• Индивидуальное занятие по развитию зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения

    11.07.2019

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Презентация к конспекту коррекционного занятия по разделу: « Развитие зрительного восприятия » в средней группе для детей с нарушением зрения на тему: «Овощи» Подготовила: Протасова Анна Геннадьевна, учитель-дефектолог г.Суворов, 2014

    Форма овоща

    Цвет овоща

    Величина овоща

    На грядке и в грядке

    Угадай схему 1.

    Угадай схему 2

    Угадай схему 3

    Предварительный просмотр:

    Конспект коррекционного занятия

    по разделу: «Развитие зрительного восприятия»

    в средней группе для детей с нарушением зрения

    Тема: «Овощи»

    Форма проведения : подгрупповая (4 чел.)

    Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные: закреплять представления о признаках овощей (цвет, форма, величина, где растёт); учить понимать и воспринимать сюжетные изображения; обучать приемам работы со схемами; уточнять и расширять словарный запас по теме.

    Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие при опознании и соотнесении силуэтного и предметного изображения; стимулировать развитие зрительно-двигательной координации; формировать целостность восприятия при составлении целого из частей; развивать зрительное внимание, память и мышление; развивать осязание и мелкую моторику.

    Коррекционно-воспитательные: учить детей внимательно слушать речь педагога и других детей; воспитывать усидчивость и познавательный интерес к занятию; развивать простейшие навыки самоконтроля.

    Оборудование и материалы: кукла Маша, загадки об овощах, карточки с силуэтными и предметными изображениями овощей, плакат с изображением овощей, сюжетные картинки с изображением огорода (слайдовая презентация Power Point) (посадка овощей, уход за овощами, уборка урожая овощей), схемы в слайдах презентации, корзина (поднос) с натуральными овощами (капуста, помидор, огурец, морковь, картофель, лук, чеснок, перец), коробка- сундучок с муляжами овощей, задания для детей «Обведи по точкам», разрезные картинки овощей (4-5 частей 4 комплекта), ноутбук, мультимедийный проектор,

    Предварительная работа: чтение книг об овощах «Пых», «Репка», «Вершки и корешки», рассматривание овощей, дидактические игры: «Назови геометрическую фигуру», «Найди контур, силуэт», складывание разрезных картинок.

    Ход занятия:

    Организационный момент.

    Тифлопедагог: - Ребята, к нам в гости пришла кукла Маша. Давайте поздороваемся с ней. Она принесла для вас загадки. Отгадайте загадки и найдите ответ в картинке. Найдите тень для каждой загаданной картинки.

    Загадки

    • Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая. (Морковь)
    • Как надела сто рубах, захрустела на зубах. (Капуста)
    • На грядке длинный и зеленый, а в кадке желтый и соленый. (Огурец)
    • Как на нашей грядке выросли загадки – сочные да крупные, вот такие круглые. Летом зеленеют. К осени краснеют. (Помидоры)
    • Прежде, чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук)
    • И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко, под кустом… (Картошка)

    Тифлопедагог: Молодцы, ребята! Отгадали загадки, нашли отгадки, порадовали куклу Машу. Как, одним словом, можно назвать все эти предметы? Правильно, овощи. Это значит, что мы сегодня с вами поговорим об овощах.

    Основная часть.

    Рассматривание сюжетных картин.

    (Тифлопедагог обращает внимание детей на экран).

    Дети, овощи созревают в конце лета и осенью. Посмотрите внимательно на эту картину. Это огород, здесь люди делают грядки (слайд 2). На грядках растут овощи. Назовите их. Люди, которые сажают овощи, называются овощеводами. Повторите: овощеводы – люди, которые выращивают овощи.

    Весной, когда совсем стает снег, люди сажают овощи (слайд 3), для этого нужны семена. Посмотрите, какие они? Круглые, овальные, большие и маленькие. (Тифлопедагог показывает семена).

    Летом за овощами требуется особый уход. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы овощи выросли? – За ними нужно ухаживать: маленькие ростки овощей нужно обязательно поливать, рыхлить землю, удалять сорняки (слайд 4), иначе они не вырастут.

    Осенью люди собирают урожай (слайд 5). Какой урожай собирает мальчик на этой картинке? (Морковь, капусту).

    Из овощей люди готовят салаты, консервируют их на зиму (слайд 6).

    Скажите мне, как называют людей, которые выращивают овощи? (Овощеводы)

    Пальчиковая гимнастика

    Мы капусту рубим, рубим (Дети стучат ребрами ладоней по столу).

    Мы капусту мнем, мнем (изображаем это действие).

    Мы капусту солим, солим (тремя пальцами трем друг об друга).

    Мы морковку трем, трем (изображаем это действие).

    А теперь попробуем. Пересолили? (изобразить мимикой)

    «Обведи по точкам»

    Тифлопедагог: Возьмите цветной карандаш и обведите по точкам изображение на листочке. Назовите, что у вас получилось. (Огурец и помидор)

    Работа со схемой

    Тифлопедагог: - Дети, посмотрите, какие-то непонятные значки принесла нам кукла Маша. Ребята, это схема, по которой мы научимся говорить про овощи (слайд 7). Какие геометрические фигуры здесь изображены? (круг, треугольник, овал).

