    Теперь, когда о функциях родителей немного сказано, предлагаю поразмышлять над возможными негативными последствиями преимущественно женского воспитания ребенка.

    После чего немного поговорим о том как можно минимизировать эти самые последствия.

    Мы уже знаем, что отец и мать обладают разными типами мышления, а, значит, на одну и ту же ситуацию могут смотреть по-разному. Соответственно когда в семье присутствуют оба родителя они передают свои таланты ребенку посредством общения с ним и общения друг с другом в присутствии ребенка.

    Также в полной семье мать [в норме] уделяет внимание не только ребенку, но и своему мужу. С определенного возраста и в определенный период психосексуального развития ребенка факт переходящего внимания матери от ребенка к отцу и обратно становится для чада принципиально важным моментом.

    Эту важность подтверждает накопленный опыт психоаналитиков, занимающихся объектными отношениями. Речь идет о периоде, который называют «Эдиповой фазой», которая приходится на возрастной отрезок с 3 до 5 лет (данный возрастной промежуток является усредненным, в действительности же границы этой фазы размыты).

    Почему это важно: подразумевается, что в полной семье мать любит своего мужа и любима им. Муж является третьей стороной, и это дает возможность матери быть матерью для своего ребенка, а не любовницей. То есть мать разделяет свои материнские устремления и сексуальные влечения - первые она реализует с ребенком, а вторые с любимым мужем в спальне.

    Мать периодически покидает своего ребенка, чередуя свое присутствие и отсутствие. Когда ее нет рядом с ребенком - она с отцом. Уложив ребенка спать, мать направляется в спальню к отцу и становится сексуальной женщиной для сексуального мужчины.

    Именно такое отсутствие матери способствует формированию и развитию фантазматической жизни ребенка. Ребенок получает возможность начать фантазировать на тему того, что происходит между родителями за закрытой дверью родительской спальни.

    «Чувствовать себя не допущенным к особой близости между родителями, завидуя им, дети получают мощный толчок во внешний мир, где только и найдут подобную радость». Беррес Фредерик Скиннер

    Данная ситуация постепенно помогает ребенку отделить свои желания от желания матери, инфантильную сексуальность от взрослой, генитальной, сексуальности. Ребенок постепенно понимает, что существует разница между его детскими отношениями с матерью и взрослыми отношениями мать-отец.

    Все это дает ребенку возможность сделать важнейшие выводы и принять «слово и закон отца», который гласит: отец для матери важнее ребенка, ребенок не является для матери ВСЕМ и не является первой и единственной причиной материнского счастья, удовлетворенности .

    «Быть взрослым - это иметь исключительные [недоступные ребенку] права на другого взрослого. Для ребенка это создает ту модель поведения, в которой он в семье - ученик: он воспитывается у этой пары, но никак не должен претендовать на место взрослого, даже отсутствующего в семье» . Француаза Дольто

    В том случае же, когда у матери в голове не существует сексуального и желаемого ею образа мужчины, отца, то все свои влечения она направляет на своего ребенка, делая его своим продолжением во всех смыслах этого слова.

    В таком случае вместо мужа в постели матери ночует ребенок, становясь для нее бессознательной заменой мужчины - отца, как объекта сексуального влечения. Ребенок невольно принужден, к тому, чтобы «заткнуть» собой и своей любовью «пробоины» в материнском нарциссизме и тем самым облегчить тягость материнского одиночества (депрессию).

    Инцест ведет к вырождению, психозу и смерти. Инцестуозность - тоже. Психоаналитики, исследующие больных раковыми заболеваниями, выяснили что в анамнезе этих пациентов зачастую присутствует факт проживания матери с сыном или дочерью в одной комнате и, нередко, в одной кровати.

    Схема, которую я называю «мама и ребенок - дружба, а мужчина, папа, нам не нужен» имеет место и в полных семьях, где отцовская фигура принижается и «кастрируется». Но чаще всего вышеупомянутая схема актуальна именно для ситуации, когда мать воспитывает ребенка без участия мужчины, отца.

    Этапы взросления ребенка и формирования важных жизненных навыков

    Начиная с «эдиповой фазы» [и до завершения латентной фазы] у ребенка активно формируются важные навыки - основы коммуникативного и полоролевого поведения.

