• Конспект комплексного познавательного занятия по полоролевой социализации для подготовительной группы. "Я в мире

    21.07.2019

    Программное содержание:

    1. продолжить знакомить с декларацией прав ребенка;
    2. развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой, национальной принадлежности, возраста и личного своеобразия;
    3. закрепить знания о семье, знать ее состав, воспитывать нежное заботливое отношение к своей семье, закрепить чувства уверенности и защищённости, помочь понять, что взрослые и дети нужны друг другу;
    4. продолжать знакомить с правовыми знаками;
    5. развивать познавательную активность, образное, творческое мышление;
    6. развивать связанную речь детей.

    Материал к занятию:

    Картинки детей разных рас, их жилых помещений разделенные на части, глобус, картинки на каждого «Найди семью» , фломастеры, листы бумаги на каждого, картонный театр «Заюшкина избушка» , правовые знаки и сюжетные картинки, игра – моделирования «Страна детей» .

    Предварительная работа:

    • знакомство с глобусом, с людьми разных национальностей и рас
    • чтение художественной литературы
    • дидактические и сюжетные игры
    • экскурсия по карте мира
    • экскурсия по Африке – познавательное заняти
    • изготовление фризов.

    Дети, вы знаете, что есть такие документы, которые подписали люди нашей планеты. Очень важные документы – Декларация прав ребенка.

    Что написано в этих документах?

    Правильно права.

    И эти права для всех, не зависимо от того, какого цвета кожа и национальность.

    На свете живут, разноцветные дети
    Живут на одной разноцветной планете
    И эта планета на все времена
    У всех разноцветных все лишь одна

    Крутится планета, большая планета
    Ладонями солнца она обогрета,
    Но греют планету намного теплей
    Улыбка и смех разноцветных детей

    Посмотрим на глобус. Какие цвета есть на нем? (белый, синий, зеленый, коричневый, желтый) . Правильно, она так раскрашена потому, что разная поверхность на Земле. Так и люди, живущие на ней: похожие и разные (ставятся картинки) .

    Чем похожи люди на Земле? (они похожи строение тела, все умеют говорить, ходят на двух ногах) .

    А чем отличаются? (цветом кожи, разрезом глаз, одеждой, цветом волос) .

    Есть чернокожие – живут в Африке, есть желтокожие, которые проживают в Китае, Японии и Корее, белокожие, как мы – живут в Европе, Америке, России.

    Они все умеют говорить, но у каждого свой голос. Люди поют по – разному, одеваются и даже питаются, но все они имеют одинаковые права, правила поведения.

    Какими правами вы сейчас пользуетесь? (правом на труд, учебу, посещения детского сада, медицинское обслуживание, на заботу семьи) .

    Правильно и у этих детей (показывает картинки) есть те же права.

    Вот эти дети нарисовали свою семью. Как вы думаете, кто из них что нарисовал? Соедините линией каждого ребенка со своей семьей (выполняется задание) .

    А посему вы так решили? (потому что дети похожи на своих родителей) .

    Нарисуйте свою семью. (дети схематично рисуют членов своей семьи и называют их.

    Все дети имеют семью – это взрослые и дети живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку, и если она маленькая – мама и сын, мама и дочь – они все равно любят друг друга, внимательны и заботливы друг к другу. Это тоже дружная хороша семья.

    Игра- задание:

    1. У брата беда – сломалась машина – утешь его
    2. Мама расстроилась. Чем можно утешить его?

    Расскажи, как вы заботитесь о близких? (рассказы детей) .

    Игра – моделирование:

    Построй дом из частей.

    Никто не имеет права нарушать неприкосновенность жилья. А вспомните, в какой сказке было нарушено это право? («Заюшкина избушка» ) .

    Дети драматизируют отрывок из этой сказки.

    Воспитатель показывает правовой знак, соответствующий праву на жилье.

    А сейчас мы вместе с вами расскажем сказку с помощью картинок: «Плыл пароход» . На пароходе были взрослые и дети. Пароход наскочил на мель, и произошло кораблекрушение. Дети попали на один остров, взрослые – на другой.

    Проснулись дети утром, а вокруг никого. Нашли пещеру и решили в ней жить. Зашли и увидели там медведя. Он как зарычит. Дети испугались и убежали.

    Дети захотели есть, а еду приготовить некому. Дети стали есть бананы, кокосы, горох. Наступила ночь, а спать негде. Дети легли спать на траве, свернувшись калачиком.

