• Массаж для мелкой моторики детей. Техника эффективного массажа рук детей для развития речи

    03.07.2019

    Как ответственные родители, вы должны понимать, что интеллектуальному здоровью следует уделять не меньше внимания, чем физическому. Умение правильно и красиво разговаривать, грамотно излагать мысли напрямую зависит от того, насколько вы готовы вкладывать в свое дитя.

    В целях предупреждения логопедических проблем, а также для их устранения можно освоить массаж рук для детей для развития речи, который станет любимым занятием вашего малыша.

    Способов развития речи существует множество. Немногие доверяют массажу, так как считают его скорее забавой, чем терапевтическим воздействием. И напрасно. Ученые давно доказали, что стимулирование определенных точек на ладонях ребенка способно творить чудеса. Чем скорее вы начнете работать над развитием моторики рук, тем раньше малыш заговорит и научится мыслить.

    Есть мнение, что семимесячный карапуз должен уметь показывать хотя бы один пальчик из кулачка (чаще всего это указательный или большой). В этом случае проблем с речью у него быть не должно. Легкие поглаживания кистей необходимо осуществлять с рождения.

    Для чего это нужно:

    • заметно улучшается настроение у новорожденного после тактильного контакта с родными;
    • он успокаивается и расслабляется;
    • происходит улучшение кровообращение;
    • кожа становится мягче.

    Кроха начинает «чувствовать» свои пальчики и учится их контролировать.

    Насколько это эффективно?

    Еще первобытные люди использовали руки для общения. С появлением речи жесты помогают добавить ясности сказанному. Психоневрологи утверждают, что в коре головного мозга сохранилась прочная связь между произношением и жестикуляцией. Улучшения произношения после воздействия на руки были замечены еще в XIX веке.

    Дети с развитой моторикой рук имеют большой словарный запас, стойкую память и более внятно произносят звуки даже в период их становления.

    Достаточно уделять 15 минут в день, чтобы увидеть результат.

    Техника выполнения

    Пообщайтесь с вашим педиатром. Он посоветует подходящие упражнения. Регулярный массаж можно проводить, начиная с трех месяцев. При отсутствии проблем с невралгией, процедура будет сводиться к легкому поглаживанию, разминанию пальчиков, их растиранию и пощипыванию.

    Перед проведением процедуры обязательно вымойте руки с мылом или продезинфицируйте спиртом. Возьмите несколько капель детского масла и разотрите их по ладоням. Во-первых, это смягчит их перед контактом с кожей малыша, а во-вторых, немного согреет. Руки обязательно должны быть теплыми.

    Ближе к полугоду можно добавить небольшие предметы: шарики, резиновые кольца, карандаши, махровое полотенце.

    Приемы, оптимальные для манипуляций с руками:

    • поглаживание пальцев сверху вниз;
    • растирание по спирали;
    • вращение кисти по часовой стрелке и против нее;
    • нажатие на подушечки;
    • поочередное сгибание пальчиков.

    Обязательно заканчивайте процедуры приятным поглаживанием ладоней.

    Приемы пассивного массажа

    Массирующие движения должен выполнять взрослый.

    Как делать пассивные упражнения и какие приемы подойдут?

    1. Улитка – разминание ладони по спирали от краев к центру.
    2. Метели – зигзагообразные движения по ладошкам и пальцам.
    3. Паучок – «распиливание» ладони сверху вниз и по диагонали.
    4. Сорока-ворона – постукивание по ладошке и загибание пальцев.

    Приемы активного воздействия

    Освоив пассивные игры, привлекайте к действиям самого ребенка.

    Подойдут такие упражнения:

    1. Огород – одна рука вытягивает пальцы противоположной руки, словно хочет собрать урожай.
    2. Мячики – катаем круглый предмет при помощи ладошек. Можно взять пупырчатые резиновые и пластиковые шарики.
    3. Утюжок – одна рука гладит ладошку другой.
    4. Вертолет – при помощи карандаша имитируйте движение пропеллера на руке.
    5. Догонялки – попросите пальчики побегать по ладошке.

    Замечательно, если при выполнении упражнений, вы будете использовать рифмованные строчки или небольшие стихотворения. В крайнем случае, эмоционально описывайте каждое действие. Крохе это обязательно понравится. Такие приемы подходят при нарушении дикции и произношения любой сложности.

    Интересные варианты пальчиковой гимнастики

    Подросшему малышу сложно усидеть на месте во время проведения даже кратковременных манипуляций. Выполняйте действия в виде увлекательной игры.

    Что можно использовать?

