Людмила Халюзова
Конспект занятия «Хлеб - всему голова» (подготовительная группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №21 «Золотой ключик» комбинированного вида»
Конспект НОД
Тема : «Хлеб – всему голова »
Возрастная группа : подготовительная Воспитатели : Халюзова Людмила Викторовна
Камилова Елена Викторовна
г. Шарыпово 2015г.
Цель : формирование знания у детей о значении хлеба в жизни человека .
Задачи :
Образовательные :
Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда;
Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.
Развивающие :
Развивать общительность и коммуникабельность.
Воспитательные :
Воспитание любви и уважения к людям труда, бережного отношения к хлебу как результату труда многих людей
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Виды детской деятельности :
игровая, продуктивная, двигательная
Интеграция образовательных областей :
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
Предварительная работа :
Беседы «Как мы можем беречь хлеб ?» , «Из чего делают хлеб ?» , «Что такое дрожжи?» ; дидактические игры : «Что из чего?» (дегустация хлебобулочных изделий , «Угадай и назови» , «Что где хранится» , «Кто растит хлеб для всех людей ?» , «А Какой он хлеб ?» ; разучивание пальчиковых игр : «Каша в поле росла» , «На блины» , «Каравай» сюжетное рисование «Транспорт для хлебушка » ; создание альбома «Загадки о хлебе » ; заучивание стихотворений, поговорок, пословиц о хлебе ; пересказ басни Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек» .
Словарная работа : паляница, галеты, багет, лепешка, лаваш
Материалы и оборудование :
Муляж хлеба , слайды на тему : «Откуда хлеб пришел ?» , готовое песочное тесто, формочки для печенья, картинки для игры в командах, книжки-малышки.
Ход организованной деятельности:
1. Приветствие (организационный момент) :
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу
Придумано кем-то просто и мудро :
При встрече здороваться : - Доброе утро!
Доброе утро - солнцу и птицам
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
2. Воспитатель читает загадку :
Отгадать легко и быстро :
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый .
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
(Хлеб )
Воспитатель :
Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Хлеб , хлебушек , хлебушко . Он – самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «А какой он, хлеб ?»
Подбор определений к существительному. (Дети стоят в кругу и передают по кругу муляж хлеба и называют определения, например, хлеб румяный , свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный).
Воспитатель : - Дети, а как вы думаете – хлеб сразу стал хлебом ? (нет)
Нет, не сразу стали зерна
Хлебом , тем, что на столе.
Люди долго и упорно потрудились на земле
Воспитатель : Я предлагаю совершить вам виртуальное путешествие «От зерна до каравая» .
1 слайд – Вспаханное поле, трактор
Выехал в поле тракторист на тракторе, вспахал землю, приготовил постель для зерна
2 слайд – появившиеся всходы
Попало в землю зерно и начало расти.
3 слайд - Созревшее пшеничное поле
Выехал в поле комбайнер на комбайне и принялся молотить зерно.
4 слайд – Зерно ссыпается в кузов грузовика
Ссыпается зерно в кузов грузовика. Спешат грузовики на элеватор
5 слайд – Элеватор с зерном
На элеваторе зерно сушат, лелеют, оберегают от грызунов
6 слайд – Мельница, мука
Пришло время смолоть зерно, а из зерна вмиг получилась мука
7 слайд – Муковозы
Муковозы везут муку на хлебозавод
8 слайд – Тестомешалки
На хлебозаводе огромные машины превращают муку в тесто
9 слайд – Пекари пекут хлеб и изделия из теста
А из теста пекари творят чудеса : пекут хлеб , батоны, вкусную сдобу
10 слайд – Хлебовозки
Хлебовозки спешат доставить хлеб в магазины , где его с нетерпением ждут покупатели.
Ребенок читает стихотворение.
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место .
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом .
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой )
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)
Игра «От зерна до каравая» - последовательно соединить цепочку
Мастер – класс от повара «Вкусное печенье»
Воспитатель : Лера, принеси, пожалуйста, листик с цифрой 6.
