• Конспект занятия «Хлеб — всему голова» (подготовительная группа). Конспект занятия в старшей группе по речевому развитию на тему «Хлеб — наше богатство

    11.07.2019

    Людмила Халюзова
    Конспект занятия «Хлеб - всему голова» (подготовительная группа)

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №21 «Золотой ключик» комбинированного вида»

    Конспект НОД

    Тема : «Хлеб – всему голова »

    Возрастная группа : подготовительная Воспитатели : Халюзова Людмила Викторовна

    Камилова Елена Викторовна

    г. Шарыпово 2015г.

    Цель : формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека .

    Задачи :

    Образовательные :

    Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;

    Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

    Развивающие :

    Развивать общительность и коммуникабельность.

    Воспитательные :

    Воспитание любви и уважения к людям труда, бережного отношения к хлебу как результату труда многих людей

    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

    Виды детской деятельности :

    игровая, продуктивная, двигательная

    Интеграция образовательных областей :

    социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие

    Предварительная работа :

    Беседы «Как мы можем беречь хлеб , «Из чего делают хлеб , «Что такое дрожжи?» ; дидактические игры : «Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий , «Угадай и назови» , «Что где хранится» , «Кто растит хлеб для всех людей , «А Какой он хлеб ; разучивание пальчиковых игр : «Каша в поле росла» , «На блины» , «Каравай» сюжетное рисование «Транспорт для хлебушка » ; создание альбома «Загадки о хлебе » ; заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о хлебе ; пересказ басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» .

    Словарная работа : паляница, галеты, багет, лепешка, лаваш

    Материалы и оборудование :

    Муляж хлеба , слайды на тему : «Откуда хлеб пришел , готовое песочное тесто, формочки для печенья, картинки для игры в командах, книжки-малышки.

    Ход организованной деятельности:

    1. Приветствие (организационный момент) :

    Дети вместе с воспитателем стоят в кругу

    Придумано кем-то просто и мудро :

    При встрече здороваться : - Доброе утро!

    Доброе утро - солнцу и птицам

    Доброе утро - улыбчивым лицам!

    И каждый становится добрым, доверчивым,

    Пусть доброе утро длится до вечера!

    2. Воспитатель читает загадку :

    Отгадать легко и быстро :

    Мягкий, пышный и душистый.

    Он и черный, он и белый,

    А бывает подгорелый .

    Без него плохой обед,

    Вкусней его на свете нет.

    (Хлеб )

    Воспитатель :

    Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб , хлебушек , хлебушко . Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.

    Дидактическая игра «А какой он, хлеб

    Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу муляж хлеба и называют определения, например, хлеб румяный , свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).

    Воспитатель : - Дети, а как вы думаете – хлеб сразу стал хлебом ? (нет)

    Нет, не сразу стали зерна

    Хлебом , тем, что на столе.

    Люди долго и упорно потрудились на земле

    Воспитатель : Я предлагаю совершить вам виртуальное путешествие «От зерна до каравая» .

    1 слайд – Вспаханное поле, трактор

    Выехал в поле тракторист на тракторе, вспахал землю, приготовил постель для зерна

    2 слайд – появившиеся всходы

    Попало в землю зерно и начало расти.

    3 слайд - Созревшее пшеничное поле

    Выехал в поле комбайнер на комбайне и принялся молотить зерно.

    4 слайд – Зерно ссыпается в кузов грузовика

    Ссыпается зерно в кузов грузовика. Спешат грузовики на элеватор

    5 слайд – Элеватор с зерном

    На элеваторе зерно сушат, лелеют, оберегают от грызунов

    6 слайд – Мельница, мука

    Пришло время смолоть зерно, а из зерна вмиг получилась мука

    7 слайд – Муковозы

    Муковозы везут муку на хлебозавод

    8 слайд – Тестомешалки

    На хлебозаводе огромные машины превращают муку в тесто

    9 слайд – Пекари пекут хлеб и изделия из теста

    А из теста пекари творят чудеса : пекут хлеб , батоны, вкусную сдобу

    10 слайд – Хлебовозки

    Хлебовозки спешат доставить хлеб в магазины , где его с нетерпением ждут покупатели.

