• Клубы для родителей в условиях доу. Программа родительского клуба «Дружная семейка

    11.07.2019

    Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.

    Суть понятия

    Родительский (семейный) клуб - это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

    Родительский клуб - это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ

    Цели и задачи работы родительского клуба

    Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.


    Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

    • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
    • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
    • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших - подготовка к началу обучения в школе);
    • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной - ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
    • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).

    Как работает родительский клуб

    Работа клуба определяется стратегией образовательного процесса в конкретном ДОУ. Клубное членство существует в двух форматах: общее всего сада и частное для отдельной группы. Обычно участники клуба всего сада собираются на заседания (клубные часы) один раз в квартал в музыкальном зале для работы над вопросами, которые не привязаны к возрасту детей. Например, обсуждение проблемы «Ребёнок и компьютер». Родительский клуб конкретной группы отдельно не собирается, а работает в рамках родительских собраний, на которых поднимаются вопросы, тревожащие мам и пап детей определённого возраста.

    Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях

    Участники родительского клуба

    Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

    • учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
    • учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
    • психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
    • учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
    • методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).

    Чем занимаются на заседаниях

    Участники родительского клуба:


    Формы работы семейного клуба

    Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:


    Программа работы клуба

    Тематика работы общего родительского клуба планируется методическим советом ДОУ. Но при этом она может изменяться по запросу родителей. Для этого в каждой группе есть «Волшебный почтовый ящик», в котором мамы и папы могут оставлять заявки по интересующим вопросам. За 1–2 недели до очередного заседания методист детского сада собирает эти запросы, анализирует их и корректирует тему в зависимости от волнующих вопросов. В рамках группы выбор темы для обсуждения происходит чаще всего на усмотрение воспитателя, но обязательно с учётом личных просьб родителей.

    Тематика заседаний родительского клуба

    В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.

    Примерный перечень тем может быть таким:

    • «Как подготовить ребёнка к школе»;
    • «Как научить ребёнка усидчивости и внимательности»;
    • «Развиваем память у дошкольников»;
    • «Интеллектуальные игры для развития мышления у детей»;
    • «Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей»;
    • «Рекомендации по обучению и воспитанию гиперактивного ребёнка»;
    • «Возрастные кризисы»;
    • «Детские страхи»;
    • «Капризы и упрямство»;
    • «Ребёнок и компьютер»;
    • «Речевые нарушения и причины их возникновения»;
    • «Формирование словаря у детей посредством речевых игр».

    Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей

    Планирование клубного часа

    Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

    Приветствие

    Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

    Таблица: варианты игр для приветствия

    Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу

    Основной этап

    На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

    Теоретический аспект

    Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

    • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
    • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
    • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

    На теорию выделяется около 15 минут.

    Практическая часть

    Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:


    Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

    Практика занимает до 45 минут.

    Эмоциональная разгрузка

    Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

    Заключительный этап

    Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

    • письменной (участники формулируют ответы на вопросы «Чем полезна эта встреча?», «Что бы вы хотели обсудить на следующем заседании?»);
    • устной (например, передавая друг другу мяч, участники говорят о своих впечатлениях от работы, или описывают себя в гипотетической ситуации, сходной с той, что рассматривалась на клубном часе).

    Заключительный этап длится около 15 минут.

    Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок - определённая эмоция

    Таблица: пример конспекта клубного часа «Адаптация ребёнка в детском саду» (фрагменты)