    Детям стало плохо и страшно без взрослых. И взрослым плохо – некого любить, не о ком заботится.

    Случилось землетрясение, и два острова соединились, и взрослые встретили своих детей. Все были счастливы.

    Пока дети маленькие, все взрослые в первую очередь заботятся о них. (показать правовой знак) .

    А сейчас мы вспомним те права, которые мы уже знаем с помощью правовых знаков.

    Разложить знаки соответственно праву людей. (дети выполняют задание) .

    Все дети Земли имеют право на имя, заботу взрослых, учебу, труд, отдых и никто не имеет права обижать и наказывать друг друга.

    Каждый должен знать свои права и уважать права других.

    Литература:

    1. Антонов В.В. Изучаем права человека. М., 1997.
    2. Грызик Т.А. Познаю мир. М., Просвещение. 2000.
    3. Дошкольное воспитание. 2004. №6.
    4. Журналы. Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. М., Либерия – Бабинформ №9 – 10 – 7. 2006, №3 – 2005.
    5. Защита прав и достоинства маленького ребенка. М., Просвещение., 2003.
    6. Козлова С.А. Мой мир. М., Мика – Преск, 2003.
    7. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. М., Творческий центр, 2004.
    8. Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками. М., Творческий центр. 2004.
    9. По дорогам к азбуке. Методические рекомендации Кислова Т.Р. м. Баласс. 1997.
    10. Соловьева Е.В. Дети планеты Земля. М., Мика – Преск, 2001.
    11. Социальные отношения и эмоциональный мир ребенка. М., Ставрополь, 2001.
    12. Усачев А. Приключение маленького человека. М., 1997.
    13. Шабельник Е.С. Каширцева Ч.Г. Права на всякий случай. М., 1995.
    14. Шабельник Е.С. Каширцева Ч.Г. Права ребена. М., 1997.
    15. Шабельник Е.С. Каширцева Ч.Г. Ваши права. М., 1995.
    16. Яковлев Ю. Ваши права, дети. М., 1992.

    Подготовила и провела Авраменко Н.В. Саранск 2014 МАДОУ «Д/с №76 комбинированного вида»

    Цель. Уточнение знание детей о правилах этикета.

    Интеграция областей. «Социализация», «Музыка», «Коммуникация».

    Программные задачи.

    1. Создать условия для систематизации знаний детей о правилах этикета.
    2. Формировать у детей правильное понимание нравственных норм и понятий: что такое воспитанность, вежливость, культура, доброжелательность, привычки.
    3. Обеспечить развитие умения анализировать поступки персонажей на иллюстрациях; устанавливать причинно-следственную связь поступков и эмоций.
    4. Способствовать развитию личностных компонентов познавательной деятельности (активность, самостоятельность).
    5. Вызвать у детей желание стремиться к соблюдению правил этикета: быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным.
    6. Помочь получить эстетическое наслаждение, проявить эмоциональное состояние.

    Коррекционные задачи.

    1. Осуществлять развитие психических процессов (мышление, память, слуховое восприятие).
    2. Формировать умение формулировать и объяснять свои высказывания и выводы в речи.
    3. Содействовать развитию коррекции речи и движения.

    Методическое обеспечение.

    Мультимедийное оборудование. Аудиозапись мелодии «Музыка для души» (муз. Бондаренко), аудиозапись «Песенка друзей (музыка и слова ЛЮБАШИ). Лепестки разных цветов. Дидактические игры «Собери куклу», «Подбери пару». Карточки с загадками. Карточки красного и зеленого цвета. Фланелеграф. Две куклы (или рисованный вариант), одетые в аккуратную и не опрятную одежды. Образец цветка с веселой мимикой. Образцы цветов с не закрашенными лепестками.

    Предварительная работа.

    Чтение рассказов Носова «На горке», «Шурик у дедушки»; Осеева «Синие листья», «Волшебное слово»; Остер «Неправильные привычки».Общение на темы «Кто мой друг», «Идем в гости».Рассматривание иллюстраций «Новенькая», «Какая смелая».Дидактическая игра «Этикет для малышей».Тренинги «Добрые слова», «Мимика».

    Ход занятия.

