• Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в Чудо – град. Открытое занятие в подготовительной группе по речевому развитию

    04.07.2019

    Светлана Быковская
    Конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Тема : “Путешествие в страну Звукоречье”.

    Цель : обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по подготовке к обучению грамоте .

    Пр. задачи :

    Образовательные :

    Закрепить умение различать понятия : ”буква”, “звук”, “слово”, “предложение”;

    Упражнять в составлении предложений, членением простых предложений на слова с указанием их последовательности;

    Закрепить умение детей координировать свои движения;

    Совершенствовать умения детей в составлении предложений по схемам;

    Закрепить умение делить слова на слоги и выполнять звуковой анализ и синтез.

    Развивающие :

    -развивать фонематический слух и речь, логическое мышление, память, внимание и быстроту реакции.

    Воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

    Оборудование : компьютер, проектор, презентация, текст письма в конверте, карточки с заданиями, карандаши.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент :

    Воспитатель : Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.

    Какое у вас сегодня настроение?

    И у меня тоже хорошее настроение. Посмотрите у меня в руке клубочек, но не простой, а волшебный. Мы будем передавать его друг другу и вложим в него наше хорошее настроение (дети передают клубочек друг другу) .Давайте его передадим нашим гостям, пусть они тоже пожелают что-нибудь хорошее. А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза. Посмотрите, что стало с нашим клубочком? (дети : он стал большим) . Правильно, мы передали ему наше хорошее настроение им он стал большим.

    Теперь у нас у всех хорошее настроение и все готовы активно заниматься. (дети присаживаются на стульчики)

    Воспитатель : Прежде чем начать занятие , я хочу вам кое-что рассказать. Сегодня на адрес нашего детского сада пришло необычное письмо.

    Смотрите, вот оно, на конверте написано, что пришло письмо от королевы Грамоты из страны Звукоречье для детей подготовительной группы , то есть для вас! Прочитаем письмо?

    Текст письма.

    Здравствуйте, ребята! Пишет вам королева Грамоты страны Звкоречья. Я узнала, что вы ходите в подготовительную к школе группу и уже выучили почти все буквы. Вы такие умные, молодцы! Поэтому я хочу пригласить вас в гости в свою волшебную страну Звукоречье, чтобы спасти нас от злого Буквоежки. Будьте внимательны, Буквоежка приготовил для вас много ловушек и испытаний. С нетерпеньем жду вас,приезжайте поскорее.

    Королева Грамота.

    Воспитатель : Дети вы готовы помочь королеве?

    Дети : да готовы.

    Слайд (королева Грамота)

    Воспитатель : А вот и сама королева Грамота.

    Но прежде, чем мы отправимся в страну Звукоречье, давайте подготовимся , ответив на следующие вопросы :

    В :Что такое звук?

    Дети : звук - это то, что мы слышим и произносим.

    В : Какими бывают звуки речи ?

    Д Звуки речи бывают гласными и согласными.

    В : Какие звуки мы называем гласными?

    Дети : гласные звуки тянутся и поются. на схеме обозначаются красным цветом.

    В : Какие звуки мы называем согласными?

    Дети : Согласные звуки не тянутся, не поются.

    В : Какими бывают согласные звуки?

    Дети : согласные звуки бывают звонкими и произносятся с голосом и глухие произносятся без голоса.

    Дети : Согласные звуки бывают твердыми, на схеме обозначаются синим цветом или мягкими звуками на схеме обозначаются зеленым цветом.

    В : что такое буква?

    Дети : это то, что мы видим, пишем и читаем.

    В : что такое слог?

    Дети : это маленькая частичка слова.

    В : что такое предложение?

    Дети : это несколько дружных слов.

    Воспитатель :

    Молодцы! Ну, а теперь мы вместе с королевой Грамотой отправляемся в страну Звукоречье.

    (слайд ВОРОТА с буквами)

    внизу написано задание :

    Воспитатель :

    Ребята посмотрите, это ворота в страну Звукоречье, чтобы попасть в страну вам нужно правильно расставить буквы. Гласные с правой стороны от ворот, а согласные с левой стороны. У каждого из вас есть листы с этим заданием. Выполняйте его очень внимательно.

    (слайд ГЛАСИКИ И СОГЛАСИКИ) внизу надпись :

    В : ребята, смотрите на экран, нас встречают жители страны Звукоречье Гласики и Согласики, они помогут нам составить фоторобот Буквоежки, чтобы мы могли узнать его. Перед вами на столах находятся листы в клетку. На них отмечена красная точка. Поставьте карандаш на красную точку и двигайтесь согласно моим указаниям. Будьте внимательны, не пропускайте ни одного хода!

    Слайд фоторобот Буквоежки

    Воспитатель : А вот такой фоторобот составили Гласики и Согласики. Теперь мы с вами знаем, как выглядит БУКВОЕЖКА

    Отправляемся его искать!

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА :

    Все движения разминки повторяем без запинки!

    Эй! Попрыгали на месте.

    Эх! Руками машем вместе.

    Эхе - хе! Прогнули спинки,

    Посмотрели на ботинки.

