• ИИК Ислам в Нижнем Новгороде The Islam in Nizhniy Novgorod Islamic Information Channel. Почему надевают разные тюбетейки

    13.10.2019

    Тюбетейка – старинный национальный мужской головной убор, который имеет важное значение в исламе. Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» - вершина. Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма.

    Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом. Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.

    Символика тюбетеек

    В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения.

    Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить из какой местности человек, его статус, а также приблизительный возраст мужчины (тюбетейка молодого человека более ярких оттенков).

    В Средней Азии часто встречается узор вышивки на тюбетейке под названием «Чусти». Это традиционный восточный узор, который сочетает в себе оттенки черного и белого, что делает головной убор универсальным для ношения на праздник и в повседневной жизни. Такая тюбетейка имеет квадратную форму, по верхней части которой, вышиты четыре Калампура (стручковый перец). Нижняя часть чусти обрамлена шелковой тесьмой, над которой вышиты волнистые узоры. Этот орнамент символизирует защиту от злых духов с четырех сторон света, а также сулит богатство и жизнеспособность.

    В Таджикистане традиционным узором, вышитым на тюбетейке, является белый миндаль на черном фоне. Без такого головного убора мужчина не может прийти в мечеть, на похороны или на свадьбу.

    В Туркмении шьют национальную тюбетейку, которая называется тахья. Узор вышивки выглядит в виде геометрического орнамента в сочетании ярких оттенков желтого, черного, белого и красного. Отличительной особенностью этой местности является то, что Туркменские девушки также носят тюбетейку. Наличие на головном уборе узора в виде перьев означает, что девушка свободна, а их отсутствие – сосватана.

    Islam-today

    Понравился материал? Пожалуйста, репост!

    29-03-16 В НИИ им. Х.Фаизханова открылась выставка тюбетеек

    Когда-то тюбетейка была своеобразным паспортом, по которому окружающие сразу определяли, откуда человек родом и чем он занимается…Все многообразие национальных головных уборов можно было увидеть на выставке тюбетеек, специально подго товлен ной к к онкурсу чтецов Корана 27 марта 2016г.

    Представляем вашему вниманию презентацию: "Тюбетейки народов мира"

    Тюбетейка пришла к нам из глубины веков. Знатоки утверждают, что она была на территории Средней Азии еще задолго до прихода сюда Ислама. Раньше люди не носили тюбетейки на макушке, края тюбетейки должны были плотно закрывать лоб владельца до самых бровей.

    Тюбетейка по тат. «түбәтәй», по казах. «топы». Она бывает круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская. Название свое тюбетейка получила от тюркского слова «тюбе», означающего верх, вершину, макушку головы. В некоторых тюркских языках называется «такыя».

    Золотошвейные тюбетейки.

    Тюбетейки в прошлые времена указывали на особенный статус хозяина, его принадлежность к тому или иному социальному слою. В народе говорили: «Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе...». Например, золотошвейные тюбетейки имели право носить только представители аристократических слоев общества и люди, которые удостоились такого дорогого подарка.

    Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

    Тюбетейки бывают: мужские; женские; для детей; для стариков.

    По территориальному признаку делятся на: татарские, башкирские, казахские, дагестанские, туркменские, таджикские, узбекские, чеченские, ингушские и т.д.

    Татарские мужские головные уборы подразделяются на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (тубятай), представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой накидывали всевозможные матерчатые и меховые шапки, войлочные шляпы. Наиболее ранний и широко распространенный тип тюбетейки кроился из четырех клиньев и имел полусферическую форму. Для сохранности формы тюбетейку простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Яркие вышитые тюбетейки предназначались молодежи, а более скромные — старикам.

    Более поздний тип (кяляпуш ) с плоским верхом и твердым околышем — первоначально получил распространение у городских казанских татар

    Тюбетейки-каляпуш, особенно с кисточкой, исследователи связывают с проникновением в середине XIX века в быт татар турецкой фески. Поверх тюбетейки татары обычно носили шляпу или шапку; феска оказалась неудобной, и ее превратили в тюбетейку типа каляпуш, которая и стала основным типом татарской тюбетейки. Каляпуши из бархата обычно совершенно не расшивались или расшивались шелками, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом и бисером. Для большей красочности на поверхность нашивались металлические блестки. Такие тюбетейки, несомненно, стоили больших денег, и даже богатые люди одевали ее, вероятно, лишь в особо торжественных случаях.

    Калфак — древний женский татарский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар.

    Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями.

    В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал одеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

    Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

    К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.

    Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек — такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

    Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, они закрывали не только голову женщины, но и ее шею, плечи, спину. Женщины заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосники у них чаще состояли из шапочки (или чехла) и накосника. Основные уборы— «покрывала» — особенно были характерны для пожилых женщин, у которых они отличались массой всевозможных деталей.

    Узбекские тюбетейки

    В Узбекистане говорят: «Тюбетейка джигиту всегда к лицу». Узбекская тюбетейка справедливо считается одним из национальных видов прикладного искусства, неотъемлемой частью народного костюма. Своего расцвета это искусство достигло в конце девятнадцатого — середине двадцатого веков. В Ферганской долине, расположенной в горах Средней Азии, тюбетейки принято называть дуппи, они даже по своей форме резко различаются от тюбетеек других регионов Средней Азии. В Ферганской долине производят два вида тюбетеек:

    — Чуст-дуппи (достаточно высокие);

    — Маргилан-дуппи (модели, полностью облегающие голову).

    Башкирские тюбетейки

    Роль повседневного головного убора у башкир принадлежала тюбетейке — небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке, которую называли «тубэтей». Тубэтеи пожилых были черными, молодых — цветными. Праздничные тюбэтеи молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тубэтей» называлась головным убором знатных батыров.

    Казахские тюбетейки

    Постоянным головным убором казахов была тюбетейка, которую надевали на бритую голову, а поверх нее — другие головные уборы. Шили тюбетейки из различных тканей, плотных хлопчатобумажных и дорогих: бархата, шелка, сукна, одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке, простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость. Нередко в околыш и верхушку между верхом и подкладом закладывали картон или плотную бумагу. Верхние головные уборы у казахов были разнообразные. Летом носили шапку с меховой опушкой или легкую войлочную шляпу — калпак, зимой надевали шапки особого покроя — тымак, выполненные из меха.

    Киргизские тюбетейки

    Национальным символом страны является шляпа «ак-калпак» из тонкого белого войлока с загнутыми вверх черными отворотами. Также носят тюбетейки и меховые, отороченные мехом и украшенные перьями — «тебетей». У киргизов на протяжении веков преобладал акцент на сохранение тепла — зимняя одежда изготавливалась на ватной основе, из мехов диких животных и кийиза (войлок).

    Технология изготовления тюбетеек

    Процесс изготовления делился на ряд этапов, каждый кустарь (закройщик, сшивальщица, вышивальщица) исполнял только часть процесса. Раньше вышивку делали только вручную, сейчас используют специальные машинки. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того, чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают, и между строчками вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же, пропитанную в клее, бумагу вставляют и между лицевой и изнаночной материей. Таким образом, тюбетейка не теряет своей формы и долгое время служит своему хозяину.

    Тюбетейка – старинный национальный мужской головной убор, который имеет важное значение в исламе.

    Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» - вершина. Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма.

    Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом. Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.

    Символика тюбетеек

    В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения.

    Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить из какой местности человек, его статус, а также приблизительный возраст мужчины (тюбетейка молодого человека более ярких оттенков).

    В Средней Азии часто встречается узор вышивки на тюбетейке под названием «Чусти». Это традиционный восточный узор, который сочетает в себе оттенки черного и белого, что делает головной убор универсальным для ношения на праздник и в повседневной жизни. Такая тюбетейка имеет квадратную форму, по верхней части которой, вышиты четыре Калампура (стручковый перец). Нижняя часть чусти обрамлена шелковой тесьмой, над которой вышиты волнистые узоры. Этот орнамент символизирует защиту от злых духов с четырех сторон света, а также сулит богатство и жизнеспособность.

    В Таджикистане традиционным узором, вышитым на тюбетейке, является белый миндаль на черном фоне. Без такого головного убора мужчина не может прийти в мечеть, на похороны или на свадьбу.

    В Туркмении шьют национальную тюбетейку, которая называется тахья. Узор вышивки выглядит в виде геометрического орнамента в сочетании ярких оттенков желтого, черного, белого и красного. Отличительной особенностью этой местности является то, что Туркменские девушки также носят тюбетейку. Наличие на головном уборе узора в виде перьев означает, что девушка свободна, а их отсутствие – сосватана.

    Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью религиозного костюма.

    Мастер-класс: изготовление «Тюбетейки» с пошаговым фото.