    (Звучит спокойная расслабляющая музыка. Дети выполняют релаксационное упражнение «Цветы»)

    Воспитатель. Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы маленькие зерна, из которых вырастут красивые. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней зерна. Проснулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите руки и опустите. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем, греется, нежится. Улыбнемся друг другу. Подул сильный ветер. Цветы присели, стебельки вниз наклонились, листочки повисли. Ветер стих, опять выглянуло солнце…

    Но смотрите, что случилось с нашим цветком? (обращает внимание на экран, слайд №1). Почему он грустный? (ответы детей). Да, ребята, подул сильный ветер, и лепестки цветка разлетелись. Посмотрите, эти лепестки у нас по всей группе.

    Вот голубой лепесток, как он называется? (дети читают название на лепестке). Это лепесток вежливости, он предлагает нам назвать вежливые слова. Игра «Доскажи словечко».

    — Растет даже ледяная глыба

    От слова теплого… (спасибо).

    — Зазеленеет старый пень,

    Когда услышишь …(добрый день).

    — Когда нас бранят за шалости,

    Мы говорим: …(извините, пожалуйста).

    — И во Франции, и в Дании

    На прощанье говорят …(до свидания).

    Воспитатель обращает внимание на слайд № 2

    Воспитатель. Молодцы, и посмотрите, лепесток возвращается к цветку (слайд №3)

    На ваш взгляд, от чего зависит сила «волшебных слов»? Поделюсь с вами одним секретом: сила «волшебных слов» зависит от того, как вы их скажите. Если вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаетесь, то будет успех, а если наоборот, резким тоном, отвернувшись в сторону, то хорошего результата не будет.

    Воспитатель обращает внимание детей на то, что около красного лепестка лежит игра «Хорошо или плохо», дети читают название лепестка, и выясняют, что это лепесток воспитанности.

    Воспитатель. Итак, у нас лепесток воспитанности и просит определить хорошие и добрые поступки.

    (дети выполняют задание из дидактической игры «Хорошо или плохо»: в игру вступают большие карты, где в центральном столбике изображены темы, предметы ситуаций, а слева и справа – варианты поведения детей; ребята должны определить каждую ситуацию, рассказать, что они наблюдают и выложить напротив на пустое место свою фишку-оценку поведения детей на картинке, объяснив свой выбор развернутыми ответами).

    Воспитатель. Так кого же можно назвать воспитанным? (слайд №4).

    Воспитанным человеком можно назвать того, кто всегда и везде ведет себя правильно. Смотрите, ребята, и этот лепесток вернулся к цветку (слайд №5)

    Дети предлагают подойти к зеленому лепестку, читают его название: «Лепесток доброжелательности».

    Воспитатель. Ребята, я знаю, что вы очень добрые и милые. Так давайте же сейчас проявим доброжелательное отношение друг к другу.

    Под веселую музыку проводится психологический тренинг «Подари улыбку».

    (детям предлагается встать парами, посмотреть друг другу в глаза и, доброжелательно улыбаясь, произнести добрые слова; по хлопку дети меняются парами).

    Воспитатель. Уточним, так кто же у нас доброжелательный? (слайд № 6)

    И этот лепесток возвращается к цветку (слайд №7).

    Воспитатель. Поищем лепесток желтого цвета. Как же он называется? (дети читают). Это лепесток культуры. На лепестке задание: конкурс «Садимся за стол». Правила поведения за столом складывались веками и сейчас остались самые умные и удобные.

    (В этом конкурсе ребятам предлагаются вопросы и варианты ответов. На столах лежат карточки, соответствующие вариантам ответов: красная – «А», зеленая – «Б». Каждый правильный ответ отмечается фишкой)

    1. Ваше место за праздничным столом определяет:

    А) Хозяйка Б) Вы сами

    2. Кто приглашает гостей за стол, первым садится и начинает есть?

    А) Почетный гость Б) Хозяйка

    3. За столом мальчик прежде всего уделяет внимание тому, кто:

    А) Сидит справа от него Б) Главному гостю

    4. Вы садитесь за стол, берете красиво сложенную тарелку и:

    А) Кладете ее на колени Б) Заправляете ее за воротник

    5. Во время обеда вы:

    А) Будете следить за тем, чтобы руки не лежали на столе

    Б) Будете стараться, чтобы кисти рук лежали на столе

    6. На праздничном столе и справа и слева от тарелки лежат соответственно два ножа и две вилки, а за тарелкой – чайная ложка и фруктовый нож. Сначала вы пользуетесь:

    Б) Приборами, ближними к тарелке

    7. Что делать, если вы взяли кусок чего-либо в рот и обнаружили, что блюдо не совсем аппетитно:

    А) немедленно выплюнуть кусок на вилку и положить его на край тарелки

    Б) взятый в рот кусок нужно проглотить без пояснений

    8. Должны ли гости, уходя благодарить хозяев:

    А) Гости обязательно благодарят за гостеприимство

    Б) Должны только в том случае, если им в гостях понравилось и у них хорошее настроение

    (Воспитатель определяет результаты конкурса по количеству фишек)

    Воспитатель обращает внимание на слайд № 8.