Прежде чем приступить к работе, давайте приготовим наши ручки (влажные салфетки, наденем фартуки и головные уборы .
Пальчиковая гимнастика.
Муку в тесто замесили (сжимают и разжимают пальцы)
А из теста мы слепили (прихлопывают ладошками)
Пирожки и плюшки.
Сдобные ватрушки.
Булочки и калачи,
Все мы испечем в печи (поочередно загибают пальцы на обеих руках, затем разворачивают ладошки)
Очень вкусно! (гладят по животу)
Практическая часть.
Воспитатель : А сейчас мы попросим нашего повара, Галину Петровну, забрать наше печенье и испечь его в чудо – печи.
Выставка «Книжек-малышек» и рассказы детей.
Публикации по теме:
Занятие на тему: "Хлеб всему голова" во второй младшей группе №11 "Радуга". Цель: Расширить кругозор детей, дать первичное представление.
Интегрированное занятие «Хлеб - всему голова» (старшая группа) Интегрированное занятие "Хлеб - всему голова" Старшая группа воспитатель Дорошенко Е. П. г. Зеленокумск 2014г Цель: продолжать воспитывать.
Конспект занятия в средней группе «Хлеб - всему голова» На столе лежит белый и ржаной хлеб, мука, колосья, булочки, пирожки. Воспитатель: Добрый день дети. Посмотрите на стол и скажите о чём мы.
Конспект занятия для детей старшей группы «Хлеб всему голова» Цель: зaкрепление предстaвлений детей o выращивание хлебa (зернoвых культур). Задачи: рaсширить знaния детей oб истoрии пoявления хлебa,.
Конспект занятия «Хлеб всему голова» Конспект развлечения в подготовительной группе «Хлеб - всему голова» ЦЕЛЬ: На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у.
Конспект занятия в старшей группе
по теме: «Как хлеб растёт».
Цель: формирование представлений детей о процессе выращивания хлеба.
Задачи:
1. Способствовать формированию представление детей о развитии растений в разных условиях через эксперимент.
2. Побуждать детей определять свойства зерна и муки при помощи исследовательской деятельности.
3. Способствовать воспитанию бережного отношения к хлебу и людям, вырастившим хлеб.
Способы: беседа о том, как выращивают хлеб; загадка про хлеб; эксперимент «высаживание зерен пшеницы в три вида грунта (почва, песок, камни); исследование «свойства муки».
Средства: три емкости с землей, песком, камушками; замоченные зерна пшеницы; лейка с водой; тарелочки с мукой и зерном пшеницы; иллюстрации к теме.
Ход занятия.
Воспитатель: - Ребята, сегодня я принесла вам дорогой и очень интересный подарок. Хотите узнать, что это? Тогда отгадайте загадку:
Есть такие слова:
«Он всему голова.
Хрустящей корочкой одет
Мягкий черный, белый …(хлеб).
Дети: - Хлеб.
Воспитатель: - Да, правильно, это хлеб (воспитатель выносит поднос с белым и черным хлебом). Сегодня мы поговорим о хлебе. Без хлеба не обходилось ни одно застолье. Он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Гостя на Руси встречали всегда хлебом и солью. Послушайте стихотворение про хлеб:
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам – умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
(С. Мельников)
Воспитатель: - Ребята, а кто знает, как хлеб попадает к нам на стол?
Дети: - Из магазина.
Воспитатель: - В магазине продается много хлебобулочных изделий. Назовите их.
Дети: - Белый хлеб, черный хлеб, булки, пирожки, ватрушки, пирожные, сухари,сушки, печенье.
Воспитатель: - Ребята, а кто из вас знает, из чего делают хлеб?
Дети: - Из муки пекут.
Воспитатель: - А муку из чего делают?
Дети: - Из зерен.
Воспитатель: - Правильно, из зерен. Каждую осень хлеборобы заботятся о будущем урожае. Под зиму трактористы пашут землю, чтобы она была мягкая, рыхлая под снегом зимой, а весной, когда снег растает, земля наберет сполна талой воды. Рано весной землю рыхлят, вносят удобрения и засевают зерном.
