• Конспект безопасность в природе. Безопасность детей в природе

    21.07.2019

    Введение.

    Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:

    1. Идентификация опасностей – распознание опасностей и их источников.

    2. Разработка превентивных, или предупредительных, мер.

    3. Ликвидация возможных последствий.

    В Российской Федерации от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более 300 тысяч человек, 100 тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье, подвергаются насилию. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности - первостепенные задачи нашей страны.
    Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных, случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
    Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.

    Цели и задачи.

    Цель моей деятельности – формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих

    задачи:

    Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

    Приобщать к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

    Передавать детям знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

    Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

    Правила безопасного поведения в природе

    Многие объекты живой природы становятся источниками опасности вследствие неумения детей обращаться с ними. Поэтому основная задача воспитателя – познакомить детей с особенностями животных и растений

    Возможные причины опасности:

    *грибы (съедобные и ядовитые), ядовитые растения, ягоды;

    *дикие и домашние животные, пчелы, осы и т.д.

    Инструкция для детей

    Нельзя собирать грибы на участке, в городе. Они могут оказаться ядовитыми. Съедобные грибы растут в лесу.

    Можно собирать грибы в лесу только с разрешения взрослых.

    Никогда не берите в рот сырые грибы. Перед употреблением в пищу их всегда варят и жарят.

    Если вы нашли грибы во время прогулки:

    *не трогайте их руками;

    *немедленно сообщите об этом взрослому и покажите это место;

    *позаботьтесь, чтобы малыши или другие дети не трогали грибы.

    2. Растения

    Запомните, что лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать цветы, кустарники, другие растения, если они вам не знакомы. Опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям. Они могут вызвать ожог кожи и трудно заживающие раны.

    У некоторых детей есть привычка – покусывать травинку. Запомните, что стебли, листья, цветы многих растений ядовиты, а несколько несъедобных ягод могут даже оказаться смертельными для человека.

    Придя с прогулки, из парка, леса, обязательно вымойте руки с мылом.

    Есть растения, которые считаются лекарственными. Их следует собирать со взрослыми на даче, в лесу. В пределах города листья растений поглощают ядовитые вещества, поэтому тоже могут стать ядовитыми.

    3. Контакты с насекомыми, животными

    Если рядом с вами летает пчела или оса, не размахивайте руками и не пытайтесь её поймать или убить. Пчелы и осы очень больно жалят. Спокойно перейдите на другое место.

    Не трогайте муравейники и не наступайте на них. Муравьи тоже могут больно вас покусать, защищая своё жилище.

    Нельзя гладить и брать в руки чужих или бездомных животных. Они могут быть больными, а некоторые животные кусаются без предупреждения.

    Никогда не дразните и не бейте животных, не пытайтесь отобрать у них корм и не трогайте детеныша. В таких случаях животные почти всегда бросаются и кусают или больно царапают.

    Не убегайте от собаки, лающей на вас, а остановитесь и не двигайтесь.

    Не целуйте животных, даже домашних кошек и собак, так как они часто роются в земле и у них на морде много микробов, которые при поцелуе передадутся вам.

    Если вы играли со своим четвероногим другом, не забудьте тщательно вымыть руки с мылом.

    Если вас укусила собака, немедленно скажите об этом взрослым и обратитесь к врачу.

    Правила безопасного поведения детей на воде

    Лето – прекрасная пора для отдыха, а вода – чудесное средство оздоровления организма. Но купание приносит пользу лишь при разумном ее использовании. Умение хорошо плавать - одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде, но помните, что даже хороший пловец должен соблюдать постоянную осторожность, дисциплину и строго придерживаться правил поведения на воде. Начинать купание следует при температуре воды не ниже 18 градусов и при ясной безветренной погоде при температуре воздуха 25 и более градусов.

    Не следует входить в воду уставшим, разгоряченным или вспотевшим.

    Если Вы плохо плаваете, не доверяйте надувным матрасам и кругам.

    Паника – основная причина трагедий на воде. Никогда не поддавайтесь панике.

    НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ!

    Купаться можно только в разрешенных местах;

    Нельзя нырять в незнакомых местах – на дне могут оказаться притопленные бревна, камни, коряги и др.;

    Не следует купаться в заболоченных местах и там, где есть водоросли или тина;

    Не отплывайте далеко от берега на надувных плавсредствах – они могут оказаться неисправными, а это очень опасно даже для умеющих хорошо плавать;

    Нельзя цепляться за лодки, залезать на знаки навигационного оборудования – бакены, буйки и т.д.;

    Нельзя подплывать к проходящим судам, заплывать за буйки, ограничивающие зону заплыва, и выплывать на фарватер;

    Нельзя купаться в штормовую погоду или в местах сильного прибоя;

    Если вы оказались в воде на сильном течении, не пытайтесь плыть навстречу течению. В этом случае нужно плыть по течению, но так, чтобы постепенно приближаться к берегу;

    Если вы попали в водоворот, наберите побольше воздуха, нырните и постарайтесь резко свернуть в сторону от него;

    Если у Вас свело судорогой мышцы, ложитесь на спину и плывите к берегу, постарайтесь при этом растереть сведенные мышцы. Не стесняйтесь позвать на помощь;

    Нельзя подавать крики ложной тревоги.

    Ребенок и улица.

    Современный мир таит в себе большое количество разных опасностей. И с самого раннего возраста ребенка мама и папа должны рассказывать ему обо всех потенциальных угрозах его жизни и здоровью.