    Ребенок читает стихотворение.

    Рос сперва на воле в поле,

    Летом цвел и колосился,

    А когда обмолотили,

    Он в зерно вдруг превратился.

    Из зерна – в муку и тесто.

    В магазине занял место .

    Вырос он под синим небом,

    А пришел на стол к нам хлебом .

    Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

    В землю зёрнышко попало, (приседают)

    Прорастать на солнце стало (руки над головой )

    Дождик землю поливал,

    И росточек подрастал (медленно встают)

    К свету и теплу тянулся

    И красавцем обернулся. (2 раза)

    Игра «От зерна до каравая» - последовательно соединить цепочку

    Мастер – класс от повара «Вкусное печенье»

    Воспитатель : Лера, принеси, пожалуйста, листик с цифрой 6.

    Прежде чем приступить к работе, давайте приготовим наши ручки (влажные салфетки, наденем фартуки и головные уборы .

    Пальчиковая гимнастика.

    Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы)

    А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками)

    Пирожки и плюшки.

    Сдобные ватрушки.

    Булочки и калачи,

    Все мы испечем в печи (поочередно загибают пальцы на обеих руках, затем разворачивают ладошки)

    Очень вкусно! (гладят по животу)

    Практическая часть.

    Воспитатель : А сейчас мы попросим нашего повара, Галину Петровну, забрать наше печенье и испечь его в чудо – печи.

    Выставка «Книжек-малышек» и рассказы детей.

    Публикации по теме:

    Занятие на тему: "Хлеб всему голова" во второй младшей группе №11 "Радуга". Цель: Расширить кругозор детей, дать первичное представление.

    Интегрированное занятие «Хлеб - всему голова» (старшая группа) Интегрированное занятие "Хлеб - всему голова" Старшая группа воспитатель Дорошенко Е. П. г. Зеленокумск 2014г Цель: продолжать воспитывать.

    Конспект занятия в средней группе «Хлеб - всему голова» На столе лежит белый и ржаной хлеб, мука, колосья, булочки, пирожки. Воспитатель: Добрый день дети. Посмотрите на стол и скажите о чём мы.

    Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова» Цель: зaкрепление предстaвлений детей o выращивание хлебa (зернoвых культур). Задачи: рaсширить знaния детей oб истoрии пoявления хлебa,.

    Конспект занятия «Хлеб всему голова» Конспект развлечения в подготовительной группе «Хлеб - всему голова» ЦЕЛЬ: На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у.

    Конспект занятия в старшей группе

    по теме: «Как хлеб растёт».

    Цель: формирование представлений детей о процессе выращивания хлеба.

    Задачи:

    1. Способствовать формированию представление детей о развитии растений в разных условиях через эксперимент.

    2. Побуждать детей определять свойства зерна и муки при помощи исследовательской деятельности.

    3. Способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу и людям, вырастившим хлеб.

    Способы: беседа о том, как выращивают хлеб; загадка про хлеб; эксперимент «высаживание зерен пшеницы в три вида грунта (почва, песок, камни); исследование «свойства муки».

    Средства: три емкости с землей, песком, камушками; замоченные зерна пшеницы; лейка с водой; тарелочки с мукой и зерном пшеницы; иллюстрации к теме.

    Ход занятия.

    Воспитатель: - Ребята, сегодня я принесла вам дорогой и очень интересный подарок. Хотите узнать, что это? Тогда отгадайте загадку:

    Есть такие слова:

    «Он всему голова.

    Хрустящей корочкой одет

    Мягкий черный, белый …(хлеб).

    Дети: - Хлеб.