    1. Сказка при помощи рук. Представьте, что каждый палец – это герой любимой сказки. Пусть персонаж расскажет свои слова. Пальцы также могут замечательно топать по ровной поверхности. Можно ладошками поиграть в театр теней. Экспериментируйте, для таких игр не нужны специальные навыки.
    2. Берем бумагу. Поделки из бумажных комков заинтересуют любого маленького гения. Можно использовать их как части снеговика или даже перекидывать из руки в руку. Попросите своего егозу попасть бумажным шариком в пластиковый стакан или ведро. Эта игра полезна для развития координации и способствует стимулированию речи.
    3. Полезная крупа. На большой поднос насыпьте любую крупу. Чаще всего берут гречку или манку, но вы можете выбрать любую на свое усмотрение. Пальчиками рисуйте на крупе, чтобы малыш почувствовал себя настоящим художником.

    Любые манипуляции должны проходить при хорошем настроении у всех членов семьи. Не воспринимайте его, как сложную медицинскую процедуру и у вас обязательно все получится. А ваш малыш в скором времени порадует вас умными высказываниями.

    Массаж рук для развития речи ребенка видео

    Всем Доброго дня!

    Сегодня я хочу затронуть тему развития моторики детей.

    Хочу начать с того, что уровень развития движений у ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Ребенок будет лучше развиваться, если его двигательная и физическая активность не имеют ограничений.
    Поэтому нужно уделять внимание не только развитию мелкой моторики, но и крупной.

    К крупной моторике относятся любые скоординированные движения, любая физическая активность, связанная с перемещением тела в пространстве, которая осуществляется

    К мелкой моторике - движение мелких мышц тела, способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
    Крупная и мелкая моторика развиваются параллельно друг другу . Большинство действий требуют координации обоих видов двигательной активности.

    Занятия и игры, которые направлены на развитие пальцев рук, мелкой моторики очень популярны сегодня. Раньше большинство домашних дел нужно было выполнять руками: стирать, отжимать белье, подметать пол, чистить ковры. Сегодня мы почти не делаем таких действий. А дети тем более, большинство детей не знают, как это делать.
    Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость, точность движений) и ручных навыков (использование ножниц, иголки, застегивание и расстегивание застежек) в дошкольном возрасте становится уже диагностическим.

    Родители много времени уделяют развитие мелкой моторики, и многие также забывают, что с рождения можно использовать массаж рук.
    Такой массаж способствует развитию силы рук и дает ребенку различные тактильные ощущения.
    Во время массажа можно использовать немного детского или косметического масла.

    Массаж внутренней поверхности ладоней можно проводить с использованием различных предметов:

    -карандашей с гладкой и ребристой поверхностью,
    -пластмассовых, резиновых и деревянных шариков с гладкой и ребристой поверхностью
    -бигудей-липучек разного диаметра.

    Во время массажа не забывайте, что нужно регулировать силу воздействия на ручки ребенка. Массаж не должен доставлять неприятных ощущений. Длительность массажа не должна превышать 10 минут.

    Массаж – это самый не сложный, но эффективный метод развития мелкой моторики.
    Педиатры рекомендуют проводить упражнения в следующей последовательности:

    1. Массаж пальцев .
    Массируем каждый пальчик малыша. Первым массируем мизинец, далее безымянный, средний, указательный и большой пальчики. Массажные движения начинаем выполнять от ногтевой фаланги к ладони, уделяем внимание всем суставчикам. Затем массируем подушечки пальцев, легонько нажимая на них.
    2. Массаж кисти.
    Делаем массаж с помощью мнущих и круговых движений своих пальцев на ладони малыша.
    3. Массаж всей руки.
    Осторожно массируем руки ребенка с помощью растирающих и поглаживающих движений ладони от кисти к плечу.

    Существует еще более дифференцированный массаж рук по методике О.Приходько.

    1. Поглаживание внутренней и наружной поверхности ручек малыша . Движения нужно выполнять от кисти к локтю (6-8 поглаживаний на каждой ручке).

    2. Сгибание и разгибание всех пальчиков на ручках ребенка одновременно (2-4 сгибания), при этом большой пальчик остается неподвижным (мы его не сгибаем).

    3.Взрослый водит своим пальцем по раскрытой ладони ребенка по спирали. Важно совершать движения от середины ладони к основаниям пальцев ребенка. После этого переходить на внутреннюю сторону большого пальчика (2-4 спиральки по каждой ладошке).

    4. Нажимаем на каждую фалангу пальцев ребенка своими указательным и большим пальцами. Идем от кончиков к основанию. При этом нажимать на пальчики нужно
    с двух сторон: между пальцами и с наружной и внутренней стороны (межпальцевая и тыльно-ладонная плоскости). Так массируем каждый пальчик 1-2 раза.

    5.Отводим большой пальчик ребенка в разных направлениях: по кругу, вперед-назад, вбок – в сторону.

    6. Делаем поглаживания каждой ручки малыша от периферии к центру (5-6 поглаживаний).

    И в заключении этой темы хочу предложить вам игры с разными материалами для массажа ручек малыша.
    Такие игры можно проводить уже с одного года.