    Многие родители совершают большую ошибку, не отпуская от себя ребенка ни на шаг вплоть до подросткового возраста, полагая, что ребенок повзрослеет, наберется ума, тогда и можно будет освободить его от своей постоянной опеки. Но практика показывает, что такие дети менее остальных способны позаботиться о своей безопасности, поскольку привыкли надеяться на родителей. Либо, наоборот, получив долгожданную свободу, наслаждаются ею, нарушая все правила и запреты, потеряв всякую бдительность и осторожность.

    Поэтому безопасное поведение ребенка на улице в отсутствие взрослого должно стать одной из важнейших целей в воспитании родителями своего чада, но реализацию этой задачи необходимо осуществлять грамотно.

    Не стоит акцентировать внимание на ужасных событиях, которые происходят в мире, запугивать ребенка. Кроме ощущения страха перед внешним миром и недоверия к нему, это ничего не сформирует. Лучше сосредоточиться на правилах безопасного поведения, поощрять у ребенка стремление рассказать о своих проблемах взрослому, поддерживать с ним эмоциональный контакт. Доверие к родителю – очень важное условие того, что они смогут вовремя узнать о негативных моментах из жизни ребенка и помочь ему.

    Кроме этого, пожалуй, самым важным условием успешного обучения безопасному поведению детей является собственный пример, который демонстрируют взрослые. Согласитесь, не особо убедительно звучит правило «дорогу переходить можно только на зеленый свет» из уст того, кто сам перебегает на красный.

    Говоря про безопасное поведение на улице нельзя забывать рассказать ребенку и о том, что некоторые факторы и моменты его поведения способны спровоцировать неприятные ситуации.

    Правила безопасного поведения на улице

    Для того чтобы ребенок мог безопасно находиться на улице без родителей, следует изучить с ним следующие правила:

    Нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, позволять им касаться ребенка;

    Нельзя садиться в транспорт к незнакомым и малознакомым людям;

    Необходимо доверять внутреннему чувству тревоги, в случае опасности кричать, убегать, применять доступные способы самозащиты, а затем обязательно рассказывать об этом родителям;

    Необходимо отказываться от любых подарков со стороны незнакомцев, сообщать об этих случаях родным;

    Нельзя помогать кому-либо незнакомому в чем-либо;

    Обязательно рассказывать родителям про любые случаи прикосновения к ним взрослых (кроме самых близких), про принуждение ребенка касаться их частей тела (имеются в виду интимные зоны);

    Стараться не прокладывать свой путь через малоизвестные места, избегать пустырей и по возможности не гулять одному, быть с друзьями

    Нельзя поднимать с земли чужие предметы, особенно такие, как ножи, шприцы;

    Нельзя играть возле проезжей части, необходимо знать правила поведения на дороге;

    Важно иметь представления о том, какие последствия таятся за детскими шалостями, к примеру, к чему может привести драка, игры на стройплощадках и прочее;

    В случае возникновения опасности со стороны животного на улице нужно постараться спокойно, не отводя взгляда от этого животного, не поворачиваясь спиной к нему, уйти. Если животное нападает, можно пользоваться любыми подручными средствами (камнями, палками, сумкой), чтобы отбиться, убегать в направлении подъезда, дерева, на которое можно залезть, или людей, способных помочь.

    Не доставать крупные суммы денег на виду у людей, особенно в транспорте.

    Безопасное поведение на льду

    В каждое время года есть свои особые опасности, на которые следует своевременно обращать внимание ребенка. Особенно важно проговорить правила безопасности весной для детей. В этот период очень важно рассказать ребенку об опасности тающих льдов на водоемах. Выход на лед в любое время года, а особенно весной, таит в себе смертельную опасность.

    Тем не менее, запрещая выходить на лед, стоит рассказать и про безопасность на льду для детей. Расскажите, что человеку, который все же оказался на льду водоема и провалился в воду необходимо:

    Не паниковать и стараться оставаться на плаву;

    По возможности избавиться от тяжелых вещей;

    Кричать и звать на помощь;

    Широко раскинуть руки и постараться опереться ими на края льдины;

    В том случае, если край льда достаточно крепкий, пытаться, навалившись на него грудью, закинуть на лед ноги.

    Безопасность летом.

    При занятии активными видами спорта: езда на скейте, роликах, велосипеде – обеспечьте ребенку надежную защиту уязвимых мест. Для этого надо использовать шлем, наколенники, налокотники, защиту ладоней. При езде на роликах обращайте внимание на то, чтобы они надежно фиксировали лодыжку, которую ребенок может вывихнуть. Старайтесь приобретать спортивные товары от надежных производителей, особенно это касается травматических видов спорта. Обучите ребенка технике правильного падения в критической ситуации или обратитесь к инструктору. При использовании любого спортивного инвентаря следите, чтобы он был исправен и соответствовал возрасту ребенка. Например, если ребенок ездит на велосипеде, то рама должна быть хотя бы на 7 см ниже, чем высота паха стоящего на земле ребенка. Это необходимо для того, чтобы избежать опасных травм паховой области. Высота сиденья велосипеда должна быть такова, чтобы ребенок мог нормально дотягиваться прямой ногой до педали в нижнем положении, при этом его ступня должна стоять на ней средней частью. Всегда обращайте внимание на качество защиты цепи, чтобы туда не попала штанина - это может привести к травме

    На глаз обнаружить у ребенка перелом не так то и просто даже специалисту. У детей кости еще очень гибкие и потому часты случаи микрорасщеплений и микротрещин. Поэтому если ребенок достаточно сильно травмировался, то лучше как можно быстрее показать его травматологу. Переломы у детей могут сопровождаться болью или проходить почти безболезненно, может отмечаться потеря силы и подвижности в поврежденном месте, а также изменение её формы.