    Когда ребенок вырастет и станет взрослым, заложенный в этот период фундамент будет влиять на его поведение и на качество жизни.

    Конечно же, для полноценного формирования данных навыков ребенку необходимо участие обоих родителей.

    Когда в воспитании ребенка мужчина не принимает участия, ребенок сталкивается с еще одной значительной психологической проблемой - нарушением половой идентичности, и, как следствие, трудностями в формировании полоролевого поведения.

    Эти проблемы негативно влияют на формирование личности человека и приводят к так называемой «потери собственного Я» и нарушению коммуникабельности.

    Видный американский психиатр, Томас Сас, писал: «Люди, не имевшие в детстве условий для осознания собственного Я и самовыражения, стремятся к этому всю жизнь. И первому проявлению их подлинной натуры всегда сопутствует сильный страх» .

    Это касается всех сфер жизнедеятельности человека. В том числе и взаимоотношения полов.

    Написанное выше касается как мальчиков, так и девочек. Но я хочу немного написать о том, как отсутствие мужчины в семье может сказаться отдельно на мальчике и на девочке.

    Воспитание мальчика без отца

    С какими проблемами может столкнуться мальчик, воспитанный без участия отца? Очевидно, что такой мальчик не имеет перед собой живого примера мужского поведения и социальной роли мужчины.

    В такой ситуации мальчик избыточно идентифицируется с матерью и бессознательно перенимает женские черты, что ведет к искажению личностных черт. Такое искажение самовосприятия, по мнению многочисленных психологов и психоаналитиков, нередко ведет к формированию выраженных гомосексуальных наклонностей.

    Последнее касается не только мальчиков, но и девочек. Также мальчик, невидящий перед собой отца и не имеющий опыт общения с ним, лишен возможности усваивать особенности мужского мышления, восприятия, в частности, и полноценной возможности для формирования идентификации с мужчиной, отцом, в целом.

    Кроме того, мальчики нередко становятся объектом вымещения материнской агрессии, которая вызвана поведением «плохого отца». Ведь они, сын и отец, одного пола.

    Воспитание девочек без отца

    Что касается девочек, то для них отсутствие в семье отца также может вызвать определенные проблемы.

    Имея перед глазами пример нормальных отношений между материю и отцом, женственную мать и мужественного отца, девочка формирует собственный образ женщины, идентифицируясь со счастливой и женственной матерью, а не с депрессивной фаллической женщиной.

    Отсутствие в семье отца вызывает у девочки трудности в идентификации своей половой роли. Отсутствие с детства опыта общения с мужчиной, отцом, впоследствии может вызывать трудности, например, в виде сильной тревоги, при общении с противоположным полом и, как следствие, трудности с формированием семейной пары.

    Также отсутствие отца может вызывать у девочек потребность в гиперкомпенсации мужского внимания. То есть чрезмерную потребность в мужском внимании.

    Нередко встречается ситуация, которая послужила поводом для формирования отдельной ниши в народном фольклоре. Речь о взаимоотношениях жена - муж - теща. То есть ситуация, когда жена со своей матерью объединяются против мужчины, а он, в свою очередь, вынужден проявлять смекалку, чтобы не пасть жертвой данной коалиции.

    Нередко данный союз, движимый бессознательными желаниями, ведет активную агитацию против отца. Чаще агитируют дочерей, дабы расширить женское объединение против мужчин. Довольно часто это происходит и работает и в полных семьях. Что уж говорить когда мужчина в семье отсутствует.

    Можно предположить как будет относиться к мужчинам девочка, выросшая в такой семье, когда станет взрослой.

    Женские манипуляции, направленные против «плохого отца»

    После развода дети регулярно становятся материнским средством мести «плохому отцу» и всяческих манипуляций им.

    Мать под различными предлогами не предоставляет отцу возможности видеться с ребенком, а ребенку при этом сообщается, что отец сам не хочет его видеть, что воспитывает в ребенке ненависть к отцу. Это хороший пример материнского произвола в отсутствие отца, символизирующего закон.

    То есть материнский произвол становится законом. Ребенку ничего не остается как усвоить «материнский закон»: «беззаконие - это закон», что является хорошей почвой для формирования нарциссической перверсии и других расстройств личности.

