• История возникновения макияжа. История декоративной косметики

    10.05.2019

    Размещение объявлений - бесплатно и регистрация не требуется. Но есть премодерация объявлений.

    История косметики Древнего мира

    Во все века человечество стремилось к совершенству, пытаясь подчеркнуть свою красоту при помощи различных косметических средств. Из столетия к столетию косметика, конечно, видоизменялась, и с приходом каждой эпохи менялись и эстетические идеалы. То, что в современном мире считается примитивным, а порой даже ужасным, в разные времена было на пике моды. В этой статье речь пойдет о косметике, которая с успехом использовалась в Древнем мире.

    Но сначала давайте проследим историю самых актуальных во все времена косметических средств, ведь большинство из них берет свое начало именно с Древнего мира. Как появились крема, тушь для ресниц, помады, румяна, тени для век, пудра, мыло и лак для ногтей? Какими средствами для макияжа, маникюра и личной гигиены пользовались наши предки? Давайте рассмотрим этот вопрос.

    Крем для кожи

    Как утверждают ученые-археологи, первыми крема для кожи стали делать древние египтяне, которые готовили настойки из целебных растений. Так же именно египтянам приписывают изобретения скраба, который в те времена представлял собой смесь из морской соли и молотых кофейных зерен. Не осталась в стороне и Древняя Греция – если верить ученым, греки придумали ароматические масла, которые представительницы прекрасного пола втирали в кожу, а также свой вариант скраба, в основу которого входил тонкий песок. Древние римляне создали восковые увлажняющие крема, в состав которых входил миндаль, экстракт розы и пчелиный воск.

    Тушь для ресниц

    Доподлинно неизвестно, кто именно был "первооткрывателем" этого косметического средства, но археологические раскопки показали, что древние египтяне использовали в качестве подручного средства палочки, выпиленные из слоновьих бивней. Именно с их помощью они наносили на ресницы краску, сделанную из жженого миндаля, сурьмы, графита и даже крокодильего помета. Причем, целью древних египтян было вовсе не подчеркнуть красоту своих глаз – они верили, что таким образом защищают себя от злых духов. А в Европе в это время использовали более простой и способ украшения ресниц – обычную сажу. В Древнем Риме красавицы при помощи финиковых косточек наносили на ресницы пепел сожженных лепестков роз, смешанных с золой. Позже был открыт другой способ – кашица из толченой скорлупы грецкого ореха, смешанная с сурьмой. Говорят, таким способом девушки хотели скрыть свои порочные желания.

    Румяна для щек

    Об истории румян известно мало, но точно известно, что это косметическое средство берет свое начало с женщин Древнего Египта. Именно они первыми стали наносить на щеки и скулы ягоды шелковицы в растертом виде. Вслед за древними египтянками румяна стали использовать и в Древней Греции – девушки красили скулы и щеки соком свеклы или клубники. Существует даже миф, как при помощи румян богиня Европа обольстила бога Зевса, просто отобрав их у Геры. Кроме того, румяна можно назвать, пожалуй, единственным косметическим средством, которое во все времена вызывало больше всего сомнений: одним оно казалось потрясающе красивым, другим – абсолютно вульгарным. Но, тем не менее, в далёкой древности девушки использовали любые доступные им красные ягоды, чтобы хоть немного оттенить бледность своей кожи.

    Помада для губ

    Губная помада впервые появилась в Древнем Вавилоне, именно тогда представительницы прекрасного пола поняли, что при помощи различных средств можно добиться особой чувственной красоты губ. Для этих целей женщины крошили в мелкие частицы полудрагоценные камни. Немного позже "эстафету" переняли и древние египтянки – чтобы добиться яркости губ, они делали смесь на основе морских водорослей, йода и брома, что было небезопасно для здоровья. По неподтвержденным данным, именно тогда появилось выражение "красота требует жертв", так как подобная мазь для губ была весьма вредной и даже называлась "поцелуем смерти". Ярой поклонницей помады слыла царица Клеопатра, придумав собственное и весьма оригинальное средство: толченные в ступке красные жуки смешивались с яйцами муравьев, а для придания мерцающего блеска добавлялась рыбья чешуя. Следом за египтянами помадой увлеклись и древние греки, используя для получения этого косметического средства хну, красную глину и даже ржавчину. Полученная смесь хранилась в маленьких коробочках и наносилась на губы специальными палочками.

    Тени для век

    Археологические раскопки показали, что впервые тени для век стали использовать в Древнем Египте. Чтобы добиться яркости глаз, египтяне применяли сажу и сурьму. Именно в этой стране властвовал культ красивых глаз, поэтому неудивительно, что история теней для век началась с Древнего Египта. Глаза подводили не только женщины, но и мужчины. Кроме общепринятых в те времена популярных средств, вроде сажи и сурьмы, в ход шел пепел, охра, медь и жженый миндаль. Полученная масса наносилась на веки при помощи специально для этого предназначенных палочек. Фактом является и то, что тени для век египтяне использовали не только для красоты, но и как средство против болезней и для улучшения зрения. Вслед за Древним Египтом моду на тени перенял и Древний Рим. Состав средства у них был примерно такой же, но, кроме этого, древние римляне верили, что тени способны защищать человека от сглаза.

    Пудра для лица

    На протяжении многих тысячелетий белый цвет лица считался эталоном женственности. История пудры также берет свое начало с Древнего мира, когда девушки покрывали свое лицо белой глиной. Причем, изначально это делалось не для красоты, а как защита от злых духов. Тут мы вновь возвращаемся в царице Клеопатре, которая отбеливала свое лицо не мелом или глиной (это считалось уделом низших сословий египтян), а крокодильим пометом. В Древнем Риме знатные красавицы в качестве пудры использовали свинцовые белила с добавлением меда, но эта смесь была не всем по карману, к тому же считалась опасной для здоровья, поэтому большинство девушек обходились обычной пшеничной мукой и толченым в порошок рисом. Модницы Древней Греции готовили пудру из сухой белой глиной с добавлением охры (для придания лицу молочно-матового цвета).

    Мыло для тела

    Чистоту тела человечество поддерживало во все времена, но мыло в прямом своем понимании появилось далеко не сразу. Например, в Древней Греции гигиену соблюдали при помощи мелкого песка, а Древнем Египте – порошка из пчелиного воска, который разводился в воде. Кому принадлежит изобретение мыла – мнения ученых разошлись. Большинство ученых утверждают, что право "первооткрывателей" принадлежит Древнему Риму, именно там была придумана смесь из растопленного жира с золой морских растений – средство, которое пенилось в воде, в результате чего получалось довольно качественное мыло. Эту версию подтверждают также и археологи – раскопки показали, что первые мыловарни находились именно на территории Древнего Рима, в знаменитых Помпеях. По консистенции мыло в те времени было не твердым, а полужидким, но прекрасно пенилось благодаря соку древнейшего лекарственного растения под названием "мыльнянка".