    ИГРА «КАРАНДАШ»
    Нам понадобиться: ребристый карандаш или ребристые восковые мелки.
    ИГРАЕМ:
    Дайте ребенку карандаши, но не забудьте сказать, что сегодня мы будем использовать их не так как всегда. Сегодня мы будем катать их по столу и полу вперед и назад. Покажите малышу, как можно катать карандаши, как выполнять движение «назад-вперед».
    Научите сначала катать карандаш одной рукой, затем другой и двумя руками одновременно.

    ИГРА «ШАРИКИ»
    Нам понадобиться: различные небольшие шарики (резиновые, деревянные) с разной поверхностью или крупные бусины.
    ИГРАЕМ:
    Покажите ребенку «волшебные шарики». Сегодня мы будем играть с ними. Мы будем катать шарики в ладошках, при этом шарики не должны выкатиться из наших ручек.
    Катаем сначала ладошкой по столу (вперед-назад, в стороны, по кругу). Затем пытаемся удержать наши шарики в ладошках, катаем между ладошками.

    Наряду с постоян­ной заботой о соматическом здо­ровье малыша, не меньших усилий требует от родите­лей и интеллектуальное развитие ребенка. Интел­лект - это не только на­копление суммы знаний, а в первую очередь умение применить эти знания на практике.


    Уровень интеллекта непосредственно зависит от степени развития логического мышления. Последнему можно на­учиться. И чем раньше вы с ребенком начнете зани­маться в этом направле­нии, тем больше надеж­ды, что проблем в школь­ном обучении у вашего ребенка не будет.

    Развитие интеллекта находится в самой непосредственной зависимос­ти от умения разговаривать и общаться. Речь и мышление - это две сто­роны одного процесса, а вернее - своеобразный замкнутый круг. Разви­вая речь ребенка, вы развиваете его мышление, и наоборот.

    Есть много различных способов, методов и ме­тодик развития речи и мышления. Среди них, что, пожалуй, далеко не всем известно, - массаж. Существуют комплексы массажных упражнений для детей дошкольного и школьного возраста, вли­яющие как на развитие у ребенка речи, так и на развитие его мышления.

    Массируя определен­ную микросхему тела (ухо, рука), мы заставля­ем четко и слаженно работать все системы организма. Имен­но слаженная работа всех систем под­готавливает почву для лучшего разви­тия памяти, интеллекта, улучшает эмоциональный фон, что также спо­собствует более полному восприятию информации и умению ее логически преобразовать.

    Массаж можно применять с само­го раннего возраста. Лучше не гадать на кофейной гуще - вырастет из ва­шего ребенка интеллектуал или нет, а целенаправленно способствовать это­му, помогая малышу самому осваи­вать азы массажа. Пока ребенок мал, ему такой массаж делает мама, играя и приговаривая. По мере взросления малыша постепенно можно научить его выполнять эти упражнения само­стоятельно. Если массаж делается ре­гулярно (каждый день), ребенок при­выкает к этому ритуалу, выполняет его не тяготясь, как нечто само собой ра­зумеющееся - как, к примеру, еже­дневное умывание или чистку зубов. Эта процедура неутомительна, зани­мает не более 10 минут. Время, потра­ченное сегодня, в будущем поможет вашему сыну или дочери.

    Аурикулярный массаж для детей

    Этот массаж помогает лучше ра­ботать и развиваться различным сис­темам организма, нормализует состо­яние нервной системы, усиливает кон­центрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности и т. д.

    Аурикула - это ушная раковина. Лечение путем воздействия на ушную раковину известно с древних времен. В Европе же аурикулотерапия начала применяться только в XX веке. Не­сложность выполнения этого массажа, отсутствие противопоказаний позво­лили широко внедрить этот метод мас­сажа в детскую практику. Такой мас­саж можно применять ежедневно и на протяжении всей жизни.

    По утверждению восточных цели­телей, ушная раковина является пуль­том управления всего тела. Некото­рые ученые представляют аурикулу как эмбрион (зародыш человека) в пе­ревернутом виде: мочка уха соответ­ствует голове, а по мере продвижения вверх (к верхушке уха) расположены зоны, представляющие туловище, органы туло­вища и конечности.

    Воздействуя на изве­стные сегодня 170 точек ушной раковины, мож­но активизировать рабо­ту всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют 18 зон. Каждая зона «конт­ролирует» определен­ную систему организма человека. Так, определе­ны зоны для повышения силы концентрации вни­мания и улучшения па­мяти.

    Самый простой вари­ант целенаправленного влияния на зоны внима­ния и памяти приводит­ся ниже.

    • противокозелок;
    • треугольная ямка;
    • зона перехода нож­ки завитка в его восходящую часть;
    • воронка, самая глу­бокая часть рако­вины.

    Массаж аурикул можно проводить не­сколько раз в день, но не чаще чем через 5 часов. Не рекомендуют выпол­нять его перед сном. По­лезно растереть уши сра­зу после сна, можно не вставая с постели. Безус­ловно, это полезный, хотя и несколько грубоватый способ «разбудить» весь организм.