    Солнечная активность

    В солнечный день всегда надевайте ребенку головной убор. Когда на небе облака, берите головной убор с собой. Ориентировочно с 10:00 до 16:00 самая большая активность солнца, поэтому в это время старайтесь, чтобы ребенок не находился долго под воздействием его прямых лучей. Время нахождения под солнцем строго индивидуально для каждого ребенка, оно во многом зависит от возраста, здоровья и строения кожи. Обсудите этот вопрос со своим лечащим врачом. Но в любом случае, как и взрослый, ребенок должен постепенно привыкать к солнцу, и каждый день надо увеличивать время его нахождения по ним. Это позволит избежать солнечных ожогов.

    Солнцезащитные средства наносите минут за 15-20 до выхода на улицу и после купания. Применяйте защиту уровня SPF-20 или SPF-30, при этом старайтесь использовать максимально безопасные средства, разрешенные для применения детям.

    Дошкольникам лучше наносить защитный крем или молочко, они более жирные, чем другие средства.А спреи, гели и муссы могут сушить кожный покров. И не забывайте, что нанесения крема не отменяет нормы нахождения под прямыми лучами, лучше избегать периода с 10:00 до 16:00 часов. В зависимости от региона и времени года он может быть подкорректирован с 11:00 до 17:00 часов.

    Носите с собой много воды и давайте ребенку много пить. Избегайте сладкой воды, она вызывает еще большую жажду. Следите за ребенком, чтобы он не перегревался и не обгорел, при первых признаках покраснения коду уведите в тень. Старайтесь больше гулять в тенистых местах, используйте свободную хлопчатобумажную одежду. Всегда держите в аптечке средство от ожогов. Если вы защищаете глаза ребенку солнцезащитными очками, то применяйте качественные модели со стеклом, дешевые подделки из пластика могут нанести большой вред.

    Избегаем пищевых отравлений

    Приучите ребенка мыть руки перед каждым приемом пищи или хотя бы тщательно вытирать их влажными салфетками. Не употребляйте на жаре скоропортящиеся продукты, особенно мясо, которое может превратиться в яд уже после 20 минут нахождения на солнце.

    Старайтесь больше употреблять овощи, фрукты и ягоды. Мойте их тщательно, перед тем как употребить в пищу. Старайтесь не приобретать фрукты, которым еще по сезону не должны продаваться. Как правило, это продукты, выращенные с большим добавлением химических веществ, стимулирующих рост, они очень опасны для здоровья и могут вызвать сильное отравление. В аптечке всегда держите средства лечения отравлений.

    Пожарная безопасность.

    Опасность огня не только в том, что это разрушительная стихия, но в том, что вызвать её может даже маленькая спичка в руках несмышленыша. Сами взрослые часто сквозь пальцы смотрят на технику пожарной безопасности, хотя прекрасно понимают возможные последствия, а что же говорить о детях дошкольного возраста, опыт которых еще ничтожно мал.

    Обучать дошкольника элементарным правилам безопасности надо с самого раннего возраста, даже малыш двух лет от роду уже должен понимать, что в розетку нельзя ничего засовывать, нельзя трогать плиту и грызть провода.

    Но это тема для другого материала, а в этой статье речь пойдет о детях старше четырёх лет. Современная педагогика признает этот возраст самым оптимальным, чтобы начать изучать правила пожарной безопасности для дошкольников . Дети в этом возрасте очень доверяют взрослым, в первую очередь папе и маме. Поэтому немаловажным фактором здесь является личный пример родителей. Если дошкольник будет видеть, что дома валяются незатушенные сигареты, над огнем сушится рубашка, а розетка время от времени искрит и воняет пластмассой, то это будет вызывать в нем стойкое убеждение, что в нарушении правил пожарной безопасности нет ничего страшного. Взрослые ведь нарушают и всё прекрасно.

    Вот отсюда и следует первое правило для родителей и педагогов – ребенок должен понять, что огонь не просто светлячок, что он может быть опасен. Не талдычьте дошкольнику заученные фразы типа «спички детям не игрушка», а разъясните, что из маленькой искры может вырасти большой пожар и всё сжечь, и ЕГО любимые игрушки, и телевизор, и весь дом. И вот именно поэтому детям нельзя играть с огнем! Пользоваться им можно только взрослым и то очень аккуратно. Если у ребенка выработается защитный рефлекс опасности, уважительное отношение к маленькому огоньку в плите, который нам помогает, но его просто так трогать нельзя, то это уже половина дела. Это же касается и других опасных сфер жизнедеятельности, например, автомобильных дорог. Мы рекомендуем вам также прочесть статью "Безопасность дорожного движения для детей". И хотя, скорее всего, пока что ваше чадо всегда при вас и по дорогам самостоятельно не ходит, но чем раньше вы начнёте прививать ему безопасные навыки, тем лучше.