    Лак для ногтей

    О том, кому конкретно принадлежит это изобретение, мнения ученых расходятся, но археологические раскопки доказывают, что различные средства, применяемые в качестве лака для ногтей, были чрезвычайно популярны в Древнем мире. Так, например, было найдено множество мумий с длинными ухоженными ногтями. Более того, удалось установить, что цвет лака напрямую зависел от сословия, к которому принадлежал человек. В Древнем Египте знатные люди красили ногти в яркие красные цвета, тогда как простолюдинам было разрешено использовать только бледные оттенки. Царица Клеопатра делала маникюр исключительно терракотового цвета при помощи охры и смеси сала с соком драцены. В Древнем Китае в качестве лака для ногтей использовали массу, в которую входили желатин, воск, яичный желток и природный краситель. Причем, ухоженные длинные и накрашенные ногти считались признаком мудрости и приближенности к богам. Именно поэтому маникюр разрешалось делать только знати, низшему сословию эта роскошь строго запрещалась. Изготавливался лак из воска, яичных белков, желатина и сока растений, после чего при помощи бамбуковых или нефритовых палочек наносился на ногти.

    Косметика в Древнем Египте

    Древний Египет можно по праву считать родиной косметики. Но пользоваться ею в те времена позволялось не каждому. Изначально это считалось привилегией жрецов, которые владели секретами приготовления косметических средств. В первую очередь, косметика служила им для обрядов, ритуалов и священных омовений. Для этого жрецы использовали масла и мази, изготовленные на основе различных растений, которые носили, скорее, символический и лечебный смысл. Например, краска на веках считалась защитой от воспалений глаз, а нарисованные стрелки использовались как оберег от темных сил. Чтобы защититься от сглаза, жрецы красили волосы в темный цвет кровью черных животных. Именно тогда появились первые туалетные шкатулки с ячейками, где хранились различные косметические средства: мази, краски, благовония, крема, пемза, и т.д. Любопытно, что у жрецов был свой бог косметики с весьма оригинальным именем Бес.

    Позже косметикой стали пользоваться и египтянки высшего сословия, забота о собственной внешности занимала у них едва ли не первое место. Особое внимание уделялось коже, знатные особы натирали лицо и тело речным илом, после чего очищали кожу специальной смесью из глины и золы, заканчивая процедуры втиранием в кожу ароматических масел. Их целью было не только отшелушить кожу, но и добиться ее бледности. Для отбеливающего эффекта египтянки накладывали на лицо специальные жирные маски из охры, способные скрыть различные дефекты, и рисовали едва заметные голубые линии, которые должны были означать вены. Таким образом, знатные особы подчеркивали контраст между собственными венами и бледностью кожи. Для личной гигиены египтянки использовали пепел и толченный в пыль кирпич – такие средства прекрасно очищали тело от грязи и пыли. Чтобы защитить лицо от яркого солнца и сухого ветра, на кожу наносили овечий жир и различные масла, преимущественно кунжутное, оливковое или касторовое. Чтобы придать коже мягкость и гладкость, египетские красавицы натирались кремами, в основу которых входил тертый мел. Ну а чтобы лицо приобрело мерцающий и ровный матовый оттенок без единого дефекта, на него наносили растолченный в мелкую пудру порошок морских перламутровых раковин.

    Глазам также уделялось немаловажное значение – египтянки подводили их краской из толченой пыли малахита или лазурита, рисуя продолговатый миндалевидный контур. Если глаза требовалось сделать более темными, в ход шла сурьма – для получения черной подводки порошок сурьмы выпаривали при помощи душистых масел либо использовалась краска из древесного угля и слоновой кости. Что касается теней для век, то египетские красавицы пользовались пылью из бирюзы, малахита и глины. В случае, если порошок при нанесении попадал в глаза, их промывали соками конопли или петрушки. С седыми волосами в Древнем Египте боролись очень просто – кожа натиралась лосьоном из смолы и пчелиного воска, а для устранения морщин использовался мед с солью. Обязательным атрибутом макияжа египтянок были густо накрашенные черным цветом брови и яркие румяна, которые изготавливались из сока ириса. Помада для губ должна была быть исключительно ярко-красного карминного цвета, для этого в ход шел порошок морских водорослей, разведенных с йодом. Подробный макияж напоминал, скорее, больше маску, чем живое лицо, но именно это и считалось идеалом женской красоты в Древнем Египте. Доподлинно известно, что знатные фараоны выбирали себе в жены красавиц, которые тщательно и скрупулезно следили за своей внешностью и обожали макияж и грим.

    Значительный вклад в развитие косметики внесла и знаменитая царица Клеопатра, у которой был целый сборник собственных рецептов различных косметических средств. У нее имелось несметное количество флакончиков и коробочек с порошками, кремами, настойками, красками и мазями, а обслуживали царицу сразу несколько рабынь. Особую слабость Клеопатра питала к средству, которое сейчас вызывает недоумение и даже отвращение – к крокодильему помету. С его помощью царица отбеливала лицо, смешивая помет с белой глиной либо белилами. Водные процедуры Клеопатра принимала, натираясь мелким песком с добавлением меда, а в ванну добавляла молоко ослицы – для смягчения кожи. Также она очень уважала хну и подкрашивала ею щеки и губы. Любимым занятием царицы было изготовление различных косметических средств, в ее покоях хранилась целая коллекция пестиков, ступок, баночек и бутылочек. Именно Клеопатра является автором уникальной книги "О лекарствах для тела" и владелицей свого рода косметической фабрики. При раскопках были найдены жернова, при помощи которых растирали травы, горшки для варки настоев, амфоры с остатками порошков, кувшинчики от духов, гребни для волос, щипчики для завивки, и многие другие не менее интересные древние вещи.