    Воспитатель. Итак, и наш лепесток возвращается к цветку (слайд № 9).

    Воспитатель. У меня в руках синий лепесток, читаем название лепестка (дети читают «Культура внешности»).

    (На фланелеграфе или доске изображены две куклы. Одна аккуратная, другая – в грязной одежде)

    Воспитатель. Посмотрите — это куклы Оля и Коля. Кто из них одет аккуратно, а кто нет? Объясните свой вариант? (ответы детей). Предлагаю вам выполнить практическое задание «Одень куклу».

    (Дети за столом выполняют задание: из предложенных вариантов одежды, обуви, прически «одевают» куклы)

    Воспитатель. Что делают человека нарядным? (ответы детей). Нарядными делают человека не дорогие вещи и украшения, а чистота и опрятность . И синий лепесток уже на месте (слайд №10).

    Дети берут лепесток оранжевого цвета, читают название – «Лепесток привычек».

    Воспитатель. Чтобы вернуть лепесток к цветку, поиграем в игру с мячом. Кому ведущий бросит мяч, тот называет привычку (слайд №11; ответы детей). Молодцы, дети, вы все привычки назвали правильно. И лепесток подлетает к цветку (слайд №12).

    Воспитатель. А вот и последний лепесток. Он предлагает вам решить кроссворд и подскажет, о чем же мы сегодня говорим.

    Вопросы:

    1.На целый век украсит дом,

    И всех излечит в доме том.

    Цветок тот неказист на вид,

    Но как целитель знаменит (алоэ).

    2.Красивые цветочки расцвели в саду,

    Запестрели красками, а осень на носу (астры).

    3. Колосится в поле рожь.

    Там, во ржи, цветок найдешь

    Ярко-синий и пушистый,

    Только жаль, что не душистый (василек).

    4.Из зеленого цыпленка,

    Сплошь покрытого пушком,

    Становлюсь я горделивым,

    Алым петушком (мак).

    5.У занесенных снегом кочек,

    Под белой шапкой снеговой.

    Нашли мы маленький цветочек

    Полузамерший, чуть живой (подснежник).

    6.У нас ни пальцев нет, ни рук –

    Лишь только лепестки вокруг.

    Мы необычно называемся,

    Но в маникюре не нуждаемся (ноготки).

    Слайд №13. Дети из выделенных букв читают слово «этикет».

    Воспитатель. Фиолетовый лепесток возвращается к цветку (слайд №14).

    Воспитатель. Молодцы, дети, вы хорошо знаете правила этикета. Давайте назовем их еще раз (ответы детей: человек должен быть вежливым, культурным, воспитанным, доброжелательным, с хорошими привычками).

    Воспитатель. Правила этикета нам нужны для того, чтобы общаться друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к нам внимательно, с уважением. Только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надежные друзья.

    Воспитатель. Дети, смотрите, наш цветок повеселел (показывает образец цветка с веселой мимикой). Он дарит вам свой портрет, а лепесточки вы закрасите дома и расскажете родителям правила этикета.

    Цель: социализация детей в условиях детского коллектива.

    Задачи:

    — формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения, навыки общения друг с другом;

    — развивать у детей чувства эмпатии;

    — развивать умение соотносить речь с движением в пальчиковой игре и хороводе;

    — закреплять умение аккуратно намазывать клей на детали и приклеивать их.

    Оборудование: куклы, оборудование для препятствий (канат, обручи и т.п.), круг из картона жёлтого цвета на синем фоне, трафареты ладошек детей, клей, кисточки, тряпочки, картинки с изображением различных ситуаций о дружбе и ссоре, аудиозапись песни «О дружбе».

    Ход занятия.

    (Дети входят в группу, встают полукругом, на стульчиках сидят куклы, отвернувшись друг от друга.)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это случилось с нашими куклами?

    (Ответы детей: они поссорились, отвернулись, поругались.)