    Кружок означает, что овощ круглой формы. Какие овощи бывают круглой формы, посмотрите внимательно на плакат. (капуста, тыква, помидор)

    Треугольник – означает, что овощ треугольной формы. (морковь)

    Овал – овощ овальной формы. (огурец, кабачок, картофель)

    Эти значки показывают цвет , который может быть у овощей (слайд 8) (Красный, зеленый, коричневый, желтый). Назовите, какого цвета наши овощи? Картошка – коричневого цвета, огурец – зеленый, помидор – красный, репка – желтая.

    (Слайд 9) Большой или маленький наш овощ.

    (Слайд 10) Этот значок показывает, где растет наш овощ – сверху на грядке или в земле. Обратите внимание, куда направлены стрелочки этих значков, если вверх – то овощ растет на грядке, если вниз - то в грядке. Какие овощи растут сверху на грядке?– (капуста, огурцы, помидоры).

    А какие овощи растут в земле? (морковь, картофель, свекла, репа, редис).

    Давайте попробуем поиграть и угадать схемы, которые нам загадала кукла Маша.

    (слайд 11 (круглый, красный, маленький, растет на грядке – это помидор),

    слайд 12 (овальный, зеленый, маленький, растет на грядке – это огурец),

    слайд 13 (круглый, коричневый, большой, растет в земле - картофель).

    Молодцы! Справились с заданием.

    Зрительная гимнастика

    «Волшебный сундучок»

    Дети, перед вами не простой сундучок, а волшебный. В нем живут овощи. А какие овощи мы сейчас узнаем с помощью наших ручек. Я буду вам называть овощ, а вы должны его найти в коробке на ощупь, при этом не подглядывать. (Тифлопедагог по очереди загадывает детям название овоща и спрашивает, как ребенок догадался, что это именно тот овощ).

    Физкультминутка

    Как растут овощи на грядке?- (руки вверх поднять, подняться на носочки) Вот так!

    Как растут овощи в грядке?- (руки вниз опустить, наклониться) Вот так!

    Какой урожай мы собрали?- (широко расставить руки в стороны) Вот такой большой!

    Присядем отдохнуть.- (присесть на корточки)

    «Разрезные картинки»

    Тифлопедагог: - Соберем картинки для нашей куклы Маши. Что получилось?

    Итог занятия.

    Пора нам прощаться с нашей куклой Машей. Скажите, что мы сегодня делали на занятии? Вам понравилось занятие? Все молодцы, старались.

    Учить детей узнавать овощи по вкусу и запаху, поиграть в «Четвертый лишний» (на цвет, форму, величину овощей).


    Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение

    «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Хрусталик» г. Кирова»

    КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

    ПО РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

    Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

    высшей квалификационной категории

    Л.В. Городинская

    ТЕМА: «ИГРУШКИ»

    Программное содержание.

    Образовательные задачи:

    Обогащать знания детей по теме «Игрушки».

    Закреплять название основных цветов спектра: красный, желтый, зеленый, синий.

    Коррекционно-развивающие:

    Развивать умение соотносить объемные, цветные, силуэтные, контурные изображения игрушек.

    Развивать зрительно-поисковую деятельность с ориентацией на цвет, звук.

    Способствовать развитию слухового, зрительного восприятия.

    Способствовать активизации, развитию зрительных функций: цветовосприятия, локализации, прослеживания, остроты зрения.

    Воспитательные задачи:

    Воспитывать умение взаимодействовать со взрослыми, сверстниками. Прививать устойчивый интерес к выполнению игровых заданий. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    Интеграция областей: познание, коммуникация

    Оборудование и материалы: игрушки: пирамидка, юла, медвежонок, неваляшка; их цветные, силуэтные, контурные изображения; цветные изображения следов на полу; цветные колпачки, закрывающие игрушки; перфокарты-изображения полочек с игрушками (контурное и плоскостное цветное изображение), мультимедийная электронная гимнастика, мольберты, столы, стулья, подставки

    Форма проведения : подгрупповая

    Ход занятия.

    Педагог предлагает поприветствовать гостей, познакомиться с ними. Спрашивает детей, какими игрушками они любят играть.

    Тифлопедагог - Дети, сегодня игрушки решили поиграть с вами в прятки, и мы пойдем искать их по цветным следам. Какого цвета следочки вы видите? (красные).

    -По следочкам мы пойдем и игрушку мы найдем.

    Дети идут по красным следам, находят под колпачком пирамидку; далее идут по желтым следам, находят юлу; идут по зеленым следам, находят неваляшку. Педагог способствует эмоциональному восприятию игрушек. Дети находят синие следы с ладошками, двигаются «по-медвежьи». Вдали слышится «рычание медведя». Дети по звуку находят игрушечного медвежонка, несут к игрушкам.

    Тифлопедагог - Дети, давайте «сфотографируем» наши игрушки, а фотографии подарим игрушкам.

    Педагог предлагает сжать руки в кулачки, разжать сначала указательные пальчики, затем - большие, «сфотографировать игрушки». Затем дети находят на мольберте картинки с изображением игрушек и дарят их игрушкам (ставят на подставку, стоящую рядом). Педагог от лица игрушек благодарит детей.