    Эге – ге! Нагнулись ниже

    Наклонились к полу ближе.

    Повертись на месте ловко.

    В этом нам нужна сноровка.

    Друг за другом мы пойдем,

    Буквоежку мы найдем!

    Слайд (составь предложение из слов)

    Вот и первые следы оставленные Буквоежкой.

    Он перепутал слова в предложениях. Нам нужно из слов составить предложение, соединив слова по порядку.

    Какие предложения получились?

    ПО ПЛЫВЕТ КОРАБЛЬ МОРЮ СИНЕМУ.

    МАЛЫШИ ИГРАЮТ КУБИКАМИ МИШКОЙ И.

    ПОРТФЕЛЯМИ ШКОЛУ УЧЕНИКИ ИДУТ С В.

    Воспитатель : - Молодцы! Продолжаем наше путешествие.

    СЛАЙД (слово алфавит)

    Ребята, убегая от нас Буквоежка рассыпал буквы давайте их соберем в слово и выполним его звуко-буквенный анализ.

    (дети выполняют звукобуквенный анализ слова А Л Ф А В И Т)

    Посмотрите кто-то идет нам навстречу. (показ на слайде Буквоежки) .

    Воспитатель : Кто это ребята?

    Буквоежка : Вы бродили по городу Звукоречье. Осмотрели его. Помогли гласикам и согласикам привести его в порядок. Но вы еще ни разу не проявили фантазию. Вот вам задание. Придумай и запиши предложения по схемам.

    СХЕМЫ НА ЭКРАНЕ (с картинками)

    Воспитатель : Буквоежка просит нас выполнить последнее задание и обещает навсегда покинуть страну.

    Задание такое (слайд паровозик) нужно разделить слова на слоги и определить кто из животных в каком вагоне поедет?

    А делить слова на слоги мы будем прыжками на месте.

    Прошу вас подойти ко мне.

    Итак, в каком вагоне поедет лиса?

    Ребенок : лиса поедет во втором вогоне.

    (После выполнения задания. На слайде королева Грамота.)

    Воспитатель : Посмотрите ребята, королева Грамота благодарит нас за правильно выполненные задания и за то, что мы спасли страну от злого и коварного Буквоежки.

    Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу. А сейчас давайте встанем вкруг, закроем глаза и вспомним наше путешествие. А теперь откроем глаза

    В -Ребята вам понравилось путешествие?

    В -А что вам понравилось больше всего?

    Мне понравилось рисовать фоторобот

    Мне понравилось делить слова на слоги

    Мне понравилось составлять предложения по схемам

    В-А какое задание было для вас самым трудным

    Выполнять звукобуквенный анализ

    В-Мне тоже понравилось как вы почти без труда справились со всеми заданиями. Молодцы!

    Давайте нашим гостям скажем до свидания!

    Публикации по теме:

    Конспект НОД по развитию речи «Описание головных уборов на основе опорных картинок» (подготовительная группа) Тема: «Описание головных уборов на основе опорных картинок» Цель: формирование связной монологической речи. Задачи Образовательная: 1.

    Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа)

    Конспект занятия по познавательному развитию «Предметный мир. Обувь» (подготовительная группа) Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Предметный мир – обувь» (подготовительная группа). Цели: 1. Расширять представление.

    Тема: «Многонациональное Оренбуржье» Цель: этнокультурное развитие дошкольников посредством приобщения к культуре и традициям народов Оренбуржья.

    Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в страну азбуки» (подготовительная группа) Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте подготовительная группа. Тема «Путешествие в страну азбуки» Задачи: Совершенствовать.

    Конспект занятия по развитию речи. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» (Подготовительная к школе группа) Тема: Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Программные задачи: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного.

    Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с баснями И. А. Крылова». Подготовительная группа Программное содержание: 1. Познакомить детей с басней, её жанровыми особенностями. 2. Осознавать и понимать идею басни. 3. Выражать своё.

    Конспект занятия по развитию речи «Звуки [Ж] и [Ш]» (подготовительная группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. ЗВУКИ «Ж» и «Ш». Подготовительная группа. Организационный момент. – Добрый день, ребята! Как вы думаете,.

    Конспект занятия по развитию коммуникативных способностей (подготовительная группа) Конспект занятия в подготовительной группе. Цель занятия: формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров,.

    Сценарий образовательной деятельности по развитию речи (подготовительная группа) Тема: «Путешествие с капитаном Врунгелем» Цель: развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха. Задачи: упражнять детей в четком.