    Второй половиной дела можно считать обучение самим правилам пожарной безопасности для дошкольников. Ведь мало понимать опасность, надо знать, как от неё уберечься. Вот здесь мы бы тоже не рекомендовали обходиться формальным подходом, как учителям, так и родителям. Возможно, для кого-то это покажется крамольным, но если дошкольник не до конца поймет отличие клена от липы или не сможет до школы пояснить почему улетели птицы, то это незначительно скажется на его жизнедеятельности, а вот незнание техники безопасного поведения может реально закончиться трагедией. Поэтому в ход надо пускать все механизмы насаждения знаний. Без сомнения это базовые уроки дошкольной программы в старшей и подготовительной группе. Конечно же, воспитателю необходимо максимально приложить усилия для раскрытия материала, но и родители не должны быть в стороне. Поиграйте со своим малышом в пожарных, выберите несколько игрушек, которые плохо себя вели и баловались с огнем, и вот загорелся дом. И вы спешите на красной машине тушить пожар. Он потушен, ура, вы спасли дом!

    Потом поговорите с непослушными игрушками, пусть ребенок поругает их и четко разъяснит правила поведения с огнем . В этом процессе малыш и сам будет взрослеть в своем отношении в вопросу пожара. Также активно применяйте соответствующие мультипликационные фильмы, книги, раскраски, пока не почувствуете, что ваш ребенок четко усвоил правильную линию поведения.

    И напоследок хотелось бы сказать, то, что нам взрослым кажется элементарным, для детей может стать загвоздкой. Поэтому обращайте на это внимание при обучении правилам безопасности.

    Приведем пример. Вы объяснили дошкольнику, что опасно трогать электроприборы, но он с удовольствием раскрутил свой детский светильник с картинками. На вопрос, зачем он туда полез, вы получите ответ полный непосредственности – «это же не электроприбор, это моя игрушка!». Поэтому старайтесь всегда изъясняться четко и однозначно, и тогда техника пожарной безопасности будет всегда сопровождать ваше чадо.

    Литература:

      Вакса О. Твоя безопасность / О. Вакса // Вакса О. Все, что должны знать мальчишки / Вакса О. - М., 2004. - С. 73-110.

    2.Волков В. М. Азбука безопасности: советы старого милиционера / В. М. Волков // Карапуз. - 2002. - N 10. - С. 2-20: ил.

    3. Детская энциклопедия : помоги себе и другим, или безопасность в чрезвычайных ситуациях: [познават. журн. для девочек и мальчиков] / [авт.-сост.: Ю. Воробьев, Ю. Гуллер, В. Пучков]. - М. : Аргументы и факты, 2005. - 72 с. : ил.

    4. Соколова Ю. А. Правила безопасности / Ю. А. Соколова; худ.: В. Трубицын. - М. : Эксмо, 2007. - 47 с. : ил.

    5. Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: книга для детей и родителей / Цвилюк Г. Е. - М. : Просвещение, 1994. - 63 с. : ил.

    Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

    Высшего Образования «ВГПУ»

    «Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности»

    РЕФЕРАТ

    На тему: Правила безопасного поведения детей

    на природе. Ориентирование, безопасность

    на водоемах, пожарная безопасность.

    Опасные и безопасные грибы, ягоды, растения.

    Выполнил: студентка 2 курса ППФ

    Профиль,Дошкольное образование,

    ЗФО Старцева Оксана Николаевна

    Проверил: К.П.Н. доцент Романова Т.А.

    Воронеж,2017

    1.Введение……………………………………………………………….2

    2.Цели и задачи………………………………………………………...2

    3.Правила безопасного поведения в природе……………………...3

    4.Правила безопасного поведения детей на воде………………….4

    5.Ребенок и улица………………………………………………………5

    6.Безопасное поведение на льду……………………………………...7

    7.Безопасность летом…………………………………………………..8

    8.Пожарная безопасность……………………………………………..9

    9.Литература……………………………………………………………12

    Ирина Ромашова
    Проект по ОБЖ «Безопасность в природе»

    Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение

    Детский сад № 94 «Солнышко» г. Твери

    Проект по ОБЖ

    Тема : «Безопасность в природе »

    Выполнила воспитатель высшей

    Ромашова И. Е.

    Цель проекта : познакомить детей с элементарными правилами ; сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

    Основные направления работы этого блока :

    1. Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления )

    2. Охрана природы

    3. Съедобные и несъедобные грибы

    4. Лекарственные и ядовитые растения

    5. Контакты с насекомыми и животными

    Задачи :

    Формировать понятие взаимосвязи и взаимодействия всех природных объектов через знакомство дошкольников со значением природы в жизни людей

    Знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды

    Формировать у дошкольников ответственное и бережное отношение к природе , сочетая с ознакомлением с опасными растениями; развивать умения различать лекарственные и ядовитые растения, съедобные и несъедобные грибы

    Формировать у дошкольников представление об опасностях, возникающих при контакте с насекомыми и животными и о правилах поведения при встрече с ними

    Тип проекта : краткосрочный.

    Длительность проекта : 1 неделя.

    Участники проекта : педагоги, дети и их родители.

    Планируемый результат : дети старшего дошкольного возраста, знающие и соблюдающие правила безопасного поведения в природе , умеют действовать в различных ситуациях.

    1. Безопасность

    2. Здоровье

    3. Социализация

    4. Коммуникация

    6. Чтение художественной литературы

    7. Познание

    8. Художественное творчество

    Основные формы реализации проекта : беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, тренинг-соревнования, чтение художественной литературы, работа с родителями.

    Этапы проекта :

    I. Подготовительный. Работа с родителями.

    Цель : повышать грамотность родителей в формировании знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе .

    Анкетирование

    Консультации : «Общение с природой – прекрасно или опасно?» , , «Растения могут быть опасными» , «Что делать при отравлении грибами?» , «Если ребёнок потерялся в лесу»

    КВН для детей и родителей «»

    Досуг для детей и родителей : «Чтобы не было беды»

    Художественное творчество

    Непосредственно образовательная деятельность

    Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к формированию основ безопасного поведения детей в природе .