    Тифлопедагог - Выглянуло солнышко, и от игрушек упали тени, давайте найдем тень каждой игрушки.

    Дети находят «тени», ставят их на подставку.

    Тифлопедагог - Молодцы, дети! Скажите, а как нужно обращаться с игрушками? (беречь, не ломать, прибирать). Я вам предлагаю расставить игрушки по местам.

    Дети садятся за столы.

    Перед вами полочки. Проведите пальчиком по верхней полочке, а теперь - по нижней. Расставьте игрушки по местам (карточки-«полочки», плоскостные изображения игрушек у детей соответствуют зрительным диагнозам).

    Какие игрушки стоят на верхней полочке у тебя, Максим? Соня, на какой полочке стоит матрешка: на верхней или на нижней? Молодцы, дети, навели порядок на полочках. А наши глазки тоже хотят поиграть.

    Электронная зрительная гимнастика по теме.

    Тифлопедагог - Дети, мишка принес мешочек, давайте посмотрим, что в нем?

    (Достают печенье «Барни». Благодарят мишку за угощение. Продолжают игры в кукольном уголке).

    Программные задачи:

      Закреплять умение зрительного и тактильного обследования предметов и материалов и умение анализировать, их свойства и качества;

      Упражнять и активизировать зрительные функции и мелкую моторику;

      Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание, различительные способности зрения;

      Способствовать развитию исследовательских действий и умению делать самостоятельные выводы;

      Воспитывать бережное отношение к своим вещам, умение работать в паре, доброжелательное отношение друг к другу

    Оборудование: силуэтное и цветное изображение девочки, объемные детали одежды, карточки с заданиями и с разными видами ткани, «шкаф», материалы для опыта (баночка с водой, резиновые напальчники)

    Ход занятия

    1. Организационный момент

    Обратить внимание детей на доску. (Приложение 1 )

    Педагог. Посмотрите, что находится на доске? Чей это силуэт?

    Ответы детей.

    Педагог вывешивает на доску цветной вариант девочки. (Приложение 2 )

    Педагог. Это девочка, её зовут Таня. Сегодня на занятии мы поможем Тане одеться на прогулку. Скажите, Таня сможет в такой одежде пойти гулять?

    Ответы детей.

    Педагог. Какую одежду, обувь, головные уборы мы одеваем на улицу осенью?

    Ответы детей.

    2. Основная часть

    Педагог. В этом игрушечном шкафу лежит Танина одежда. (Приложение 3 ) В стенках шкафа есть прорези, нужно будет просунуть ручку и попробовать определить на ощупь, какой предмет одежды там лежит, а затем надеть на Таню. (Педагог кладет шапочку, один ребенок определяет, что находится в шкафу, открывает шкаф и достает угаданный предмет одежды)

    Педагог. Надень Тане шапочку. (Приложение 4 )

    Ребенок выполняет задание.

    Педагог. Спасибо тебе!

    Педагог раздает детям карточки с заданием.

    Педагог. Давайте выполним первое задание: соедините цветные клубочки с шапочками. Какого цвета кружочки, такого цвета и клубочки. После этого выложите орнамент пуговицами на шарфике точно такой же, как на шапке. (Приложение 5 )

    Дети выполняют задание.

    Педагог. Наденем Тане пальто.

    Ребенок выполняет задание.
    Педагог раздает детям тактильные карточки, с разными видами ткани.

    Педагог. Выполним второе задание.Давайте посмотрим и обязательно потрогаем образцы ткани и определим, из какого материала можно сшить осеннее пальто.

    Физкультминутка

    На столе стоит корзина с предметами одежды на каждого ребенка и педагога (рукавицы, шарфики, шапки)

    Педагог. Подойдите ко мне, пожалуйста. Нам надо одеться на прогулку быстро и правильно, выбирайте только свою одежду. Будьте внимательны, я буду вас запутывать. У вас замерзла рука (педагог надевает шапку ). У вас замерзла голова (педагог надевает перчатки ) и т.д.

    Мы одежду нашу знаем,
    Очень быстро одеваем.

    Педагог. Молодцы! Давайте посмотрим, что еще есть в игрушечном шкафу.

    Педагог кладет в шкаф следующий предмет одежды. Ребенок определяет.

    Педагог. Наденем рукавички нашей Тане.

    Ребенок выполняет задание.
    Педагог раскладывает на столе рукавички цветные с обеих сторон.

    Педагог. Выполним третье задание.Выберите рукавички только такого цвета, какого бывают осенние листочки. Встаньте вместе у кого одинакового цвета рукавички. Положите рукавички так, чтобы одна была левая другая правая.

    Дети выполняют задание.
    Педагог кладет в шкаф следующий предмет одежды. Ребенок определяет.

    Педагог. Наденем нашей Тане сапоги.

    Ребенок выполняет задание.
    Педагог ставит на стол емкость с окрашенной в голубой цвет водой, в ней плавают осенние листочки (имитация осенней лужицы)

    Педагог. Из какого материала сделаны у Тани сапоги?

    Дети. Резиновые.

    Педагог. Почему осенью мы носим резиновую обувь?

    Ответы детей.