    Конспект: итоговое занятие по развитию речи

    Автор : Паргишева Раиса Николаевна МБДОУ «Энергетик»
    Подготовительная группа №9
    Предлагаю Вам конспект по развитию речи в подготовительной группе, его можно использовать как повседневно, так и на итоговом занятии, удачи.
    Тема: Итоговое занятие по обучению грамоте.
    Цели:

    образовательные –Закрепить разбор слова, работу над предложением, продолжать разгадывать ребусы.
    развивающие – Развивать внимание, память. Закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом.
    воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
    Оборудование :Напечатанные слова, схемы к предложению, компьютер с напечатанными ребусами, картинки морковки и ёлки.
    Ход занятия.
    1. Орг. Момент. Эмоциональный настрой на занятия.
    - Здравствуйте ребята.
    (Здравствуйте).
    – Ребята, какое у вас сегодня настроение?
    – Хорошее, радостное, веселое.
    – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
    Собрались все дети в круг.
    Я – твой друг и ты – мой друг.
    Крепче за руки возьмемся
    И друг другу улыбнемся.
    - Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.
    2. Актуализация знаний .
    - А теперь присаживайтесь на ковер. Наше занятие начнем с проговаривания чистоговорок.
    Ра-ра-ра – начинается игра,
    Лы-лы-лы – забиваем мы голы,
    Жа-жа-жа – есть иголки у ежа,
    Са-са-са – под кустом сидит лиса,
    Ма-ма-ма – на дворе сейчас зима,
    Ша-ша-ша – мама моет малыша,
    Ар-ар-ар – кипит наш самовар,
    Усь-усь-усь – на лугу пасется гусь,
    Та-та-та – у нас в доме чистота,
    Ча-ча-ча горит в комнате свеча,
    Оч-оч-оч – наступила ночь.
    - Какие вы у меня молодцы. А теперь нам нужно пройти и сесть на свои места, но прежде всего, нам нужно разделить свои имена на слоги хлопками.
    (Дети делят свои имена на слоги и присаживаются на места).
    3.Основа занятия.

    - Сядьте все ровненько выпрямите спиночки, ножки подружились, незабываем расстояния между партой и вами, ваша ладошка, правильно держим карандаш, незабываем, что он должен смотреть вам в правое плечико. И так приступим:
    - Чем отличаются звуки от буквы? (звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и читаются).
    -А какими бывают звуки? (гласные, согласные).
    - Гласные звуки это, какие.
    - А согласные? (произносятся с преградой)
    -Отгадайте загадку.
    Первая книжка
    Для всех детишек,
    Учит - мучит,
    А научит – радует.
    (На экране компьютера загадка, отгадка Азбука).
    - Конечно же, это азбука.
    - Молодцы.
    - А теперь у меня к вам такое задание, напечатайте эту отгадку на своих листочках. А теперь давайте разберем это слово.
    Сколько слогов в этом слове?
    -Назовите первый слог, второй, третий.
    - Назовите все глазные звуки в этом слове.
    - Теперь назовите мне согласные.
    - На какой слог падает ударения в этом слове.
    - Теперь поработаем дальше.
    - Назовите первый звук.
    - Какой это звук?
    - Каким цветом мы его обозначим?
    - Какой второй звук в слове?
    - Какой это звук? Каким кружочком мы его обозначим?
    - Какой третий звук в слове АЗБУКА? Каким кружочком мы его обозначим?
    - Какой это звук?
    - Какой следующий звук, АЗБУКА?
    - Какой это звук? Какой кружочек нужно взять?
    -Какой последний звук в слове АЗБУКА?
    - Какой это звук? Обозначьте его кружочком.
    - Сколько всего букв в этом слове? (6)
    - Сколько всего звуков в этом слове? (6)


    Пальчиковая гимнастика «Пальчики»
    Этот пальчик самый большой, самый веселый, самый смешной;
    Этот пальчик указательный он, он самый солидный и внимательный он;
    Этот пальчик средний не первый не последний,
    Этот пальчик безымянный он не любит каши манной,
    Самый маленький мизинчик любит бегать в магазинчик.
    - Посмотрите внимательно на доску, перед вами элементы букв, вам нужно добавить к нему еще один элемент, так чтобы получилась буква.
    (Дети придумывают буквы).
    - И так вы составили буквы. Назовите мне гласные буквы, согласные.
    - А теперь из этих букв составьте слова, так чтобы эта буква была в начале слова.
    (Дети составляют слова, педагог записывает их на доске, а дети на листочке).
    - А теперь немного отдохнем, пройдите все на ковер. Поиграем с мячом в слова наоборот.
    Слабый мороз – сильная жара;
    Взять много – отдать мало;
    Веселый дедушка – грустная бабушка.
    - Молодцы, вы неплохо справились с этим заданием.


    - Подойдите к мольберту, посмотрите перед вами схема предложения, вам необходимо добавить ее словами, так чтобы получилось предложения.
    1. В лесу_________________________елка.

    2.Эмма_________________________на стуле.
    Произнесите это предложения с разными интонациями (педагог показывает знаки (.!?).
    Разгадай ребусы
    - Подойдите к компьютеру, встаньте, так чтобы вам было всем видно. Посмотрите на первый ребус, кто знает правильный ответ?
    -Почему вы так решили?
    (ответы детей).
    4.Итог занятия.
    - Ребята, вам понравилось занятие?
    - Что больше, вам понравилось?
    - Как вы думаете, справились ли вы с заданием.
    - А какое задание для вам было самым сложным.
    - Посмотрите, я поставлю перед вами 2 баночки. Если вы считаете, что вы справились полностью с заданиями, то возьмите по морковке, если, вам в чем - то было тяжело и не все успели сделать, то возьмите ёлочку.Покажите нашим гостям, ваши карточки.
    Спасибо за занятия, до скорых встреч.