    Этап Содержание
    Приветствие Ведущий предлагает участникам познакомиться в игре «Визитки». Каждому из присутствующих предлагается назвать себя и коротко рассказать о своём ребёнке, посещающем детский сад…>
    Основной <…Адаптация - приспособление к условиям окружающей среды. Психологическая адаптация предполагает, что человек находится в гармонии с самим собой, партнёрами по общению и окружающим миром в целом.
    Как вы думаете, какие психофизические реакции могут быть характерны для ребёнка в период адаптации?
    Идёт обсуждение, в конце которого ведущий предлагает плакат с данной информацией…>
    <…Упражнение «Ситуация»
    Ведущий зачитывает ситуацию и предлагает ответить на вопросы.
    Сегодня Шурику исполнилось три года, и мама отвела его впервые в детский сад, предупредив, что очень скоро заберёт его из группы. Вначале Шурику понравилось в детском саду. Он никогда не видел столько новых заводных игрушек и бесконечное количество машин. Забыв про маму, Шурик бросился к игрушкам, но воспитательница позвала всех на прогулку, и Шурику пришлось идти с детьми. Но он никак не мог, как другие дети, сам одеться, зашнуровать ботинки, завязать шарф. Здесь мамы не было, и Шурик попросил воспитательницу помочь ему немного. Все дети начали смеяться, что он такой неумёха, и после этого никто не захотел играть с ним во дворе. И Шурик снова вспомнил маму, он вспомнил, что она сказала, и побежал к калитке, ожидая, что она вот-вот за ним придёт. Но мамы не было. А вместо неё появилась воспитательница и начала его ругать за то, что он ушёл без разрешения из группы. Она заставила его вернуться к детям. Он заупрямился и не хотел идти. Потом расплакался и стал громко звать маму. Шурик отказался от обеда, не захотел ложиться спать. Сел у двери и, причитая, снова стал звать маму. Но мама пришла за ним очень поздно, после ужина. И, выяснив у воспитательницы подробности сегодняшнего дня, ужасно рассердилась и при всех набросилась на Шурика, ругая, что он так плохо себя ведёт. Она пообещала, что поставит его в угол, и увела ревущего домой, не понимая, почему он разрыдался. А он рыдал все сильнее и сильнее.
    Вопросы: Правильно ли поступила мама Шурика, оставив его в первый раз на целый день в детском саду? Правильно ли повела она себя, придя за ним, чтобы забрать его домой? Как бы поступили вы на её месте?
    Игры «По дороге в детский сад»
    Чтобы ребёнок с желанием шёл в детский сад, с ним можно поиграть:
    • «Всё круглое (квадратное, треугольное): ребёнок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути;
    • «Красные (зелёные) предметы» - по принципу упражнения №1;
    • «Волшебные фигуры». Имитируем с ребёнком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.;
    • «Чего не стало?», «Что изменилось?» Взрослый снимает перчатку со своей руки или прикрепляет к своей куртке значок и просит ребёнка сказать, что изменилось. Можно наблюдать за тем, что изменилось по дороге в детский сад…>
    Релаксация Упражнение «Моё настроение» Участникам предлагается на листе бумаги нарисовать то, что соответствует их нынешнему настроению. Анализ упражнения: Что изобразили и почему? Изменилось ли настроение по сравнению с тем, какое было в начале встречи. В какую сторону? Чем вызвана перемена?..>
    Заключительный этап <…Ведущий предлагает участникам встречи рассказать о своих впечатлениях, мыслях, чувствах, пожеланиях.

    Людмила Арчегова
    Семейный клуб в ДОУ, как форма взаимодействия с родителями

    Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями »

    (Из опыта работы МКДОУ №4 с. Эльхотово Кировского района)

    Подготовила Арчегова Л. А., методист.

    «От того, как прошло детство, кто

    вёл ребёнка за руку в детские годы, что

    вошло в его разум и сердце из окружающего

    мира – от этого в решающей степени зависит,

    каким человеком станет сегодняшний малыш».

    /В. А. Сухомлинский/

    В статье 44 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» говорится : Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

    Первая школа воспитания растущего человека-семья. Семья - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт "жить среди людей".

    Детский сад-это первый социальный институт, первое образовательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовка его к жизни в обществе. В связи с этим, одним из непременных условий воспитания ребенка в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников (совместная работа в триаде «Семья - ребенок - детский сад» )

    Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания , такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.

    Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как создать единое пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса, а не пассивными наблюдателями.

    Наше дошкольное образовательное учреждение проводит планомерную целенаправленную работу с родителями . Ведущие цели нашей работы по взаимодействию детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

    Мы считаем, что Семейный клуб как одна из форм нетрадиционного взаимодействия с семьей отвечает всем требованиям ФГОС и настоящего времени.

    Целью семейного клуба «Содружество» является создание системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.

    Задачи Клуба :

    Оказание психолого-педагогической помощи родителям .

    Повышение педагогической культуры родителей .

    Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы .

    Создание условий для реализации собственных идей, способствующих проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания ) .

    Создание семейного клуба очень трудоемкая работа, но интересная, которая имеет свои тонкости, как на этапе формирования клуба , так и в процессе проведения встреч.

    Для организации работы клуба нам , прежде всего, нужно было найти единомышленников, как в среде воспитателей, так и в родительской среде .

    Поэтому был создан совет клуба , в который вошли заведующий ДОУ, методист, педагоги, музыкальный руководитель, представитель родительского совета .