    Педагог. Давайте проверим, действительно ли резина не пропускает воду. Перед вами «осенние лужи», наденьте напальчники, опустите в воду. Теперь снимите напальчник, опустите в воду пальчик. (Приложение 6 )

    Дети делают вывод.

    Педагог раздает детям карточки с обувью.

    Если решили пойти погулять,
    Что будем на ноги мы надевать?
    Туфли, ботинки, кроссовки и боты,
    Валенки, кеды выберет кто-то.
    Кто-то резиновые сапоги
    Быстро наденет на обе ноги,
    Летом наденем мы босоножки,
    Будет не жарко маленьким ножкам,
    А если на улицу мы не выходим,
    В тапках домашних по дому мы ходим.
    Знаю я: обувью мы называем
    То, что на ноги мы надеваем.

    Педагог. Назовите, какую обувь вы выбрали.

    Дети называют.

    Педагог. Посмотрите на нашу Таню. Все предметы одежды мы надели девочке? А не замерзнет ли горлышко?

    Ответы детей.

    Педагог. Наденем шарфик. Можно это сделаю я? Теперь Таня сможет пойти с вами на улицу?

    Ответы детей.

    Педагог. Давайте назовем, что мы надевали Тане. (Приложение 7 ) Что еще кроме рукавиц мы одеваем на руки?

    Дети. Перчатки.

    Педагог. Подойдите к шкафу, на нем альбомные листочки. Обведите свою левую руку два раза. Снимите листочки, в группе вырежьте и разукрасьте так, чтобы одна перчатка была левая другая правая.

    Дети выполняют задание.

    3. Подведение итога

    Педагог. Молодцы! Что сегодня мы с вами делали на занятии?

    Ответы детей.

    Педагог. Спасибо вам за работу. Мне понравилось, как вы сегодня занимались. До свидания!

    Этот конспект корекционо-развивающего занятия, направлен на развитие зрительного восприятия. Возрастная категория- дети старшего дошкольного возраста. данный конспект был представлен на конкурсе "Методическая копилка" в 2016 году. Будет полезен педагогам-психологам, а также воспитателям, работающим в ДОУ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Актуальность выбранной темы в том, что в настоящее время внимание многих психологов в мире привлечено к проблемам развития ребёнка-дошкольника. И это не случайно, так как именно дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Актуальность темы также связана с тем, что одним из важнейших показателей психического развития детей дошкольного возраста является уровень зрительного восприятия.

    Исследованиям развития зрительного восприятия детей дошкольного возраста посвятили свои работы Л.В. Фомичева, А.М. Витковская, Л.И. Плаксина, Л.А. Дружинина, Л.П. Григорьева и др..

    Зрительное восприятие – важнейший вид перцепции, а также совокупность процессов построения зрительного образа мира на основе сенсорной информации, получаемой с помощью зрительной системы. При этом оно рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира .

    Акт зрительного восприятия начинается с реакций на обнаружение зрительной информации, выделение, различение и анализ признаков воспринимаемых объектов, до осознания и присвоения данной информации в виде образов восприятия. Далее в результате аналитико-синтетической деятельности зрительная информация переходит в образ мышления, памяти, где хранится и используется для соответствующей ориентации, обучения и действия в окружающей действительности .

    Роль зрительного восприятия огромна. Развитие зрительного восприятия даёт возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснить существующие между ними связи и отношения .

    Зрительное восприятие обеспечивает усвоение и анализ детьми сенсорных эталонов – это значит, что у них формируются представления об основных разновидностях каждого свойства предмета и дальнейший их анализ друг с другом. Зрительное восприятие совершенствует удовлетворительное развитие сенсорных способностей (ощущение, восприятие, представление, память). С их помощью дошкольники могут распознать предметы на ощупь, что способствует развитию мелкой моторики рук. Дошкольники, видя перед собой предмет, могут назвать все его характерные особенности. Оно также направлено на то, чтобы научить дошкольников точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.) .

    Также зрительное восприятие имеет и познавательное значение: ребенок получает широкую, многоаспектную и разнообразную информацию об окружающем мире, что способствует формированию знаний, навыков и умений, которые необходимы для практической ориентации в окружающем мире и осуществлении различных видов деятельности. Формирование зрительного восприятия является основой становления образных форм познания ребенка-дошкольника на следующем этапе возрастного развития (школьном возрасте).

    Зрительное восприятие имеет и регулятивное значение: обеспечение регуляции позы, удержания равновесия, регуляции поведения у ребенка.

    Следует заметить, что именно с восприятия(непосредственно зрительного восприятия) предметов и явлений начинается познание окружающего мира. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления, воображения. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие и зрительное восприятие в частности.

    Кроме того, зрительное восприятие должно развиваться в оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда организуются полноценные способы анализа объекта и синтезируются системы признаков для построения адекватных образов внешней среды .

    Вывод: зрительное восприятие – это одна из основополагающих психических функций и в дошкольном возрасте этот познавательный процесс превращается в особую познавательную деятельность (имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления). Однако если эта деятельность развивается стихийно, сама по себе, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, она нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Именно поэтому необходимо проводить целенаправленную и систематическую коррекционную работу по развитию зрительного восприятия ребенка-дошкольника. Эта работа важна для полноценного развития ребенка, формирования и осуществления будущей учебной деятельности, успешной адаптации к окружающей его физической и социальной среде.