    Косметика в Древней Греции

    Древние гречанки поначалу уделяли огромное внимание только своему телу, так как декоративная косметика поначалу была им, в сущности, не нужна – они много времени проводили дома, и кожа всегда оставалась бледной. К тому же, со стороны греческих жрецов существовало вето на использование косметических средств. Но мода во все времена остается модой, и очень скоро греческие красавицы не устояли перед этим соблазном, хотя яркая краска на их бледных лицах смотрелась неестественно. Поэтому наносить макияж днем было не принято, а вот вечерами гречанки позволяли себе немного оттенить лицо. Они чернили брови сажей и придавали ресницам блеск при помощи смеси светлой смолы и яичного белка. Щеки и губы подкрашивали сурьмой. Если женщина была замужем, она не могла позволить себе слишком яркий макияж – это считалось вульгарным и вызывающим. Ярким гримом пользовались, в основном, куртизанки, чтобы привлечь внимание мужчин. Но позже использование косметики приобрело более демократичный характер, и уже многие, даже самые скромные девушки, выходили на улицу, нанеся на лицо цинковые белила или пудру из мела и гипса. Цвет получался мертвенно-бледным, поэтому египтянки оттеняли его киноварью в области скул. Чтобы выделить глаза, в ход шла зола и сурьма, разведенные в настое шафрана. Брови обязательно соединялись в сплошную жирную полосу – это считалось эталоном красоты у всех гречанок.

    Примечателен тот факт, что и женщины, и мужчины Древней Греции занимались спортом, так как эстетическая сторона этого вопроса в стране не допускала никаких пышных форм. Для того чтобы сохранить фигуру, древние греки пользовались банями с массажем, а также постоянно соблюдали диету. В целом греческие красавицы пользовались макияжем очень умеренно, так как считалось, что много яркой краски на лице – это удел порочных женщин. Однако именно в Древней Греции впервые появилась белая пудра, которая накладывалась на лицо толстым слоем – для придания томности и маскировки дефектов кожи. На ночь девушки наносили на лицо маску из ячменного теста, чтобы сохранить бледность кожи. Кроме пудры, гречанки использовали также голубые тени для век, черную краску для контура глаз, кармин для румян, белила для рук и плеч, мелкий речной песок, разведенный с соком лотоса для пилинга, а также ароматические масла на основе мяты и мелисы. Всё это применялась очень умеренно, и не смотрелось вызывающе. Особое значение уделялось хранению косметических средств – это непременно были изящные флакончики и резные коробочки, которыми дамы обязательно хвастались друг перед другом, и могли часами обсуждать баночку с кремом или шкатулку с румянами.

    Почти у каждой знатной особы Древней Греции были служанки, которые занимались исключительно красотой своей госпожи. В их обязанности входило при помощи косметических средств и макияжа скрыть недостатки кожи. Должность эта была очень почетная, многие простые девушки стремились освоить секреты правильного нанесения косметики, чтобы поступить в услужение к знатной особе. Кроме того, именно в Древней Греции появились первые квалифицированные косметологи, которые занимались изготовлением собственной продукции, благодаря чему были вхожи в круги высшего общества. Макияж у греков носил немаловажный характер, особенно у знатных сословий, поэтому косметике уделялось особое внимание. Именно греческая красота по сей день считается классической, так как греки знали, как правильно находить "золотую середину" – очень умело накладывать макияж таким образом, чтобы он не смотрелся вульгарно, а наоборот – подчеркивал все достоинства и скрывал недостатки. Гречанки владели секретом, как сделать кожу шелковистой и правильно выровнять цвет лица, чтобы он смотрелся одновременно и бледно и естественно. Для этих целей они использовали исключительно безвредные средства, такие как ослиное молоко, хлебный мякиш, пепел букового дерева, мыло на основе козьего жира, и многие другие натуральные продукты. Ароматические масла для тела изготавливались из цветов, самыми популярными были розы и жасмин. Волосам также придавалось особое значение, в ход шли различные укрепляющие маски, а краски использовались только из натуральных экстрактов.

    Косметика в Древнем Риме

    В Древнем Риме, как и Древней Греции, косметика поначалу также использовалась весьма умеренно, без ярких красок и бледных пудр. Но со временем и римлянки не смогли устоять перед модой и стали смелее использовать макияж. Многие знатные дамы, по примеру гречанок, стали заводить себе специальных рабынь, которые целыми днями занимались только тем, что ухаживали за лицом и телом своих хозяек. Конечно, римлянки не могли позволить себе в точности копировать гречанок, поэтому у них существовали и собственные секреты красоты. Например, они наносили на зубы специальную пасту, приготовленную из тертых водяных орехов с соком кизила – в качестве отбеливающего средства. На всё лицо знатные особы накладывали маску из мела или белил с добавлением меда и чем-нибудь жирным (например, козьим салом) – это позволяло выровнять цвет кожи. Также римлянки придумали оригинальный способ борьбы с прыщиками и угрями – просто заклеивали проблемные места мушками, преимущественно в виде полумесяца. Веснушки же сводили при помощи редкого средства, которое добывали из птичьих гнезд. Более насыщенным раствором, который становился ядовитым, прижигали бородавки.

    Что примечательно, в Древнем Риме, по сравнению с другими странами, единого идеала красоты не было. Косметикой пользовались как женщины, так и мужчины. Самыми популярными косметическими средствами были румяна на основе винных дрожжей, мыло из хны для окраски волос, молочные лосьоны с маслом миндаля, свинцовые белила, зубной порошок из пемзы и измельченных рогов, крема на основе растительных жиров, и многое другое. С морщинами в Древнем Риме боролись при помощи специальной мази, в состав которой входил жир из бычьей ноги и льняное масло. Волосы укрепляли настойкой майорана, в руки втирали масло мяты, а в тело – сок пальмового дерева. Чтобы отбелить кожу, римлянки натирались меловым порошком, а для получения яркого румянца на щеках использовали винные дрожжи и охру. Глаза подводили грифелем, брови чернили сажей, а на ночь накладывали на лицо маску из печеного хлеба. Богатые дамы умывались только ослиным молоком, так как верили, что таким образом они сохранят красивый цвет кожи.

    Древние римляне были буквально одержимы правильным хранением косметических средств, поэтому держали их в горшках из алебастра и роговых баночках. Когда же в моду вошли светлые волосы, дамы принялись обесцвечивать их сильными красками, из-за чего зачастую оставались вовсе без волос и вынуждены были носить парики. С плешью боролись весьма необычным способом – втирали в голову навоз животных. Но белокурые локоны были на таком пике моды, что многие римлянки рисковали своей шевелюрой. Позже был придуман более щадящий способ отбеливания волос: локоны смачивали составом из золы букового дерева с мыльным раствором из козьего молока, а затем просто высушивали волосы на солнце. Ароматичными маслами модницам служили дорогие вина, в которые добавлялась апельсиновая цедра и оливковая эссенция. Не забывали в Древнем Риме и о гигиене тела. Высшее сословие регулярно посещало термы, где их обслуживали невольницы – втирали в тело душистые настойки, делали массаж, брили, стригли и делали макияж. Каждый состоятельный римлянин-аристократ обязательно имел в своем доме ванну, и не просто с водой, а с благовониями. Именно в Древнем Риме стали впервые использовать солярии, где избавлялись от лишних волос на теле – уже в те времена небритые ноги считались признаком бескультурья. Особое внимание уделялось прическам, каждая состоятельная дама имела при себе служанку, которая ежедневно делала своей госпоже изысканную и витиеватую прическу с использованием жемчугов, кружев, золотых и серебряных пластин, и даже полудрагоценных камней. Вся эта красота посыпалась пудрой для матового эффекта. Неубранные волосы считались уделом простолюдинок.