    Воспитатель: Я поссорился с дружком, мы с ним больше не играем

    И друг с другом не болтаем, мы с ним больше не вдвоем.

    Каждый со своей обидой целый день один сидит.

    Каждый о своей обиде без умолку говорит.

    Воспитатель: Ребята, вы хотите наших кукол подружить?(Ответы детей: да, хотим.) А у вас есть друзья в группе? Назовите, кто ваш друг (подружка). Что же такое дружба?

    (Ответы детей: когда не ссорятся, играют вместе, держатся за руки, помогают друг другу, делятся игрушками, сладостями и т.п.)

    Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Да-нет». Я буду показывать вам картинки, а вы мне будете «да», если дети на картинке дружат и «нет», если не дружат.

    Игра «Да-нет».

    Воспитатель: Дружба — это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей.

    Игра — имитация «Настроение».

    Воспитатель: Давайте с вами улыбнемся (дети улыбаются).

    А теперь нам стало грустно, нахмуримся (дети хмурятся).

    — Ребята, когда мы с вами хмуримся, то мы грустим, а когда улыбаемся, нам так хорошо, радостно. Улыбнитесь и нашим куколкам. Может им станет тоже радостно и они захотят помириться?

    — А сейчас покажем нашим гостям, какие мы с вами дружные, и нам не страшны ни какие препятствия. У нас в группе появилась «дорожка дружбы». Надо, держась за руки, помогая друг другу, парами пройти её.

    Подвижная игра «Друг без друга нам нельзя».

    (Воспитатель ставит несколько препятствий на пути детей и показывает как пройти на примере с одним ребёнком. Дети, повернувшись лицом друг к другу, держат друг друга за ручки и преодолевают препятствия: перешагивают через кубики, прыгают из обруча в обруч и т.д.)

    Воспитатель: Вот мы с вами поиграли, ноженьки у нас устали.

    Мы на стульчики пойдем и немного отдохнем. (Дети садятся.)

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, помирились наши куколки? (Ответы детей: ещё нет.) Тогда покажем им, что у нас в группе дружны не только девочки и мальчики, но дружны и наши пальчики.

    Пальчиковая игра «Дружные пальчики».

    Дружат в нашей группе (пальчики в замок, сгибать и

    Девочки и мальчики. выпрямлять их)

    С вами мы подружимся, (соединить кончики пальцев

    Маленькие пальчики. обеих рук)

    Раз, два, три, четыре, пять (похлопать каждой парой

    Раз, два, три, четыре, пять (встряхнуть кистями)

    Воспитатель: Вот и согрелись наши ручки и пальчики, как от солнышка. Тёплого, доброго, приветливого, как дружба. Посмотрите на это солнышко. Какое оно? (Ответы детей: жёлтое, круглое, большое…) А чего не хватает у солнышка? (Ответ детей: лучиков!) Правильно! А где же мы возьмём лучики? Может эти подойдут? (Показывает вырезанные трафареты ладошек детей.) Что это? (Ответы детей: наши ладошки.) Они похожи на лучики солнышка?(Ответ детей: да!) Давайте приклеим наши дружные ладошки к солнышку вместо лучиков.

    Аппликация: «Протянем свои ручки навстречу солнышку».

    (Коллективная работа по приклеиванию своих ладошек к солнышку. Дети выполняют работу, после оттирают руки салфетками.)

    (Встаем полукругом, воспитатель обращает внимание на кукол).

    Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши куколки улыбаются друг другу, они рады. Вот наши куклы и помирились! Теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод вокруг нашего солнышка и кукол, улыбнемся друг другу и станцуем.

    (Дети в хороводе ходят по круг за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики.)

    Воспитатель: Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться!

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «»Детский сад №50 «Ласточка»

    Зеленодольский муниципальный район Республика Татарстан

    Конспект занятия по социализации

    в старшей группе

    Тема: «Мое право на имя»

    Воспитатель 2 кв. кат.

    Хайбуллина Л.Т.

    Программное содержание:

    Образовательные задачи: дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека.

    Развивающие задачи: развивать осознание ребенком своего места в обществе. Активизировать словарь: имя, отчество, фамилия.

    ^ Воспитывающие задачи: воспитывать добрые отношения к своим близким.

    Материалы и оборудование: фотографии воспитателя в разные возрастные этапы, мультфильм «Приключения Незнайки и его друзей», аудиозапись «Книга ласковых имен» О.Кириллова, бумага, цветные карандаши.