    Аурикулярный мас­саж целесообразно начи­нать с области мочки и завитка, продвигаясь в направлении вершины ушной раковины и да­лее - ножки завитка, по­вторяя прием 2-3 раза. Затем 2-3 раза массируется противозавиток: сна­чала по верхней, потом по нижней его ножке. Далее указательным пальцем 2-3 раза выполняется поглаживание по краю границы противозавитка и ра­ковины в направлении от противоза­витка до внутренней стороны завитка.
    После массажа самой ушной рако­вины надо хорошо отмассировать ко­зелок и прилегающую к нему область. (Считается, что ежедневный массаж козелка улучшает работу иммунной системы организма.) Затем 2-3 раза выполняют поглаживание кожи перед козелком сверху вниз. Длительность аурикулярного массажа определяется появлением покраснения ушной рако­вины и чувства тепла в ней. В среднем это 3-5 минут.

    Массаж ушных раковин нужно де­лать одноименными руками: левое ухо - левой рукой, правое ухо - пра­вой рукой. Удобнее всего выполнять массаж, посадив ребенка на низкий стульчик, спиной к себе, или положив его на живот. Скрещенные руки ре­бенка в таком положении остаются под головой. Массаж нужно делать мягко, но чувствительно, без остано­вок, потому что прерывание массажа даже на 30 секунд отменяет весь пре­дыдущий эффект. Желательно при мас­саже придерживаться одного ритма (медленного или быстрого). Как пра­вило, выбор ритма происходит инстин­ктивно.

    Эффект от массажа ушной ракови­ны усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кистей рук.

    Кисти рук - еще один «экран» со­стояния систем и органов человека.

    Знаете ли вы, что пальчики ваше­го малыша, еще такие неловкие и не­умелые, помогают ему учиться мыс­лить? Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребенок выполняет движения пальцами, чем лучше их ко­ординация, тем быстрее у него разви­вается речь, а следовательно, и мыш­ление.

    Считается, что если ребенок в 7-ме­сячном возрасте может вытащить из кулачка хотя бы один указательный палец, то у него не предвидится рече­вых расстройств, сложностей в разви­тии мышления.

    Чтобы пальцы ребенка работали лучше, нужно умело их помассировать. Такой массаж можно начинать в воз­расте, когда ребенок еще лежит (4-5 месяцев).

    Массажные приемы на кисти руки выполняются поверхностью первого, второго и третьего пальцев или только подушечками больших пальцев.

    Сначала поглаживается, а затем с усилием растирается и разминается тыльная сторона кисти, потом ладош­ка. Движения идут по направлению от кончиков пальцев к запястью, как если бы вы надевали перчатку. Ладонь надо растирать и разминать интенсив­нее, с большими усилиями, чем тыль­ную поверхность кисти. Не ленитесь и разотрите самую серединку ладош­ки. Там находится так называемая «Точка труда», или «Дворец труда». Ее нетрудно отыскать: зажмите руку ре­бенка в кулачок, и безымянный па­лец будет указывать место располо­жения этой точки.

    Далее нужно хорошо растереть линию (границу) перехода тыльной стороны кисти в ладонную со сторо­ны большого пальца. И только потом массируем пальчики. Это надо выпол­нять особенно тщательно. Каждый пальчик массируется от кончика до основания со всех сторон. Сначала не­обходимо размять ногтевую фалангу, зажав ноготь с двух сторон. Потом ра­стираем пальчик до самого основания. Удобнее всего это делать, как бы ввин­чивая массируемый пальчик. После интенсивного растирания массаж за­канчивается поглаживанием пальчи­ка, его растягиванием.

    Особое внимание следует уделить массажу большого пальца и выдаю­щихся частей ладони у основания это­го пальца. Кисти рук массируются по очереди: сначала правая ладошка, а затем левая, сначала мизинчик на пра­вой руке, а затем на левой, безымян­ный на правой - на левой и т. д.

    Общий массаж кисти заканчивает­ся растиранием запястий, что улучша­ет лимфоток. Считается, что улучшение лимфотока способ­ствует повышению им­мунитета.

    Кисти рук можно массировать в течение дня многократно!

    Работа мелких мышц кистей рук хороша для самодиагностики. Чем тоньше, дифференциро­ваннее работа этих мышц, тем лучше будет развиваться мыслитель­ная деятельность, речь.

    Обращайте внима­ние на ведущую руку ре­бенка. У людей с доми­нантным (ведущим) ле­вым полушарием лучше работает правая рука (их большинство), с доми­нантным правым полу­шарием - левая. Сейчас таких детей становится больше. Встречаются дети, которые одинаково хорошо работают и пра­вой и левой рукой - это так называемые амбидекстры. Не вдаваясь в подробности существующих теорий, напоминаем родителям, что нет необходимости за­ставлять ребенка работать только правой рукой. Это чревато довольно серьезными последствиями: могут вы­явиться негативные проявления пси­хики ребенка.