    Воспитатель: - Да, правильно, это хлеб (воспитатель выносит поднос с белым и черным хлебом). Сегодня мы поговорим о хлебе. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Послушайте стихотворение про хлеб:

    Вам и расскажут, и в книгах прочтете:

    Хлеб наш насущный всегда был в почете.

    Низкий поклон мастерам урожаев,

    Тем, кто зерно в закромах умножает,

    И хлебопекам – умельцам искусным,

    Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.

    (С. Мельников)

    Воспитатель: - Ребята, а кто знает, как хлеб попадает к нам на стол?

    Дети: - Из магазина.

    Воспитатель: - В магазине продается много хлебобулочных изделий. Назовите их.

    Дети: - Белый хлеб, черный хлеб, булки, пирожки, ватрушки, пирожные, сухари,сушки, печенье.

    Воспитатель: - Ребята, а кто из вас знает, из чего делают хлеб?

    Дети: - Из муки пекут.

    Воспитатель: - А муку из чего делают?

    Дети: - Из зерен.

    Воспитатель: - Правильно, из зерен. Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.

    Воспитатель: - Ребята, хотите ли вы сами вырастить злаки? Давайте представим, что мы ученые. Проведем эксперимент: посадим зерна пшеницы в баночку с землей, с песком и в баночку с камушками. А что надо делать, чтобы зерна проросли?

    Дети: - Поливать.

    Воспитатель: - Правильно, поливать и поставить баночки на окно, чтобы солнце прогревало землю.Будем наблюдать, в какой баночке быстрее прорастут зерна (дети под руководством воспитателя высаживают замоченные зерна пшеницы, поливают).

    Воспитатель: - Весной в поле появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.

    Физкультминутка.

    Зерно в землю упадет (движения рук вправо-влево перед собой)

    И росточком прорастет (поднимаемся, руки сложены перед грудью)

    Солнце будет его жарить, (руки вверх, разводим в стороны)

    Дождь сто раз его польет (волнообразные движения рук сверху вниз).

    А потом под снегом мерзнуть (обхватить себя руками, преступать с ноги

    И под ветром устоять. (наклоны влево – вправо, отрывая ноги о пола)

    Очень трудно хлеб дается (погрозить пальцем обеих рук по очереди)

    Должен ты об этом знать (дотронуться рукой до головы).

    Воспитатель: - Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. На поле выезжают комбайны. Кто работает на комбайне?

    Дети: - Комбайнер.

    Воспитатель: - Комбайн собирает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна высыпаются в грузовые машины, которые везут зерно на элеваторы. Элеватор – это специальное сооружение для хранения зерна, там оно может храниться много лет. Перед вами лежат зерна пшеницы. Осмотрите их, потрогайте. Какие они?

    Дети: - Зерна твердые.

    Воспитатель: - Что надо сделать с зерном, чтобы получить из него муку?

    Дети: - Измельчить.

    Воспитатель: - Правильно. Зерно везут на мельницу, и там зерно превращается в муку. А потом мука попадает в магазин, в пекарни, на хлебозавод.

    Посмотрите, перед вами лежит мука в тарелочках. Какая она по цвету?

    Дети: - Белая.

    Воспитатель: - Потрогайте ее, какая она?

    Дети: - Мягкая, пушистая, легкая.

    Воспитатель: - Попробуйте пересыпать ее из одной руки в другую. Легко мука пересыпается? Какая она?

    Дети: - Рассыпчатая.

    Воспитатель: - Вот из такой муки и делают хлеб. А что еще нужно добавить в тесто, чтобы получился хлеб?

    Дети: - Воду, соль, сахар, масло, яйца.

    Воспитатель: - А еще в тесто обязательно добавляют дрожжи, чтобы хлеб был мягкий, пышный, вкусный.

    Воспитатель: - Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу?

    Дети: - Руки агронома, тракториста, комбайнера, грузчика, водителя, мельника, пекаря.

    Воспитатель: - Одним словом это хлеборобы. Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб?

    Дети: - Комбайны, грузовики, трактора.

    Воспитатель: - Ребята, наше занятие подходит к концу, о чем мы сегодня говорили?

