• Конспект ОД в подготовительной группе «Пасхальное яйцо. План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: Великий праздник - Пасха.Комплексно -тематическое занятие в подготовительной группе

    07.07.2019

    Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Роспись пасхальных яиц»

    Цель: Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике – Пасха.

    Задачи:

      Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи.

      Учить анализировать и сравнивать росписи пасхальных яиц разных видов.

      Развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки учащихся, глазомер и тонкую моторику руки.

      Воспитывать уважительное отношение к традиционным русским праздникам.

    Оборудование: ноутбук, презентация « Детям о Пасхе», аудиозапись колокольного звона, коллекция пасхальных яиц, гуашь, кисточки, стаканчики с водой, салфетки.

    Ход занятия


    1.
    Ребята! Каждый год весною мы отмечаем день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа. Слово «Пасха» в переводе с древнееврейского языка означает «переход, прохождение мимо или освобождение от беды». (слайд 1)

    Христос воскрес!
    Сияет солнышко с небес!
    Зазеленел уж тёмный лес,
    Христос воистину воскрес!
    Пришла весна - пора чудес! (слайд 2)

    Пасха – это весенний праздник. О нем есть красивые стихи.

    Ясно и солнечно в Светлую Пасху!
    Крашенки красные, песни и пляски.
    Свет на душе, как от яркой свечи.
    И на столе уже ждут куличи.
    Пусть разнесется по миру: Воскресе!
    Будем всегда мы с надеждою вместе. (слайд 3)

    В течение всей пасхальной недели на Руси звучал колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Звон колоколов нес благую весть о Пасхе и за это его прозвали благовестом. (аудиозапись колокольного перезвона)

    Повсюду благовест гудит,

    Из всех церквей народ валит.

    Заря глядит уже с небес…

    Христос воскрес! Христос воскрес!

    С утра все выходили на улицу и смотрели как «играет солнышко». (слайд 9)

    Дети кликали солнышко:
    Солнышко-ведрышко,
    Выйди из-за облышка.
    Сядь на пенек,
    Погуляй весь денек.

    Ребята, что вы еще знаете о традициях Пасхи? (ответы детей)

    Красивый праздник, торжественный, обильный. На праздничном столе целый пир: пироги, куличи, пасхи и крашенные яйца. (слайд 10, 11)

    Сегодня, ребята, мы познакомимся с разными способами украшения пасхальных яиц. И, конечно, попробуем сами расписать яйцо.

    По данным археологов, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Сначала их только красили в разные цвета. А потом стали разрисовывать узорами.

    Существует несколько способов раскрашивания яиц. Крашенки - в старину использовали натуральные красители: луковую шелуху, соки растений, овощей. Сегодня используют пищевые красители. Крапанки - сначала варёное яйцо красят, а затем наносят капли горячего воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска высохнет, яйцо опускают в горячую воду. В ней воск тает, образуется оригинальный рисунок. (слайд 13)

    Писанки - это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры. Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный. (слайд 13)

    Значение цвета:

    красный - цвет радости, жизни, любви;

    желтый – солнце, луна, звезды;

    зеленый – символизирует весну, молодость;

    сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.(слайд 14)

    Драпанки - яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой.(слайд 15)


    –Ребята! А как у вас в семье красят яйца? - Ответы детей

    Ребята, посмотрите ка еще можно украсить пасхальные яйца (слайд 16, 17, 18).

    А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора, хрусталя, золота и серебра, стекла и кости. Они могли быть разных размеров – от больших, в которых можно было спрятать различные сюрпризы, например, пасхальные яйца фирмы Фаберже).

      Физкультминутка.

    А перед тем, как начать практическую работу, давайте ребята, немного отдохнём! Повторяйте за движения за мной!

    Рано утром все мы встанем,

    Руки вверх с тобой потянем,

    Сделаем по три наклона

    Вправо, влево, прямо, снова

    Пошагаем мы на месте,

    Улыбнёмся друзьям вместе,

    Раз - присядем, два – присядем

    И на стул тихонько сядем.