    Мы обсудили необходимость создания семейного клуба , разработали правила поведения родителей на встречах . Эти правила, мы напоминаем родителям перед каждой встречей :

    контролировать поведения своего ребенка без угроз и сравнений с другими детьми;

    принимать ребёнка таким, какой он есть, независимо от его способностей, достоинств и недостатков;

    на протяжении всей встречи выступать в разных ролях : партнер, помощник;

    быть естественными, открытыми, раскрепощенными.

    Также определена периодичность проведения встреч : 1 раз в квартал, во второй половине дня. Этот режим удобен как для педагогов (есть возможность успешно подготовиться по заявленным родителями вопросам , так и для родителей .

    подбиралось по запросам семей и в рамках темы инновационной

    деятельности ДОУ, а также согласно целям и задачам, и нашло

    отражение в разнообразии форм и методов работы семейного клуба .

    Народные игры

    Мастер- классы

    Презентации и слайд-шоу

    Фольклорные праздники

    Совместные акции

    Выставки

    Творческие конкурсы

    Консультации

    Использование таких разнообразных форм работы дало определенные результаты : родители из «зрителей» и «наблюдателей» постепенно становятся активными участниками встреч.

    В нашем клубе родители имеют возможность встречаться со специалистами, задавать им вопросы, овладевать конкретными умениями и навыками, обсуждать проблемные ситуации, а также участвовать наравне с детьми в игровой и продуктивной деятельности. Работа с родителями , направленная на максимальную результативность встреч для всех его участников, строится поэтапно, исходя из таких принципов, как :

    участие в работе клуба на добровольной основе;

    общение строится на взаимопонимании , взаимоуважении , на принципах симпатии, толерантности;

    проявление деликатности, такта, учета мнений каждого.

    Соблюдение этих принципов позволяет приобщить родителей к активной работе во всех вопросах этнокультурного воспитания детей.

    Встречи в семейном клубе – это эффективная форма взаимодействия педагогов и родителей . Совместное участие в упражнениях, подвижных играх, тренингах, радость, веселье сплачивают детей и взрослых. В эти игры потом можно играть в свободное время, на прогулке, в транспорте. Да, музыкально-спортивный зал имеет свои преимущества. Здесь можно в парных упражнениях помериться силой с папой, и перетянуть на свою сторону маму.

    Массаж – прекрасный способ тактильного взаимодействия . На занятии в семейном клубе медицинский работник обучает родителей расслабляющему массажу, который в нужное время и успокаивает расшалившегося малыша и окажет поддержку ребёнку неуверенному в себе.

    Подвижная игра доставляет детям радость и удовлетворение, позволяет приобрести необходимый двигательный опыт, а взрослым помогает, хоть немного сбросить груз каждодневных проблем, почувствовать себя детьми. Хотя дети любят больше соревновательные игры, в семейном клубе больше приветствуются объединяющие игры. Как уверенно и радостно чувствует себя ребенок, когда его ладонь лежит в сильной руке взрослого.

    Вот темы, которые звучали на встречах в семейном клубе :

    Год рождения моего ребенка – каким он был, этот первый год?

    Первые книжки ребенка.

    Друзья моего ребенка.

    Праздники нашей семьи.

    Такие темы позволили не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей , сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Такие встречи сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей .

    И темы, которые мы планируем провести :

    Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.

    Вопросы детей, которые ставят нас в тупик.

    Фотографии нашего детства.

    Как научиться говорить спасибо своему ребенку?

    Активная форма , используемая в работе семейного клуба - это родительский тренинг . Он проводится с теми родителями , которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка. Тренинг проводится, как правило, психологом. По результату тренинга психолог проводит собеседование с педагогом и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге.

    На заседаниях клуба возникли темы некоторых проектов. А разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего детского сада. Родители помогли в подготовке и проведении совместных проектов «Осторожно, улица» , «Помоги птицам» , «Мой папа самый лучший» . Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей .

    Вывод :

    Организация взаимодействия ДОУ и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутри семейная , но и меж семейная дружеская атмосфера , что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

    Вся деятельность нашего клуба осуществляется в тесном контакте педагогов, родителей и детей . Широко используется система домашних заданий для родителей и их силами организуются тематические фотовыставки, выставки рисунков и плакатов.

    Таким образом, детский сад выступает социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а так же интереса и любви к своей малой Родине .