    Травнева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 с. Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
    Описание: данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели подготовительных групп в детском саду, учителя начальных классов и родители.
    Назначение: подарок к празднику Наурыз, работа на выставку.
    Цель: изготовление из цветной бумаги казахского головного убора «тюбетейка».
    Задачи:
    - сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
    - научить украшать вещи, используя элементы орнамента;
    - формировать умение вырезать казахский орнамент по технологической карте;
    - развивать творческие способности детей, способствовать развитию творческой инициативы учащихся;
    - развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
    - воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, уважение к национальным традициям.
    Материалы и инструменты необходимые для изготовления открытки:
    - цветная бумага;
    - ножницы, клей, карандаш;
    - шаблоны, технологические карты изготовления орнаментов, образец работы.


    В праздник Наурыз двери каждого дома распахнуты настежь для всех. А дети ходят по улицам, поют казахские песни и поздравляют всех. За это им выносят сладости. Если ребёнок что-то хочет получить в подарок, серёжки или куколку, он может упомянуть об этом в своей песне. И его желание взрослые, по мере возможности, конечно, должны исполнить. Говорят, это приносит удачу. Люди радуются, поют песни, устраивают скачки, играют в разные игры, дарят друг другу подарки.
    Вот и мы сегодня сделаем свои подарки к празднику.Я хочу предложить вам сделать один из национальных головных уборов тюбетейку (такия).


    Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.
    Молодые люди носили «зер такия» - тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.

    Выполнение работы «тюбетейка».

    Мы будет работать с ножницами, поэтому необходимо вспомним, как надо обращаться с ножницами во время работы.
    Во время работы с ножницами соблюдаем следующие правила:
    1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
    2. Перед работой проверь исправность инструментов.
    3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
    4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
    5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
    6. Следи за движением лезвий во время работы.
    7. Ножницы клади кольцами к себе.
    8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
    9. Не оставляй ножницы открытыми.
    10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
    11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
    12. Используй ножницы по назначению.

    Приготовим шаблоны . У вас на столах лежат шаблоны для тюбетейки, при помощи них мы вырежем все необходимые детали. А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения тюбетейки. Цвет тюбетейки выбираем на свой вкус.


    1.Выберем два листа бумаги одного цвета. Вырежем по шаблонам верх тюбетейки и ободок. Длина ободка – 46-48 см (лучше использовать двойной лист цветной бумаги).



    Если у вас не найдётся двойного листа цветной бумаги, можно сделать ободок таким образом:
    - вырезать две полосы шириной 4 см 5 мм, длиной 23-24 см;
    - склеить их, получится ободок нужной длины.




    2. Верх тюбетейки склеим по линии среза, чтобы получилась конусообразная деталь.


    3. По пунктирной линии подогнём зубчики верха тюбетейки.


    4. Склеим верх тюбетейки и ободок. Для удобства намазывать клеем будем ободок и понемногу аккуратно приклеиваем зубчики верхней детали.


    5. Когда склеили верх и ободок, получилась вот такая тюбетейка.
    Вид спереди


    Вид сверху


    6. Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.
    Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.
    Казахские национальные орнаменты многообразны, и каждый из них имеет своё название. Сегодня искусствоведам известны около 100 видов орнамента.
    Представлены шаблоны девяти видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус. Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха. Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались.


    7. Для ободка я выбрала орнамент «собачий хвост». Цвет орнамента - жёлтый.
    По технологической карте подготовим орнамент для ободка:


    - возьмём полосу бумаги жёлтого цвета;
    - сложим полоску пополам;
    - затем ещё раз пополам (т. е. получится, что полоса сложена вчетверо);
    - обведём по шаблону орнамент и вырежем.
    Получилось четыре орнамента, этого мало. Таким же образом вырежем ещё четыре орнамента. Всего получится восемь орнаментов.

    8. Через одинаковое расстояние приклеим готовые орнаменты по ободку.


    9. Для украшения верха тюбетейки я выбрала один из разновидностей орнамента «бараньи рога». Цвет орнамента - жёлтый.
    По технологической карте подготовим орнамент для верха:


    - возьмём прямоугольник жёлтого цвета;
    - сложим его пополам;
    - по шаблону обведём орнамент;
    - вырежем орнамент не разрезая по линии сгиба;
    - развернём орнамент.
    Получился один орнамент, этого мало. Таким же образом вырежем ещё три орнамента. Всего получится четыре орнамента.
    10. Распределяя орнаменты симметрично, приклеим их на верхнюю часть тюбетейки.


    Наша тюбетейка готова.


    Можно выбрать другой цвет для тюбетейки, украсить другими орнаментами. Может получиться вот такая тюбетейка.

    На протяжении многих веков казахский национальный костюм отличался простотой, удобством и некоторыми чертами, присущими исключительно ему. Сегодня мы познакомимся с ним поближе.