    Дети : - Про хлеб.

    Воспитатель: - Как надо относиться к хлебу?

    Дети: - Бережно.

    Доедать хлеб до конца.

    Не выбрасывать хлеб.

    Воспитатель: - Да, все правильно. Хлеб надо беречь, уважать труд тех людей, которые его выращивают и пекут. Хлеб – это главное богатство нашей страны.

    Вот он, хлебушек душистый

    С хрупкой корочкой витой.

    Вот он, теплый, золотистый,

    Словно солнцем налитой.

    И в каждый дом, на каждый стол

    Он пожаловал, пришел.

    В нем здоровье, наша сила,

    В нем чудесное тепло.

    Сколько рук его растило,

    Сохраняло, берегло.

    Волгодонск

    Программное содержание

    Цель:

    Расширение и закрепление представлений детей о хлебе.

    Задачи:

    Образовательные:

    Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. - учить сравнивать колоски ржи и пшеницы, отличать по внешнему виду пшеничные и ржаные зерна, а так же муку, полученную из этих зерен.; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

    Обогащать словарь детей прилагательными (пшеничный, ржаной).

    Развивающие:

    Развивать и закреплять в играх сенсорные способности детей.

    Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщение).

    Воспитательные:

    - воспитывать чувство уважения к труду людей и к хлебу.

    Вызвать интерес к коллективному труду.

    Методические приемы:

    Чтение стихов, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые, игровые ситуации.

    Оборудование:

    Демонстрационные: хлебобулочные изделия на подносе, картинки

    (пшеничные колоски, зерна, мука, хлеб; ржаные колоски, зерна, мука, хлеб).

    Раздаточное: карточки ржаного и пшеничного хлеба (распределение на команды);набор хлебобулочных изделий (игра “Что сначала – что потом”); спичечные палочки (игра “Выложи мельницу”); Картинки – мозаика (булка пшеничного и ржаного хлеба); угощение (сахарные палочки).

    Литература: Н.В. Алешина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”. К.В. Назаренко “Методические рекомендации к комплекту “Как к нам приходит хлеб”

    Ход занятия

    Воспитатель: Ребята вы любите загадки?

    Послушайте внимательно загадку и постарайтесь ее отгадать:

    "Отгадать легко и быстро:

    мягкий, пышный и душистый,

    Он и черный, он и белый,

    а бывает подгорелый".

    Без него плохой обед,

    Вкусней его на свете нет. (Хлеб)

    Воспитатель: Верно. Хлеб – это богатство нашей Родины. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Посмотрите ребята и на нашем столе хлеб, выращенный на полях нашей станицы.

    Вот он Хлебушек душистый,
    Вот он теплый, золотистый.
    В каждый дом, на каждый стол,
    он пожаловал, пришел.
    В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
    Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
    В нем - земли родимой соки,
    Солнца свет веселый в нем…
    Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

    Воспитатель: Посмотрите на картинки, кто знает что это?

    (колосья пшеницы и ржи)

    Правильно ребята. Это колоски. Из колосьев собирают зернышки и перемалывают в муку.

    А как же называется мука, полученная из зерен пшеницы? (пшеничная)

    А их зерен ржи? (ржаная)

    (рассматривают картинки с ржаным хлебом и с пшеничным. Чем отличаются?)

    - (Арина) Если из пшеничных зерен получают пшеничную муку, то хлеб какой?

    - (Дима) Если из зерен ржи получают ржаную муку, то хлеб какой?

    Воспитатель: Чем отличатся ржаной хлеб от пшеничного?

    -(Ксения) пшеничный хлеб белый или черный?

    - (Марк) ржаной хлеб черный или белый?

    Молодцы ребята.

    Игра: угадай на вкус:

    А сейчас мы сыграем в игру определи на вкус: закрывают глаза. Вызываю к себе 3-4 детей и даю попробовать кусочек хлеба.