    ^ Предварительная работа: просмотр мультфильмов о доброте. Беседы с детьми и родителями об их именах, что они означают.»Дай имя своей любимой игрушке». Игра «Узнай по голосу». Просмотр портретов известных людей, художников, композиторов.
    ^ Ход занятия
    Воспитатель: Ребята сели все красиво. Я вам загадаю загадку, внимательно слушайте.

    Марусеньке копеечку.

    Захотели сладкого сахарного пряничка.

    Бабушка по улице старенькая шла,

    Девочкам по денежке дала.

    Марьюшке - копеечку,

    Марусеньке-копеечку,

    Машеньке-копеечку,

    Манечке- копеечку,-

    Вот какая добрая бабушка была!

    Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

    Побежали в лавочку и купили пряничка.

    И Кондрат задумался, глядя из угла:

    Много ли копеечек бабушка дала? (К.И.Чуковский)
    Воспитатель: Ребята, подумайте, сколько копеек бабушка дала и кому? (Бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка- одна и та же девочка.)

    Воспитатель: Ребята, мы с вами знакомы с книгой «Конвенция о правах ребенка». В этой книге мы узнали о своих правах. Это главный международный документ детей, который подписали люди нашей планеты. В Конвенции написано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. (Показ свидетельства о рождении)

    У людей разных национальностей свои неповторимые имена.

    Много нас живет на свете,

    Только все мы вместе - дети!

    И куда ни бросишь взгляд,

    Дружат Саша и Азат,

    Дружат Таня и Белая,

    Гуля дружит и Руслан.

    Звучат гордо имена:

    Рома, Люба, Медина,

    Оля, Люда, Алия

    Вместе – дружная семья! (О.Данилова)
    Воспитатель: Ребята, у каждого человека есть не только имя, но и фамилия и отчество.

    А кто знает, зачем вам дали такое имя? (^ Ответы детей )

    А что означают ваша фамилия? (Ответы детей )

    Нравится ли тебе твое имя?

    Как называют тебя в семье?

    В честь кого тебе дали имя?

    Что ты знаешь о своей фамилии?
    Воспитатель:

    Имена вам дали такие красивые, и каждое имя означает то, какими хотели бы видеть вас родители. Людмила – милая людям. Виктор – победитель. София – мудрая. Алсу – розовая вода. Тимур – железный. Александр – защитник людей. Всеволод – всем владеющий. Леонид – подобный льву. Екатерина – чистая. Марина – морская. Гюзель – красивая. Иван – милость Божия. Владислав – славный, прославленный.

    Фамилия, так же как и имя, может что-то означать. Как вы думаете, для чего человеку нужна фамилия? (ответы детей).

    Затем воспитатель предлагает детям назвать фамилии известных всем людей и объяснить, чем эти люди знамениты. (А.С. Пушкин, Ю.А.Гагарин и т.д.)

    (Воспитатель читает детям стихотворение)

    Имя нам дает отраду,

    Дарит счастье и удачу,

    Оттого узнать бы надо,

    Что же наше имя значит?(Т.Шорыгина)
    Воспитатель: А теперь, ребята, давайте поиграем в игру «Найди себе пару». Для этого кто – нибудь из ребят назовет свое имя, а те, чье имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.

    А сейчас ребята мы с вами посмотрим фотографии (Рассматривание фотографий игра «Как растет твое имя?» воспитатель демонстрирует детям свои детские фотографии и рассказывает).

    Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было так давно… Звали эту девочку ласково: Лейсаночка. Девочка выросла, стало взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по - прежнему зовет меня ласково. Как? Лейсаночка. Мои дети называют меня «мама». Муж и друзья зовут Лейсан. А в детском саду я для всех Лейсан Талгатовна.

    Наш Саша в школе будет Александром. Катя – Екатериной. А когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Если папу у Александра зовут Иваном, то будет он Александром Ивановичем. Подумайте, как будут называть вас? А какое у тебя имя и отчество? (ответы детей. Если ребенок затрудняется, вся группа помогает.)

    А теперь послушайте, как один хороший человек расколдовал девочек. (Аудиозапись О.Кириллова «Книга ласковых имен»).

    Воспитатель: Ребята давайте, а сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как незнайка сочинял стихи».

    Понравились ли вам стихи Незнайки и почему? А как вы думаете, красиво ли давать друг другу обидные прозвища? Почему? (Воспитатель подводит детей к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя, и обидное изменение этого имени будет нарушением права).