    Цель: развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Развитие зрительного и предметного восприятия у детей.

    2. Расширение зрительных представлений ребенка о предметах животного мира (группа «Птицы»), а также повышение информированности ребенка о разных видах птиц.

    3. Формирование навыка по проведению линий по определенному предметному контуру и дальнейшее узнавание изображенного предмета

    4. Развитие зрительного внимания и наблюдательности.

    5. Обучение детей умению зрительно обследовать и анализировать предмет, по заданному описанию его основных признаков (цветовая гамма).

    6. Развитие эмоционального положительного отношения к играм.

    Оборудование: игрушки – Солнышко, Птица, Бабушка-Загадушка, мяч, картинки с изображением птиц, картинка с изображением «волшебной поляны», бланк с точками, ленты зеленого, синего и желтого цвета, цветные карандаши (по количеству детей).

    Форма организации занятия: подгрупповая (3-4 ребенка)

    Возрастная группа: старшая или подготовительная.

    Занятие построено в игровой форме, с использованием сказки и представляет собой небольшое, но увлекательное путешествие. Также на занятии была создана психологом проблемная ситуация (надо помочь найти птицу), которая тесно связана с выбранной мною тематикой.

    Тема «Птицы» выбрана не случайно, так как согласно проведенной результатам диагностики (информированности об окружающем мире, который включает вопросы на данную тематику) выявилось то, что дети испытывают затруднения при назывании различных видов птиц. В основном информированность в данном направлении ограничивается названием 2-4 птиц, которые наиболее известны детям (например, петух, курица, воробей, снигирь и т.д.). Именно поэтому появилась идея создать специальное занятие, которое посредством выбранной темы не только повысит осведомленность ребенка на данном направлении, но и одновременно будет способствовать развитию зрительного восприятия (см. задачи занятия).

    Для того, чтобы дети проявляли интерес к разрешению этой непростой ситуации, использовались: специальные куклы-помощники (они включаются в занятие постепенно, так как большое количество зрительных стимулов может отвлечь ребенка от выполнения главной задачи-разрешения проблемной ситуации), а также увлекательные упражнения и игры, которые непосредственно способствовали развитию зрительного восприятия.

    На занятии использованы наглядные яркие картинки, которые очень заинтересовывает детей, и они с интересом отыскивают нужные предметы; также использованы загадки и физкультминутка (подобраны по тематике занятия), рисование по контуру – рисунок бабочки (кроме зрительного восприятия задействована мелкая моторика рук). Кроме того, психолог старается побуждать их к активной речевой деятельности с помощью дополнительных вопросов (например, стихи-связующие звенья между упражнениями, задание про бабочку, и последующая беседа о ней и т.д.). Рассмотрим основные составляющие коррекционно-развивающего занятия:

    1. Игра-приветствие. Основная цель – создать благоприятную и доброжелательную атмосферу в начале занятия, а также настроиться на совместную деятельность, общение. Во время ритуала педагог-психолог находится в кругу вместе с детьми, показывает пример, подсказывает, подбадривает, настраивает детей.

    2. Основной этап. Включает в себя следующие элементы

    1. Сказка. В ней происходит, во-первых, знакомство со сказочными героями: Солнышком, солнечной птичкой, зайчиком (этот персонаж находится только при чтении сказки в основной части занятия). Во-вторых, в ней описывается сказочная проблемная ситуация: как найти солнечную птичку, которая улетела и которую нужно найти Солнышку (с помощью психолога и детей). В третьих, при выявленной проблемной ситуации и благодаря дополнительной речевой активизации со стороны психолога, у ребенка появляется желание ее разрешить в положительном ключе. Кроме того, у него появляется мотивация, которая также способствует активному включению ребенка в процесс занятия. Для того, чтобы разрешить проблемную ситуацию, дети выполняют различные упражнения и игры развивающего плана.

    2. Развивающие упражнения. Эти упражнения направлены не только на развитие необходимых познавательных процессов (зрительного восприятия, наблюдательности, зрительного внимания и т.д.), но и помогают ребенку эмоционально включиться в предлагаемую психологом интересную для ребенка деятельность. На занятии использовался следующий наглядный материал: волшебная полянка, яркие и красочные картинки с изображением птиц, бланки с точечным «образцом» бабочки. На занятии они легко заинтересовывают детей, помогают им познавать мир на наглядных примерах, формируя зрительный образ изучаемого материала, умения сравнивать этот материал, что необходимо для эффективного усваивания представленного тематического материала.

    3. Загадки и Бабушка-Загадушка. Загадка– это замысловатое образное описание какого-либо предмета или явления, сделанное с целью испытать сообразительность человека. Загадка указывает на важнейшие признаки предмета, его свойства, не называя предмета, а сравнивая его с другим. Бабушка-Загадушка (как ведущий помощник в этом упражнении), не только задает загадки, но и активизирует их речевую деятельность (чтобы они сами смогли рассказать о тех видах птиц, которые они знают). Когда все загадки отгаданы, а наглядные картинки разложены, Она указывает на верный путь, который является одной из ступенек к разрешению проблемной ситуации.