    Косметика в Древней Персии

    Широко применялась косметика в Древней Персии. Женщины натирались благовониями, а мужчины смазывали волосы настойками душистых трав. Практически все косметические средства, применяемые древними персиянами, изготавливались из целебных растений. Например, басма и хна пришли к нам именно из этой страны, так же как и всеми любимая розовая вода, рецепт которой был придуман в Древней Персии. Уважали персы и пижму, именно на ее основе изготавливались многие благовония. На особом счету были смола, камфара, алоэ, мускус, мирра, амбра, шафран и чайная роза. Для личной гигиены использовалось мыло из жира и золы, а в качестве блеска для глаз применялась сурьма. Каждая персидская девушка имела собственный косметический футлярчик с ароматными смесями, белилами, румянами, пемзой, розовым маслом и золотой фольги для мушек. Причем, на все эти средства мужьями выделялись женам отдельные деньги – иметь ухоженную супругу считалось признаком благополучия и хорошего вкуса. Также в Древней Персии своими способами боролись со злыми духами – окуривали тело пахучим дымом, для чего раскалывали на сковороде зерна семян руты. Любопытный факт: считается, что эта стана является изобретателем депиляторов.

    Косметика в Древнем Китае

    Пожалуй, нигде больше не наносили столько много краски на лицо, как в Древнем Китае. Мода на макияж у китаянок была так сильна, что женщины были вынуждены обильно краситься. На лица наносилось много белил, брови сильно чернились в форме дуги, зубы покрывались золотистой блестящей смесью, щеки и губы пылали от яркости красок. Ни о каком дневном естественном макияже не могло быть и речи, особенно у аристократок. Древние китаянки с детства обучались искусству нанесения макияжа, и весьма умело пользовались косметическими средствами. Инструментов для этого было великое множество. Даже детям на щечках рисовали румяна. Такой обильный макияж делался не только для красоты – он не давал возможности для мимических движений, так как по этикету лицо женщины должно было оставаться бесстрастным и сдержанным. Улыбка считалась признаком плохого воспитания, обнажать зубы было не принято. Отголоски этого правила дошли и до наших дней – до сих пор многие китайские девушки, смеясь, прикрывают рот ладонью. Естественное, что при таком макияже, напоминавшем, скорее, застывшую маску, лицевые мускулы подолгу находились без движения, поэтому китаянки после снятия грима растирали лицо шелковым лоскутком для регенерации кожи.

    Особое значение придавалось маникюру. Неудивительно, что именно в Древнем Китае был изобретен первый лак для ногтей, в привычном нашем понимании. Но роскошь иметь длинные накрашенные ногти позволялась исключительно знати - в том числе и мужчинам. Уход за ногтями главы государства превращался в целый ритуальный обряд с песнями и плясками. Рабыня, которая занималась только маникюром царствующей особы, была во дворце на особом положении, имела всяческие привилегии, и по статусу стояла выше других наложниц. Рецепт лака императора был особенным и уникальным: из сока плодовых деревьев делался специальный клей, в который добавлялись желатин, воск и яичный белок. Наносился этот состав палочками их нефрита, которые во дворец поставляли лучшие торговцы. Знатные особы также держали при себе личных рабынь, ухаживающих за их пальчиками. Но длина ногтей не должна была превышать длину императорских ногтей, это было строжайше запрещено. Маникюр позволялось делать любой, даже расписывать ногти рисунками. Конечно, после такой нагрузки пластины слоились, и их приходилось укреплять, распаривая ноготки в козьем молоке и укутывая в специальные шелковые футлярчики.
    http://s009.radikal.ru/i310/1506/05/0f7b5f7f5498.jpg

    Косметика в Древней Японии

    Древняя Япония была серьезно увлечена искусством макияжа, особенно это касается гейш. Японские красавицы густо белили лица рисовой пудрой, чтобы закрасить все щербинки и родинки, красили губы яркой красной или зеленой помадой (на изготовление которой шли древесный воск, мускус, камфара и семена камелии), густо чернили брови (либо просто выбривали их, рисуя тушью полосы), и делали специальный массаж лица. Замужние женщины, чтобы подчеркнуть свой статус, красили зубы черным лаком, а мужчины рисовали себе усики. Также эталоном красоты считалось обвести черной тушью лоб по краям, у корней волос. За волосами следили с особой тщательностью, так как блестящие, черные и пышные многоярусные волосы считались эталоном изящества и красоты. Разумеется, каждый день сооружать подобную прическу было весьма затруднительно, поэтому японки носили ее неделями, подкладывая по время сна под шею маленькие подушечки на подставках. Для придания блеска волосам их смазывали соком алоэ.

    Макияж гейш – это особое искусство, хотя идеал красоты Древней Японии существенно отличается от современных стандартов. Никакой естественной красоты, косметикой японки пользовались очень активно. С малых лет каждую девочку отдавали в обучение, где ребенок познавал секреты нанесения макияжа, особенно если девочка принадлежала к знати. С детства маленькая японка умела пользоваться тушью, белилами, помадой и румянами, а также сооружать прическу в виде тяжелого узла, который держался при помощи узорчатой палочки. К подростковому возрасту, девочка осваивала все премудрости макияжа и проходила особый обряд посвящения, который позволял ей слегка чернить зубы – это означало, что молодая японка уже готова к взрослой жизни. Также в Древней Японии тщательно следили за чистотой тела, принимая обжигающе-горячие паровые ванны и втирая в кожу ароматические масла. В жены брали только тех девушек, которые в совершенстве владели искусством нанесения макияжа.