    Самостоятельная творческая работа

    Ребята, сегодня вы узнали много нового об украшении пасхальных яиц.

    Сейчас вы попробуете расписать яйцо. Смело проявляйте свою фантазию и творчество!

    Беседа за работой:

    Писанкам придавали большое значение.

    Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия.

    Высохшим желтком лечили ожоги.

    Скорлупу толкли и применяли в пищу для укрепления кровеносных сосудов.

    Кусочек скорлупы нанизывали на нитку и носили от простуды.

    Рефлексия
    Ребята! Посмотрите, какие замечательные писанканки и крапанки у вас получились.

    Для чего делали яйца-писанки?

    Какие цвета использовали мастера?

    Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью. Я желаю вам надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и надеждой!

    Пора надежд и возрождения

    Опять пришла! Душа поёт!

    Так пусть Христово Воскресение

    Любовь и счастье принесёт!

    Елена Сидубаева
    Конспект занятия кружка «Декупаж» в подготовительной логопедической группе. Тема: «Украшение яиц к пасхе»

    Конспект кружковой работы «Декупаж »

    в подготовительной логопедической группе «Дружная семейка»

    Тема : «Украшение яиц к пасхе »

    Руководитель кружка : воспитатель I категории Сидубаева Е. Г.

    Цель : формирование умений создавать декоративную композицию на объемной форме в технике «декупаж » ; развивать творчество.

    Интеграция :

    О. О. «Познание»

    Расширять кругозор детей о духовных праздниках, познакомить с символами праздника «Пасха » .

    О. О. «Музыка»

    Создавать благоприятный музыкальный микроклимат.

    О. О. «Труд»

    Закрепить навыки аккуратного наклеивания в технике «декупаж »

    О. О «Коммуникация»

    Развивать диалогическую речь (добиваться полных ответов на вопросы) Активизировать словарь по теме : «пасха » , «символ»

    О. О. «Здоровье»

    Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

    О. О. «Социализация»

    Воспитывать интерес к народным играм, взаимовыручку и взаимопомощь в игре.

    Демонстрационный материал : украшенные писанки , картины с праздником «пасха »

    Раздаточный материал : яйца, салфетки 3-х слойные, ножницы, клей, кисти, салфетки

    1. Организационный момент.

    Воспитатель вносит в группу поднос с пасхальными яичками «писанками» .

    Уж верба вся пушистая

    Раскинулась кругом.

    Опять весна душистая

    Повеяла кругом.

    Я не зря принесла вам весенним днем эти яички и хочу спросить : «Какой духовный праздник приближается?»

    Скажите, что означает слово «Пасха » ?

    (избавление)

    2. Энциклопедический рассказ о празднике

    В России святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей. В этот праздник люди забывают про свои обиды, мирятся друг с другом.

    О каком пасхальном обычае вы знаете ?

    А почему в Пасху мы раскрашиваем и дарим друг другу яйца?) Яйцо-это маленькое чудо,это символ жизни.

    Чтобы новый дом получился красивым, крепким, а жизнь в нем была счастливой, в фундамент дома закладывали яйцо. Прежде чем посеять пшеницу, яйцо крошили и рассыпали по полю - верили, что урожай будет хороший. Эти обряды складывались веками и дошли до наших дней. Один из них - красить и украшать яйца , а затем дарить друг другу.

    3. Рассматривание красиво украшенных писанок .

    Полюбуйтесь, чем украшены яйца ?

    Что обозначает волнистая линия, точки, круги, цветы? (река, солнце, весна)

    Ребята, праздник Пасхи мы встречаем

    И яички украшаем

    Вот пасхальное яйцо-

    Ах, не празднично оно.

    Ты яичко покатись-

    К празднику принарядись.

    4. Практическая часть

    А украшать мы яички будем в знакомой нам технике «декупаж » .