    Крепко сожмите руку в кулак. Сильнее! Резко разожмите. Сложите руки ладонь с ладонью. Локти на высоте плеч, пальцы и ладони обеих рук соприкасаются. С помощью больших пальцев раздвиньте руки и одновременно приподнимите локти. Потрясите руками и повторите упражнение. Движения большого пальца к себе и от себя - очень хорошее и полезное упражнение.

    А теперь попытайтесь слегка сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

    Обопритесь руками о стену. Нажмите сильнее - расслабьте кисти. Вытяните руки вперед. Поднимите кисти рук вверх, дайте им свободно упасть вниз. Наконец одной рукой поддержите другую в запястье и энергично потрясите. Это упражнение улучшает циркуляцию крови. Кожа становится теплой, суставы - упругими, пальцы - гибкими.

    Своеобразные «занятия» вы мо­жете проводить чуть ли не ежечасно, в процессе бытовых действий.

    Ваш малыш учится застегивать пуговицы. Не торопите его и не спе­шите сами застегнуть ему пальто. Лучше предложите ему попробо­вать застегнуть еще более мелкие пуговицы.

    Очень полезна для развития ко­ординации движений рук шнуровка ботинок. Если ботинок нет, то дыро­колом можно проделать отверстия на плотной бумаге, картоне и пока­зать малышу, как туда продевается шнурок. Затем он сможет по дыроч­кам составлять рисунки, орнаменты, после выполнения узора завязать бантик. Эти за­нятия развивают зри­тельную память, учат концентрировать вни­мание.

    Дайте в руки ребен­ку тонкие счетные па­лочки. Их надо удер­жать в пальчиках, суметь выложить ту или другую комбинацию, незатейливый узор, который со временем может услож­ниться. Более старшим детям можно предложить выложить из палочек «колодец». Сначала размеры колодца будут произвольными, а потом заданными. Если ребенок сможет выпол­нить такое упражнение, предложите ему выстро­ить такой же колодец при следующем усло­вии: палочки можно брать только одноимен­ными пальцами обеих

    рук: сначала выстроить колодец ми­зинцами, затем только безымянны­ми, средними, указательными и, наконец, большими пальцами.

    Задания эти трудные, но выполни­мые при приобретении определенной сноровки. Если же одновременно и взрослые будут старательно выпол­нять это задание, внося в игру сорев­новательный элемент, у ребенка будут формироваться только положитель­ные эмоции, он потянется не только к играм, но и к самим родителем, потре­бует играть с ним еще и еще и будет при этом развиваться.

    Чтобы ребенок не скучал, а одно­временно и развивался, покупайте ему мозаику, пластилин, чаще пред­лагайте краски с кисточками, каран­даши и раскраски или просто лист бумаги и ножницы. Хороши и любые игры с пальчиками, изображение фи­гурок пальчиками.

    Хорошо бы научить ребенка иг­рать на воображаемом пианино. Кисть при этом надо держать округ­лой, пальцы немного согнутыми. Уда­рять сильно, уверенно о твердую по­верхность, например о стол, только подушечками пальцев, начиная с боль­шого и заканчивая мизинцем. Когда опускается на поверхность большой палец, все остальные подняты. Боль­шой палец отрывается от поверхнос­ти только тогда, когда следующий па­лец уверенно ударяется о стол, и т. д.

    Много других упражнений вам подскажет ваша фантазия, ведь взрос­лые любят играть не меньше детей.

    Обращаем ваше внимание на то, что во время этих игр-занятий ваш ребенок получает определенные зна­ния, и в первую очередь речевые, с того самого момента, когда происхо­дит первое общение родителей со сво­им ребенком. Не ждите, когда ребе­нок заговорит. Разговаривайте с ним как можно больше с первых дней его жизни. Молча реагируя на вашу речь, он, тем не менее, накапливает пассив­ный запас знаний, который ему будет просто необходим уже в более осо­знанные периоды его развития.

    С рождением ребенка каждая мама должна уделять как можно больше внимания здоровью малыша, уровню его физического и интеллектуального развития. В этом может помочь массаж пальцев рук для развития мелкой моторики. На пальцах располагается множество нервных окончаний, поэтому легкое стимулирование пальцев ребенка самостоятельно или с помощью предметов с ребристой поверхностью помогает развить способность пальцев двигаться, тактильные ощущения. Массаж рук для детей для развития моторики способствует развитию речи грудничка в будущем. Чем быстрее малыш научиться делать что-то руками, тем скорее он освоит речь. Когда он станет старше, полученные навыки помогут ему в освоении письма, рука будет меньше уставать при нагрузках.

    Приемы массажа оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка, т.к. каждый палец имеет отношение к определенному органу. Большой палец связан с головным мозгом, указательный палец - с желудочно-кишечным трактом, массирование среднего пальца влияет на позвоночный столб, безымянный имеет отношение к работе печени, а мизинец отвечает за здоровье сердца.