    Будучи психоаналитиком и зная роль бессознательных психических процессов в жизни любого человека начиная с самого рождения и даже до него, хочу отметить важность истории семьи для ребенка.

    Все что происходило с родителями по отдельности до того, как они познакомились и после знакомства - влияет на психическую жизнь родителей и передается ребенку. Это означает, что ребенок изначально обречен сознательно и бессознательно впитывать и перерабатывать продукты психических аппаратов своих родителей, и даже, родителей своих родителей, бабушек и дедушек.

    И если уж так произошло, что семья распалась, а ребенок остался на воспитании матери, то на нее ложится огромная ответственность. Ответственность за психическое состояние ребенка.

    Матери придется совершить немало усилий, чтобы не воспитать или минимизировать в ребенке комплекс «безотцовщины», даруя шанс на построение в будущем собственной полноценной семьи и возможность воспитать своих психически здоровых детей.

    Как же поступить матери, которая не хочет заметно усложнить ребенку жизнь, сделав его жертвой материнского нарциссизма, а желает своему сыну или дочери хорошего будущего?

    Чаще всего расставание родителей - процесс затяжной. Страдают и родители и дети. Мать может как усугубить эти страдания, так и минимизировать. Нужно четко понимать, что ребенок не виноват в том, что родители расходятся. Поэтому не стоит лишать ребенка возможности видеться с отцом, если такая возможность имеется .

    Конечно, женщина сталкивается с дополнительными бытовыми и психологическими трудностями, но стоит найти в себе силы не высказывать ребенку, что во всем виноват отец . Что отец такой-сякой бросил мать и ребенка. Подобные высказывания формируют у ребенка комплексы и негативное отношение не только к отцу, но и к семье как таковой.

    Фрейд, а за ним и многочисленные психологи, психоаналитики неоднократно подчеркивали, что «каждый склонен обходиться с другими так, как с ним обходились в детстве ». Это утверждение можно перефразировать и применить к семье, сказав: «Каждый склонен относиться к созданию семьи так, как этому относились его родители».

    Регулярные встречи отца с ребенком помогут ребенку сформировать положительное представление о семье и об отце.

    Понимаю, что причины для развода могут быть разные и отец может не хотеть видеться с ребенком или не иметь возможности по тем или иным причинам. Рано или поздно ребенок спросит: «Почему папа не приходит к нам и не живет вместе с нами?» Дети куда смышленее, чем многие думают. Как поступать в такой ситуации?

    Не стоит придумывать истории про космос или отвечать, что-то вроде «потому, что твой отец плохой и не любит нас».

    Правильнее будет объяснить ребенку примерно так: «У взрослых людей иногда так случается, что они расходятся. И мы с твоим папой приняли решение жить отдельно. Извини, что не посоветовались с тобой, когда принимали решение. В этом нет, ни моей, ни папиной и уж тем более твоей вины. Такое бывает.»

    Можно добавить: «Несмотря на то, что мы с твоим отцом не вместе, он тебя любит». И т.д и т.п. Конечно, такой ответ вряд ли полностью удовлетворит ребенка, но в таких словах нет агрессии и агитации.

    Бывает так, что отец погиб и тогда тоже не стоит обманывать маленького ребенка, рассказывая про космос. Можно честно сказать ребенку, что отец умер.

    Поясню цитатой из работы Фрейда «Толкование сновидений»:

    Ребенку незнакомы ужасы тления, могильного холода, бесконечного «ничто» и всего того, что связывается со словом «смерть» в представлении взрослого и что имеется налицо во всех мифах о потустороннем мире. Страх смерти чужд ему, поэтому-то он и играет с этим страшным словом и грозит другому ребенку: «Если ты еще раз это сделаешь, то умрешь, как умер Франц» . <...> «То, что папа умер, я понимаю, но почему он не приходит домой ужинать, этого я никак понять не могу» , говорил десятилетний мальчик.

    Когда речь заходит о смерти, широко используется формулировка «он ушел от нас, покинул нас» - что подтверждает детское и бессознательное толкование смерти как отсутствие.