    В этой статье:

    Для того чтобы занятие по речевому развитию в подготовительной группе дало эффективные результаты, важно позаботиться о создании развивающей среды, где растет ребёнок, и благоприятной для этого атмосферы. Прежде чем описать нюансы работы с детьми в этом возрасте, остановимся на особенностях становления речи в 6-7 лет.

    Каждое занятие, направленное на развитие речи, должно помогать детям учиться правильно воспринимать объяснения учителя. В этом возрасте дошкольники должны уметь выделять основные признаки предметов, проводить сравнительный анализ предметов, указывать на схожие признаки, объединять предметы и явления в группы в соответствии с общим признаком.

    Нужно понимать, что все вышеописанные действия ребёнок сможет выполнить, если его словарный запас будет достаточно богатым. Поэтому над пополнением активного словаря нужно начинать работать с раннего возраста.

    На что направлена словарная работа

    Занятия по развитию речи в группе по подготовке к школе обязательно подразумевают собой акцент на словарную работу.
    У большинства старших дошкольников активный словарь разнообразный и богатый. Однако нужно учитывать, что между общеизвестными значениями слов и теми значениями, которые сложились в голове у ребёнка, есть огромная разница. Именно эта «семантическая микросистема» и будет при содействии взрослых расширяться и уточняться со временем.

    Занятие по ходу словарной работы должно включать в себя определение синонимов и антонимов, которые особенно увлекают старших дошкольников поиском противоположных значений. Активно работая с антонимами, дети в подготовительной группе получают возможность развивать умение сравнивать,
    глубоко и пространственно мыслить.
    Интересное занятие для старших дошкольников по подбору антонимов – упражнение, требующее окончить фразу, например «Эта собака большая, а эта…» и так далее.

    Овладев словарём, ребёнок должен не только его усвоить и понять, но и научиться активно использовать. Только тогда можно будет говорить о богатом словарном запасе старшего дошкольника. Добиться использования активного словаря ребёнком в подготовительной группе - это основная задача взрослых на этом этапе его развития.

    Помимо общеупотребительной лексики, входящей в активный словарь, он должен регулярно пополняться образными выражениями, которые дети используют во время пересказа сказок и рассказов, игр, ролевых представлений.
    Самый доступный и эффективный способ обогатить активный словарь - использование художественной литературы с динамичным сюжетом и логичными поступками главных героев.
    Чтобы обороты из этих произведений попали в словарь старшего дошкольника в полном объеме, нужно разбирать с ним отдельные художественные детали, акцентировать внимание на новых словах, закрепляя их, разбирать сюжет произведения, донося смысл до детей в случае недопонимания.

    Грамотная речь

    Еще одно не менее важное занятие, чем пополнение активного словаря, - уточнение и активизация речи с помощью специальных лексико-грамматических игр.

    Большая их часть будет направлена на формирование:


    Педагог, обучая дошкольников использовать сложные формы предложений с помощью наводящих вопросов, требующих развернутых ответов, должен принимать во внимание, что в обычной жизни у детей редко возникает такая необходимость.

    Формирование звуковой культуры речи

    Развитие фонематического слуха и внимания у детей происходит на седьмом году жизни. В этом возрасте большая часть малышей легко справляются с произношением основных звуков родного
    им языка. Более того, в этом возрасте они учатся определять звуки, влияющие на изменение значения слова, например: бак - рак, лук - сук, сок - сон и пр.

    Чтобы усилить развитие слухового внимания, детям можно дать задание, в рамках которого им нужно будет подобрать слова с одинаковым первым слогом, после чего проговорить около 10-12 новых слов из словаря вслед за педагогом с обозначением их смысла.
    Также можно будет поработать над улучшением слуха у детей, подбирая вместе с ними рифмы к словам, фразам и строчкам.
    Работать с дошкольниками нужно с акцентом на развитие слухового внимания, используя скороговорки.

    Обучение связной речи

    Занятия по развитию связной речи способствуют:


    Развитие у детей умения говорить связно - это сложное задание для педагогов. Стоит быть готовыми к тому, что на начальном этапе в процессе работы над развитием связной речи у старших дошкольников их рассказы не будут отличаться логичным сюжетом и интересным содержанием.
    Первые творения старших дошкольников обычно переполнены личными местоимениями, повторами, предлогами и союзами. Со временем дети научаться строить более связные и логичные тексты, и тогда можно будет усложнять им задания.

    Обучение грамоте: как подготовить детей

    В занятия по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте входит первоочередное формирование у них представления о слове и предложении в целом. Дети в подготовительной группе должны научиться вычленять отдельные слова из предложения. Можно превратить занятие в игру, предлагая малышам посчитать слова в предложении или же расставить слова в правильном порядке, создавая логическую цепочку.

    Художественная литература: влияние на развитие речи

    Детей перед школой можно и нужно приобщать к чтению художественных книг с целью развития речи, мышления, воображения и памяти. В этом возрасте ребята проявляют повышенный интерес
    к книгам определенного жанра, с удовольствием посвящают время их чтению, анализу, обсуждению.