    Подумайте, кто какими узорами хочет украсить свое яйцо ?

    Намазываем яйцо клеем;

    Накладываем узор;

    Разглаживаем кисточкой.

    (Оказание индивидуальной помощи при наклеивании салфеток

    Вот и окончена работа

    Позабыты все заботы.

    Вот яичко покатилось

    К Великому празднику Пасхи принарядилось .

    5. Обобщение. Анализ

    Посмотрите, что за чудо, какие разные, удивительные и красочные получились ваши пасхальные яички .

    Какое настроение оно у вас вызывает?

    -Как в народе говорится : «Кончил дело, гуляй смело!» Пришла пора поиграть детвора

    6. Народная игра «Собери яйца»

    При помощи считалки выбирается «зайчик» . Ему завязывают глаза, затем раскладываются яйца в различных местах (на лавочке, на столе, под скамейкой, около шкафа.) .

    Дети хором проговаривают : «Зайчик, мимо не беги, мне яички подари. Их я к Пасхе соберу , ищи, я помогу!»

    «Зайчик» собирает яйца при помощи детей, которые указывают ему путь : 3 шага вперёд, вправо, наклонись, проползи, перешагни и т. д.

    Евгения Линникова

    Пасхальные яйца » с элементами квиллинга.

    Цель :

    Дать представление об истории возникновения праздника.

    Познакомить с народными приметами.

    Воспитывать уважение к традициям русского народа.

    Развивать творческие способности.

    Подготовительная работа : Беседа о народных праздниках, выставка сувенирных яиц, которые деть принесли из дома.

    Занятие проходило в 3 этапа :

    1 этап : Беседа на тему что такое пасха . Игра «За двумя зайцами.

    2 этап : Скручивание квиллинга, вырезание яиц и подставки. Знакомство с традициями праздника.

    3 этап : Хороволная игра- «Солнышко-ведрышко» , Аппликация Пасхальные яйца .

    Ход занятия:

    1. Ребята, расскажите, какие праздники вы знаете? (Новый год, Рождество, Масленица, Пасха ) .

    Правильно, а сегодня мы с вами поговорим о празднике Пасха .

    Праздник пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом. А теперь давайте поиграем.

    Игра «За двумя зайцами» : воспитатель берет три крашеных яйца . Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

    2. На прошлом занятии , мы с вами узнали о Светлом празднике Пасха , и играли в игру «За двумя зайцами» . Сегодня мы с вами, познакомимся с традициями этого праздника.

    На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!» . И отвечать «Воистину Воскрес!» , то есть христоваться. Этот обычай очень давнишний.

    Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?

    Как отмечают люди Пасху ? (На Пасху ходили в гости , устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца , пекли куличи, делали пасху из творога . Все это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы.)

    Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца .

    Теперь давайте с вами сделаем заготовки для наших пасхальных яиц . (на столах лежат заготовки яиц и подставок которые нужно вырезать и бумага для квиллинга разного цвета, 6 полосок желтого цвета и 6 полосок разноцветных).

    3. Мы с вами сделали заготовки наших пасхальных яиц , теперь давайте соберем их. (сначала приклеиваем капельки на подставку, листочки на яйцо и собираем поделку.)

    В конце работы делаем выставку и играем в хороводную игру :

    «Солнышко-ведрышко» .

    Публикации по теме:

    Приближается Пасха – Светлое Христово Воскресенье – главное событие в духовной жизни христиан. Яйцо – главный пасхальный символ воскресения,.

    Скоро Пасха. А традиционный подарок на пасху – крашеное яйцо как символ зарождения новой жизни. Его и едят первым за пасхальным столом,.

    Православные христиане называют Пасху "праздником праздников и торжеством торжеств". Этот праздник символизирует победу добра над злом.

    Открытое занятие по математике в подготовительной группе «Измерение длины» Цель: 1) Закрепить представления об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой. 2) Познакомить.