Воспитатель: - Ребята, хотите ли вы сами вырастить злаки? Давайте представим, что мы ученые. Проведем эксперимент: посадим зерна пшеницы в баночку с землей, с песком и в баночку с камушками. А что надо делать, чтобы зерна проросли?
Дети: - Поливать.
Воспитатель: - Правильно, поливать и поставить баночки на окно, чтобы солнце прогревало землю.Будем наблюдать, в какой баночке быстрее прорастут зерна (дети под руководством воспитателя высаживают замоченные зерна пшеницы, поливают).
Воспитатель: - Весной в поле появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца, растут под привольным ветром все лето. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка.
Зерно в землю упадет (движения рук вправо-влево перед собой)
И росточком прорастет (поднимаемся, руки сложены перед грудью)
Солнце будет его жарить, (руки вверх, разводим в стороны)
Дождь сто раз его польет (волнообразные движения рук сверху вниз).
А потом под снегом мерзнуть (обхватить себя руками, преступать с ноги
И под ветром устоять. (наклоны влево – вправо, отрывая ноги о пола)
Очень трудно хлеб дается (погрозить пальцем обеих рук по очереди)
Должен ты об этом знать (дотронуться рукой до головы).
Воспитатель: - Но вот налились колосья, созрели, стали крепкими и тяжелыми. С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. На поле выезжают комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: - Комбайнер.
Воспитатель: - Комбайн собирает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна высыпаются в грузовые машины, которые везут зерно на элеваторы. Элеватор – это специальное сооружение для хранения зерна, там оно может храниться много лет. Перед вами лежат зерна пшеницы. Осмотрите их, потрогайте. Какие они?
Дети: - Зерна твердые.
Воспитатель: - Что надо сделать с зерном, чтобы получить из него муку?
Дети: - Измельчить.
Воспитатель: - Правильно. Зерно везут на мельницу, и там зерно превращается в муку. А потом мука попадает в магазин, в пекарни, на хлебозавод.
Посмотрите, перед вами лежит мука в тарелочках. Какая она по цвету?
Дети: - Белая.
Воспитатель: - Потрогайте ее, какая она?
Дети: - Мягкая, пушистая, легкая.
Воспитатель: - Попробуйте пересыпать ее из одной руки в другую. Легко мука пересыпается? Какая она?
Дети: - Рассыпчатая.
Воспитатель: - Вот из такой муки и делают хлеб. А что еще нужно добавить в тесто, чтобы получился хлеб?
Дети: - Воду, соль, сахар, масло, яйца.
Воспитатель: - А еще в тесто обязательно добавляют дрожжи, чтобы хлеб был мягкий, пышный, вкусный.
Воспитатель: - Длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу?
Дети: - Руки агронома, тракториста, комбайнера, грузчика, водителя, мельника, пекаря.
Воспитатель: - Одним словом это хлеборобы. Какие машины помогают хлеборобам выращивать хлеб?
Дети: - Комбайны, грузовики, трактора.
Воспитатель: - Ребята, наше занятие подходит к концу, о чем мы сегодня говорили?
Дети : - Про хлеб.
Воспитатель: - Как надо относиться к хлебу?
Дети: - Бережно.
Доедать хлеб до конца.
Не выбрасывать хлеб.
Воспитатель: - Да, все правильно. Хлеб надо беречь, уважать труд тех людей, которые его выращивают и пекут. Хлеб – это главное богатство нашей страны.
Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
И в каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Волгодонск
Программное содержание
Цель:
Расширение и закрепление представлений детей о хлебе.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле. - учить сравнивать колоски ржи и пшеницы, отличать по внешнему виду пшеничные и ржаные зерна, а так же муку, полученную из этих зерен.; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.
Обогащать словарь детей прилагательными (пшеничный, ржаной).
Развивающие:
Развивать и закреплять в играх сенсорные способности детей.