    Смирнова Алёна Николаевна
    Должность: старший воспитатель
    Учебное заведение: МБДОУ №13 "Рябинушка"
    Населённый пункт: г. Железногорск
    Наименование материала: Методическая разработка
    Тема: Детско - родительский клуб "Школа раннего развития"
    Дата публикации: 13.12.2016
    Раздел: дошкольное образование

    ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКИЙ

    КЛУБ

    «ШКОЛА РАННЕГО РАЗВИТИЯ»

    СОСТАВИЛ: СМИРНОВА А.Н. СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ

    ЖЕЛЕЗНОГОРСК 2016Г.

    МБДОУ № 13 «Рябинушка»

    Детско- родительский клуб«Школа раннего развития" Воспитание очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней. Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем ДОУ создан детско-родительский "Клуб раннего развития", для родителей детей, посещающих группу раннего возраста. В клубе принимают участие специалисты детского сада: музыкальный руководитель, воспитатели группы, психолог, старший воспитатель, врач. Цель создания "Клуб раннего развития"(далее –клуб) развитие в ДОУ перспективных форм сотрудничества с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживанию в полной мере возможности семейного воспитания. А для этого родители не должны жалеть ни времени, ни энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня. Основные принципыработы клуба:  добровольность;  компетентность;  соблюдение педагогической этики. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду поможет им:  преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;  относиться к ребенку как к равному;  понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми: если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера, нужно радоваться его личностному росту;  знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;  проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей;  установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.
    Задачи клуба: 1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий. 2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом. 3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ. 4. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье. 5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях. Условия работы клуба:  заседания клуба по согласованию с родителями детей (проводится 1 встреча в месяц);  работа клуба ведётся согласно годового плана клуба;тематика заседаний должна касаться детей и их проблем и родителей и их проблем в воспитании своих детей;формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые, Итогомработы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада. Предложенная программа детско-родительских отношений клуба является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий ПРОГРАММА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
    Актуальность.
    Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной, а в настоящее время она приобрела особый смысл в связи с падением рождаемости и изменением структуры семьи. Анализ состояния современных семей показал, что состав семьи не превышает четырех чело век. Большинство российских семей воспитывает одного ребенка, а остальные родственники проживают чаще отдельно от молодой семьи. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. У молодых семей, несмотря на широкую пропаганду дошкольного образования, нет
    достаточного представления о проживании ребенка в детском саду, об имеющихся там условиях воспитания и обучения. Созданный при ДОУ детско- родительский клуб поможет родителям на практике преодолевать барьер недоверия к детскому саду, а полученная информация намного облегчит в дальнейшем период адаптации детей. Проводимые педагогами занятия с детьми дают педагогам возможность у становить психологический контакт с семьей ребенка и узнать особенности развития и воспитания малыша практически с его рождения.
    Новизна.
    Отсутствие образовательных программ для родителей, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детейдошкольников. В этой ситуации единственным источником педагогических знаний для родителей станет детско-родительский клуб на базе детского сада. Приходя в ДОУ на специальные занятия, в играх со сверстниками, родители овладевают полезными знаниями и учатся общаться, при этом получают необходимые консультации специалистов по детскому развитию. Необходимость введения данной программы обусловлена запросами родителей, проведения анкетирования. Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие включает в себя игры, направленные на развитие двигательных умений, активизации речи, внимания, памяти, и др. Игры и упражнения предыдущих занятий повторяются на последующих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала. Данная Программа имеет
    Цель:
    Гармоничное развитие личности ребенка в процессе предметно-игровой деятельности.В ходе достижения цели решаются следующие задачи: 1. Социально нравственное развитие ребенка, как основа формирования личности. Приобретение опыта общения со сверстниками и взрослыми в процессе разнообразных игр и занятий. 2. Использование новых организационных способов привлечения родителей детей к сотрудничеству с детским садом. 3. Организация и осуществление взаимодействия с родителями детей, посещающих детский сад. 4.Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по уходу за ребенком, проблемам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ. 5. Выработка единого стиля общения с ребенком в ДОУ и семье. 6. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка ихуверенности в собственных педагогических возможностях.
    Родительский клуб -необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений. Изучение родительских запросов выявило необходимость деятельности клуба в 3 направлениях.
    Обучение родителей