    Косметика в Древней Индии

    Индия, пожалуй, является единственной страной, в которой развитие косметики не претерпело существенных изменений. Богатая на сырье для различных косметических средств, Древняя Индия с незапамятных времен использовала для искусства красоты природные экстракты и компоненты вроде пахучих цветов и пудры на основе шафрана, которыми индианки пользуются и сегодня. Женщины обильно красили глаза и брови сурьмой, басмой, углем и копотью; прически окуривали дымком кокосового ореха, корицы и гвоздики; окрашивали ступни и ладони цветными мелками; и обязательно ставили на лбу пятнышко "тилака" (для чего использовали киноварь, сандал или шафран) с красивым камушком. Этот знак означал принадлежность к той или иной касте, у каждой были свои цвет и форма, по нему можно было отличить замужних женщин. Также необычайно моден был татуаж – при помощи хны или других природных красок красавицы рисовали на своем теле различные узоры, даже пробор гладких причесок никогда не оставляли естественным, окрашивая его в красный или оранжевый цвет. Губы красили преимущественно золотой помадой, лицо выбеливали мелом, щеки ярко румянили, а зубы покрывали коричневым лаком. Первое правило макияжа древних индианок была пестрота и яркость, поэтому выглядели они всегда весьма разноцветно. Что, собственно, не изменилось и по сей день.

    Сделаем краткий экскурс в историю возникновения косметики с давних времён и до наших дней.

    Косметика, как декоративная, так и гигиеническая, уходит своими корнями в Древний Египет и Грецию, и в общей сложности насчитывает практически столько же веков, сколько и существование человечества.

    Само слово «косметика» в переводе с греческого значит «искусство украшать, наводить порядок». Под косметикой понимают вещества, применяемые для улучшения внешнего вида или запаха человеческого тела: кремы, духи, лосьоны, помады, краски, лаки, гели, масла и соли для ванн и многое другое. Их особенно широко используют женщины. Принято различать изделия декоративной косметики и изделия личной гигиены - средства для ухода за собой.

    На протяжении развития человечества сама косметика и её функции претерпели много изменений. В Древней Греции считалось, что богиня красоты и любви Афродита создала красивый цветок - розу, чтобы с её лепестками принимать ванну - это было началом истории создания косметики.

    А в Древнем Египте сохранились древние письменные документы - папирусы Эберса, которые содержат советы, как умываться оливковым, миртовым или кунжутным маслом. В Египте первый справочник по косметологии был составлен египетской царицей Клеопатрой. Со временем, были разработаны и описаны косметические процедуры по уходу за кожей, лицом, волосами, телом, ногтями, а также рекомендации по окрашиванию волос. Было изобретены румяна и белила, которые меняли тёмный цвет лица египтян на светло-жёлтый.

    В Персии (ныне Иран) среди всех косметических средств было распространено окрашивание волос хной и басмой. К слову, эти краски используются и в наши дни, и более того, в отличие от современных химических красителей, не повреждают структуру волос и даже укрепляют их.

    В Древнем Риме косметика достигла наибольшего развития. Римлянки красили лицо мелом, брови чернили сажей, щеки румянили кармином, на ночь накладывали маски, а утром смывали их ослиным молоком.

    В древние времена женщины использовали в основном декоративную косметику. В эпоху Возрождения косметика из Флоренции была завезена во Францию, Германию и другие страны Европы, а затем - дальше на восток и в конце концов пришла в Украину.

    За всю историю косметики она, особенно декоративная косметика, не всегда была полезной и безопасной. Например, древние египтяне и римляне использовали косметические средства, которые содержали не только натуральные компоненты, но и такие ядовитые вещества, как ртуть и свинец: в те времена это считалось полезным для кожи. Сегодня мы знаем, что эти и подобные им вещества являются токсичными и способны накапливаться на коже. Древние египтяне красили веки зелёными тенями, которые изготавливались из углекислой меди, что также является опасным для кожи. И таких примеров множество.

    Если говорить о составе современной косметики, то, разумеется, она отличается от косметики древности. Но в то же время появились и новые причины для беспокойства. Во второй половине ХХ века в косметологии стали изобретать синтетические химические вещества, которые, в отличие от проверенных годами природных, могут иметь отдалённые неизвестные негативные последствия их длительного применения и негативно повлиять на состояние здоровья на много лет.

    ⓅЕсли вас интересует элитная парфюмерия и косметика , найти её вы сможете на сайте aromatequre.com.ua. Компания предлагает различные марки, например, Comme des Garçons, Keiko Mecheri, Cinq Mondes, Les Liquides Imaginaires и другие.

    По материалам Ольги Цигулёвой, координатора программы по химической безопасности ВЭОО «МАМА-86».

    История декоративной косметики. Технология визажа

    1.1 История декоративной косметики

    Косметика (от греч. кптмзфйкЮ - "имеющий силу приводить в порядок" или "обладающий опытом декорирования") - "учение о средствах и методах улучшения внешности человека.

    Некоторые исследователи считают, что слово "косметика" произошло от латинского слова "cosmetae". Так в Римской империи называли рабов, в обязанности которых входило купание господ в ваннах с благовониями. К космету обращались за помощью женщины, имеющие так называемые косметические недостатки. Он помогал скрыть, замаскировать их с помощью грима. К нему же приходили люди, желающие подольше сохранить красоту и молодость. Он прописывал кремы, притирания, водные процедуры.

    Таким образом, с самой глубокой древности существовало две косметики - косметика, сохраняющая красоту, и косметика, маскирующая недостатки.

    У многих племен в древности существовал обычай раскрашивать лицо и тело перед праздниками, религиозными обрядами, военными походами. Делалось это для устрашения врага и для внушения почтительности.

    Губная помада была обнаружена при раскопках поселений первобытного человека. Состав помады почти такой же, что и теперь, - смесь жира и красящего вещества.

    Уже первобытный человек обнаружил, что натуральные и минеральные краски очень вредны для кожи. Тогда их стали смешивать с маслом и животными жирами. Это уже был настоящий грим, состав которого тоже сохранился до наших дней.

    В глубокой древности египтянки красили волосы, смазывали

    тело благовонными мазями, подкрашивали кожу лица, делили маникюр и педикюр. Специалистами по косметике считались жрецы, владеющие искусством изготовления красок и других косметических средств. В египетских захоронениях в больших количествах находят сосуды для хранения белил и румян.

    До наших дней дошла мода египетских красавиц - удлинять глаза с помощью темной линии вдоль века по направлению к виску. Египтянки использовали ядовито-зеленый карандаш из растертого малахита, позже - черную краску из жженой слоновой кости и древесного угля.