    II. Реализация проекта

    Работа с детьми проводится на протяжении всей недели.

    Каждый день недели имеет свою общую структуру : название, цель дня, в конце дня подводятся итоги.

    Темы дня :

    Понедельник природе (природные явления ) » – дети должны знать, что Земля – общий дом для всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком, иметь знания о явлениях природы .

    Вторник : «Будем беречь природу и охранять » - дети должны знать : какие действия вредят природе , портят её, а какие способствуют её восстановлению.

    Среда : - дети должны уметь различать грибы (съедобные и несъедобные) по внешнему виду.

    Четверг : - дети должны уметь различать съедобные ягоды и ядовитые растения, правильно их называть.

    Пятница : - дети должны знать, что контакты с животными и насекомыми могут быть опасны.

    Понедельник

    Тема дня : «Взаимосвязь и взаимодействие в природе (природные явления ) »

    Цель : формировать целостное представление картины мира, о человеке, как части природы ; закрепить знания детей о явлениях природы .

    Беседа : «Земля – наш общий дом»

    Чтение художественной литературы : стихотворение М. Бородицкая «Разговор с пчелой» , А. Барто «Весенняя прогулка»

    Отгадывание загадок о лесе и его обитателях; природных явлениях

    Наблюдение : за деревьями, птицами, растительностью на участке

    Рассматривание репродукций картин : И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» , «Перед грозой»

    Развлечение : «Мы знаем, как вести себя в природе »

    Рассматривание альбома : «Правила поведения в природе »

    Подвижная игра : «Птички в гнёздышках»

    Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей »

    Продуктивная деятельность (рисование) : «Чтобы я хотел видеть на Земле»

    Экспериментальная деятельность : опыт «Гром и молния» (с воздушными шарами)

    Тема дня : «Будем беречь и охранять природу »

    Цель : формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна , поэтому её надо охранять.

    Рассматривание альбомов : «Жалобная книга природы » , «Природа родного края »

    Просмотр презентации : «Правила поведения в лесу»

    Показ схем : «Что можно и что нельзя делать в природе »

    Заучивание стихотворений : «Если я сорву цветок» , «Здравствуй лес, дремучий лес» С. Погорельского

    Игровая ситуация : «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»

    Беседа : «Мы – юные друзья природы »

    Дидактическая игра : «Живая природа »

    Пальчиковая гимнастика : «Вышли пальчики гулять»

    Чтение художественной литературы : стихотворение Е. Карасёва «На земле исчезают цветы» , А. Берестова «Лес не только для нашей забавы»

    Физминутка : «Вместе по лесу идём»

    Рассматривание плакатов : «Запрещающие правила поведения в природе » , «Разрешающие правила в природе »

    Тема дня : «Съедобные и несъедобные грибы»

    Цель : учить детей отличать съедобные грибы от несъедобных; дать знания о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки)

    Беседа : «Лес – богатство нашей Родины»

    Дидактические игры : «Что будет если…» , «Собери грибы в корзину»

    Отгадывание загадок на эту тему

    Чтение художественной литературы : Н. Сладков «Белкин мухомор» , сказка В. Даля «Война грибов с ягодами»

    Оформление памятки : «Что делать при отравлении грибами»

    Рассматривание макета : «Грибы в лесу»

    Сюжетно-ролевая игра : «Первая помощь при отравлениях»

    Игра-аттракцион :

    Продуктивная деятельность (лепка) : лепка грибов для игры-аттракциона «Помоги собрать грибы для Красной Шапочки»

    Видеозапись : «Съедобные и несъедобные грибы»

    Физминутка : «Боровик»

    Тема дня : «Съедобные ягоды и ядовитые растения»

    Цель : учить внимательно относиться к растениям в природе , познакомить с ядовитыми растениями, учить узнавать их.

    Беседа : «Зачем люди ходят в лес»

    Дидактическая игры : «Верно – не верно» , «Съедобные – несъедобные ягоды»

    Чтение художественной литературы : сказка «На лесной тропинке» ; стихи В. Рождественского «Ромашки» , «Подорожник»

    Рассматривание альбома : «Ядовитые растения» , «Лекарственные растения»

    Подвижная игра : «У медведя во бору»

    Раскрашивание картинок : «Что растёт в лесу»

    Проигрывание ситуации : «По ягодку в лес пойду…»

    Физминутка : «За малиной»

    КВН : «Безопасность ребёнка в природе »

    Видеозапись : «Лекарственные и ядовитые растения»

    Продуктивная деятельность : объёмная аппликация «Рябина-лекарственное растение»

    Тема дня : «Контакты с животными и насекомыми»

    Цель : учить понимать состояние и поведение животных и насекомых, знать, как с ними обращаться»

    Беседы : «Все нужны на земле» ; «Не дразните собак…»

    Дидактическая игра : «Правильно – неправильно поступают люди»

    Чтение художественной литературы : В. Танасийчук «В гостях у насекомых» ; Б. Житков «Беспризорная кошка»

    Оформление памятки : «Как вести себя при встрече с животными»

    Рассматривание энциклопедии : «Насекомые»

    Проигрывание ситуации : «Осторожно! Я кусаюсь…»

    Сюжетно-ролевая игра : «Будем дружно жить!»

    Составление рассказов на тему : «Осторожно с собаками, кошками, пчёлами, змеями, клещами!»