    ;  Ведущие формы обучения в условиях клуба -беседы, деловые игры, консультации, тренинги.  Обучениедетей;Игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, спортивные праздники и развлечения, занятия.  Консультирование родителей. Оно направлено на достижение глубокого, объективного понимания родителями проблем ребенка, его личности в целом; определение своей воспитательной стратегии в общении с ним и способов взаимодействия с другими участниками воспитательного процесса. Консультирование двух типов:  Педагогическое(по вопросам, касающимся освоения программы, индивидуального образовательного маршрута ребенка, способов дополнительного образования);  Медицинское (по вопросам, касающимся здоровья детей, индивидуальных особенностей ребенка) Консультирование родителей строилось на принципах:  Создания доверительных отношений;  Взаимоуважения;  Компетентности;  Качественной организации консультаций. Содержание работы: Клуб создается дляпосещениядетей вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в раннем возрасте -предметная деятельность с учетом индивидуальных, личностных особенностей, возможностей и интересов каждогоребенка. Программа клуба рассчитана на 8 месяцев (с сентября по май). Каждая встреча занимает 30-40 минут. Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих блоков: познавательный, музыкальный, двигательный, творческий, в свою очередь каждый блок содержит сменяющие друг друга виды деятельности, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждом занятии подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша. Занятия проводятся педагогами
    детского сада. Материалом для встреч служат игры, игровые задания, консультации специалистов. Методы и приемы,используемые в программе:  Организационные;  Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);  Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);  Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).  Логические.  Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала). Основные этапыразвития взаимодействия с семьей:  1 этап: Изучение семьи ребенка, детско-родительских отношений, деятельности педагогов  2 этап: Создание программы сотрудничества (выбор содержания, форм взаимодействия с семьей ребенка).  3 этап: Реализация программы сотрудничества  4 этап: Анализ полученных результатов Специфика клубов том, что работа в нем осуществляется с учетом психологического возраста ребенка, т.к. это позволит педагогам активнее развивать всех детей (не только обычных, но и "продвинутых", способных, одаренных). Формы организации детской деятельности могут быть различными, но чтобы средства для достижения воспитательно-оздоровительных задач оставались игровыми. Наиболее целесообразно использование различных дидактических, развивающих игр, занимательных упражнений, игр-экспериментов с материалами и др. по всем направлениям деятельности детей, обеспечивая реализацию выбранного программного содержания. При этом нужно придерживаться главного направления в работе с детьми, развития речевой активности каждого ребенка в процессе разнообразной деятельности. Ожидаемый результат:  Овладение некоторыми приемами взаимодействия с ребенком.  Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка.  Умение уважать желание и возможности ребенка.  Представление ребенка об окружающем мире.  Накопление сенсорного опыта.  Становление речи ребенка.  Развитие мелкой и крупной моторики. Итогом работы
    является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, особенно в движениях детей, речевом общении и сенсорных представлениях, успешная адаптация детей к условиям детского сада. Занимаясь в клубе "Раннего развития", разовьются способности ребенка, родители научатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой и вниманием. Результативность проведенных занятий будет отслежена анкетированием.
    Учебный план 2016-2017 учебный год Время Тема Цель Взаимоде йствие специалис тов Консультаци и Август - Сентябрь Подготовитель ный этап Сбор информации, разработка проекта, анкетирование. Музыкаль ный руководит ель, старший воспитате ль, воспитате ль, психолог, учитель- логопед, врач Консультаци я для педагогов по разработке творческого проекта клуба. Октябрь «В гости к ёжику» Развитие коммуникативных, физических качеств, закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики кистей рук, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку разного характера. Старший воспитатель: «Знакомство с планом работы «Клуба раннего развития» Ноябрь «Добро пожаловать в сказку» Развитие эмоциональной отзывчивости на театрализованные постановки,развитие коммуникативных навыков детей, развитие мелкой моторики. Наблюдение психолога во время работы «Клуба» Индивидуаль ные консультации и рекомендац ии семьям. Декабрь «В гости к Снеговичку» Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, способствовать сплочению родительскогоколлектив Консультаци я по запросам родителей.
    а, познакомить родителей с приёмамирисования, характерным раннему возрасту. Январь «Зимняя сказка» Развитие коммуникативных навыков детей,развитие мелкой моторики. Вовлечение детей в театрализованную деятельность, развитие эмоциональной отзывчивости. Консультаци я по запросам родителей Февраль «В гости к нам пришли игрушки» Развитие двигательной активности детей. Формирование умений: бегать, прыгать, выполнять последовательные действия по команде взрослого, ползать, развитие координации движения и чувства равновесия, развитие функциональных возможностей позвоночника. Активизация познавательной деятельности. Консультаци я врача КБ 51 «Здоровье малыша» Март «Моя мама лучше всех» Развитие двигательной активности детей, активизация познавательной деятельности, вовлечение в творческую деятельность – лепка. Консультаци я учителя – логопеда «Речевое развитие ребёнка раннего возраста» Апрель «Забавные матрёшка» Закрепление знаний о сенсорных эталонах, развитие двигательной активности детей, вовлечение в творческую Консультаци я старшего воспитателя «Достижения ребёнка трёх
    деятельность – нестандартные приёмы рисования. лет» Май «Весеннее настроение» Знакомство с характерными погодными явлениями (дождь, ярко светит солнышко и т.д), развитие двигательной активности детей, вовлечение в творческую деятельность – лепка из теста, способствовать сплочению родительского коллектива Консультаци я по запросам родителей