    Спрашиваю, какой хлеб он скушал. Затем раздаю всем. Чем же ржаной хлеб отличается от пшеничного? (Цветом, запахом, вкусом).

    Игра-викторина:

    Ребята, предлагаю сыграть в игру викторину: но для этого необходимо разделиться на 2 команды. У каждого из вас есть картинка с пшеничным хлебом, и с ржаным хлебом. Ваша задача встать к столам в соответствии со своей карточкой.

    Ребята игра состоит из 4 этапов. Каждой команде необходимо внимательно выполнять задания, соблюдать правила, а самое главное быть дружными и помогать друг другу.

    По результатам каждого этапа мы будем определять победителя, и фиксировать на доске магнитиками.

    В конце нашей викторины мы посчитаем очки, набранные вами за правильные ответы, и объявим победителя. Команда – победитель получит приз, а какой именно вы узнаете в конце. Поэтому старайтесь не только быстро выполнить задание, но и правильно.

    Первый этап

    Упражнение «Все по полочкам»

    Итак, первое задание для 1 команды:

    1 команда: ваша задача найти из предложенных хлебных изделий, изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)

    2 команда: ваша задача найти из предложенных хлебных изделий, изделия прямоугольной формы? (булка хлеба, пирог, печенье)

    Ребята посмотрите внимательно на выбранные вами картинки и скажите, из какой муки изготовлены хлебобулочные изделия?

    1 команда - из ржаной муки

    2 команда - из пшеничной муки

    Воспитатель: подвожу итог этапа, определяю какая из команд выполнила правила задания и ответила правильно. Закрепляю на доске магнитики под названиями команд.

    Второй этап:

    Воспитатель: для выполнения следующего задания необходимо:

    1 команде подойти к розовому столу.

    2 команде к синему столу.

    Конкурс для детей «Что - сначала, что - потом».

    Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.).

    Ваша задача разложить картинки в правильной последовательности. Первую картинку я вам подскажу: первое что будет в нашей цепочке это колосок. Дальше рассмотрите внимательно картинки и расположите их правильно.

    В процессе деятельности детей контролирую правильность выполнения задания.

    Третий этап

    Ребята, для того чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть. В старину для этого на берегах реки строили мельницы.

    Сейчас мы с вами превратимся в строителей и создадим свои мельницы из палочек.

    Образец мельницы перед вами.

    Четвертый этап: Мозаика

    Итак, последний этап нашей игры викторины - Мозаика. 1- ржаной хлеб. 2 – пшеничный. Какой хлеб получился у первой команды? А у второй?

    Подведение итогов:

    Ребята вы все молодцы. Справились со всеми заданиями и 1 и 2 команда.

    Закончить наше занятие, мне хотелось бы небольшим стихотворением:

    “У народа есть слова:

    Хлеб – всей жизни голова.

    Хлеб не падает нам с неба,

    Появляется не вдруг,

    Чтобы вырос колос хлеба,

    Нужен труд десятка рук.”

    Как я вам и обещала команду – победителя ждет сюрприз, а так как победила дружба, сюрприз ждет обеих команд.

    Цель:

    — продолжать формировать у детей представления о процессе выращивания урожая;

    — закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10;

    — закрепить умение детей сравнивать числа и пользоваться знаками =, <, >;

    — продолжать учить грамотно строить фразы, говоря о поступках героев.

    — активизировать в речи слова «сеялка», «комбайн», «хлебороб», «хлебопек», «хлеборезка».

    — закреплять названия разных хлебобулочных изделий.

    Интеграция образовательных областей:

    — «Коммуникация»:

    Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками.

    Воспитывать культуру речевого общения.

    Закрепить умение употреблять в речи имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.

    Пополнять и активизировать словарь детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенность предметов.

    Обогащать словарь детей: тракторист, комбайнер, сеяльщик, пекарь.

    Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы.

    — «Познание»:

    Продолжать знакомить детей с деятельностью человека в сельском хозяйстве о процессе выращивания хлеба.