    Общая характеристика

    Для населения всех слоев была характерна общность формы и кроя наряда. К примеру, верхняя мужская одежда выглядела практически так же, как женская. Отличить дамский костюм от мужского можно было разве что по расцветке и отдельным незначительным элементам. Идентифицировать социальное положение и возраст владельца одежды удавалось лишь по некоторым деталям. В данной статье будет приведено описание казахского национального костюма с рассмотрением его отдельных составляющих.

    Казахи всегда высоко ценили кожу и мех животных. Шуба из шкуры называлась тоном, а из меха - шашем. Шубу из енота называли жанат тон, из лисицы - кара тулки тон, из верблюжонка - бота тон, и так далее. Бобровую шапку назвали камшат борык. Довольно много разновидностей одежды казахи шили из войлока. Его, как правило, производили из белой шерсти. Больше всего ценился пух с шеи овцы.

    Вместе с материалами, которые ткали на примитивных домашних станках, в обиход вошли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные полотна, привезенные из-за границы. Их в основном покупали феодалы. Простые же люди довольствовались кожаными, меховыми и шерстяными самодельными предметами одежды.

    На заре ХХ века казахи обычно шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей, таких как ситец, бязь, кумач, миткаль и коленкор. Те, кто мог себе позволить, покупали бархат, шелк, атлас, тонкое сукно и парчу. Кроме того, широко применялись среднеазиатские ткани: мата, адрас, бекасаб, падшаи и прочие.

    Женский головной убор

    Как и у многих других народов, головной убор казахских женщин не только согревал голову, но и указывал на семейное положение. Замужние дамы в зависимости от родоплеменной группы могли носить разные его варианты, но девичий головной убор был практически одинаковым на всей территории страны. Девушки носили тюбетейки или теплые меховые шапки. Последние имели по околышу меховую отделку из выдры, бобра или лисицы. Меховая шапка, которую казахи называли бориком, считалась атрибутом зажиточных девушек. А тюбетейку (такыи) могли себе позволить все. Ее со стороны макушки украшали перьями филина, которые служили в качестве оберега.

    Немного позже для украшения начали применять кисти из канители, серебряные монеты или позумент. Богатые девушки также носили тюбетейки. Только делали их не из дешевых материалов, а из бархата. Расшивали такие головные уборы золотом. На верхушке тюбетейки располагалась широкая вышитая лопасть из ткани, закрывающая всю верхушку и спускающаяся вниз.

    После рождения первого ребенка женщина начинала носить кимешек - головной убор замужней казашки. В зависимости от возраста и региона отдельные детали кимишека могли отличаться, но он всегда состоял из двух частей. Нижняя была похожа на платок. А верхняя представляла собой тюрбан, который наматывался поверх платка. Обе части делались из белого материала. Кимешек можно встретить и сегодня на голове у пожилых казахских женщин.

    Свадебный головной убор

    Отдельно стоит отметить саукеле. Это женский свадебный головной убор, который представляет собой шапку конусовидной формы высотой порядка 70 сантиметров. Цена такого головного убора могла достигать и сотни отборных коней. Данный атрибут был обязательной составляющей приданого и подготавливался родителями задолго до вступления дочери в брак. Невеста надевала саукеле на свадьбу и последующие несколько лет носила его по важным праздникам. Он отличается ажурным металлическим навершием, височными подвесками, украшениями подбородка и диадемой, которую в богатых семьях делали из золота. В нем могли также присутствовать вставки из самоцветов, ниток жемчуга, кораллов и прочего. Корпус саукеле покрывали тканью. На него пришивали металлические накладные бляхи, к которым присоединяли камни. В богатых семьях они были драгоценными, а в бедных - полудрагоценными или вовсе отсутствовали. На затылочной части саукеле наносилось изображение головы рыбы, которое испокон веков считалось символом благоденствия. По спине от затылка спускалась лента из драгоценной ткани, которую обшивали золотистой бахромой.

    В процессе изготовления саукеле участвовали различные мастера: вышивальщицы, закройщики, и даже ювелиры. Они применяли чеканку, литье, штамповку филигрань и прочие техники. Один головной убор невесты мог изготавливаться больше года. В дополнение к нему в обязательном порядке шли жактау - длинные подвески, которые крепились к саукеле по бокам и достигали пояса. По материалам, из которых изготавливали свадебный головной убор, можно было определить социальное положение невесты и ее семьи. Бедные делали его из сукна и украшали стеклянными аксессуарами, а богатые старались украсить столь знаменательный атрибут максимально дорого. Без саукале не был бы таким колоритным казахский национальный костюм. Сшить этот головной убор было настоящей честью для мастера.