    4. Связующие звенья занятия. Каждое упражнение или игра составляют основное содержание занятия. Чтобы оно было интересным, динамичным и связным, необходимы «звенья», которые логично и в непринужденной игровой форме соединяют каждое упражнения друг с другом в единое целое. С этой целью используются: разноцветные дорожки (ленты), стихи (тематические, например, о веселом доме, солнечной птичке, заключительный стих).

    5. Физкультминутка. Физкультминутки – это набор полезных ребёнку физических упражнений в виде весёлых игр и тематических стихов. При выполнении таких упражнений у ребёнка улучшается кровообращение, работа сердца, лёгких, повышается и поддерживается на должном уровне умственная активность и работоспособность, восстанавливается положительное эмоциональное состояние, поддерживается интерес к занятию. Благодаря ей, можно обучить чему-то полезному. В данном случае была использована тематическая физкультминутка «Птички и ветер», которая непосредственно связана с основной темой занятия.

    3. Заключительный этап. Основная цель– создание «завершающей» благоприятной и доброжелательной атмосферы при проведении ритуала прощания, подведение итогов и рефлексия занятия, разрешение проблемной ситуации для детей, а также эмоциональный отклик на нее.

    Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

    1. Приветствие. Игра «Мячик»

    Дети встают в круг.

    Психолог: давайте поздороваемся. А поможет нам в этом мячик. Я передам его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с Машей, кивнула головой в знак приветствия, и бросаю ей мячик от меня к ней. Теперь Маша встреться с кем-нибудь взглядом…(Все дети по очереди встречаются взглядами и бросают мяч). Замечательно! А теперь я прочитаю вам интересную сказку.

    1. Основная часть

    2. Сказка «Солнышко и птичка»

    Жило-было в своем домике солнышко. Оно было очень большое, желтое, очень-очень теплое и дружелюбное. Его другом была птичка. Она была небольшая, зато такая же красивая и веселая, как и солнышко и поэтому ее называли солнечная птичка. Птичка тоже любила солнышко, потому что, когда оно выходило, то дарило миру тепло и свет. Но вот подул северный ветер, появились на небе тучи, пошел дождь, стало очень холодно, и птичка улетела. Загрустило Солнце. Оно говорит: где же ты, солнечная птичка? Тут подошел к Солнцу зайчик и говорит: не грусти. Твоя солнечная птичка улетела в волшебную страну. Попасть в нее можно только проходя по зеленой дорожке, и она приведет тебя на полянку.

    Психолог: Давайте ребята найдем зеленую дорожку и пройдем по ней в полянку и поможем нашему солнышку найти птичку.

    Дети и психолог идут по зеленой дорожке и приходят на «Волшебную поляну».

    1. Упражнение «Волшебная поляна»

    Психолог: вот наше Солнышко отправилось в путь по небольшой дорожке, и она привела их на полянку. Но полянка не простая, а волшебная. На ней много-много знакомых вам предметов. Найдите среди них всех-всех птичек и покажите мне (Приложение 1).

    Картинка, изображающая полянку, вешается на доску. Дети зрительно анализируют «волшебную поляну», отыскивая нужные предметы.

    Молодцы, вы нашли всех птичек.

    1. Упражнение «Загадки про птиц»

    Психолог: Солнышко отправилось по зеленой дорожке дальше и увидело небольшую избушку. В ней жила Бабушка-Загадушка.

    Солнышко: Здравствуйте! Меня зовут Солнышко, а вас?

    БЗ: Здравствуй, зовут меня Бабушка-Загадушка (далее БЗ).

    Психолог: Здравствуй, Бабушка-Загадушка. Мы с детишками и Солнышком пришли к тебе за помощью. Скажи Бабушка-Загадушка, знаешь ли ты, как найти нам солнечную птичку-друга Солнышка?

    БЗ: Знаю, но сначала скажите мне, каких вы знаете птиц? (дети отвечают) . Молодцы! Однако для вас у меня еще есть интересные загадки про птиц. Отгадайте их, и я вам скажу, где искать птичку.

    Психолог: Давайте поможем Солнышку отгадать загадки Бабушки-Загадушки, чтобы она рассказала, где искать нашу солнечную птичку.

    БЗ дает следующие загадки про птиц и дети их отгадывают.

    Загадки про птиц

    1. На скале он строит дом.

    Разве жить не страшно в нем?

    Хоть кругом и красота,

    Но такая высота!

    Нет, хозяин не боится

    Со скалы крутой скатиться -

    Два могучие крыла

    У хозяина... (Орла)

    7. Она летом мошек ловит,

    Гнёздышко из глины строит.

    Коль летает высоко,

    Значит дождик далеко,

    Если же летает низко,

    Это значит дождик близко. (Ласточка)

    2. Непоседа пестрая,

    Птица длиннохвостая,

    Птица говорливая,

    Самая болтливая. (Сорока)

    8. Эту птицу всякий знает:

    На шесте её дворец,

    Червяков птенцам таскает

    Да трещит весь день... (Скворец)

    3.Чик-чирик!

    К зернышкам прыг!

    Клюй, не робей!

    Кто это? (Воробей)

    9. Во дворе я - королева.

    Вон мой дом, на ветке слева.