    Первая школа воспитания растущего человека - это семья. Все человеческие тропы начинаются именно в семье. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

    Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции развития детей. По нашему мнению, одной из таких форм является семейный клуб, основанный на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважения. К такому выводу мы пришли не в одночасье. На протяжении многих лет мы проводили планомерную работу с родителями, подчиненную главной цели - созданию единого образовательно - оздоровительного пространства «детский сад - семья», решая при этом приоритетные задачи :

    • повышение педагогической культуры родителей;
    • изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
    • приобщение родителей к участию в жизни группы и детского сада.

    При проведении анкетирования для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм работы, выяснили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 90 % родителей.

    Еще во второй младшей группе (в конце года) за круглым столом выбрали такую форму работы как семейный клуб и определили 3 основных направления работы Клуба :

    • психолого-педагогическое просвещение родителей (определили наиболее важные темы заседаний, наметили сроки деятельности),
    • участие родителей в познавательном развитии детей через «встречи с интересными людьми»,
    • совместная продуктивная деятельность в кружке «умелые руки» для детей и родителей.

    Со средней группы начал свою работу семейный клуб. Это энергозатратное мероприятие, но сторицей возвращающее затраты своей эффективностью. В ходе встреч за «круглым столом» мы помогаем родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказываем практическую помощь в подготовке и проведении праздников в домашних условиях, просим делиться опытом семейного воспитания.

    Целью нашего семейного клуба является: установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.

    Работая в рамках семейного клуба в течение двух лет мы убедились, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей - прекрасный фундамент для развития личности.

    Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей. А мудрая пословица гласит, что слова учат, а пример заставляет подражать.

    Родительский клуб "Семейный очаг"

    Перспективный план-программа работы родительского клуба «Семейный очаг» на 2016 – 2017 учебный год

    Цель: гармонизация детско-родительских отношений.

    Задачи:

    1. Психолого-педагогическое просвещение семей воспитанников, расширение и углубление знаний родителей в области дошкольной психологии и педагогики.

    2. Содействие сохранению и укреплению психологического здоровья детей и родителей.

    3. Оказание квалифицированной консультативной и практической помощи родителям по проблемам воспитания и развития ребенка.

    4. Формирование единого пространства семьи и ДОУ в воспитании и развитии дошкольников, их подготовке к обучению в школе.

    5. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

    6. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом ДОУ в плане единых подходов к воспитанию ребенка.

    Организация деятельности родительского клуба «Семейный очаг»:

    1. Деятельность родительского клуба «Семейный очаг» осуществляется в соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

    2. В состав родительского клуба входят родители воспитанников детского сада, воспитатели, специалисты ДОУ.

    3. Руководит работой клуба педагог-психолог.

    4. Заседания сообщества проходят раз в месяц в группе, в музыкальном или спортивном зале.

    5. Продолжительность заседания 1 – 2 часа.

    6. Темы заседаний определяются уставными задачами и запросом родителей.

    Сущность родительского клуба «Семейный очаг» основывается:

    • на тесном сотрудничестве и партнерстве с семьями дошкольников;
    • на совместном детско–родительском взаимодействии под руководством педагогов;
    • на возможности дифференцированного подхода к семье;
    • на добровольном участии родителей;
    • на активной позиции родителей;
    • на планомерности и последовательности проведения мероприятий.

    Принципы взаимодействия с родителями:

    1. Целенаправленность – привлечение всех членов клуба к непосредственному и сознательному осуществлению целенаправленной деятельности по гармонизации детско-родительских отношений.

    2. Плановость, системность – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным.

    3. Дифференцированный подход – взаимодействие с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи.

    4. Индивидуальный подход – учет возрастных и психологических особенностей детей при взаимодействии с родителями.