    Для того, чтобы помочь ребенку овладеть речевым навыком, необходимо делать массаж кистей и предплечья, ладоней и пальцев, локтей и плеч. Делая упражнения для развития моторики, необходимо постоянно проговаривать каждое движение, стараться чаще показывать их, подбирать под гимнастику стихотворения и превращать занятия в игру. Так ребенку будет интереснее и легче запомнить движения, повышается интеллект малыша.

    Когда ребенок подрастет, можно обучить его приемам самомассажа для развития мелкой моторики рук.

    Польза от пальчикового массажа

    Начинать делать подобный массаж можно с первых часов жизни грудничка, но после консультации с врачом. Так развитие ребенка будет более стремительным. Пальчиковый массаж помогает улучшить малышу настроение, оказывает расслабляющее воздействие и положительно влияет на весь организм. Регулярный и правильный массаж даст следующие плоды:

    • Иммунная система становится крепче;
    • Понижается артериальное давление;
    • Налаживается работа желудочно-кишечного тракта;
    • Нормализуется дыхательная функция организма;
    • Стимулируется работы внутренних органов;
    • Повышается концентрация внимания;
    • Улучшается состояние кожи, происходит процесс устранения омертвевших клеток;
    • Стимулируется развитие речи;
    • Отношения с родителями становятся крепче.

    Перед проведением подобной процедуры следует посетить кабинет невропатолога и логопеда с целью консультирования. Специалисты подскажут, нуждается ли ребенок в пальчиковом массаже или какую технику лучше испробовать.

    Противопоказания к массажу рук

    Хоть воздействие на руки и пальца ребенка приносит только положительный эффект, бывают случаи, когда от массажа следует воздержаться. Процедуру проводить не следует, если:

    • присутствуют мелкие повреждения на коже рук;
    • проявляется аллергическая непереносимость на руках;
    • присутствуют грибковые заболевания;
    • есть воспаления на руках и пальцах;
    • повышена температура тела;
    • есть инфекция в организме.

    В таких случаях следует незамедлительно начинать лечение. После нормализации общего состояния ребенка, можно приступать к массажным процедурам.

    Методы выполнения ручного массажа

    Существует несколько видов массажа, способных оказать помощь в процессе обучения малыша. Для каждого возраста - своя техника и свои особенности. Можно делать стандартные массажные движения или перевести упражнения в игры для развития. С детьми дошкольного возраста делать аппликации, с маленькими - разминать ладошку мячиком, учиться держать в руках карандаш или другие предметы маленького размера, которые поместятся в ручку ребенка. Также можно пересыпать песок из одного места в другое.

    Для новорожденных детей

    Для только что родившегося малыша часто используются поглаживания, пощипывания, разминания и вибро-колебательные движения. Проводится массажная процедура следующим образом: детскую ладонь необходимо положить на свою и нежно гладить сперва все пальцы сразу, а затем по отдельности. Разминать руки малыша следует аккуратно, чтобы не причинить дискомфорт. Круговыми движениями следует надавливать на ладонь и пальцы ребенка, после чего медленно сжимать и разжимать их в кулак. Подобным образом нужно воздействовать на каждую ручку ребенка. Для грудничка массаж должен длиться не более трех минут.

    После 3 месяцев можно учить ребенка брать из рук родителя игрушки. Если малыш боится или не проявляет интереса, можно гладить его руки с обеих сторон. Также можно научить его дотягиваться руками до ног. Чтобы упражнение было интереснее, наденьте на ноги ребенка яркие носки с веселыми изображениями.

    Для детей от 9 месяцев

    В этом возрасте можно показать малышу, как перекатывать мяч или машинку, обучать приветствующим жестам. Также можно помогать ему научиться закрывать и открывать коробки или банки, показывать, как кормить кукол, строить пирамиду из кубиков, а затем разбирать ее.

    Для детей старше года

    Когда возраст детей меняется - методика проведения массажа также становится другой. Процедура начинается с разминания всей руки сразу. Сперва ее следует поглаживать от локтя до подушечек пальцев, затем надавливающими движениями размять каждый палец по всей длине в сторону кисти, переходя на запястье. Далее легкими пощипываниями проработать боковые области кистей и холмы у основания пальцев. После этого сгибать и разгибать поочередно пальцы и немного потрясти руку. Для лучшего эффекта нужно рассказывать стихотворения или скороговорки, чтобы ребенок мог получать удовольствие от процесса и быстрее запоминал движения, учился разговаривать.

    Массаж-игра

    Игры с бумагой. Для детей в дошкольном возрасте и в младенческом подойдут игровые упражнения с использованием комков бумаги. Малыш должен сминать листы в бумажные шары, из которых потом можно сделать какую-нибудь игрушку, склеив комки.

    Игры с мелкими деталями. Для развития мелкой моторики и изучения цветов можно предложить ребенку разложить по мискам кубики. В первую миску складывать красные кубики, во вторую - желтые и т.д. Также можно заниматься творчеством и делать из круп разных видов аппликацию.