    Продуктивная деятельность (рисование) : коллективная работа «Наши друзья»

    Итоговое мероприятие : досуг для родителей и детей «Чтобы не было беды»

    III. Результаты проекта

    У детей дошкольного возраста сформировалось представление об опасных для жизни и здоровья ситуациях и явлениях, которые встречаются в природе .

    Отправляясь на прогулку с ребенком в лес, парк, к речке или озеру, помните – маленький человек не привык общаться с живой природой и там его могут поджидать совершенно неожиданные неприятности. Причем взрослые вполне в состоянии их не допустить и при этом не испортить отдых ни себе ни малышу.

    Самое главное правило при прогулке с детьми на природе – бдительность и еще раз бдительность. Никогда не выпускайте ребенка из поля зрения, а так же, если на пикник отправляетесь компанией, пусть будет хотя бы один взрослый человек, который останется трезвым и возьмет ответственность за детскую безопасность на себя.


    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

    Ядовитые растения

    В наших широтах растет немало безобидных с виду растений, которые могут быть опасны не только для ребенка, но даже для взрослого человека. Некоторые из них совершенно нейтральны, пока их не съедят – к таким относятся волчьи ягоды, ландыш, с его красными плодами, которые так привлекают малышей. Нельзя допустить, чтобы ребенок лизнул желтый ядовитый сок чистотела, пробовал на вкус цветы белладонны, белены. А красивые стволы листья и зонтики борщевика опасны даже при обычном прикосновении — вызывают сильные, долго незаживающие и болезненные ожоги.


    instagram@mangorichi

    Что касается крапивы – прикасаться к ней очень неприятно и такой контакт ребенок запомнит с первого раза. Особенно, если вы покажете, как выглядит крапива. Однако особой опасности ожог листьями крапивы для ребенка не представляет, но лучше все же обойтись без него.

    Как избежать: сколько бы не было лет ребенку, расскажите, что в лесу, парке и даже во дворе никогда нельзя брать в рот ягоды не показав их взрослым. Перед тем как расположиться на пикник, осмотрите территорию и отпускайте детей в места особой опасности.

    Укусы жалящих и кровососущих насекомых

    Осы, пчелы, комары и всевозможная мошкара – коренные обитатели лесов, полей, прибрежных территорий – проще говоря, часть живой природы. Опасность может представлять укус большого количества насекомых – для детского организма количество яда может оказаться критичным. То же касается и комариных укусов – кроме очень неприятных ощущений, боли, зуда, множественные укусы могут вызвать серьезную интоксикацию. А если у ребенка аллергия на яд насекомых, укусы допускать нельзя.

    Как избежать: воспользуйтесь репеллентами, которые разрешены для детей (это очень важно – далеко не все подходят!). Внимательно читайте инструкцию по применению, некоторые категорически нельзя наносить на кожу, а только на одежду. Не позволяйте ребенку ходить по лесу с едой и напитками, особенно сладкими – осы слетаются на запах и это дополнительный риск.

    Иксодовый клещ

    Это насекомое – особая опасность в лесу и даже парке. Вопреки непонятно откуда появившимся стереотипам, клещи не падают с деревьев, а поджидают свою добычу, сидя на травинках, в кучах листьев и невысоких кустиках. Опасны клещи тем, что могут быть переносчиками серьезных болезней, в том числе клещевого энцефалита и болезни Лайма (клещевой боррелиоз).

    Как избежать: отправляясь на пикник, наденьте на ребенка закрытую обувь, носочки, длинные штанишки (в идеале – заправить их в носочки, даже если это не очень красиво). Одежду лучше выбирать светлого цвета, так будут более заметен клещ, если он заберется на одежку. Постоянно осматривайте малыша, особенно под футболочкой, за ушками, на шейке, в паху. Большинство разрешенных для детей репеллентов, увы, бессильны против клещей.

    Ожог от костра

    Казалось бы – это очевидно: ребенок не должен подходить к костру или горячему мангалу. Тем не менее, такие ожоги случаются очень часто в период пикников.

    Как избежать: расскажите ребенку, почему нельзя подходить к костру без взрослых и контролируйте его действия. Если неприятность произошла, не используйте бабушкины варварские методы, типа помочиться на ожог. Вам нужна только чистая холодная вода, правда – много.

    Ребенок потерялся в лесу

    Эта неприятность из серии «не дай бог», тем не менее, потеряться в лесу очень просто. Родители всегда должны помнить, что любознательность ребенка в любой момент может перевесить опасения и страх, потому будьте начеку.

    Как избежать: следите за ребенком, а если отвлекаетесь, поручите наблюдение другому ответственному взрослому или старшим детям. Время от времени зовите малыша по имени, пусть откликнется. Найдите ребенку занятие в поле вашего зрения, чтобы он не заскучал и отправился искать приключения. Пусть у ребенка в кармашке всегда лежит записочка с вашим номером телефона, а еще свисток или другая громкая игрушка – проинструктируйте малыша, когда ею пользоваться.

    Солнечный удар

    Такая неприятность как солнечный или тепловой удар чаще случается в летнюю жару, но и весной, если малыш находится под прямыми солнечными лучами, он может получить солнечный удар, а если он одет не по погоде (слишком укутан), то от теплового удара не застрахован.

    Как избежать: пусть головку всегда прикрывает легкая светлая панамка их х/б ткани. Не кутайте ребенка, ведь если вам жарко, ему и подавно!

    Это вовсе не страшилки и, разумеется, не повод отказываться от похода на природу. Совсем наоборот – гуляйте как можно дольше и дольше, но пусть неприятности обойдут вас стороной, тем более, что это в ваших силах.