    Открытое занятие по математике в подготовительной группе. Подготовила воспитатель I категории МБОУ СОШ № 27 г. Костромы Дошкольного отделения.

    Тема: «В гости к светофорчику» Приоритетная образовательная область: познавательное развитие. Задача: продолжать знакомить с правилами.

    Задачи:
    Познакомить воспитанников с православным преданием о пасхальном яичке как символе воскресения Христова, победы жизни над смертью;
    Познакомить детей с искусством миниатюры на яйце - славянскими писанками.
    Дать представление о специфике композиции и орнаментного строя.
    Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий.
    Научить рисовать на объемной форме.
    Приобщать детей к истокам русской народной культуры.

    Материалы для занятия:
    Выставка расписных яиц (писанки и их изображения);
    Салфетки цветные;
    Яйца выполненные в технике папье-маше с пластикового яйца;
    Клей;
    Салфетка для рук;
    Кисточка для клея;
    Подставка под яичко.

    Предварительная работа:
    Беседа о расписных яйцах, о праздники Пасхе.
    Рассматривание узоров.
    Изготовления яичка в технике папье-маше.
    Скручивание цветных салфеток в небольшие жгутики, выполнение из них «улиток».

    Ход занятия
    Под пасхальный звон колоколов дети проходят в игровую часть группы, где находиться выставка пасхальных яиц.
    В.: - Ребята, скажите, как бьют колокола?
    Д.: -Радостно, торжественно, празднично.
    В.: Верно, ребята. Эти колокола звонят в честь светлого православного праздника Пасхи.
    Скажите, ребята, как вы провели свои пасхальные дни.
    Д.: - Мамы пекли куличи, мы помогали расписывать и украшать яички. Ходили в церковь освещать яички и куличи; угощали своих родных и близких пасхальным яичком.
    В.: - Посмотрите, ребята, на нашу выставку. Здесь разные пасхальные яички, которые Вы принесли на занятие: здесь и деревянные, и фарфоровые, и узорные яички, как будто сплетенные из металлических кружев, и яички из ткани, и расшитые бисером, и другие, какие Вам удалось найти.
    Дети любуются яичками и отвечают, из чего они сделаны.
    В.: - Что надо было уметь мастерами и мастерицам, чтобы у них получились такие красивые изделия.
    Д.: - Мастерство, талант, умение, любовь к своему делу.
    В.: - Правильно, ребята! А знаете ли вы, почему именно яйцо является главным пасхальным подарком?
    Дети дают свои ответы.
    В.: - Послушайте, ребята придание о Марии Магдалине и первом красном пасхальном яйце.
    Воспитатель читает ребят отрывок из библейских рассказов.
    «После Воскресения Спасителя Его ученики отправились по всему миру рассказывать людям о Христе, учить людей вере.
    Среди учеников Господа были и женщины, одна из них – Мария Магдалина – отправилась с проповедью слова Божия в город Рим и вошла во дворец к императору. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, поэтому ее знали во дворце и пропустили. В те времена, приходя к императору, люди должны были принести дорогой подарок. У Марии не было с собой ничего кроме простого куриного яичка. Поприветствовав императора, Мария протянула ему свой скромный дар, сказав:
    Когда-то я была богатой
    И приносила ценные подарки.
    Сегодня я богата только верой
    В Спасителя и Господа Христа.
    Что я могу сегодня подарить?
    Вот дар – яичко, символ жизни.
    Христос воскрес!
    Император ответил Марии:
    Как может кто-нибудь воскреснуть?
    Невероятно это, невозможно.
    Я лишь тогда бы смог поверить в воскресенье,
    Когда б яичко это стало красным.
    Вдруг все застыли в изумлении, и один из слуг императора воскликнул:
    О, император, посмотри скорее!
    Яичко розовеет, нет – темнеет.
    О чудо! Оно стало ярко красным!
    Воистину Иисус Христос воскрес!»
    И вот, ребята, птичье яйцо на самом деле можно назвать символом жизни, потому что из этого внешне неживого яичка, скорее похожего на камешек, может вылупиться живой птенец. Конечно, для этого яйцо не надо забирать от мамы-курицы, которая должна высиживать его, обогревая своим теплом.
    Но куриное яичко храниться не долго, а так бы хотелось сохранить радость праздника. Как вы думаете, как это можно сделать?
    Д.: - Смастерить яичко самим и украсить его, расписать пластиковое яичко, деревянное, картонное.
    В.: - Как много вы мне дали ответов. Мы сегодня с вами тоже сможем украсить яичко, которое вы сделали с помощью газеты и клея в технике папье-маше. Но чтобы работалось веселее нам надо бы с вами подзарядиться. Вставайте, ребята, вокруг меня и выполним с вами небольшую зарядку.
    Физкультминутка.
    1, 2, 3, 4, 5 –
    Надо нам присесть и встать.
    Руки развести пошире.
    Наклониться – 3, 4.
    И на месте поскакать.
    На носок, потом на пятку.
    Так мы делаем зарядку.
    В.: - Вот я теперь вижу, что вы отдохнули и можете приступать к работе, проходите, садитесь на свои места, за рабочие столы.
    Дети рассаживаются по местам.
    В.: - Ребята, мы с вами заранее накрутили жгутики из цветных салфеток. Посмотрите, как я скатываю их в «улитку», чтобы не распустилась она фиксирую конец клеем, и промазывая одну сторону «улитки» приклеиваю на поверхность яйца. Затем выбираю следующий жгут такого цвета, чтобы получался у меня узор на яйце из улиток.
    Воспитатель просит детей повторить, как делается улитка и прикрепляется к яйцу.
    Дети приступают к работе. Готовые работы выставляются на красивом подносе для любования и рассматривания.
    По окончании работы и рассматривании получившихся яичек, дети убираю все на место со своего стола.