    Игра в снегопад. В этом варианте массажа в роли массажеров выступают шарики разных размеров и текстур, плотно сложенные в пакет или небольшой мешок. Ребенок должен опустить внутрь руку и немного поводить ею. По окончании игры малыш разбрасывает шарики, создавая подобие снегопада.

    Особенности массажа и гимнастики

    • Есть несколько моментов, которые нужно знать родителям перед началом процедуры:
    • Перед выполнением гимнастики для пальцев и рук следует разогреть детские ладони с помощью легких поглаживаний.
    • Так малышу будет комфортнее во время массажа.
    • Упражнения должны производиться медленно. Сперва одной рукой, затем другой, а уже потом обеими руками сразу.
    • В играх использовать разные игрушки и предметы, имеющие разные поверхности и размеры.
    • При проведении массажа и выполнения гимнастики необходимо использовать каждый палец руки. Следует делать акцент на сжатие и разжатие рук.
    • Необходимо, чтобы ребенок был настроен на пальчиковые игры. Если он чем-то огорчен - постарайтесь переключить его внимание на что-то, что может его повеселить.
    • Чтобы эффект от массажа был заметен, следует проводить сеансы регулярно. Одна процедура по времени не должна превышать 3-5 минут, чтобы малыш не терял интерес.
    • Ближе к году гимнастика должна быть более интенсивной и энергичной.

    Сложность упражнений должна возрастать постепенно.

    Если соблюдать эти простые правила, вы и ваш ребенок достигните желаемых результатов.

    Как часто следует делать массаж

    Курс проведения процедур длится не более 10 дней. Повторять следует не раньше, чем через месяц. Первый массаж по времени не должен превышать 20 минут. В зависимости от того, насколько нравится ребенку то или другое упражнение или действие, процесс может длиться от 5 до 30 минут. Процедуру рекомендуется проводить по утрам, чтобы малыш не был уставшим в момент выполнения упражнений. Гимнастика должна проводиться сразу после разогревающего массажа, чтобы мышцы были лучше настроены на работу.

    Массаж и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук, также положительно сказываются на работе всех внутренних органов и на умственное развитие малыша.

    Пальчиковая гимнастика способствует скорейшему получению речевого и письменного навыков. Также комплекс упражнений и материнские руки, массирующие предплечья и пальцы, способствуют сближению детей и родителей. Перед началом проведения процедур, следует сперва проконсультироваться со специалистами и тщательно изучить технику проведения упражнений.

    1. Солнышко
    Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев – это «лучи солнца».

    Солнышко лучами гладит нас, ласкает.
    Солнце, как и мама лишь одно бывает.

    2. Сорока белобока
    Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками пальцев.

    Сорока – сорока, где была? Далеко.
    Дрова рубила, печку топила, воду носила.
    Кашку варила, деток кормила.

    3. Метели
    Зигзагообразное поглаживание.

    Свистели метели, летели снега
    Стелила постели большая пурга.
    И было метелям совсем не до сна.
    Мы утром взглянули на сад – сугробы в саду как подушки летят.

    4. Улитка
    Щипцеобразное разминание края ладони.

    Толстушка – ползушка, дом завитушка. Ползи по дорожке,
    Ползи по ладошке. Ползи, не спеши рога покажи.

    5. Паук
    Пиление (продольное и поперечное) ладони пальцами.

    Диво дивное – паук. 8 ног и 8 рук.
    Если надо наутек, выручают 8 ног.
    Сеть сплести за кругом круг, выручают 8 рук.

    6. Пила
    Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони.

    Принялась она за дело. Завизжала и запела.
    Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

    Активный массаж (ребенок самостоятельно выполняет массирующие движения)

    7. Звери
    Массаж подушечек пальцев. После пятой строчки происходит смена рук.

    Дети любят всех зверей: (большой палец)
    Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
    Пеликанов, журавлей, (средний палец)
    Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
    Голубей и глухарей, (мизинец)
    И клестов, и снегирей, (большой палец)
    Любят горного козла, (указательный палец)
    Обезьянку и осла, (средний палец)
    Дикобраза и ежа, (безымянный палец)
    Черепаху и ужа (мизинец)

    8. Медведь
    Массаж подушечек пальцев. На каждую строку осуществляется разминание одного пальца. После 5 строчки – смена рук.

    Шел медведь к своей берлоге, да споткнулся на пороге.
    «Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-
    Так подумал и пошел он на поиск диких пчел.
    Все медведи – сладкоежки, любят, есть медок без спешки,
    А наевшись, без тревоги до весны сопят в берлоге.

    9. Огород
    На каждый ударный слог осуществляется разминание фаланги одного. После 4 строчки – смена рук. Последние две строчки – разминание больших пальцев каждой руки.

    Вырос у нас чесночок,
    Перец, томат, кабачок,
    Тыква, капуста, картошка,
    Лук и немножко горошка.
    Овощи мы собирали,
    Ими друзей угощали,
    Квасили, ели, солили,
    С дачи домой увозили.
    Прощай же на год,
    Наш друг – огород!