Активизировать внимание и память, развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщение).
Воспитательные:
- воспитывать чувство уважения к труду людей и к хлебу.
Вызвать интерес к коллективному труду.
Методические приемы:
Чтение стихов, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые, игровые ситуации.
Оборудование:
Демонстрационные: хлебобулочные изделия на подносе, картинки
(пшеничные колоски, зерна, мука, хлеб; ржаные колоски, зерна, мука, хлеб).
Раздаточное: карточки ржаного и пшеничного хлеба (распределение на команды);набор хлебобулочных изделий (игра “Что сначала – что потом”); спичечные палочки (игра “Выложи мельницу”); Картинки – мозаика (булка пшеничного и ржаного хлеба); угощение (сахарные палочки).
Литература: Н.В. Алешина “Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью”. К.В. Назаренко “Методические рекомендации к комплекту “Как к нам приходит хлеб”
Ход занятия
Воспитатель: Ребята вы любите загадки?
Послушайте внимательно загадку и постарайтесь ее отгадать:
"Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый".
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет. (Хлеб)
Воспитатель: Верно. Хлеб – это богатство нашей Родины. Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Посмотрите ребята и на нашем столе хлеб, выращенный на полях нашей станицы.
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Воспитатель: Посмотрите на картинки, кто знает что это?
(колосья пшеницы и ржи)
Правильно ребята. Это колоски. Из колосьев собирают зернышки и перемалывают в муку.
А как же называется мука, полученная из зерен пшеницы? (пшеничная)
А их зерен ржи? (ржаная)
(рассматривают картинки с ржаным хлебом и с пшеничным. Чем отличаются?)
- (Арина) Если из пшеничных зерен получают пшеничную муку, то хлеб какой?
- (Дима) Если из зерен ржи получают ржаную муку, то хлеб какой?
Воспитатель: Чем отличатся ржаной хлеб от пшеничного?
-(Ксения) пшеничный хлеб белый или черный?
- (Марк) ржаной хлеб черный или белый?
Молодцы ребята.
Игра: угадай на вкус:
А сейчас мы сыграем в игру определи на вкус: закрывают глаза. Вызываю к себе 3-4 детей и даю попробовать кусочек хлеба.
Спрашиваю, какой хлеб он скушал. Затем раздаю всем. Чем же ржаной хлеб отличается от пшеничного? (Цветом, запахом, вкусом).
Игра-викторина:
Ребята, предлагаю сыграть в игру викторину: но для этого необходимо разделиться на 2 команды. У каждого из вас есть картинка с пшеничным хлебом, и с ржаным хлебом. Ваша задача встать к столам в соответствии со своей карточкой.
Ребята игра состоит из 4 этапов. Каждой команде необходимо внимательно выполнять задания, соблюдать правила, а самое главное быть дружными и помогать друг другу.
По результатам каждого этапа мы будем определять победителя, и фиксировать на доске магнитиками.
В конце нашей викторины мы посчитаем очки, набранные вами за правильные ответы, и объявим победителя. Команда – победитель получит приз, а какой именно вы узнаете в конце. Поэтому старайтесь не только быстро выполнить задание, но и правильно.
Первый этап
Упражнение «Все по полочкам»
Итак, первое задание для 1 команды:
1 команда: ваша задача найти из предложенных хлебных изделий, изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)
2 команда: ваша задача найти из предложенных хлебных изделий, изделия прямоугольной формы? (булка хлеба, пирог, печенье)
Ребята посмотрите внимательно на выбранные вами картинки и скажите, из какой муки изготовлены хлебобулочные изделия?
1 команда - из ржаной муки
2 команда - из пшеничной муки
Воспитатель: подвожу итог этапа, определяю какая из команд выполнила правила задания и ответила правильно. Закрепляю на доске магнитики под названиями команд.
Второй этап:
Воспитатель: для выполнения следующего задания необходимо:
1 команде подойти к розовому столу.
2 команде к синему столу.