    Птица в перьях серо-черных,

    Я умна, хитра, проворна. (Ворона)

    4. Всю ночь летает -

    Мышей добывает.

    А станет светло -

    Спать летит в дупло. (Сова)

    10. Посмотрите на балкон:

    Он с утра воркует тут.

    Эта птица - почтальон,

    Пролетит любой маршрут. (Голубь)

    5. Кто красуется на ветке

    В желтой праздничной жилетке?

    Это маленькая птичка,

    А зовут ее... (Синичка)

    11. Хищный нрав у этой птицы,

    С ней вам лучше не водиться.

    Птица сверху налетает

    И цыплят внизу хватает. (Ястреб)

    А в июне и в жару

    Вывожу свои рулады

    В парке, в роще и в бору.

    Эти трели, переливы

    Мелодичны и красивы. (Соловей)

    Когда дети отгадали названия птиц, БЗ показывает картинки соответствующих птиц (Приложение 2).

    БЗ: молодец Солнышко. Молодцы ребята. Так и быть, скажу, где искать вам солнечную птичку. Идите по этой синей дорожке дальше, и увидите домик.

    Дети идут по дороге, а психолог читает следующее стихотворение:

    Домик этот не простой.

    Он веселый, расписной.

    Любят дети там играть,

    Рисовать и движения выполнять!

    Психолог: вот и подошли мы к домику, но домик это не простой, а волшебный и живет в нем одно интересное насекомое. Какое это насекомое, мы сейчас узнаем, если возьмем карандаш и соединим точки в определенной последовательности. Начинаем!

    1. Упражнение «Соедини по точкам»

    Дети соединяют точки и появляется рисунок бабочки (Приложение 3).

    Психолог: скажите, что у нас получилось?

    Дети: бабочка.

    Психолог: а чем похожи друг на друга бабочка и птичка?

    Дети: умеют летать, имеют крылья, лапки, маленький размер и т.д.

    Психолог: а что вы знаете о бабочках?

    Дети отвечают, дают свои варианты : летать, прыгать, гулять, собирать нектар и т.д.

    Психолог: молодцы, а вы знаете, что бабочка умеет не только (варианты, которые выделили дети) , но и еще выполнять веселую зарядку. Давайте вместе с бабочкой выполним веселую физкультминутку, которая называется «Птички и ветер»

    1. Физкультминутка «Птички и ветер»

    Маленькие птички,

    Птички-невелички,

    По лесу летают,

    Песни распевают. (машем руками, как крылышками)

    Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

    Птичек унести хотел.

    Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

    Там не тронет их никто.

    Дети выполняют физкультминутку и повторяют слова за психологом.

    Психолог: молодцы ребята, замечательно выполняли все движения!

    Осталось нам совсем немножко

    Вот и желтая дорожка.

    Найдем здесь нашу невеличку-

    Солнечную птичку.

    1. Игра «Найди солнечную птичку»

    Психолог: Вот ребята мы и пришли на последнюю полянку. Видите как много здесь разных красивых птичек. Так много, что солнышко растерялось и не знает где ее найти. Давайте поможем солнышку отыскать солнечную птичку. Я назову, какая она, а вы по описанию попробуйте ее найти: она имеет красный клювик и красные ножки, оранжевую головку, желтое тело и хвостик, крылья у нее разукрашены желто-красными линиями, кончик крылышка-желтый.

    Психолог раскладывает на столе картинку с изображением 12 птиц различных расцветок, дети находят нужную птичку по описанию психолога (Приложение 4).

    Психолог: верно, молодцы, смогли найти нашу птичку-невеличку-солнечную птичку.

    3. Заключительная часть

    Появляется кукла - солнечная птичка. Здесь же находится кукла-Солнышко.

    Птичка: Спасибо ребята, что нашли меня. А я думала, что никогда не смогу найти свою полянку и друга-Солнышко.

    Солнышко: молодцы ребята, нашли мою солнечную птичку. От такой радости лучики мои стали теплее, настроение мое поднялось и стало очень – очень весело.

    8. Ритуал прощания «До свиданья, милый друг ».

    Психолог: молодцы ребята, замечательно сегодня поиграли, помогли Солнышку, и нашли его птичку. Скажите мне, что мы делали на занятии? Кого искало Солнышко? Какое было Солнышко, когда оно потеряло птичку? (грустное, печальное). А какое теперь стало Солнышко, когда нашло птичку (радостное, веселое). Молодцы. А теперь, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем напоследок такой стих:

    До свиданья, милый друг.

    Оглянись скорей вокруг.

    Здесь все наши дети (каждый ребенок называет свое имя)

    Солнышком согреты.

    Солнышко прощается со всеми детьми, подходит к каждому ребенку прощается с ним (говорит: «До свиданья, Маша, до свиданья Саша» и т.д.), гладит по головке.

    Психолог: на этом занятие наше заканчивается. До свидания!

    Литература

    1. Ахутина Т.В., Пылаева Н. М. Диагностика зрительно-вербальных функций у детей 5-7 лет.// Школьный психолог, 2001 г., № 15.
    2. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. - Ярославль, 1998 г.
    3. Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать, Ярославль, 1998 г.
    4. Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих дошкольников. - М.: Педагогика, 1983 г.
    5. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка. // Приложение к журналу "Дефектология". Вып. 6. - М., Школа-Пресс, 2001 г. - С. 24-38.