    10. Щелчки
    Ладонь прижата к столу, пальцы разведены. Другая рука поднимает пальцы по одному (лежащая рука с силой прижимается, сопротивляясь подъему). Затем палец отпускают, и он со стуком резко падает на стол. На каждую строку поднимают один палец. После 5 строчки – смена рук.

    Поднял ушки бурундук. Он в лесу услышал звук:
    - Это что за громкий стук, тук, да тук, тук да тук?
    - А пойдем, - сказал барсук, сам увидишь этот трюк:
    Это дятел сел на сук, и без крыльев и без рук
    Ищет он, где спрятан жук, вот и слышен перестук!

    Массаж пальцев и кистей рук с помощью массажного шарика

    11. Мячик

    Катаем мячик между ладоней:

    Покатаю я в руках
    Мячик мой хороший.
    Чтоб всегда здоровым быть,
    Ловким и весёлым.

    12. Мяч

    Я мячом круги катаю,
    (катаем мячик между ладонями круговыми движениями)
    Взад вперед его гоняю,
    (гоняем мячик между ладонями по столу)
    Им поглажу я ладошку,
    (гладим одну ладошку мячиком)
    Будто бы сметаю крошку,
    (гладим другую ладошку мячиком)
    И помну его немножко,
    (сжимаем мячик одной рукой)
    Как сжимает лапу кошка.
    (меняем и сжимаем мячик другой рукой)

    13. Ежик

    Ежик в руки мы возьмем,
    (берем массажный мячик)
    Покатаем и потрем.
    (катаем между ладошек)
    Вверх подбросим и поймаем,
    (подбрасываем вверх и ловим)
    И иголки посчитаем.
    (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
    Пустим ежика на стол,
    (кладем мячик на стол)
    Ручкой ежика прижмем
    (ручкой прижимаем мячик)
    И немножко покатаем …
    (ручкой катаем мячик)
    Потом ручку поменяем.
    (меняем ручку и тоже катаем мячик)

    Катаем мячик или ёжика от локтя к пальчикам по внутренней стороне, приговаривая слова:

    Катится колючий ёжик,
    Нет ни головы, ни ножек,
    Мне по пальчикам бежит,
    И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
    Бегает туда-сюда,
    Мне щекотно, да, да, да!
    Уходи, колючий ёж,
    В тёмный лес, где ты живёшь!

    15. Шарик

    Движения выполняются по тексту:

    Этот шарик не простой
    Весь колючий, вот такой.
    Меж ладошками кладем
    Им ладошки разотрем.
    Вверх и вниз его катаем
    Свои ручки развиваем!
    Можно шар катать по кругу
    Перекидывать друг другу.
    1, 2, 3, 4, 5 –
    Всем пора нам отдыхать!

    16. Ежик-чудачок

    Ежик, ежик – чудачок
    Сшил колючий пиджачок
    (прокатывать мяч в ладонях вперед – назад)
    Встал с утра, и в лес – гулять,
    (поднять руки вверх)
    Чтоб друзей всех повидать.
    (перебирать мяч пальцами, опуская медленно руки вниз)
    Ежик топал по тропинке
    (постучать мячом по столу)
    И грибочек нес на спинке.
    (завести руки с мячом за голову, покатать мяч по шее)
    Ежик топал не спеша,
    (прокатываем мяч по одной коленке вперед)
    Тихо листьями шурша.
    (прокатываем мяч по другой коленке назад)
    А навстречу скачет зайка,
    Длинноухий Попрыгайка,
    (подбрасываем и ловим мячик)
    В огороде чьем – то ловко
    Раздобыл косой морковку!
    (завести руки за спину и спрятать мяч)

    Массаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша

    17. Утюжок
    Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

    Карандаш я покачу
    Вправо-влево – как хочу.

    18. Добывание огня
    Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

    19. Догонялочка
    Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

    Пальчики бегут вперёд,
    И никто не отстаёт.

    20. Горка
    Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

    21. Волчок
    Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

    По столу круги катаю,
    Карандаш не выпускаю.

    22. Вертолет
    Возьми тонкий длинный карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

    Отправляется в полёт
    Наш красавец-вертолёт.

    23. Массаж с прищепками
    Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочередно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно. После первого двустишья – смена рук. Необходимо проверить, чтобы прищепки были не слишком тугие.

    Кусается сильно котенок – глупыш,
    Он думает: это не палец, а мышь.
    - Но я же играю с тобою малыш!
    - А будешь кусаться – скажу тебе «кыш»!

    24. Массаж грецкими орехами
    Катать 2 ореха между ладонями:
    Я катаю мой орех,
    Чтобы стал круглее всех.

    25. Массаж бумагой
    "Прятки" - сжимание бумаги в кулаке. Спрятать кусок бумаги - зажать в кулачке:
    Я бумажку посжимаю и ладошку поменяю.

    Подборка подготовлена практикующим логопедом Натальей Соколовой



    Похожие статьи