Конкурс для детей «Что - сначала, что - потом».
Всем командам дается одинаковый набор продуктов (например, колос, зерно, мука, хлеб, печенье, шарлотка из хлеба, сухарь, крошки, бутерброд, тартинки и т.д.).
Ваша задача разложить картинки в правильной последовательности. Первую картинку я вам подскажу: первое что будет в нашей цепочке это колосок. Дальше рассмотрите внимательно картинки и расположите их правильно.
В процессе деятельности детей контролирую правильность выполнения задания.
Третий этап
Ребята, для того чтобы превратить зерна злаков в муку, их нужно измельчить, смолоть. В старину для этого на берегах реки строили мельницы.
Сейчас мы с вами превратимся в строителей и создадим свои мельницы из палочек.
Образец мельницы перед вами.
Четвертый этап: Мозаика
Итак, последний этап нашей игры викторины - Мозаика. 1- ржаной хлеб. 2 – пшеничный. Какой хлеб получился у первой команды? А у второй?
Подведение итогов:
Ребята вы все молодцы. Справились со всеми заданиями и 1 и 2 команда.
Закончить наше занятие, мне хотелось бы небольшим стихотворением:
“У народа есть слова:
Хлеб – всей жизни голова.
Хлеб не падает нам с неба,
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятка рук.”
Как я вам и обещала команду – победителя ждет сюрприз, а так как победила дружба, сюрприз ждет обеих команд.
Цель:
— продолжать формировать у детей представления о процессе выращивания урожая;
— закрепить количественный и порядковый счет в пределах 10;
— закрепить умение детей сравнивать числа и пользоваться знаками =, <, >;
— продолжать учить грамотно строить фразы, говоря о поступках героев.
— активизировать в речи слова «сеялка», «комбайн», «хлебороб», «хлебопек», «хлеборезка».
— закреплять названия разных хлебобулочных изделий.
Интеграция образовательных областей:
— «Коммуникация»:
Формировать умение вести простой диалог с взрослым и сверстниками.
Воспитывать культуру речевого общения.
Закрепить умение употреблять в речи имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме.
Пополнять и активизировать словарь детей, уточняя их ответы, подсказывая слова, более точно отражающие особенность предметов.
Обогащать словарь детей: тракторист, комбайнер, сеяльщик, пекарь.
Совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы.
— «Познание»:
Продолжать знакомить детей с деятельностью человека в сельском хозяйстве о процессе выращивания хлеба.
Формировать представления о технике, облегчающей труд людей.
Воспитывать уважение к труду взрослых
Развивать воображение, память, мышление.
— «Чтение художественной литературы»:
Активизировать чувство восприятия художественного слова, способствовать образному восприятию.
Пополнять литературный багаж загадками.
Воспитывать интерес к художественному слову.
— « Физическая культура»:
Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки, координацию речи с движениями, мелкую моторику пальцев рук.
— «Социализация»:
Развивать сообразительность, творческое воображение, умение самостоятельно решать поставленные задачи.
— «Труд»:
Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.
Развивать интерес к различным профессиям.
— «Художественное творчество»:
Развивать творчество детей, упражняться лепить предметы из солёного теста.
Задачи:
1) Образовательные
— обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;
— обогащать словарь детей прилагательными.
2) Развивающие
— развивать коммуникативные способности;
— развивать логическое мышление, память, творческое воображение;
— развивать умение слушать и слышать вопрос.
3) Воспитательные
— воспитывать у детей уважение к труду людей выращивающих хлеб;
— воспитывать бережное отношение к хлебу;
— вызвать интерес к коллективному труду.
Предварительная работа:
— чтение рассказа М. Глинской «Хлеб»;
— сравнение колосков ржи и пшеницы;
— сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.
Индивидуальная работа: с Пашей и Рамазаном лепить, используя прием прищипывания и вытягивания.
Методы и приемы:
1) Практические: игровое упражнение, динамическая пауза, творческое задание (лепка), просмотр слайдов.