    Проект по безоПАСНОСТИ

    «Дети и природа»

    бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

    «Средняя общеобразовательная школа №161 »

    Актуальность: Природа оставляет большой след в душе ребёнка, потому что она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все его чувства. Этот удивительный мир: мир красок, превращений и неожиданностей. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него, ребенок, не зная основ безопасного поведения, может навредить не только окружающей природе, но и самому себе (например, ради интереса взять в руки змею, попробовать незнакомые ягоды, кинуть горящую спичку в лесу). Детям необходимо объяснить последствия такого небезопасного поведения. В связи с этим мною и была выбрана тема проекта по безопасности «Дети и природа». Цель проекта: - ознакомление детей с правилами поведения в природе, - формирование навыков безопасного поведения. Задачи:

    Формировать первоначальные умения и навыки безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе (познакомить и обучить детей правилам поведения в лесу, формировать бережное отношение к живому);

    Дать представления о последствиях неправильного поведения в природе;

    Развивать познавательный интерес к миру природы;

    Формировать у детей элементарные экологические знания о лесе;

    Способствовать развитию творческих способностей, воображению детей;

    Воспитывать экологическую культуру,

    • Поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения
    • за окружающей природой;

    • Развивать умение общаться с взрослыми, отвечать
    • на вопросы, вести диалог.

    Тип проекта: познавательно – исследовательский

    По количеству участников: групповой

    По продолжительности: среднесрочный

    Участники проекта: педагоги, дети средней группы и родители.

    Срок реализации проекта: сентябрь-октябрь 2014 г.

    Этапы реализации проекта: I.Организационный 1. Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. 2. Подбор методической литературы по теме. 3. Подбор художественной литературы по теме. 4. Подбор дидактического материала, наглядных пособий (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры) 5. Составление плана-схемы проекта 6. Включение в план-схему проекта занятий, бесед, игровых ситуаций, сюжетно-ролевых игр и других видов детской деятельности. Этапы реализации проекта: II. Основной (практический ) Реализация проекта в образовательную практику (реализация запланированных мероприятий) . III. Заключительный 1. Выставка семейного рисунка «Азбука безопасности в природе» 2. Презентация результатов проекта на педагогическом совете; 3. Подведение итогов. Основные направления реализации проекта по образовательным областям: Социально-коммуникативное развитие 1. Дидактические игры: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если… »; 2. Игровая ситуация: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»; 4. Сбор веток и мусора на территории группового участка. 5. Просмотр презентации: «Правила поведения в лесу»; 6. Показ схем: «Что можно и что нельзя делать в природе»; 7. Показ демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей». Основные направления реализации проекта по образовательным областям: Познавательное развитие 1. Рассматривание альбомов: «Жалобная книга природы», «Правила поведения в природе», «Природа родного края»; 2. Рассматривание репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» И. И. Шишкин, «Берёзовая роща» Левитан И. И., «Дубы» Васнецов В. М. 3. Наблюдение: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением младших и старших детей на других участках; 4. Создание альбома: «Жалобная книга природы»; 5. Целевая экскурсия по территории детского сада; Основные направления реализации проекта по образовательным областям: Речевое развитие 1. Заучивание стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес, дремучий лес» С. Погорельского; 2. Беседы: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины», «Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все нужны на Земле», «Как вести себя в лесу». 3. Отгадывание загадок о лесе, о его обитателях. 4. Чтение рассказов: «Белкин мухомор» Н. Сладков, «Волчишко» Е. Чарушин; 5. Чтение пословиц и поговорок о лесе. Основные направления реализации проекта по образовательным областям: Художественно-эстетическое развитие 1. Раскрашивание картинок «Кто живет в лесу», «Что растет в лесу». 2. Прослушивание записи: «Голоса птиц», « Звуки природы». 3. Чтение стихотворений: «На земле исчезают цветы» Е. Карасев, «Если вы в лес пришли гулять» Н. Рыжова, «Есть одна планета – сад» Я. Аким, «Одуванчик» Е. Благинина, «В лесу» И. Белоусов, «Гость в лесу» Н. Красильникова, «Лес не только для нашей забавы», «Дерево, цветок, трава и птица» А. Берестов, «Однажды в лес… » Г. Ладонников, «Шагай» Б. Заходер. Физическое развитие 1. Подвижные игры: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки». 2. Пальчиковая гимнастика: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», «Уж как шла лиса по тропке», «Явления природы» Взаимодействие с родителями: 1. Папка – передвижка: «Правила поведения в лесу» 2. Консультация для родителей: «Если ребёнок потерялся в лесу» 3. Памятки для родителей «Как вести себя в природе» 4. Выставка семейного рисунка «Дети и природа» Предполагаемые результаты: - дети умеют правильно вести себя в природе; - проявляют бережное отношение к природе; - имеют представление о последствиях неграмотного отношения к природе; - развивающая среда группы пополнится необходимым материалом. Использованная литература: 1. Порхунова В. В. Планирование эколого – образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. – Н. Новгород: Изд–во Волго-Вятской академии гос. службы, 2004. – 108 с. 2. Посылкина Р. Ю., Николаева Л. И. Использование метода моделирования в системе экологического образования детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – Н. Новгород, 2002. – 89 с. 3. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – Москва, 2004. 4. Рыньков В. В., Юдина Т. В. Азбука экологического воспитания дошкольников: Методическое пособие для руководителей и воспитателей детских садов. – Н. Новгород, 1994. 5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стёркина Р. Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : «Детство – ПРЕСС», 2011. – 114 с. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

    Выполнила воспитатель МБДОУ д с №8 Овсянникова В.А.