    Женщины Древнего Египта не только умело красились, они умело изготовляли краски, пудры, особые румяна и белила. Непременной принадлежностью туалета были бритвы, щипчики для удаления волос на лице и теле. Египтянки стремились иметь гладкую, умащенную благовониями и маслами кожу. Пожилые женщины с целью предупредить появление седины красили волосы жиром черных быков и яйцами воронов. А для того, что бы волосы хорошо росли, использовали жир льва. В косметических целях применяли коровий и костный жир, вывозили из Финикии оливковое и кедровое масло, на которых приготовляли косметические средства.

    В Древнем Египте давно было известно и применялось мыло. А когда его не было, женщины использовали соду и золу. Не случайно Египет называют колыбелью древней косметики. Именно там был найден первый справочник по косметике, составленный царицей Клеопатрой. Ее рецепты (приготовление пудр, белил, румян, губной помады) использовались и рекомендовались медиками и в более поздние времена.

    Японские модницы сбривали брови и густо рисовали две черты черной тушью. Они белились, замазывали все щербинки, родимые пятна на лице и груди, тушью же обводили лоб по краям, у самых волос; ярко красили губы.

    В Древнем Китае мужчины отращивали длинные волосы и заплетали их в косу. Девочкам с пятилетнего возраста бинтовали стопу, чтобы она не росла. Китаянки белили лица, румянили щеки, удлиняли брови, отращивали длинные ногти и красили их в красный цвет.

    Женщины Индии чернили брови и красили ногти красной краской, красили ресницы, золотили губы и покрывали коричневой краской зубы.

    В Древней Греции существовал культ физической красоты. Об этом упоминает в своих стихах Гомер, об этом пишет отец медицины Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Гречанки применяли для украшения лица белила и кармин, подводили глаза копотью от сгорания специальной эссенции. Чтобы лицо было бледным, на ночь накладывали маски из ячменного теста с яйцом и приправами. По древнегреческому мифу даже богиню красоты Афродиту уличили в том, что она подкрашивала и пудрила лицо перед состязанием богинь.

    Гречанки широко использовали в косметических целях молочные продукты. В Афинах впервые появились парикмахерские, где причесывали дам и брили мужчин.

    В Древнем Риме косметика приобрела несколько иное направление. Она широко сочеталась с общей гигиеной тела. До нас дошли описания знаменитых римских бань. Римляне первыми стали использовать солярии. Богатые римлянки, кроме пудры, румян, крема (в который уже в те времена входил ланолин), использовали молоко, сливки, кисломолочные продукты. Жены римских патрициев брали с собой в путешествия стада ослиц, в молоке которых они купались. У древних римлянок были модными белокурые волосы. Они знали секрет окраски черных волос в белые, который удалось найти спустя много веков. Волосы протирались губкой, смоченной мылом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивались солнечными лучами. Позже для обесцвечивания волос стали применять перекись водорода.

    В эпоху Возрождения косметика проникает в Европу, и прежде всего во Францию. Но развивалась она здесь в основном как декоративная косметика. Гигиене тела и лица значения не придавалось. Косметические средства - румяна, пудры, помады, кремы и пасты - завезли во Францию итальянские артисты при Екатерине Медичи.

    Начиная с XVI века Франция играет ведущую роль в изготовлении и употреблении косметических средств. Рецепты держались в строгом секрете и передавались по наследству.

    В середине XVIII века английский парламент издал специальный закон против "чудо-зелий”. Согласно ему все женщины, пользующиеся парфюмерией и гримом, подлежали наказанию как колдуньи, а браки, заключенные с ними, расторгались. И все-таки попытки запретить косметику какими-либо указами были безрезультатны. Косметические рецепты переходили из поколения в поколение различными путями, одним из которых была литература.

    На Руси еще в древности для улучшения кожи умывались молоком, простоквашей. Применяли различные пластыри для того, чтобы скрыть дефекты лица, украшали лицо мушками, белились.

    В XVII веке русские женщины портили свои белые нежные лица толстым слоем румян и белил, сурьмили ресницы и брови, чернили светлые и белили черные брови. Для белизны лица в России издавна применяли настой бензойной смолы, так называемое "девье молоко”. Деревенские девушки красили щеки свекольным соком, подводили брови древесным углем.

    В XVIII в. в Италии, а затем во Франции развивается парфюмерия и косметическая промышленность. Начинается выпуск одеколонов, духов, масел, кремов.

    В XIX в. в Европе появляются первые синтетические косметические препараты. К этому времени принято относить начало научной эпохи в развитии косметики. В понятие "косметика" стали включать процедуры для лечения заболеваний кожи, профилактику и устранение косметических её дефектов, уход за кожей лица, шеи, волосистой части головы, рук и ног. К середине XIX в. во многих странах стали строиться крупные фабрики по выпуску косметических и парфюмерных средств. Это потребовало привлечения большого круга специалистов: медиков, химиков, фармакологов, физиологов и других. Косметика обогатилась знаниями и начала оформляться в новую самостоятельную науку - косметологию.

    К XX веку относится появление врачебной косметики. В большей мере этому способствовало общее развитие медицины, успехи в такой науке, как биохимия, открытие в растениях биологически активных веществ, витаминов. Количество растений, пригодных для использования в косметических целях, значительно возросло.

    Косметика в наши дни - это современные химические препараты, изготовленные на основе целостной системы знаний о строении кожи, о ее роли в процессах жизнедеятельности и общем обмене организма, о терморегуляторной, защитной, дыхательной, выделительной и других ее функциях, о механизмах поглощения ею различных, в частности, биологически активных веществ.

    От косметических средств сегодня требуется не только внешний эффект, но и продолжительное благотворное внутреннее воздействие на кожу, направленное против процессов старения, преждевременного увядания кожи. В состав современных кремов и других косметических средств включают различные натуральные компоненты с биологически активным действием. Эти вещества стимулируют восстановительные процессы в коже, т.е. способствуют обновлению клеток и улучшают общее состояние кожи.

    Косметика настоящего времени имеет несколько направлений: косметика консервативная, лечебно-профилактическая и декоративная.

    Декоративная живопись

    Говоря об использовании цвета и фактуры как средств композиции, нельзя не коснуться вопросов применения декоративной живописи...

    Декоративная живопись

    Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому...

    Монументальная живопись имеет огромное значение в общем развитии живописного искусства потому что, первые произведения живописи, известные нам, появились на стенах жилищ («пещерная живопись») первых людей на земле...

    Декоративная живопись в интерьере

    Дымковская игрушка

    Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см...