    Наиболее интересными для детей 6-7 лет являются фольклорные произведения разных стран мира, а также зарубежная литература, включая поэзию. Особое внимание стоит уделять народным сказкам, загадкам, скороговоркам.

    Стараясь увлечь детей подготовительной группы художественными произведениями, нужно принимать во внимание следующие моменты:

    • интерес детей к книгам;
    • способность ребят эстетически воспринимать художественные произведения;
    • интерес к поэзии;
    • умение читать без помощи взрослых.

    Нужно учитывать, что принцип работы со старшими дошкольниками отличается от принципа работы с ребятами 5-6 лет. Педагоги могут усложнять задание, проводя беседы с ребятами касательно содержания произведения и сюжета, поступков героев, задавая вопросы и ожидая логичные, развернутые и аргументированные ответы.
    Развивая у детей интерес к книгам, нужно помнить, что многие дети в этом возрасте только учатся читать. Рассматривая книги, они будут пытаться прочитать названия, надписи под картинками, оглавление. Всё это потребует от ребёнка определенных усилий, и задача взрослого - поддержать его и помочь в случае необходимости.

    Важный момент: перед тем как ознакомить детей в подготовительной группе с новым произведением, педагог должен прочитать его вслух, соблюдая интонацию. Во время такого чтения дети смогут составить первое впечатление о книге, пережить новые эмоции.

    До начала чтения книги педагог должен сделать интересное предисловие, рассказать об авторе, высказать собственное мнение о сюжете, героях, их поступках. После прочтения книги сюжет и героев можно обсудить с детьми, обращая их внимание на
    основные моменты.
    Знакомство старших дошкольников с художественными книгами включает в себя:

    • регулярное чтение стихов, сказок и рассказов вслух с педагогом и самостоятельно;
    • специальные задания, направленные на улучшение восприятия новых книг;
    • общение с педагогом на основе прочитанной литературы.

    Последний пункт подразумевает разные варианты деятельности, начиная от кукольного спектакля и заканчивая ролевым чтением произведения и пересказом с помощью жестов. Каждое занятие в этом случае будет рассчитано на предоставление каждому малышу возможности попробовать себя в разных ролях с обогащением литературного опыта.

    В стремлении к речевому совершенству педагоги должны регулярно проверять знания детей в подготовительной группе, обращая их внимание на особенности сказок, стихотворений, рассказов, предлагая процитировать отрывки из них, пересказать или кратко рассказать о содержании.
    Важно помнить о том, что воспитание маленького читателя и его способности воспринимать художественную литературу - это сложный процесс, требующий времени. Именно поэтому так важно успешно ввести дошкольника в книжный мир своевременно, попутно совершенствуя развитие речи.

    Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе


    Родионова Светлана Валерьевна воспитатель МАДОУ № 21 «Искорка», г. Бердск

    Описание: Данная разработка рассчитана на детей подготовительной группы и предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

    Тема недели: Моя родина - Россия.

    Цель: Развитие речи посредством обогащения природоведческого словаря.
    Задачи:
    Познавательное развитие:
    Уточнять с детьми названия животных севера;
    Закреплять знания их внешних признаков, их строение, чем питаются, характерные повадки;
    Учить детей знать членов семьи животного.
    Речевое развитие:
    Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
    Учить образовывать сложные прилагательные, существительные с суф-фиксами -ищ-, притяжательные, прилагательные.
    Социально-коммуникативное развитие:
    Воспитывать любознательность;
    Воспитывать стремление изучать животных севера;
    Воспитывать бережное отношение к животным.
    Физическое развитие:
    Способствовать формированию опорно-двигательного аппарата;
    Развивать функцию равновесия и координационные способности;

    Словарная работа:
    научно-исследовательская работа,
    климат,
    рай,
    Красная книга,
    ягель,
    веретенообразное тело,
    белёк.

    Материал:
    конверт с приглашением,
    глобус,
    шлем пилота,
    панель приборов,
    музыкальное сопровождение «Где-то на белом свете», «Вьюга, метель, ветер»,
    иллюстрации с изображениями животных севера, следов песца,
    художественное слово (стихи С.А. Васильева),
    напиток из брусники.

    Ход образовательной деятельности

    (Дети заходят, здороваются)

    Воспитатель: Ребята, сегодня утром я пришла на работу в детский сад и на вахте увидела конверт (показываю) . Поинтересовалась, кому же он адресован: Д/сад «Искорка», группа «Почемучки». Подписано: Животные Севера. Хотите узнать, что нам пишут животные севера?
    Дети: Да, хотим
    Воспитатель: Вот, что они пишут:
    «Дорогие ребята группы «Почемучки»!
    Приглашаем вас на экскурсию по северному полюсу. Увидите, как мы жи-вем. Одевайтесь потеплее. Ждем вас. Животные севера.»