2) Наглядные: иллюстрации для показа, карточки для сравнения групп предметов.
3) Словесные: беседа, чтение стихотворений, загадывание загадки.
Материалы и оборудование:
— мольберт,
— презентация «Откуда хлеб пришел»,
— картинки хлебобулочных изделий,
— дощечки для лепки печенья, стеки,
— соленое тесто,
— плоскостная фигура бабушки,
— карточки для сравнения групп предметов (с пирожками и колосками),
— цифры от 1 до 10 и знаки =, <, >.
Ход занятия:
1) Дети заходят под музыку в группу. Садятся на скамейки полукругом.
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет».
Дети: хлеб!
Воспитатель: вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)
Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и вспомним, как работать с тестом.
2) Воспитатель: Сегодня к нам на занятие пришла бабушка (плоскостная фигура). А пришла она не просто так, она хочет вместе с нами поговорить о хлебе. И пришла она не с пустыми руками. (Открываю доску. На ней по группам разложены 6 пирожков и 5 колосьев).
— Давайте сосчитаем, сколько всего пирожков она принесла…и колосьев.
— А теперь Паша выйдет и поставит нужную цифру под пирожками, а Виолетта – под колосками. Правильно они выбрали цифры? (ответы детей).
— Ангелина, а ты выбери, пожалуйста, нужный знак и поставь его между группами предметов. Правильно она выбрала знак? (ответы детей).
— Получилось, что 6 больше 5…а 5 меньше шести. Бабушка очень довольна вами!!!
3) Ребята, недавно мы с вами прочитали рассказ М. Глинской «Хлеб». Я вам предлагаю вспомнить, о чем этот рассказ:
— Почему М. Глинская назвала свой рассказ «Хлеб»? (Потому что речь в нем идет о хлебе)
— Какой хлеб дала мама Грише? (Вкусный, душистый с блестящей корочкой)
— Как поступил Гриша, когда его позвали играть? (Бросил хлеб на землю)
— Почему он так поступил? (Он наелся и не знал, что делать с хлебом)
— Правильно поступил Гриша? (Нет)
— Почему неправильно? (Хлеб надо беречь, в нем работа многих людей: дяди Матвея, Гришиной мамы, все деревни)
— Как Гриша исправил свою ошибку? (Он отдал хлеб жеребенку)
— А как вы поступили бы на месте Гриши? (Ответы детей: я бы быстро хлеб доел; я бы поделился с ребятами; я бы положила его на стол и т. д.)
— Ребята, как нужно обращаться с хлебом? (Бережно! Не крошить хлеб за столом; никогда не выбрасывать; брать столько хлеба, сколько можно съесть.)
Воспитатель: молодцы!
4) Воспитатель: сейчас я предлагаю вам со мной поиграть. Для этого мы пройдем на ковер и встанем в круг. Я буду вам кидать мяч и задавать вопрос, а вы должны, ответив на мой вопрос, вернуть мне мяч. И так:
— Назови хлеб ласково (Хлебушек)
— Как называются крошки хлеба? (Хлебные)
— Квас из хлеба как называется? (Хлебный)
— Название прибора для резки хлеба (Хлеборезка)
— Посуда для хлеба (Хлебница)
— Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
— Кто печет хлеб? (Хлебопек)
— Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод)
— Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия)
— Молодцы! Садимся на скамейки.