    Разработка и выполнение грима этнической маски на тему: "Культурное наследие африканских народов"

    Таблица 3 № Название средства декоративной косметики Торговая марка Характеристика 1. Жидкий аквагрим Mehron Аквагрим коричневого цвета, быстро сохнет, насыщенный цвет. Используется для покрытия больших участков кожи. 2...

    Монументальная живопись имеет огромное значение в общем развитии живописного искусства потому что, первые произведения живописи, известные нам, появились на стенах жилищ ("пещерная живопись") первых людей на земле...

    Разработка проекта декоративного панно для современного интерьера по сюжету фильма Квентина Тарантино "Death proof"

    В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х-XVII вв.) искусство формировалось на основе культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и кочевых сарматов...

    Роль цвета в одежде

    Цвет с научной точки зрения определяется как ощущение, возникающее в результате взаимодействия явлений физических и психологических. Многообразие цвета мы видим благодаря свету (освещённости) и физиологическим особенностям наших глаз...

    изучить стилизацию декоративной композиции; выявить основные этапы работы; разработать рекомендации для использования декоративной живописи в создании панно. Новизна и практическая значимость работы...

    Создание декоративного панно для живописных постановок

    Стремление к творческому развитию личности впервые обнаруживается в европейской духовной традиции эпохи эллинизма. В этот период творчество и профессиональное ремесло рассматривались как тождественные по своей природе виды деятельности...

    Создание декоративного панно для живописных постановок

    Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения...

    Способы графической подачи эскизов

    Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяжённость во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим...


    «Женщина без косметики, что пища без соли»
    Платон (древнегреческий философ)


    История косметики так же длинна, как и история человечества. При этом в разные времена косметике придавалось совершенно различное значение. Косметика могла использоваться и в религиозных, и в декоративных целях, ее могли наносить как мужчины, так и женщины. Или же наоборот – она могла быть запрещена.


    Само слово «косметика» греческое. И, как и слово «космос», в переводе означает «порядок» – порядок во вселенной и порядок на лице. В Древней Греции были косметы – рабы, в чьи обязанности входило купание греческих граждан в специальных ваннах с душистыми маслами, а также они занимались массажем. Слово же «косметика» для обозначения средств для нанесения макияжа впервые было использовано на Международной выставке в Париже в 1867 году. Именно в этот год мыловары и парфюмеры начали представлять свою продукцию отдельно от продукции фармацевтов.




    Косметику использовали еще в Древнем Египте и странах Месопотамии. Так, в Месопотамии уже 5000 лет тому назад была известна губная помада. Красили губы и древние египтянки. В Древнем Египте в качестве помады использовали смесь на основе животного жира с добавлением пчелиного воска и красного пигмента или же красную глину. Помада в Древнем Египте чаще всего имела темные оттенки. Кроме помады, египтянки также использовали тени для век, подводку для глаз, красили ногти и волосы.


    Глаза в Древнем Египте подводили как мужчины, так и женщины, при этом совсем не с целью украсить себя. В те времена считалось, что подводка защищает глаза от проникновения через них в душу человека злых духов. Для подводки глаз египтяне использовали краски из сурьмы (кохль – до сих пор используется в качестве подводки в мусульманских странах, это черный камень, растолченный в порошок и разведенный обычно касторовым маслом) и сажи.



    Веки красили тертым малахитом, смесью зеленой меди и сернистым свинцом, рудой. К слову, свинец еще и отпугивал насекомых. Румяна в Древнем Египте делали из сырья растений и кустарников.


    На головах египтяне носили масляные ароматные конусы, ношение которых уже было связано с практическими нуждами, - они защищали от насекомых, которых в жарком климате Древнего Египта было множество.


    Ногти египтяне красили хной, о чем сохранились сведения в упоминаниях о самой известной египетской царице Клеопатре. К слову, Клеопатра очень любила косметику и даже написала целый трактат о косметических средствах под названием «Лекарства для кожи».


    Первые письменные сведения о косметике также связаны с Древним Египтом - папирус Эберта – первый письменный документ, в котором содержатся советы по использованию косметических средств.



    Косметика в Древней Греции


    В Древней Греции также любили косметику. О косметических средствах можно прочитать и в «Одиссее» Гомера, и в трудах известного древнегреческого врача Гиппократа, который описывал ряд средств, позволяющих стать женщинам еще краше.


    Гречанки красили губы, румянили щеки, осветляли волосы. Тушь для ресниц греческие девушки делали из сажи, помаду из кошенили (травяная тля) или же с добавлением пигментов сурик, киноварь, которые, к слову, ядовиты.


    О ядовитости некоторых косметических средств, а соответственно их вреде, уже позже, во времена Древнего Рима, будет писать врач Клавдий Гален. Ведь киноварь – это ртутный минерал, а сурик – минерал, содержащий в своем составе не менее вредный для здоровья свинец. Тем не менее, римлянки все равно будут использовать свои помады.



    Древний Рим и история косметики


    В Древнем Риме, в отличие от Греции, косметику использовали не только женщины, но и мужчины – подводили губы и румянили щеки. В Древнем Риме в качестве краски для век использовался уголь, фукус (морская водоросль), в основном, красного цвета - для щёк и губ, воск - в качестве средства для удаления волос, ячменная мука и масло - для удаления прыщей, а пемза - для отбеливания зубов.


    Римляне проводили много времени в банях, следя за чистотой тела, а также в соляриумах, принимая солнечные ванны.



    В Японии женщины белили лица, выбривали брови и на их месте делали две густые черты черной тушью или же рисовали черные круги. Лоб по краям у линии роста волос подводили тушью и ярко красили губы. Использовалась помада зеленого цвета. Замужние женщины могли красить зубы черным лаком.


    Мужчины также использовали косметические средства – рисовали небольшие усики, использовали ароматические вещества, ухаживали за пальцами рук и ног, применяя паровые ванны.


    Женщины Древнего Китая также, как и японки, белили лица и наносили румяна на щеки, удлиняли брови, отращивали длинные ногти и красили их в красный цвет.



    Современный макияж с элементами китайского стиля


    Средневековье и косметика
    В Средневековой Европе модными считались бледные, нетронутые загаром лица, а католическая церковь была настроена решительно против любого использования косметики. Ведь главное – это красота душевная, но никак не физическая. Но, тем не менее, женщины все же подкрашивали губы и румянили щеки. В моду также вошла высокая линия лба – и волосы надо лбом могли сбриваться, выщипывались брови и ресницы. Мода на высокую линию лба сохранится и позже – в период Возрождения.



    Возрождение
    Во времена Возрождения (Ренессанса) лица красили свинцовыми белилами, использовали помаду, а также пудру.