    Ребята вспомните о добрых отношениях между людьми и вежливо обращайтесь друг к другу, ласково называя по имени.

    А теперь ребята давайте возьмите карандаши и нарисуйте себя среди людей. В рисунке постарайтесь указать ваше отношение к окружающему миру и к людям.

    Спасибо за внимание.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад присмотра и оздоровления № 40 г.Сургута

    Конспект занятия по социализации

    «Добро в семью»

    подготовила

    социальный педагог

    Сафиуллина Галина Николаевна

    Г. Сургут

    2012

    Направление: социализация.

    Возраст: 6-7 лет

    Цель:

    Формировать представление о мире семьи;

    Актуализировать эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений;

    Воспитывать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

    Оборудование: дерево, листочки, цветы, кленовый лист с загадками, фланелеграф.

    Ход занятия.

    Воспитатель:

    — Здравствуйте ребята! Вчера я читала сказку о ребенке, который жил один. И начиналась она так: «Жил был мальчик, который был один – одинешенек на белом свете. И никого-то у него не было – только он…». Но потом, я остановилась на этом месте и подумала: «А так бывает, чтобы у человека никого не было?»

    — Как вы считаете? (Дети: «Нет»)

    — А у вас есть кто-нибудь родной? (Дети: «Да», «мама, «папа»)

    — Как мы называем одним словом родных людей? (Дети: «Семья»

    — Что такое семья? (Дети: «родители», «бабушки, дедушки», «люди которые живут вместе», «где все любят друг друга», «родители и дети»)

    — У всех ли есть родители, семья? (Дети: «Да», «а у некоторых нет папы»)

    — А как родители относятся к своим детям? (Дети: «Они любят их», «заботятся о детях», «следят, чтобы с детьми ничего не случилось»)

    — А как дети должны относиться к своим родителям? Я вам помогу…

    — Посмотрите, у меня в руках семечко, представим себе, что это ребенок (крепится на фланелеграф).

    — Чтобы семечко, а то есть ребенок рос, что необходимо, как вы думаете? (Дети: «Поливать»)

    — Правильно. А точнее, необходима забота.

    А какая забота? (тепло, помощь, нежность, ласка родителей).

    Они вам это дают? (дети: «Да!»)

    — И вот семечко, а то есть ребенок, да еще его родители с заботой и теплом – получается семья, которое мы изобразим в виде чего? (крепится ствол с ветками)

    — В виде дерева. Дереву, как и семье нужна забота.

    — Мне кажется, дереву чего-то не хватает. Чего? (листиков). Дереву нужны листики, как нужна ваша любовь и забота вашим родителям.

    Как можно выразить свою любовь к родителям? (Дети предлагают свои варианты: «Помочь, пожалеть», «Сказать я тебя люблю» ..).

    — К примеру, я вчера помогла маме вымыть окна, и маме стало приятно, она заулыбалась, и вот у нас на дереве появился листик, (крепится листик к веткам дерева).

    — Давайте вспомним, что доброго вы сделали для своих родителей?

    — Как вы выразили свою любовь?

    — вы будете называть и крепить листочки на дерево по очереди (развеселили, подняли настроение папе или маме, помогли убрать в комнате, полили цветы, подарили что-нибудь сделанное своими руками, пожелали спокойной ночи, доброго утра, сказали спасибо за приготовленный обед).

    — Что делать, чтобы не огорчать своих родителей? (слушаться родителей, не разбрасывать одежду, быть вежливым, не грубить, жалеть)

    Посмотрите, как наше дерево зазеленело, каким привлекательным оно стало.

    — Ваша помощь просто необходима маме. Замечали ли вы как появляется усталость в глазах мамы, когда она видит брошенные вами в беспорядок вещи, игрушки, испачканную одежду?

    Вечером я сказала своей маме, что люблю ее – и вот на дереве у нас появляется цветок (креплю к дереву цветок). Представьте, что цветочек это ласковое и нежное слово для наших родителей.

    — А какие ласковые слова, которые могут порадовать маму и папу, вы знаете? (называя слова, дети крепят по очереди цветы к дереву).

    Посмотрите, как много хороших слов вы можете сказать маме: «красивая, добрая, умная, нежная, заботливая, аккуратная, папа сильный, умный, добрый, храбрый, мужественный»

    — Чем больше вы будете помогать маме, чем меньше огорчать, тем дольше она будет молодой, красивой и здоровой. И семья ваша будет крепкой, веселой, счастливой.