    «Воспитание безопасного поведения дошкольников в природе»

    Природа создает условия для физического, материального, духовного развития человека. Знакомство с этим огромным окружающим миром-миром природы происходит у ребенка с первых дней рождения. Именно в детстве закладывается отношение к природе, к себе, к окружающим людям. Надо научить детей любить природу, познакомиться с ее особенностями, солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Природа не только создает условия для всестороннего развития, но и является основным фактором укрепления здоровья детей.

    Не секрет, что особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать. А как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое?

    Актуальность темы:

    Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях - один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек - и взрослый, и ребенок - в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются маленькие дети, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность. Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

    Основная задача нас, взрослых, – привить детям культуру безопасного поведения на улице, в быту, в общении, на природе – все это составляющие общей культуры безопасности.

    Как сделать так, чтобы и родители были спокойны и дети находились в безопасности? Нужна планомерная, профилактическая работа с детьми с самого раннего возраста в игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

    Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания детей о правилах безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков при помощи:

    1. Дидактических игр: «Правильно-неправильно поступают люди», «Живая природа», «Верно - не верно», «Что будет, если … »;

    2. Игровых ситуаций: «Расскажи Буратино, как вести себя в лесу»;

    4. Показов схем «Что можно и что нельзя делать в природе» и демонстрационных картинок из серии «Правила безопасности для детей».

    5. Рассматривания альбомов «Жалобная книга природы», «Правила

    поведения в природе», «Природа родного края» и репродукций картин: «Утро в сосновом лесу», «Лесные дали» И. И. Шишкин, «Берёзовая роща» Левитан И. И., «Дубы» Васнецов В. М.

    6. Наблюдениям в природе: за деревьями, птицами, растительностью на участке, за поведением младших и старших детей на других участках;

    7. Заучиваниям стихотворений: «Если я сорву цветок», «Здравствуй, лес,

    дремучий лес» С. Погорельского;

    8. Беседам: «Мы – юные друзья природы», «Лес – богатство нашей родины»,

    «Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все

    нужны на Земле», «Как вести себя в лесу».

    9. Отгадыванием загадок о лесе, о его обитателях.

    10. Подвижных игр: «Зайцы в лесу», «У медведя во бору», «Пройди по

    тропинке», «Птички в гнёздышках», «Лягушки – попрыгушки».

    11. Пальчиковой гимнастики: «Цветок», «Вышли пальчики гулять», Уж как

    шла лиса по тропке», «Явления природы».

    12. А также практической трудовой деятельности: сбор веток и мусора на территории группового участка, полив растений и т.д.

    Игра – как способ моделирования окружающей жизни. Отражает события окружающего мира, ребенок становится их участником, знакомится с миром, действуя активно.

    Играя в игру «Что такое хорошо и что такое плохо», дети видят правильные и неблаговидные поступки и их последствия.

    Необходимо отметить, что очень часто родители не уделяют достаточного внимания обучению детей ориентированию на местности и распознаванию ядовитых растений. Бузина, белена, вороний глаз, ландыш майский, дурман обыкновенный, желтый лютик, болотистый вех и другие растения могут стать причиной отравления и даже смерти. Некоторые семьи, не имея представления об опасных растениях своей местности, упускают тот факт, что в отпуске, проводимом в природных условиях, отличных от местных, дети могут встретиться с незнакомыми им, но не менее ядовитыми видами растений. Поэтому необходимо проводить профилактическую работу с родителями в этом направлении с помощью консультаций, бесед, памяток.

    Пребывание на природе – это еще и контакты с животными и насекомыми. Познавая окружающий мир, ребенок может не только сорвать ядовитое растение, но и, вступив в контакт с дикими или домашними животными, причинить себе вред или ему. Укус змеи в лесу, жалящего насекомого в саду или собаки на улице может представлять угрозу здоровью и жизни. Поэтому одна из важных задач в работе по обеспечению безопасности жизнедеятельности в окружающей среде: дать детям элементарные навыки правильного поведения и общения с животными, растениями (в виде разнообразных игр, бесед, проблемных ситуаций).

    Вывод: Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и ее обитателей. Воспитывая культуру безопасности, необходимо внушать детям, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому, заботясь о природе, человек заботится о себе и своем будущем.

    Литература:

    1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.

    2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.

    4. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.

    5. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.

    Правила поведения, которые нужно соблюдать в природе:

    Правила поведения на воде

    * Находясь у воды, будь очень осторожен.

    * Купайтесь только под присмотром взрослых.

    * Не купайтесь в незнакомых местах.

    * Не заплывай далеко от берега, если еще не умеешь плавать.

    * Не плавай в водоеме на предметах – это очень опасно.

    * Во время купания не хватайте друг друга за руки и за ноги.

    * Никогда не заходи в воду, не плавай и не играй в воде, если рядом нет взрослых.

    * Купаться можно в специально оборудованных местах.

    Правила поведения на природе

    * Не разоряй птичьи гнезда.

    * Не ломай ветки деревьев.

    * Не разоряй муравейники.

    * Не лови бабочек ради забавы.

    * Не обижай лесных жителей.

    * Не рви много цветов.

    * В лесу держитесь вместе.

    * Не шумите.

    * Не оставляй после себя мусор.

    * После отдыха на природе загасите костер водой.

    * Если ты потерялся, начинай кричать, чтобы тебя нашли.



    Похожие статьи