    Продавалась в те времена в Италии и пудра на мышьяковой основе. Такую пудру можно было купить в косметической лавке госпожи Туфании из семейства Тофана. Весьма сообразительные покупательницы могли использовать такую пудру не только в косметических целях, но и в качестве яда - растворив ее в воде.


    Свою жизнь госпожа Туфания закончила на костре. Но ее дело продолжила Теофания ди Адамо также из семейства Тофана. Теофания считается изобретательницей яда «аква Тофану», секрет которого так и не был раскрыт до сих пор. Данный яд был ядом без вкуса и запаха. При этом он убивал постепенного, а признаки отравления легко можно было спутать с признаками болезни, к примеру, брюшного тифа. Жертвами яда «аква Тофану» в основном становились мужчины – мужья и любовники роковых итальянок. Теофания также была казнена святой инквизицией.


    XVII-XVIII века
    В XVII и XVIII веках – периоды барокко и рококо – моду задает французский двор. Косметику в те времена использовали в больших количествах. Использовали как мужчины, так и женщины – красили яркой помадой губы, румянили щеки, белили лица – бледный цвет лица по-прежнему в моде, пудрили парики, использовали разнообразные ароматические вещества и духи в огромных количествах. В том числе и для того, чтобы заглушить запах немытого тела, так признавалась испанская королева, правда еще в XV веке Изабелла Кастильская - за всю жизнь она мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.


    Людовик ХIV, французский король XVII века, король-солнце, также мылся несколько раз в жизни - и то по совету врачей. В те времена дворяне лишь омывались – во дворцах были тазики с водой, в которых они поласкали руки и лицо. Поэтому французские аристократы и дамы тех времен благоухали не ароматами туберозы и лаванды, а совсем иными запахами. К слову сказать, на Руси всегда любили мыться в русской бане, даже простые мужики.



    В период рококо мода на бледные лица усиливается – лица не только покрываются белилами, но еще и голубой краской подводили линии вен. При этом на фоне бледного лица должны были выделяться ярким красным пятном губы и румяные щеки – как у женщин, так и у мужчин. И все это в сочетании с прическами невероятных размеров.


    В Англии времен Королевы Елизаветы I (период царствования 17 ноября 1558 - 24 марта 1603 года) косметику наоборот старались не использовать, считая ее вредной для здоровья. В то время бытовало поверье, что косметика не дает коже испарять влагу. Не любили косметику англичане и периода правления (XIX век). Впрочем, англичанки, чтобы придать щекам хоть какой-то румянец перед выходом в свет нещадно пощипывали их и кусали губы, с целью придать им более яркий цвет.



    Косметика в XIX веке
    В XIX веке косметикой будут пользоваться повсеместно, при этом не только знатные и богатые женщины, как это было ранее, но и женщины со средним доходом. Косметика же станет уделом женщин, но не мужчин, а ее цвета перестанут быть яркими и насыщенными, и приблизятся к естественным природным цветам, при помощи которых лицам придавался здоровый румяный цвет.


    Чрезмерное использование косметики и яркий макияж будут всячески осуждаться. При этом яркий и вызывающий макияж станет признаком женщин легкого поведения. Подобное убеждение сохранилось в сознании многих и по сей день, хотя на дворе давно XXI век.



    Помада
    Корни слова фр. pommade, итал. pomata и лат. pomum - яблоко, цвет помады - как цвет спелого яблока.


    Первая помада в форме карандаша была представлена в 1883 году в Амстердаме, она была завернута в шелковую бумагу. Помаду в тюбике впервые представила фирма GUERLAIN. В 1915 году в США появилась помада в металлической упаковке, что сделало ее использование весьма удобным. А уже в 1949 году также в США появляются машины для выпуска помады в металлических, а позже и в пластиковых тюбиках. В таком виде помада выпускается и по сей день.


    Тушь для ресниц впервые была выпущена в XIX веке английским торговцем родом из Франции Юджином Риммелом. А слово «rimmel» и по сей день во многих языках - турецкий, румынский, португальский - обозначает тушь. Тени для век начала выпускать , первые тени для век компанией Max Factor были разработаны на основе хны.


    Первый тональный крем также был разработан компанией Max Factor в 1936 году.


    Дороговизна декоративной косметики делала её доступной только ограниченному кругу людей, сначала богатая знать Древнего Рима и Греции, а позже только представители аристократии могли позволить себе украшать своё лицо и тело с помощью помады и румян. Дошло до того, что в XIII веке могли пользоваться только коронованные особы или члены их семей, как знаком принадлежность к царскому роду.

    На Руси девушкам были недоступны тайны западной и восточной , но любили и использовали её не меньше. От природы красивые лица при помощи белил, румян и помады искажали до неузнаваемости. При помощи мела лица делали абсолютно белыми, а на щеках рисовали ярко-красный румянец из толчёной малины, или свёклы.

    Мода на чрезмерное использование косметики, скрывающей лица за , в России пропала только в начале XVIII века, с приходом французской моды, определяющей обязательное, но не чрезмерное употребление декоративной косметики .

    Декоративная косметика - Под запретом!

    В XIV использование декоративной косметики было запрещено церковью, и соблюдение этого распоряжения Папы Римского тщательно контролировалось инквизицией. Женщина, уличённая в использовании косметики, обвинялась в искажении образа Девы Марии, считалась ведьмой и заканчивала свою жизнь на костре.

    Даже после окончания охоты на ведьм косметика оставалась признаком порока и разврата, использовавшие её девушки причислялись к женщинам свободного поведения. Но желание украшать себя никуда не делось, и единственным способом добиться желанного румянца на щеках или яркого цвета губ оставалось физическое воздействие. Модницы постоянно щипали щёки или кусали губы , только бы казаться красивее. Такое издевательство над собой привело к тому, что наиболее прогрессивные и смелые женщины смогли преодолеть общественное мнение и снова к XVIII веку вернуть моду на декоративную косметику.

    Косметика – подарок мужчин!

    Сегодня декоративная косметика считается прерогативой женщин. Но подарили нам её именно . Достаточно вспомнить, что самыми известными создателями современной косметики от помады до парфюма были представители сильного пола. Раскрашивать свои лица и тела первыми тоже начали мужчины, сначала в ритуальных, а позже в эстетических целях. До начала смутных Средних веков мужчины и женщины наравне подводили глаза, пользовались тенями для век, смазывали свои тела ароматными маслами.

    А в начале XVIII века именно мужчины вернули повсеместную моду на губную помаду, начав использовать её, чтобы выделить губы, сливающиеся с бородой и усами.



    Похожие статьи