    — Посмотрите, каким красивым и цветущим стало наше дерево. Листочки – ваши добрые поступки, цветочки – ваши нежные слова папе и маме, такой будет и ваша семья, если все члены семьи будут друг другу помогать, делать приятное друг другу.

    — Но, скажите, пожалуйста, неужели мы всегда правы, всегда ли мы правильно себя ведем? А вдруг мы закапризничали, или чем — то обидели родителей. Так бывает? (да)

    — Какие неправильные поступки по отношению к вашим родителям вы помните? Что нельзя делать? Какие обидные слова вы говорили своим родителям? (пока дети называют 2-3 варианта, с дерева снимаю листики и цветочки).

    — Ой, посмотрите, что происходит с деревом? (Оно становится грустным, скучным, слабым) Это ведь волшебное дерево.

    — Нет, нам нельзя обижать родителей (возвращаю листики на место), не будем говорить плохих слов маме и папе (возвращаю цветы на дерево). Это ведь наша семья, нельзя чтобы семья стала гибнуть как наше дерево.

    — Будем возвращать листики и цветочки на дерево? (да)

    Теперь вы понимаете, что для того чтобы семья была крепкой и дружной, многое зависит от вас, а не только от папы и мамы, и тогда ваша семья будет такой же красивой, как и наше дерево.

    Физминутка:

    Давайте поиграем. Разобьемся по парам. Один из вас будет «садовником», а другой «семечко».

    Воспитатель произносит слова, а дети производят действия.

    — «Семечко» присаживается. «Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их, ухаживает. — Гладим по голове и телу наше «Семечко» (один ребенок гладит другого);

    — Солнышко греет землю и наше «семечко» начинает расти («семечко» поднимается);

    — У него раскрываются «листочки» («садовник» тянет руки «семечка» вверх);

    — Растет «стебелек» («садовник» гладит по спине другого ребенка);

    — Появляются «веточки» с «почками» (руки разводятся в стороны, «садовник» гладит пальчики «стебельку»);

    — «Росток» превращается в прекрасное сильное «дерево». «Садовник» вытирает лоб – показывает, как он устал.

    Дети меняются ролями. Действия повторяются.

    По окончанию дети садятся на ковер.

    Воспитатель:

    — Посмотрите, к нам в окошко залетел листочек. (С окна снимается кленовый лист с загадками).

    — Здесь загадки. Давайте, попробуем их разгадать! (Воспитатель читает. Дети хором отвечают)

      Много их на белом свете,

    Всей душой их любят дети.

    Кто с улыбкой утром рано

    Нас разбудит? Это …. (мама)

    2. Он не терпит безделья и скуки,

    У него умелые, сильные руки.

    Как дела? Снимая шляпу

    Спросит вечером нас … (папа).

    3. Вера ходит в детский сад

    Веру в садик водит … (брат).

    4. Дружу я с ней давным — давно

    Мы с ней в затеях за одно,

    Всем нам печет оладушки

    Люблю я свою … (бабушку)

    5. Он с бабушкой рядышком

    Живет уж много лет,

    Хочу таким быть умным

    Как мой любимый …(дед)

    — Молодцы, быстро разгадали загадки.

    — Ребята, помогите мне выбрать нужную пословицу из двух. Подумайте и скажите, какая из них больше всего подходит к нашему занятию.

    «Старый друг, лучше новых двух»

    «Вся семья вместе, так и душа на месте»

    — Правильно, вторая пословица подходит больше к нашему занятию. Потому что там говорится о семье.

    — А, как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей обобщаются «Когда все вместе собираются дома, или делают вместе одно дело, то всем хорошо весело и радостно).

    Молодцы.

    Заключение:

    А сейчас, каждый снимите цветочек с дерева. На каждом, на обратной стороне, написано ласковое слово. Попробуйте, сегодня вечером сказать папе и маме то слово, которое вам досталось. А завтра расскажите своему воспитателю, получилось у вас это сделать или нет.

    Задание на дом :

    — Напишите вместе с папами в своих альбомах, где выполняете свои домашние задания после наших занятий, все ласковые слова, которые вы часто говорите своей маме. До свидания!

    Список использованной литературы

    1. Е.А. Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» методическое пособие, Творческий Центр, Москва 2002

    2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль «Академия развития»1996.



    Похожие статьи