    Формировать представления о технике, облегчающей труд людей.

    Воспитывать уважение к труду взрослых

    Развивать воображение, память, мышление.

    — «Чтение художественной литературы»:

    Активизировать чувство восприятия художественного слова, способствовать образному восприятию.

    Пополнять литературный багаж загадками.

    Воспитывать интерес к художественному слову.

    — « Физическая культура»:

    Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движениями, мелкую моторику пальцев рук.

    — «Социализация»:

    Развивать сообразительность, творческое воображение, умение самостоятельно решать поставленные задачи.

    — «Труд»:

    Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.

    Развивать интерес к различным профессиям.

    — «Художественное творчество»:

    Развивать творчество детей, упражняться лепить предметы из солёного теста.

    Задачи:

    1) Образовательные

    — обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;

    — обогащать словарь детей прилагательными.

    2) Развивающие

    — развивать коммуникативные способности;

    — развивать логическое мышление, память, творческое воображение;

    — развивать умение слушать и слышать вопрос.

    3) Воспитательные

    — воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб;

    — воспитывать бережное отношение к хлебу;

    — вызвать интерес к коллективному труду.

    Предварительная работа:

    — чтение рассказа М. Глинской «Хлеб»;

    — сравнение колосков ржи и пшеницы;

    — сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

    Индивидуальная работа: с Пашей и Рамазаном лепить, используя прием прищипывания и вытягивания.

    Методы и приемы:

    1) Практические: игровое упражнение, динамическая пауза, творческое задание (лепка), просмотр слайдов.

    2) Наглядные: иллюстрации для показа, карточки для сравнения групп предметов.

    3) Словесные: беседа, чтение стихотворений, загадывание загадки.

    Материалы и оборудование:

    — мольберт,

    — презентация «Откуда хлеб пришел»,

    — картинки хлебобулочных изделий,

    — дощечки для лепки печенья, стеки,

    — соленое тесто,

    — плоскостная фигура бабушки,

    — карточки для сравнения групп предметов (с пирожками и колосками),

    — цифры от 1 до 10 и знаки =, <, >.

    Ход занятия:

    1) Дети заходят под музыку в группу. Садятся на скамейки полукругом.

    Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:

    «Отгадать легко и быстро:

    Мягкий, пышный и душистый.

    Он и черный он и белый,

    А бывает подгорелый.

    Без него плохой обед,

    Вкусней его на свете нет».

    Дети: хлеб!

    Воспитатель: вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

    Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и вспомним, как работать с тестом.

    2) Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришла бабушка (плоскостная фигура). А пришла она не просто так, она хочет вместе с нами поговорить о хлебе. И пришла она не с пустыми руками. (Открываю доску. На ней по группам разложены 6 пирожков и 5 колосьев).

    — Давайте сосчитаем, сколько всего пирожков она принесла…и колосьев.

    — А теперь Паша выйдет и поставит нужную цифру под пирожками, а Виолетта – под колосками. Правильно они выбрали цифры? (ответы детей).

    — Ангелина, а ты выбери, пожалуйста, нужный знак и поставь его между группами предметов. Правильно она выбрала знак? (ответы детей).

    — Получилось, что 6 больше 5…а 5 меньше шести. Бабушка очень довольна вами!!!

    3) Ребята, недавно мы с вами прочитали рассказ М. Глинской «Хлеб». Я вам предлагаю вспомнить, о чем этот рассказ:

    — Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)

    — Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)

    — Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)

    — Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)

    — Правильно поступил Гриша? (Нет)

    — Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)

    — Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)

    — А как вы поступили бы на месте Гриши? (Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)

    — Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)

    Воспитатель: молодцы!

    4) Воспитатель: сейчас я предлагаю вам со мной поиграть. Для этого мы пройдем на ковер и встанем в круг. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой вопрос, вернуть мне мяч. И так:

    — Назови хлеб ласково (Хлебушек)

    — Как называются крошки хлеба? (Хлебные)

    — Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

    — Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка)

    — Посуда для хлеба (Хлебница)

    — Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

    — Кто печет хлеб? (Хлебопек)

    — Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)

    — Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)

    — Молодцы! Садимся на скамейки.