    Воспитатель: Север – это та часть света, где снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.
    Вы согласны посетить северный полюс? Не боитесь ветров, метелей, холодов?
    Дети: Нет, не боимся.
    Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь путешествовать? (Да, приходилось)
    Воспитатель: Что такое путешествие?
    Дети: Ехать куда-нибудь.
    Воспитатель: На чем можно путешествовать?
    Дети: На поезде, пешком, на лодке.
    Воспитатель: Куда и на чем вы путешествовали?
    Дети: На машине по Алтаю, на лыжах по лесу…
    Воспитатель: Как вы думаете, на чем можно путешествовать по се-верному полюсу?
    Дети: на оленях, на снегоходе….
    Воспитатель: Посмотрим на глобус (показываю). Вот здесь находится Северный полюс. Вокруг Северного полюса находится океан, поэтому добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
    А вы знаете, какие животные там живут?
    Дети: Там живут животные: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки и другие. (Воспитатель дополняет)
    Воспитатель: Итак, сначала мы полетим на самолете, а потом пойдем на лыжах.
    Так как на Северном полюсе круглый год зима, нам нужно, что сде-лать?
    Дети: Нам нужно одеться тепло.
    Воспитатель: Верно, нужно одеться тепло. Давайте представим, что мы одеваемся и покажем, как мы это делаем. (Имитация).
    Воспитатель: Чтобы не провалиться в снегу, возьмем с собой лыжи. (Представляют)
    Воспитатель: Вот мы оделись тепло, а теперь можно, и отправляться на север. Мы уже решили, что сначала полетим на самолете. Сядет в самолет тот, кто назовет северное слово.
    Дети: Метель, ветер, вьюга, холод, лед, льдина, олени, снег, унты, валенки….
    Воспитатель: Молодцы, все правильно назвали слова, а теперь можно отправляться. (Отправляемся под музыку «Где-то на белом свете…»)
    Вот мы и прилетели на Северный полюс. Выходите из самолета. (Дует ветер, вьюга – музыка).
    Воспитатель:
    Ветер, снег и лед –
    Не мечтай о тепле.

    Кто же там живет,
    На холодной земле?
    Морж, песец и тюлень
    Любят ветряный край,
    Белый мишка, олень –
    Для них север – как рай.
    Вот мы и оказались на севере. Давайте сразу наденем лыжи, чтобы не провалиться в снегу. (Имитация одевания).
    Пойдем все друг за другом, за мной. (Имитация ходьбы на лыжах).
    А вот и первый житель севера. Крупный зверь, хищный зверь, сильный зверь! Кто это?
    Дети: Белый медведь.


    Воспитатель: Среди хищных зверей Севера самым крупным явля-ется он – белый медведь. Посмотрите на него. Как он передвигается?
    Дети: Он передвигается на лапах, неуклюже.
    Воспитатель: У медведя толстые лапы. Как можно про него сказать, какой он?
    Дети: Толстолапый медведь
    Воспитатель: Что еще про лапы можно сказать?
    Дети: У медведя лапы широкие.
    Воспитатель: Значит, медведь, какой?
    Дети: Широколапый
    Воспитатель: Посмотрите на тело. Чем оно покрыто?
    Дети: Оно покрыто белой длинной шерстью.
    Воспитатель: Что можно сказать про медведя?
    Дети: Медведь длинношерстный
    Воспитатель: У медведя стройное туловище, удлиненная шея, на ней вытянутая голова. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть для чего медведю?
    Дети: Защищают от холода, он может долго находиться в воде.
    Воспитатель: Правильно, молодцы. Обратите внимание на уши медведя. Какие они?
    Дети: Уши короткие.
    Воспитатель: Как можно назвать медведя по-другому?
    Дети: Короткоухий (повтор.)
    Воспитатель: Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волоска-ми, поэтому он не скользит на льдинах. Белая шерсть делает его не замет-ным. У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?
    Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.
    Воспитатель: Так как белый медведь – это крупное хищное животное, то, что можно сказать про его лапы?
    У него не лапы, а … (лапищи),
    У него когти, а …(когтищи) .
    (Дети повторяют)
    Вот мы и познакомились с первым жителем севера. Отправляемся дальше. Все идите за мной на лыжах по одной лыжне, друг за другом. (Идем на лыжах дальше).
    А вот уже другой житель севера. Кто же это?
    Дети: Это морж.
    Воспитатель: Верно, это морж.
    Ребёнок:
    Скажите, ребята, из вас кто не знает
    Моржа, что живет у холодной воды?
    Красная книга его охраняет,
    Дом его там, где господствуют льды.
    Воспитатель: Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.
    Каких еще животных Севера, занесенных в Красную книгу, вы знаете?
    Дети: Еще занесены в Красную книгу тюлень, белый медведь, песец…
    Воспитатель: Морж – это тоже большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.
    Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.
    Воспитатель: Как можно назвать моржа, если у него длинные усы?
    Дети: Длинноусый морж (повт 2-3р).
    Воспитатель: А если у моржа толстая шея, то, как его можно назвать?
    Дети: (Длинношеий), толстошеий морж.
    Воспитатель: Как можно назвать моржа, если у него широкие ласты?
    Дети: Широколастый морж
    Воспитатель: Как можно сказать про моржа, если у него длинные клыки, какой он?
    Дети: Длинноклыкий морж.
    Воспитатель: Правильно, молодцы.
    Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, как они питаются?
    Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.
    Воспитатель: У моржихи рождается по одному детенышу. Давайте с вами назовем членов семьи моржа.
    Дети: Мама – моржиха, папа – морж, детеныш – моржонок (повтор. 2-3р.).
    Воспитатель: Правильно, молодцы.
    Вот мы познакомились со вторым животным севера. Пора двигаться дальше. Идем все друг за другом, не отстаем.
    Вот мы видим уже другого животного севера. Кто же он?