5) Воспитатель: Бабушка кроме пирожков и колосков нам принесла еще и видео. Сейчас мы его посмотрим и вспомним, как хлеб попадает к нам на стол. (Просмотр слайдов «Откуда хлеб пришел» на проекторе)
1 слайд «Сначала зернышко хлеба сажают в землю»
2 слайд «Сажают специальными машинами – сеялками»
Воспитатель: скажите, как называется эта машина? И что она делает? (Эта машина называется «сеялка», она сеет зерно в землю)
3 слайд «Потом вырастают вот такие колоски»
Воспитатель:
— Что нужно для того что бы зерна проросли? (Солнце, вода, тепло)
— Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что? (В колосья)
4 слайд «Колоски собирают машины- комбайны»
Воспитатель:
— А как называют машины, которыми собирают колосья? (Комбайны)
— А кто управляет комбайном? (Комбайнер)
5 слайд «Отвозят зерно на мельницу»
Воспитатель:
— А это что за домик, куда отвозят собранное зерно? (Мельница)
— А для чего она нужна? (На мельнице зерно перемалывают в муку)
6 слайд «Там зерна перемелют в муку»
Воспитатель:А потом что происходит? (Муку везут на хлебозавод. Там из нее делают хлебобулочные изделия. И отвозят их в магазин)
7 слайд «Из муки на хлебозаводе пекут хлеб, булки»
Воспитатель: молодцы! Все правильно вы рассказали.
6) Воспитатель:А давайте мы с вами сами покажем как же из зернышка получается каравай!
Физминутка:
Подрастает зёрнышко –
Потянулось к солнышку. Потянулись
С ветерком оно играет, Руки вверх
Ветерок его качает, Прогнулись
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет! Наклоны туловища, присели
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов. Ходьба до пят
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай! Руки вверх и потянуться
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница. Наклоны в сторону
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков! Прыжки до пяти.
7) Воспитатель: а сейчас мы с вами увидим, какие разные хлебобулочные изделия бабушка умеет печь.
Воспитатель с детьми подходит к мольберту, где расположены хлебобулочные изделия.
Воспитатель: а какие изделия здесь есть? (Картинки: баранки, вафли, пряники, печенье, кекс, булочка, хлеб пшеничный, хлеб ржаной, пирожное…).
Воспитатель: вы много знаете о хлебе.
8) Воспитатель: А что нужно для того чтобы замесить тесто мы посмотрим на экране (просмотр слайдов).
9) Воспитатель: а сейчас я предлагаю вам самим сделать хлебобулочные изделия и пополнить ими наш магазин. Тесто я уже замесила. А бабушка приготовила несколько булочек (Показ заранее подготовленной «выпечки» из соленого теста) А теперь пройдем за столы, сядем, возьмем дощечки, стеки, кусочки теста…и начнем лепить разнообразные хлебобулочные изделия.
Дети делают хлебобулочные изделия. Готовые изделия выкладывают на поднос.
Воспитатель: посмотрите, ребята, какое красивое у нас получилось угощение. Вы все сегодня славно потрудились, теперь можно и гостей дорогих хлебом-солью встречать, молодцы. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями.
10) Воспитатель: ребята, Арсен вам расскажет, как можно освежить хлеб, если он вдруг стал черствым:
«Освежить черствый хлеб, можно завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20 - 25 минут в не очень горячую духовку».
Воспитатель: а Виолетта с Азалией прочитают стихи о хлебе.
1) Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
2) До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил — обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, всё в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.
Воспитатель: ребята, вы сегодня придете из детского сада домой. И что вы расскажите своим родителям о нашем занятии. Что особенного в нем было? (ответы детей).
Вы — молодцы! Все очень старались! И бабушка для вас принесла угощенье – баранки. Мы попьем с ними чай после занятия.
Конспект занятия:«Хлеб-всему голова» Конспект совместной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».
Описание работы: Предлагаю вам конспект для детей средней группы (4-5 лет) по теме «Хлеб – всему голова» Данный материал будет полезен для воспитателя средней группы. Этот конспект познавательного характера, направленный на расширение представления детей о том, как хлеб приходит к нам на стол.
Интеграция образовательных областей:
Познавательно – речевое, физическое развитие.
Цель:
Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом.
Образовательные:
Дать представление о том, как хлеб приходит к нам на стол;
Познакомить детей с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности.
Развивающие:
Расширить представление детей о том, как выращиваю, пекут хлеб,
Формировать представление о разнообразии хлебобулочных изделий;
Формировать представление о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания.
Знакомить с трудом взрослых: хлебороб, мельник, пекарь.