    5. Сознательность, активность, дозированность - сознательное отношение родителей к предлагаемым занятиям, получаемой информации.

    6. Стимулирование внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь, путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми.

    7. Доброжелательность, открытость, партнерство – объединение усилий служб ДОУ и семьи для наиболее эффективного взаимодействия.

    Месяц / неделя

    Тема занятия

    Ответственный

    Контингент участников

    Задачи

    Материал

    Сентябрь

    3 неделя

    Организационное заседание, ознакомление с планом работы на год

    Воспитатель

    Родительский комитет, специалисты ДОУ, воспитатели

    1.Заинтиресовать родителей идеей совместной работы с работниками ДОУ в воспитании детей.

    2.Познакомить с планом работы родительского клуба на год.

    3. Обсудить тематические запросы родителей.

    1. Знакомство с участниками клуба (игра «Знакомство»).

    2. Игра «Хвастовство».

    3. Ознакомление с планом работы на год.

    4. Анкетирование

    5.Игра «Я ребенок».

    6.Игра «Чемоданчик».

    7. Памятка «Ваши ожидания»

    8. Игра «Волшебный клубочек».

    9. Коллаж «Что мне понравилось?»

    1. Анкеты

    2. Памятки «Ваши ожидания»

    3. Клубочек

    4. Ватман, фломастеры

    Октябрь

    3 неделя

    Круглый стол «Ребенок имеет право»

    Педагог- психолог

    Родители семей «группы риска»

    1.Воспитывать уважение к человеческой личности.

    2.Способствовать воспитанию чувства уважения к семье.

    3.Способствовать повышению информированности детей и их родителей о Конвенции по правам ребенка.

    4.Содействовать формированию осознания важности принятия данного международного документа в развитии всего человечества.

    5.Активизировать познавательную активность и систематизировать знания родителей о правах детей.

    6.Показать значимую роль семьи в исполнении этого закона.

    1.Игра с мячом «Лови – бросай, права называй»

    2. Дискуссия «Зачем соблюдать права ребенка?», иллюстрация последствий нарушения прав ребенка «Лист бумаги»

    3. Презентация «Ребенок имеет право…»

    4. Игра «Права сказочных героев» - работа в творческих группах

    5.Лекция-беседа «Психологические права и обязанности ребенка в семье»

    6. Анализ педагогических ситуаций и родительских высказываний-установок

    7. Самостоятельная работа «Право ребенка – обязанность родителей» (заполнение «ромашки»)

    8. Подведение итогов, распространение буклетов

    1.Анкеты «Знаете ли вы права своего ребенка?»

    2.Буклеты «Ребенок имеет право»

    3. Книги со сказками «Мальчик с пальчик», «Золушка», «Красная шапочка», «Заюшкина избушка» и др.

    4. Карточки с ситуациями и высказываниями

    5. Ромашки «Право ребенка – обязанность родителей»

    Ноябрь

    2 неделя

    Педагогическая гостиная «Безопасная дорога детства»

    Старший воспитатель, муз. руководитель, логопед

    1.Привлечение внимания родителей к проблеме обеспечения дорожной безопасности детей

    2.Формирование у родителей социально приемлемой позиции участника дорожного движения

    3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах обучения детей ПДД

    1. Выступление агитбригады «Светофорик»: «Правила дорожные – правила надежные!»

    2. Блиц-опрос «Правила знаю и соблюдаю»

    3.Презентация «Безопасная дорога детства»

    4. Практикум «Дорожные ловушки»

    5. Анкетирование «Грамотный пешеход»

    6. Выставка дидактических игр и пособий по ПДД, детской художественной литературы по теме, плакатов

    7. Распространение буклетов «Правила движения достойны уважения!»

    1.Афиши

    2.Подготовка презентации

    3.Карточки «Дорожные ловушки»

    4.Анкеты «Грамотный пешеход»

    5.Буклеты «Правила движения достойны уважения!»

    6.Игры, пособия и литература по ПДД

    Декабрь

    1 неделя

    Устный журнал «Этика семейных отношений»

    Педагог-

    психолог

    Родители групп дошкольного возраста, воспитатели

    1.Привлечь внимание родителей к этике семейных отношений.

    2.Формирование у родителей понимания о правилах поведения в семье.

    3.Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания у детей понятий о этике и эстетике семейных отношений.

    1.Игра «Знакомство».

    2.Коллаж сценок о семейной жизни и роли в них детей.

    3.Распространение буклетов-памяток.

    4. Тестирование « Я конфликтный?»