    Дети: Это олень.
    Воспитатель: Правильно, это северный олень. Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Как можно назвать голову оленя?
    Дети: Оленья голова.
    Воспитатель: Правильно, оленья голова. Что находится на его голове?
    Дети: Длинные рога.
    Воспитатель: Как по-другому можно назвать рога оленя?
    Дети: Оленьи рога.
    Воспитатель: Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.
    Воспитатель: У северного оленя крепкие ноги. На ногах копыта. Как по-другому можно сказать про копыта оленя?
    Дети: Оленьи копыта.
    Воспитатель: К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Олениха рожает одного детеныша, который в тот же день уже может бегать. Семью оленя как можно назвать по-другому?
    Дети: Оленья семья.
    Воспитатель: Назовите членов оленьей семьи.
    Дети: Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок.
    Воспитатель: Молодцы, правильно всех назвали.
    Чем же питаются северные олени?
    Дети: Мхом, травой.
    Воспитатель: Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится все-возможными травами, грибами, побегами ив и берез.
    Отправляемся дальше. Идем за мной на лыжах, друг за другом.
    Вот я вижу тут еще одно животное севера. Кто же это?
    Дети: Это тюлень.
    Воспитатель: Правильно сказали, это – тюлень.
    Ребёнок:
    Головка и хвост, вместо лап – плавники,
    Ленив он на льду и проворен в водице,
    Детишек его называют – «бельки».
    Это тюлень возле льдины резвится.
    Воспитатель: Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело (повторяют 2-3р.), короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?
    Дети: Плавники.
    Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты. Как можно по-другому назвать плавники тюленя?
    Дети: Тюленевые плавники (2-3 р. повтор.).
    Воспитатель: Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?
    Дети: Рыбой питается тюлень.
    Воспитатель: Правильно, он питается рыбой, разными морскими животными.
    Назовите членов семьи тюленей.
    Дети: Мама – тюлениха, папа – тюлень, детеныш – белёк.
    Воспитатель: Как вы думаете, почему детенышей тюленя называют бельками?
    Дети: Потому что они белого цвета.
    Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, для чего им нужен белый окрас?
    Дети: Для того, чтобы быть незаметным для хищников.
    Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Как по-другому можно назвать семью тюленей?
    Дети: Тюленевая семья.
    Воспитатель: Что спасает от холода тюленей?
    Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
    Воспитатель: Верно, молодцы!
    Следуем дальше. А вот и еще одно животное, которое я едва заметила на снегу. Как вы думаете почему?
    Дети: Потому что оно белого цвета и его не видно на снегу.
    Воспитатель: Верно. А вы, ребята, знаете, что это за животное Крайнего Севера? Это песец. На кого он похож?
    Ребёнок:
    Ловкий маленький зверек
    Живет на Севере суровом.
    Шерсть его блестит, как шелк,
    Как цвет блестящего покрова.
    Воспитатель: На кого песец похож?
    Дети: Он похож на лису.
    Воспитатель: Правильно, на лису, но по размеру он немного меньше. Песцы бывают белые и голубые. Мордочка вытянутая, как у лисы. Как можно сказать про мордочку песца?
    Дети: Песцовая мордочка.
    Воспитатель: Зубы у песца острые. Что можно сказать про него, песец какой?
    Дети: Острозубый.
    Воспитатель: Посмотрите на шерсть песца. Она густая и пушистая. Красив и хвост у песца. Как можно назвать хвост песца по-другому?
    Дети: Песцовый хвост.
    Воспитатель: Верно, песцовый хвост.
    Подошвы лап покрыты щеткой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при передвижении по снегу и льду. Уши у песца закругленные, короткие. Почти скрываются в шерсти, Летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, взрослых куропаток. Также на берегу питаются крабами, морскими ежами.
    А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Следы песца» (объясняю правила).
    (Первый ребенок становится в первый «след», принимает положение «стоя, ноги врозь». Отталкивается двумя ногами, старается при этом точно приземлиться в следующий «след», но уже на одну ногу. Далее, отталкиваясь этой ногой, приземляется на две ноги в следующий «след» и т.д.)
    Воспитатель: Давайте все друг за другом поиграем в «Следы песца». (Дети играют).
    Молодцы, ловко все попрыгали по следам. Вам, ребята, понравилась игра?
    Дети: Да, понравилась.
    Воспитатель: На этом наша экскурсия по Крайнему Северу завершается. А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. Что-то стало ветрено, поднялась метель (музыка тихо). Чтобы нам не замерзнуть, возвращаемся к самолету, на котором мы прилетели сюда. Он нас и доставит обратно в детский сад (музыка «Где-то на белом свете…)

    Игровое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Поможем Незнайке!»