    В таких случаях следует регулярно рассказывать ребенку о том, каким мужественным, сильным, любящим был отец, о том какие хорошие, мужественные, героические поступки он совершал и т.д. и т.п. Все это позволит ребенку формировать позитивный образ отца, а мальчику успешно идентифицироваться с ним.

    Не стоит забывать, что примером мужества может послужить не только отец ребенка, но и отец матери или отца, дедушка .

    Частично компенсировать отсутствующего в семье отца и стать положительным объектом для идентификации может учитель, сосед, брат, друг матери или тренер в спортивной секции.

    Широко изучено и доказано, что появление у матери нового мужа благоприятно влияет на ребенка. Однако наиболее гладко появление нового мужчины в семье проходит, если на момент его появления ребенок не достиг подросткового возраста, а новоиспеченный муж не приводит в семью своих детей. Подчеркиваю: это не правило, а усредненные данные!

    Если матери не удается повторно выйти замуж, то стоит воздержаться от того, чтобы манипулировать своими детьми и нарочито демонстрировать свою печаль, связанную с этим, подкрепляя все это заклинаниями вроде «мужчины все плохие и ненадежные, но только мама тебя никогда не бросит и будет любить тебя вечно».

    И не нужно обвинять ребенка в «грехах», которые совершил отец.

    Воспитание ребенка в стиле «ребенок - замена мужа» является большой ошибкой. Например, ребенок не должен помогать матери потому, что ее «бросил» муж . Следует воспитывать ребенка таким образом, чтобы он помогал не потому, что «отец бросил» - это не вина ребенка, а потому, что матери объективно нужна помощь в быту.

    При этом ребенок должен понимать, что он волен жить своей личной жизнью и развиваться как личность, и что он не является собственностью матери по гроб жизни.

    Почему не нужно «залюбливать» своих детей, окружая их постоянной двойной сверхзаботой?

    Во-первых, мать никогда не сможет заменить ребенку отца. Матери стоит признать это и направить свои силы на то, чтобы не стать для ребенка «фаллической матерью», постараться сохранить свою женственность, оставаясь достаточно любящей матерью.

    Во-вторых, ребенку нужна свобода, чтоб развиваться. Для этого у него должно быть свободное от материнской любви время. Ребенок, понимающий что его любят, спокойно может играть один без участия матери или кого бы то ни было другого и это важный момент.

    «Залюбленный ребенок» - тревожный, испытывает проблемы с саморазвитием, так как мать словно развивается за него.

    Резюмируя, хочу сказать: когда семья распадается, а мать остается воспитывать ребенка без его отца, то важно знать, что ребенок, следуя за реакцией матери, пытается понять - произошла ли непоправимая трагедия или то, с чем можно справиться.

    Матери стоит четко понимать, что в отсутствие отца она должна сохранить или создать в психике ребенка символический образ отца. Отца фаллического. При этом мать должна осознавать, что не сможет стать мужчиной и/или заменить его, а, следовательно, должна попытаться быть для ребенка «достаточно хорошей матерью», женственной, но не «фаллической матерью».

    Найти в себе силы не «залюбливать» ребенка и предоставить ему возможность развиваться, в том числе и самостоятельно. Не «затыкать» своим ребенком дыру, образовавшуюся с уходом мужчины и не делать из ребенка «мужа» со всеми его мужскими функциями.

    Если мать чувствует, что не справляется и испытывает соблазн поступить так, как не следовало бы, то рекомендую обратиться за помощью к опытному специалисту, чтобы проработать то, что происходит.

    Семьи распадаются - от этого никто не застрахован. Полная ли семья или нет - всегда есть травмирующие моменты, с которыми при желании можно разобраться. Присутствие отца не гарантирует идеального психического развития ребенка, также как отсутствие отца не гарантирует появление психических отклонений. В любом случае ребенок всегда продукт двух людей и никогда одного.

    Безумство одного или двух родителей ребенок может переработать и трансформировать в творческие корни, а в будущем использовать это на благо себе и окружающим. Поэтому, если уж развод и произошел, не стоит паниковать и ставить крест на себе и на ребенке. Стоит собраться с силами, подумать, вооружившись определенными знаниями, и жить дальше.