    Конспект НОД в старшей группе «Пасха»

    Задачи: познакомить с народным обрядовым праздником – Пасхой, её обычаями, традициями, новыми словами и их значением, с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника

    Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки, Благовещение, Вербное воскресенье, пасхальные яйца, Иисус Христос.

    Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги) , ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.

    Предварительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини – выставка коллекции сувенирных яиц.

    Орг. Момент: (входит воспитатель в русском народном костюме)

    Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю – красное место.

    Основная часть:

    Поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

    Расскажите, какие праздники вы знаете?

    Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют берёзку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.

    Послушайте русскую народную песню - закличку и скажите, кого мы закликаем.

    Звучит весенняя закличка - «Жавороночки» .

    Весна с собой приносит русские народные праздники, такие как: Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха.

    Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны – Пасхе.-А что делают на Пасху? (Ответы детей) .

    Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление.

    Считается, что именно в этот день сын божий Иисус Христос воскрес из мёртвых. Праздник Пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, всё живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом. На светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!» и отвечать «Воистину Воскресе!» , то есть христоваться – здороваться.

    Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.

    (Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготовленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «писанки» , «крашенки» ) .

    Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?

    Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Всё это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы) .

    Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда. Доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто – то шёл в гости.

    Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» , «Воистину воскрес!» .

    Освящённому в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.

    Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?

    (Просмотр видео о крашении яиц) .

    А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры.

    Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.

    Игры детей: «катание яиц» , «Столкновение яиц» .

    Я предлагаю вам разрисовать или яйца сваренные, или выточенные из дерева, или просто их бумажные силуэты. Выбирайте себе любые.

    Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

    (Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию) .

    Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки) .

    Умели на Руси потешить друг друга весёлыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.

    Наши ребята знают весёлую потешку.

    Звучит потешка (Каравай – каравай) .

    Рефлексия.

    О каком русском народном празднике мы говорили сегодня?

    С какими мыслями вы выполняли работу?

    Понравились вам игры?



    Похожие статьи