    Задачи:

    Закрепить понятия «гласный» и «согласный» звуки, учить различать их.
    Упражнять в слоговом анализе слов.
    Закреплять умения детей составлять звуковую схему слов.
    Упражнять в определении первого и последнего звука в слове. Закреплять знания детьми пройденных звуков и букв.
    Упражнять в составлении из букв слогов, слов. Развивать мелкую моторику. Развивать связную речь.
    Воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарища, умения работать в группе.

    Оборудование:

    Ноутбук, проектор, презентация Power Point, медальоны с буквами, дидактическая игра «Волшебный телевизор», дидактическое пособие «Живые звуки».

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    Ребята, сегодня к нам пришло электронное сообщение из Цветочного города от Незнайки (слайд № 1). Он, как и вы собирается в этом году в школу. Знайка решил проверить готов ли Незнайка к школе, и дал ему ряд заданий (слайд №2). Незнайка очень боится ошибиться, не выполнить заданий, и просит у вас помощи. Поможем Незнайке выполнить все задания без ошибок? (Поможем).

    2. Основная часть

    Упражнение «Хлопни, топни»

    (слайд № 3) - Ребята, давайте напомним Незнайке, какими бывают звуки (гласными и согласными). Какие звуки мы называем гласными? (звуки, которые тянуться, поются голосом, произносятся без препятствия). Назовите гласные звуки. А с какими согласными звуками вы уже познакомились? (дети называют согласные звуки). Почему эти звуки мы называем согласными? (звуки произносятся с препятствием). - А сейчас, будьте внимательны. Я буду называть звуки, а вы, если услышите гласный звук, хлопните в ладоши, а согласный звук – топните ногами. (педагог называет цепочку звуков) - Молодцы! (слайд № 4) Справились с этим заданием. Думаю, что Незнайка тоже не ошибется при выполнении этого задания.

    Упражнение «Кто, где живет?»

    (слайд № 5) - Следующее задание от Знайки. Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окно поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами. (слайд №6,7,8) (дети определяют и называют количество слогов в словах)! (слайд № 9) - Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!

    «Азбука в картинках»

    (слайд № 10) - Ребята, у Незнайки есть друг-поэт Цветик. Он очень любит сочинять стихи и загадки. Цветик загадал Незнайке загадки. И нам с вами нужно ему помочь не только их отгадать, но и определить с какого звука начинается отгадка, и превратиться в букву, обозначающую этот звук. (слайд №11-15) (дети отгадывают загадку, определяют первый звук, дают его характеристику (гласны, согласный, твердый, мягкий) и превращаются в букву) (слайд № 16)

    Игра «Цепочка слов»

    (слайд № 17) - Знайка попросил Незнайку собрать цепочку слов, а он не знает что это такое. А мы ему поможем в этом. Вы дома с родителями составляли каждый свою цепочку слов и зарисовывали ее в картинках. Кто хочет показать Незнайке и рассказать свою цепочку. (слайд № 18-19) (дети презентуют свои работы) (слайд № 20) - Я думаю, что Незнайка после ваших рассказов без труда справиться с этим заданием.

    Игра «Волшебный телевизор»

    (слайд №21) - Незнайка вновь просит нас помочь ему выполнить задание Знайки. Он просит Незнайку отгадать ребусы. И мы попросим в этом помочь нам маму Вики Корелиной Наталью Сергеевну. Она приготовила для нас несколько ребусов и предлагает решить их вместе. (родитель представляет игру «Волшебный телевизор», объясняет правила игры, дети выполняют задания) (слайд № 22)

    Игра «Буква потерялась»

    (слайд № 23) Друг Незнайки, Потеряйка, все всегда теряет. И на этот раз он потерял в словах буквы. Давайте поможем Незнайке найти подходящую букву, чтобы получилось слово. Если вы правильно подберете букву, то на экране откроется картинка.(слайд № 24-27) (дети подбирают букву в слове) (слайд № 28)

    Игра «Живые слова»

    (слайд № 29) - Знайка составил из букв слова, и предложил Незнайке выложить звуковые схемы к данным словам. А Незнайка открыл окно, в которое залетел проказник ветер и разметал по столу все буквы. Давайте мы с вами поможем Незнайке собрать разлетевшиеся слова. А для этого нам нужно всем превратиться в буквы. Скажем дружно: «Раз, два, три – повернись, в букву сразу обернись» (слайд № 30) (Дети делятся на четыре группы. Надевают медальоны с буквой и составляют из букв слова.)

    Составление звуковых схем

    Молодцы! Составили из букв слова. А сейчас каждому «живому» слову нужно составить свою звуковую схему из «живых» звуков, которые лежат на столах. (дети составляют звуковые схемы)

    Упражнение «Составь предложение»

    (слайд № 31)

    Ребята давайте еще раз посмотрим на ваши слова и составим из них предложение-совет для Незнайки, будущего ученика. (дети из слов «школа», «урок», «тишина», «нужна» по схеме составляют предложение «В школе на уроке нужна тишина»). (слайд № 32)



    Похожие статьи