    6. Гусев А. Н. Общая психология: в 7 т.: Т. 2: Ощущение и восприятие.- М.: Академия, 2007 г.

    7. Запорожец А. В. Развитие восприятия и деятельности: Хрестоматия по ощущению и восприятию. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской. - М.: Просвещение, 1975 г.

    8. Зинченко В. П., Зинченко Т. В. Восприятие // Общая психология / под ред. Петровского А. В. - М., 1986 г.

    9. Источники Internet: detkam.e-papa.ru, http://paidagogos.com, http://mbdouds23.ru, ncportal.ru.

    10. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005 г.

    11. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной /2-е издание, стереотипное. - М.: Академия, 1999 г. - 206 с.

    12. Ушакова О.Д. Загадки, считалки, скороговорки.- СПб.: «Издательский Дом «Литера», 2008 г.


    Коррекционная деятельность с детьми с нарушениями зрения
    по развитию зрительного восприятия (подготовительная группа, IV год обучения)

    Тема «Грибы»
    Тип деятельности - обобщающий
    Вид деятельности - развитие зрительного восприятия
    Форма проведения - подгрупповая

    Цель : Развитие зрительного восприятия дошкольников посредством обогащения представлений о грибах.

    Задачи:
    - Формировать умение различать строение грибов (ножка, шляпка) и оттенки их цвета.
    - Развивать умение описывать грибы по алгоритму.
    - Способствовать развитию цветового восприятия.
    - Совершенствовать умение соотносить сенсорные эталоны формы с частями гриба.
    - Развивать координацию в системе «рука-глаз» в игре «Лабиринты».
    - Воспитывать интерес к самостоятельному выполнению заданий, желание доводить начатое до конца. Развивать навыки самоконтроля.
    - Расширять представления об окружающем мире, воспитывать бережное отношение к природным объектам.

    Предварительная работа: просмотр слайдов, альбомов, серии картин «Грибы», чтение рассказов и стихов, практическая деятельность по теме (лепка, аппликация, ручной труд из природного материала).
    Оборудование: муляжи и иллюстрации грибов, карточки-модели для составления описательных рассказов, шаблоны по теме для обводки, лабиринты, карандаши, листы для рисования.

    Ход занятия:
    1. Физминутка с элементами зрительной гимнастики.
    Несёт ветер в небе тучки, (дети поднимают руки вверх, следят глазами)
    Скачут листья во дворе. (руки перед собой, трясут «листьями»)
    Грибок, надетый на колючки, (пальчиковое упражнение «Гриб»)
    Несёт ёжик к своей норе. (пальчиковое упражнение «Ёжик»)

    2. Задание от Ёжика: «Собери картинку» (Дети собирают индивидуальные разрезные картинки грибов из 5-6 частей).

    3. Игра «Расскажи по образцу». Дети достают из корзинки муляж гриба (груздь, лисичка, белый гриб, опёнок, мухомор, бледная поганка), описывают его по алгоритму, опираясь в своих рассказах на карточки-модели: «Что это? Как называется? Из каких частей состоит? Какой формы? Какого цвета части? Съедобный гриб или ядовитый?»

    4. Зрительная гимнастика на расслабление глазных мышц: «Мы так долго рассказывали ёжику о съедобных и ядовитых грибах, что наши глазки устали. Закройте глаза, медленно „начертите“ закрытыми глазами круг сначала вправо, потом влево. Повторите 3-4 раза. Откройте глаза».

    5. Практическая деятельность: обводка по шаблонам формы грибов, штриховка по индивидуальному заданию, в зависимости от степени зрительной нагрузки - дети с низкой остротой зрения получают задания с наименьшим количеством деталей). Во время работы обращать внимание детей на проговаривание формы частей грибов: например, у белого гриба ножка - прямоугольная, шляпка - полукруг и т.д.

    Также полезный материал учителя-дефектолога:

    6. Физминутка с элементами пальчиковой гимнастики.
    По листьям дождик застучал, (стучат пальчиками по столу)
    Мышонок быстро гриб сорвал (пальчиковое упражнение «Мышка»)
    И спрятался под ним у пня (пальчиковое упражнение «Ёжик»)
    «Хороший зонтик для меня!» (пальчиковое упражнение «Зонтик»).

    7. Игра «Лабиринт». Индивидуальные карточки - лабиринты «Помоги ёжику добраться до гриба». Во время практической работы обращать внимание детей на то, чтобы они старались не отрывать карандаш от бумаги, проводить линию прямо посередине дорожки».

    8. Развитие слухового восприятия, логического мышления. «Хитрые» вопросы от Ёжика:
    - Чего в лесу больше - грибов или несъедобных грибов?
    - Растут на полянке две поганки. Чего больше - шляпок или ножек?
    (Дети отвечают, аргументируя свой ответ)

    Итог занятия, выводы.

    Название: Занятие дефектолога. Конспект занятия по развитию зрительного восприятия «Грибы»

    Должность: учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
    Место работы: МБДОУ «Детский сад № 83»
    Месторасположение: город Бийск Алтайского края



    Похожие статьи