Воспитывающие:
Воспитывать бережное отношение к хлебу,
Воспитывать бережное отношение к труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь, страну лучше и богаче.
Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.
Словарь: хлебороб, мельница, мельник, пекарня, пекарь, жернова.
Оборудование: Круглый ржаной хлеб, поднос, хлебобулочные изделия: баранки, сухарики, печенье; хлебница, колосок, зерно, мука, каравай;
иллюстрации: хлебороб, комбайн, мельница, пекарь; тарелочки с зерном, мукой.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Ход занятия
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, послушайте и догадайтесь, о чём я сейчас буду говорить.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет!
Ответ детей: Хлеб.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о хлебе.
Входит Колосок
Ребята, в гости к нам пришёл колосок. Посмотрите, что он нам принёс.
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски
Каждый день мы едим белый и ржаной хлеб, многие из вас любят сушки, печенье, сухарики, различные пирожные. А кто знает, из чего всё это делают?
Ответ детей: мука, яйца…
Воспитатель: А колосок нам сейчас расскажет, как же он стал таким душистым караваем.
Колосок:
а) В колоске живут зёрнышки.
Наш колосок был таким же зёрнышком. Оно попало в землю. Солнышко его пригревало, дождик поливал. Люди о нём заботились, ухаживали. Эти люди называются хлеборобы.
И из зерна вырос колосок. Из колосков с помощью специальных машин собирают зерно.
б) Эти зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную.
Поэтому зерно везут на мельницу, где мельник молит из них муку.
(Воспитатель показывает иллюстрации) .
Мельник включит жернова и перетрёт зерно в муку. А как работают жернова, я сейчас покажу.
За работу, жернова,
Зёрна перетрём сперва!
А давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной.
Физкультминутка
Сначала жернова нужно
привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова. (Вращательными движениями тереть ладонью о ладонь)
Чтобы сделать каравай,
Жернова быстрей вращай (Поменять движения рук.)
Крепче трём зерну бока,
Получается мука!
в) После мельника с мукой будет работать пекарь.
Пекарь мучицу белую
Пышным тестом сделает!
Дрожжи, ну-ка не ленитесь,
Наше тесто поднимите!
А теперь давайте поиграем.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали,
Дрожжи тесто раздували.
Дрожжи тесто раздували.
Вдох и выдох, вдох и выдох:
Пух! Пух! Ох! Ох!
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – Ох! Ох!
Тесто зрело и толстело – Ох! Ох!
Мы его слегка помяли -
И весёлкой повзбивали.
Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Это тесто пекарь помещает в печку, приговаривая:
В печку жаркую садись
Порумянься, испекись!
Какое это чудо, хлебный каравай! Спасибо пекарю!
Ребенок:
Вот ржаной каравай
С корочкой румяной.
Никогда не забывай
На столе он главный!
Без него обед не в счёт.
В праздники и будни:
«Хлебу слава и почёт! » -
Говорят все люди.
Воспитатель: Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! К нему нужно бережно относиться. Не крошить хлеб во время еды, не оставлять недоеденные кусочки, не выбрасывать их. Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.
Итак, для того, чтобы на нашем столе всегда был душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся много людей. Давайте вспомним, кто это?
Ответ детей: Хлебороб, мельница (мельник, пекарь, мука, хлебобулочные изделия, хлеб, каравай, булочки и т. д.
Воспитатель: Вот сколько интересного рассказал нам колосок. Он говорит вам спасибо за то, что вы внимательно его слушали и выполняли все задания.
Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!
Ребята, у нашего каравая есть младшие сестрёнки. Они тоже испеклись в жаркой печке. Что это?
Маленькое, сдобное, колесо съедобное.
Я одна его не съем, разделю ребятам всем.
Ответ детей: Баранка.
Воспитатель: Это угощение от колоска. Давайте скажем ему спасибо.
Дети: Спасибо.
Воспитатель: До свидания, колосок, приходи к нам ещё со своими интересными рассказами.
Дети: До свидания!
Сакунц Сусанна Владимировна