    Материнская любовь к сыну и ее инстинктивное желание лелеять и защищать его — это лучший компас, который будет направлять ребенка в первые годы его жизни.

    Существует множество научных исследований, в которых особое значение придается физическому присутствию матери в первые несколько лет жизни ребенка. Первые два или три года этому следует отдавать главный приоритет. Это еще предвербальный, дологический период развития, когда закладывается способность ребенка доверять себе и другим и определяется развитие его разума. И маме предоставляется главная роль в этом процессе.

    Ребенок приходит в этот мир, не имея возможности самостоятельно поддерживать свое существование. И мама исполняет роль той теплой и безопасной стены, которая отделяет его от внешнего мира. Когда мама прикасается к малышу, баюкает его, кормит или поет ему, это оказывает воздействие на его мозг и успокаивает нервы.

    Позже ситуация меняется, и группа людей, которые находятся рядом с мальчиком, начинает выступать как фактор, побуждающий его изучать окружающий мир. Приблизительно до 18 месяцев младенец не осознает себя как нечто отдельное от мамы. Только после этого у него появляется желание что - то делать самостоятельно.

    Каждая мать обратит внимание на это неожиданное проявление независимости, когда на втором году жизни ребенок начинает произносить слова «нет», «мне» и «мое». С этого момента малыш уже не просто ваш придаток, он начинает формироваться как личность, которая постоянно проверяет, как далеко она может зайти в этой своей новой ипостаси.

    Но еще до наступления этого момента важно уметь подобрать правильный подход к ребенку. В первые 18 месяцев жизни все, что с ним происходит, навсегда останется в его сердце и разуме. От этого будут зависеть его здоровье, моральный облик и даже сама жизнь.

    Отношение матери не только формирует характер ребенка — оно развивает его душу.

    Наша способность воздействовать на формирование у мальчиков такого духовного элемента, как совесть, зависит от эмоциональной связи, которая у нас с ними устанавливается. Если мы обеспечиваем сыновьям психологический комфорт самим фактом своего физического присутствия и постоянно посылаем детям позитивные «сообщения» о том, что ценим их, то им захочется нас отблагодарить.

    Ребенок, которого любят и который начинает учиться дарить свою любовь, в первую очередь обращает ее к своей матери, а затем уже к отцу. Позже эти связи «распространяются на других родственников и сверстников». Из этой «универсальной привязанности» к каждому из родителей развиваются такие чувства, как сострадание, честность и самоконтроль.

    Когда ребенок имеет возможность психологически расслабиться, чувствуя заботливую руку матери, когда осознает, что все его потребности будут удовлетворены, он способен начать развивать в себе схожие чувства: со-страдательность, совестливость, — обращенные к другим людям.

    РОЛЬ МАТЕРИ В РАЗВИТИИ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СВОЕГО СЫНА

    Согласно исследованиям, проведенным доктором Бартоном Уайтом из Гарвардского университета, умственные способности маленьких детей хорошо развиваются, если их матери:

    ✏ Проявляют к ним любовь, но при этом твердо поддерживают дисциплину.

    ✏ Всегда готовы к ним прислушаться и ответить на любой вопрос, дать нужную информацию и помочь ознакомиться с окружающим миром.

    ✏ Позволяют им лазать по всему дому, все трогать и все исследовать.

    ЧТО МАЛЬЧИКАМ НУЖНО ОТ МАТЕРИ

    Мальчикам нужна мама:

    ✏ С которой можно поговорить.

    ✏ Которая уважает себя.

    ✏ Которая видит в них хорошее, а не плохое.

    ✏ Которая идет навстречу их стремлению к приключениям и шуткам.

    ✏ Которая верит в их большое будущее.

    ✏ Которая твердо и последовательно поддерживает дисциплину.

    ✏ Которая развивает у них хороший вкус и учит уважительно относиться к женщинам.

    ✏ Которая умеет слушать.

    ✏ Которая позволяет брать на себя ответственность.

    ✏ Которая способна открыть перед ними горизонты науки и творчества.

    ✏ Которая доверяет им и предоставляет больше свободы, зная, что они этого достойны.