    5) Воспитатель: Бабушка кроме пирожков и колосков нам принесла еще и видео. Сейчас мы его посмотрим и вспомним, как хлеб попадает к нам на стол. (Просмотр слайдов «Откуда хлеб пришел» на проекторе)

    1 слайд «Сначала зернышко хлеба сажают в землю»

    2 слайд «Сажают специальными машинами – сеялками»

    Воспитатель: скажите, как называется эта машина? И что она делает? (Эта машина называется «сеялка», она сеет зерно в землю)

    3 слайд «Потом вырастают вот такие колоски»

    Воспитатель:

    — Что нужно для того что бы зерна проросли? (Солнце, вода, тепло)

    — Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья)

    4 слайд «Колоски собирают машины- комбайны»

    Воспитатель:

    — А как называют машины, которыми собирают колосья? (Комбайны)

    — А кто управляет комбайном? (Комбайнер)

    5 слайд «Отвозят зерно на мельницу»

    Воспитатель:

    — А это что за домик, куда отвозят собранное зерно? (Мельница)

    — А для чего она нужна? (На мельнице зерно перемалывают в муку)

    6 слайд «Там зерна перемелют в муку»

    Воспитатель:А потом что происходит? (Муку везут на хлебозавод. Там из нее делают хлебобулочные изделия. И отвозят их в магазин)

    7 слайд «Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки»

    Воспитатель: молодцы! Все правильно вы рассказали.

    6) Воспитатель:А давайте мы с вами сами покажем как же из зернышка получается каравай!

    Физминутка:

    Подрастает зёрнышко –

    Потянулось к солнышку. Потянулись

    С ветерком оно играет, Руки вверх

    Ветерок его качает, Прогнулись

    К земле низко прижимает –

    Вот как весело играет! Наклоны туловища, присели

    Сколько в поле колосков –

    Столько сделаем шагов. Ходьба до пят

    Какой вырос каравай?

    Выше руки поднимай! Руки вверх и потянуться

    Теперь ниже наклониться,

    Как колышется пшеница. Наклоны в сторону

    Сколько в поле тракторов,

    Столько сделаем прыжков! Прыжки до пяти.

    7) Воспитатель: а сейчас мы с вами увидим, какие разные хлебобулочные изделия бабушка умеет печь.

    Воспитатель с детьми подходит к мольберту, где расположены хлебобулочные изделия.

    Воспитатель: а какие изделия здесь есть? (Картинки: баранки, вафли, пряники, печенье, кекс, булочка, хлеб пшеничный, хлеб ржаной, пирожное…).

    Воспитатель: вы много знаете о хлебе.

    8) Воспитатель: А что нужно для того чтобы замесить тесто мы посмотрим на экране (просмотр слайдов).

    9) Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам самим сделать хлебобулочные изделия и пополнить ими наш магазин. Тесто я уже замесила. А бабушка приготовила несколько булочек (Показ заранее подготовленной «выпечки» из соленого теста) А теперь пройдем за столы, сядем, возьмем дощечки, стеки, кусочки теста…и начнем лепить разнообразные хлебобулочные изделия.

    Дети делают хлебобулочные изделия. Готовые изделия выкладывают на поднос.

    Воспитатель: посмотрите, ребята, какое красивое у нас получилось угощение. Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.

    10) Воспитатель: ребята, Арсен вам расскажет, как можно освежить хлеб, если он вдруг стал черствым:

    «Освежить черствый хлеб, можно завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20 - 25 минут в не очень горячую духовку».

    Воспитатель: а Виолетта с Азалией прочитают стихи о хлебе.

    1) Из чего печётся хлеб,

    Что едим мы на обед?

    Хлеб печётся из муки,

    Что дают нам колоски.