    Мужские головные уборы

    Мужской головной убор казахов также был представлен в большом разнообразии. Представители сильного пола носили тюбетейки и всяческие шапки. Летний головной убор назывался колпаком. Он изготавливался из тонкого войлока. В основном он был белым и имел интересный старинный покрой. Зажиточные казахи украшали свои колпаки вышивкой ярких цветов. Зимние шапки казахских мужчин имели круглую форму и меховую опушку. В холодное время года популярностью пользовалась также шапка-ушанка. Назатыльник для нее делали из лисьего меха.

    Еще один старинный головной убор казахов, башлык, делался сначала из верблюжьего сукна, а потом из верблюжьей ткани. Его можно было надевать прямо на другие не толстые головные уборы. Башлык защищал казаха от пыли, дождя и навязчивых солнечных лучей. Мужская шапка, имеющая меховую опушку, называлась также как и у женщин, бориком. А зимний меховой головной убор прозвали тымаком.

    Теперь рассмотрим непосредственно казахский национальный костюм.

    Женский наряд

    В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.

    В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан - широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное - с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные - отложной воротник.

    Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего - мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.

    Свадебный женский костюм

    Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях - на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.

    До девятнадцатого века мужчины носили распашные нательные рубахи, которые назывались жейде. Позже они сменились на нераспашные рубахи туникообразного кроя. Последние имели отложной воротник. На ноги казахские мужчины надевали легкие нижние штаны. А поверх них надевались более теплые штаны из сукна, овчины, замши или плотных хлопчатобумажных видов ткани. Зажиточные казахи носили верхние штаны из бархата или замши, которые вышивались орнаментом. Поверх рубахи мужчины, как и женщины, надевали камзолы, которые могли быть как с рукавами, так и без них. Как правило, они имели закрытый ворот и стоячий воротник. Основным видом мужской верхней одежды был халат.

    Казахи часто дарили друг другу халаты. Этим обуславливается богатство их украшения и орнамента, который часто служил оберегом. Социальные различия в мужской одежде проявлялись так же, как и в женской. Их можно было рассмотреть по качеству материала и отделке. В холодное время года казахские мужчины носили купе из овечьей или верблюжьей шерсти, крытую шубу (ишык) или тулуп из овчины (тон). Также они иногда надевали плащи из сукна.

    Казахский национальный костюм не был бы полноценным без пояса из ткани или кожи. Обеспеченные люди носили пояса из шелка или бархата. Казахский национальный костюм для мальчика практически не отличался от мужского.

    Обувь

    Казахский национальный костюм дополняла обувь, которая у женщин и мужчин практически не отличалась. Кочевой образ жизни внес свои поправки в гардероб местного населения. Как правило, они носили сапоги, которые подходили для любого сезона. Обувь пожилых людей отличалась от обуви молодых высотой каблука. У вторых она могла достигать восьми сантиметров, а у первых была гораздо меньше. Еще одним распространенным видом обуви были ичиги - легкие сапожки без каблука, которые обтягивали ногу. Поверх них надевались кебис - кожаные колоши. При входе в дом их снимали.

    Зимние сапоги были высокими и имели широкое голенище. Их надевали сверху на войлочные чулки. У самых первых моделей казахских сапог были загнуты носки. Молодые девушки украшали свою обувь вышивками и аппликациями. Более бедные казахи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. А самые бедные ограничивались сандалиями, которые представляли собой кожаную подошву с ремешками.

    Декор

    Казахский национальный костюм не был бы таким колоритным без украшений. Самыми распространенными из них являлись вышивки и аппликации. Их наносили на одежду, головной убор и обувь. Также женщины носили золотые, серебряные, медные, бронзовые, жемчужные перламутровые и стеклянные украшения. Из этих материалов делали подвески, серьги, кольца и браслеты. Особое внимание казахи уделяли украшению пояса. На него нашивали серебряные бляхи и декорировали орнаментом. Вид украшений обычно зависел от возраста и семейного положения владельца. Также были изделия, характерные той или иной территориальной группе населения.

    Заключение

    Вот мы и познакомились с национальной одеждой казахов. Напоследок стоит отметить, что в доме современной семьи может стоять разве что кукла в казахском национальном костюме. Сами же люди давно уже сменили одежду. Современные казахские национальные костюмы надеваются разве что на торжества. Наряды в традиционном виде можно встретить в аулах и у представителей старших поколений.



    Похожие статьи