    ✏ Которая направляет их стремление к независимости, посылая свои благословения

    Хотя на самом деле можно привести множество примеров весьма успешных как в профессиональном, так и личном плане людей, воспитывающихся одним родителем. И сейчас не редкость, когда женщины осознанно решают стать одинокими матерями. Какие трудности связаны с воспитанием ребенка в неполной семье?

    В наше время неполная семья уже не является синоним неблагополучной, и это очень хорошо. Но все же у одиноких матерей с большой вероятностью возникают некоторые педагогические и психологические сложности.

    Фактор риска

    Практически всегда одинокие матери сетуют на повышенную тревогу и усталость. Часто они излишне взволнованы своей неудавшейся семейной жизнью, испытывая чувство вины перед ребенком и ощущают свою несостоятельность как женщины.Естественно и то, что ребенок не может не чувствовать эмоциональной подавленности и тревожности родителя, и тем самым «заряжается» тревогой и страхами мамы. Именно по этой причине число детских страхов в неполных семьях выше. Также дети, не имеющие отца, не чувствуют себя достаточно нужными и защищенными.

    Одинокий родитель больше загружен и уделяет малышу меньше времени. Как правило, дети одиноких матерей раньше начинают посещать ясли и детский сад, чаще остаются в группе продленного дня. Соответственно, они чаще и гораздо раньше подвергнуться негативному влиянию окружающего мира. В подобной ситуации маме необходимо быть особенно внимательной в выборе детского коллектива, стараться быть в курсе жизни ребенка, всего, что с ним происходит, интересоваться его отношениями со сверстниками. Необходимо научить ребенка с раннего возраста делиться своими страхами и проблемами, а не замалчивать проблемы и держать все тревоги внутри. Важно расширяйте круг общения, как свой, так и ребенка. И поддерживайте разнообразные родственные связи.

    Совсем один

    Если мама одна воспитывает сына, то главные ее тревоги связаны с тем, что мальчику не хватает мужского авторитета, примера. Но и для девочек общение с папой играет очень важную роль. Также, матери сложно удовлетворить все технические и спортивные интересы сына или сформировать представление о будущем жизненном партнере у дочери. Статистика неумолима: мальчики, которые воспитываются одинокими матерями, реже интересуются мужскими играми и занятиями. Поэтому хорошо, если в семье есть дядя, дедушка, старший двоюродный брат, которые бы проводили с малышом побольше времени. Общение с ними вполне может восполнить ребенку недостаток мужского воспитания.

    Если мужчин в семье нет, то как можно раньше отдайте ребенка в спортивную секцию, студию, в любой коллектив, во главе которого стоит мужчина. Не стоит пытаться быть для ребенка одновременно и отцом, и матерью – все равно это не получится. Данная методика только запутает ребенка и он потеряет правильное представление о том, что должен делать мужчина, а что женщина, причем и в семейной жизни тоже.

    «А где папа?»

    Матери – одиночки очень бояться данного вопроса и не знают, как правильно объяснить ребенку, почему в их семье нет папы. Все очень индивидуально. Каждый жизненный случай уникален, и немаловажно, почему мать воспитывает ребенка одна. Но в любом случае мать должна без негатива отозваться об отсутствующем родителе. Ребенку важно знать, что и мама и папа у него хорошие, и поэтому он тоже хороший и ни в чем не виноват. Когда придет время и ребенок спросит, почему у них нет папы, постарайтесь спокойно, просто и без обвинений объяснить ребенку ситуацию. Часто ребенку хватает услышать простое: «Так получилось». Как показывает та же статистика, если сама мать спокойно и без предрассудков относится к тому, что семья неполная, не чувствует обиду на мужчину или свое вины, то и ребенок воспринимает отсутствие отца в семье как что-то обычное и не катастрофичное. И важно следить за тем, чтобы окружающие не жалели ребенка, не пытались какими-то своими действиями или словами донести до него, что отсутствие в их семье отца - плохо.

    Статистикой доказано, что ребенок, которого воспитали в неполной семье, в большинстве своем ничем не отличается от своих сверстников из полных семей. Ведь полная семья не является гарантом счастливой семьи, она имеет лишь более выгодную воспитательную ситуацию. А одинокая мама, которая воспитывает своего малыша любовью и заботой, ничем не проигрывает родителям из полных семей.



    Похожие статьи