    2) До чего же вкусен хлеб,

    Хлеб водой запил — обед,

    А на ужин две горбушки

    С молоком по полной кружке,

    Что осталось, всё в ладошку,

    Птицам кинуть на дорожку.

    Воспитатель: ребята, вы сегодня придете из детского сада домой. И что вы расскажите своим родителям о нашем занятии. Что особенного в нем было? (ответы детей).

    Вы — молодцы! Все очень старались! И бабушка для вас принесла угощенье – баранки. Мы попьем с ними чай после занятия.

    Конспект занятия:«Хлеб-всему голова» Конспект совместной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».

    Описание работы: Предлагаю вам конспект для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Хлеб – всему голова» Данный материал будет полезен для воспитателя средней группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение представления детей о том, как хлеб приходит к нам на стол.

    Интеграция образовательных областей:

    Познавательно – речевое, физическое развитие.

    Цель:

    Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.

    Образовательные:

    Дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;

    Познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.

    Развивающие:

    Расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,

    Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;

    Формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.

    Знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.

    Воспитывающие:

    Воспитывать бережное отношение к хлебу,

    Воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.

    Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

    Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.

    Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;

    иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.

    Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

    Ход занятия

    Дети сидят полукругом на стульчиках.

    Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.

    Отгадать легко и быстро:

    Мягкий, пышный и душистый,

    Он и чёрный, он и белый,

    А бывает подгорелый.

    Без него плохой обед,

    Вкусней его на свете нет!

    Ответ детей: Хлеб.

    Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.

    Входит Колосок

    Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.

    Из чего печётся хлеб,

    Что едим мы на обед?

    Хлеб печётся из муки,

    Что дают нам колоски

    Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?

    Ответ детей: мука, яйца…

    Воспитатель: А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.

    Колосок:

    а) В колоске живут зёрнышки.

    Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.

    И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно.

    б) Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.

    Поэтому зерно везут на мельницу, где мельник молит из них муку.

    (Воспитатель показывает иллюстрации) .

    Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сейчас покажу.

    За работу, жернова,

    Зёрна перетрём сперва!

    А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.

    Физкультминутка

    Сначала жернова нужно

    привести в движение, вот так.

    (Вращательные движения руками перед собой.)

    А теперь вращаем жернова. (Вращательными движениями тереть ладонью о ладонь)

    Чтобы сделать каравай,

    Жернова быстрей вращай (Поменять движения рук.)

    Крепче трём зерну бока,

    Получается мука!

    в) После мельника с мукой будет работать пекарь.

    Пекарь мучицу белую

    Пышным тестом сделает!

    Дрожжи, ну-ка не ленитесь,

    Наше тесто поднимите!

    А теперь давайте поиграем.

    Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.

    Дрожжи воздух собирали,

    Дрожжи тесто раздували.

    Дрожжи тесто раздували.

    Вдох и выдох, вдох и выдох:

    Пух! Пух! Ох! Ох!

    Ну-ка, тесто, вширь и ввысь

    Разрастись и поднимись!

    Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!

    Тесто зрело и толстело – Ох! Ох!

    Мы его слегка помяли -

    И весёлкой повзбивали.

    Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.

    Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:

    В печку жаркую садись

    Порумянься, испекись!

    Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!

    Ребенок:

    Вот ржаной каравай

    С корочкой румяной.

    Никогда не забывай

    На столе он главный!

    Без него обед не в счёт.

    В праздники и будни:

    «Хлебу слава и почёт! » -

    Говорят все люди.

    Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

    Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?

    Ответ детей: Хлебороб, мельница (мельник, пекарь, мука, хлебобулочные изделия, хлеб, каравай, булочки и т. д.

    Воспитатель: Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.

    Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!

    Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?

    Маленькое, сдобное, колесо съедобное.

    Я одна его не съем, разделю ребятам всем.

    Ответ детей: Баранка.

    Воспитатель: Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.

    Дети: Спасибо.

    Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.

    Дети: До свидания!


    Сакунц Сусанна Владимировна

    Похожие статьи