    5. Сообщение «Манипуляция в семье»

    6. Подведение итогов

    1.Памятки для родителей:

    Мама может…

    Папа может…

    Бабушка и Дедушка могут….

    2. Тест

    Январь

    3 неделя

    Лекция-беседа «Влияние депривации родительских отношений на развитие ребенка и его здоровье»

    Воспитатель

    Родители семей «группы риска», психолог, соц. педагог

    1. Дать родителям представление о понятии «депривация».

    2. Формировать у родителей понимание роли общения в развитии ребенка.

    1. Игра в кругу «Общение: хорошо - плохо»

    2. Сообщение по теме на основе презентации

    3. Игра с клубочком «Важным для меня стало…» (обратная связь)

    1. Презентация

    2. Клубочек

    Февраль

    4 неделя

    Дискуссионный клуб «Ребенок на пороге школы»

    Педагог-

    психолог, воспитатели группы

    Родители и воспитатели подготовительной группы

    1. Выяснить позицию родителей по проблеме подготовки детей к школе.

    2. Заложить у родителей правильные понятия о психологической готовности ребенка к школе.

    3.Обсудить опасения родителей при поступлении ребенка в школе.

    4.Обьяснить требования к прохождению тестирования при поступлении в школу

    1.Открытый показ образовательной деятельности.

    2. Опросник «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе»

    3. Дискуссия «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе»

    4. Сообщение «Параметры готовности к школьному обучению»

    5.Игра « Я боюсь, что в школе….»(игра - рисование, цветовые карточки – определение степени беспокойства родителей в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка)

    6. Практикум «Родительские установки и школьные трудности»

    7. Выступление учителя начальных классов «Современная школа – какая она?»

    8.Распространение памятки «Параметры готовности ребенка к школе», буклетов «Родителям будущих первоклассников»

    1. Памятки «Параметры готовности ребенка к школе»

    2. Буклеты «Родителям будущих первоклассников»

    3. Опросники «Ваша позиция по проблеме подготовки детей к школе»

    4. Цветовые карточки

    5.Ватман, карандаши

    6. Карточки с родительскими высказываниями

    Март

    2 неделя

    Семинар-практикум «Театр делаем сами»

    Муз. рук., логопед

    Родители групп дошкольного возраста, воспитатели

    1. Познакомить родителей со значением и особенностями организации театрализованной деятельности дошкольников

    2. Познакомить родителей с разными видами самодельных театров и способами их использования

    3. Формировать умение изготавливать атрибуты для театрализованной деятельности детей своими руками из подручного материала

    1. Игра «Театр – это…»

    2. Презентация «Организация театрализованной деятельности дошкольников»

    3. Ознакомление с выставкой «Театр своими руками»

    4. Игра «Теремок»

    5. Практикум «Изготовление театра своими руками»

    6. Подведение итогов, распространение буклетов «Театр делаем сами»

    1. Разные виды самодельных театров

    2. Материал для изготовления театров

    3. Буклеты «Театр делаем сами»

    Апрель

    1 неделя

    Тренинг «Портрет моего ребенка»

    Педагог-

    Психолог, воспитатели

    Родители и воспитатели всех возрастных групп

    1.Помочь родителям в понимании роли ребенка в отношениях с родителями.

    2.Помочь понять родительские переносы своих личных желаний на ребенка.

    3.Определить, что же действительно хочет ребенок, а что хотят от него родители.

    4.Помочь в гармонизации отношений детей и родителей в семье.

    1.Игра «Знакомство».

    2.Проективный тест «Портрет моего ребенка»

    3. Мой ребенок глазами других родителей

    4.Игра «А нужен ли тебе кружок?»

    5.Игра «Пожалей и поругай»

    6.Тест «Портрет моего ребенка»

    Май

    2 неделя

    Итоговое заседание родительского клуба, отчет о работе за год

    Педагог-психолог, воспитатели

    Родительский комитет, воспитатели и специалисты ДОУ

    2. Получить обратную связь от родителей о работе клуба.

    3.Определить тематические запросы родителей на следующий год.

    1.Прзентация «Работа родительского клуба «Семейный очаг» в2016-2017 году»

    2. «Что дал мне родительский клуб?» - рисуночный тест.

    3. Над чем я поработал бы в следующем году? -игра.

    4.Чаепитие: «А мне понравилось!»

    1. Карандаши, листы бумаги, ручки, клубок ниток.

    2. Презентация

    3. Атрибуты для чаепития




    Похожие статьи