• Экологические занятия в детском саду. Конспект занятия по экологии в старшей группе «Царство воды

    27.08.2019

    Окружающий мир выступает разнообразным источником знаний для ребёнка. Жизненно необходимо учить детей с раннего возраста бережно и внимательно относится к природе. Ребёнок должен понимать, что жизнь бесценна, и даже маленькая травинка - это важная часть окружающего мира. Гуманное отношение к природе закладывается в семье и в детском саду, а взрослые выступают проводниками малышей в удивительный мир экологии.

    Задачи экологического воспитания в старшей группе ДОУ

    Личность ребёнка - это кристалл, различные грани которого соответствуют разным чертам характера. И шлифовать его нужно с первых лет жизни. Воспитатель в детском саду должен помочь маленькому человеку узнать ценность природы и увидеть себя как её неотделимую часть. Цель эта сложная и требует значительных временных затрат. Только постоянная и кропотливая работа поможет в этом.

    Понимание природы, гуманное, бережное отношение к ней - один из элементов нравственности, частица мировоззрения

    К. Паустовский

    Главные задачи, соответствующие экологическому воспитанию в ДОУ:

    • научить детей видеть красоту и неповторимость мира;
    • сформировать систему экологических знаний, представления о законах природы;
    • обеспечить понимание дошкольниками, что нельзя уничтожать то, что не можем воспроизвести;
    • учить заботиться о природе: то, что берётся человеком у природы, надо использовать бережно и стремиться вернуть (например, вода, энергия в быту);
    • развивать эстетические чувства по отношению к природе.

    Перечисленные задачи реализуются в особой среде, где взрослые своим примером демонстрируют дошкольникам правильное отношение к окружающему миру и заботятся о природе.

    Экологическое воспитание в детском саду включает нравственную, интеллектуальную и эстетическую составляющую

    Готовим занятие по экологии для детей 5–6 лет

    Начинать экологическое воспитание в ДОУ можно в любой группе воспитанников, даже в ясельной. Задача педагога - заложить первые ориентиры дошкольников в окружающем мире.

    Мотивирующее начало занятия

    Природа интересна маленькому человеку. Увлечь дошкольников темой занятия можно, позволяя им активно участвовать в процессе. Рассмотрим некоторые приёмы вводной части мероприятий:


    Экологическая сказка в доступной форме знакомит детей с основами природоохранного поведения

    Таблица: примеры мотивирующего начала занятия в ДОУ

    Тема занятия Вводная часть
    «В гостях у курочки Рябы» (знакомство с домашними животными) Воспитатель начинает с элемента неожиданности: «Дети, а кто это к нам в гости зашёл? Умницы, узнали. Это курочка Ряба. Мы же читали такую сказку? Наша гостья хочет рассказать нам, как она живёт в деревне с бабушкой и дедушкой, и какие ещё животные обитают у них на скотном дворе. Мальчики и девочки, я сейчас превращусь в ту бабушку из сказки, и мы вместе посмотрим, как же живётся домашним животным». Воспитатель надевает реквизит и в роли бабушки показывает вместе с героиней сказки макет сарая с домашними животными и дальше ведёт занятие.
    «Прогулка в лес» Данная тема сама по себе очень привлекательна для детей. Используя это как мотивацию, можно провести предварительные занятия:
    • Чтение рассказов о лесе.
    • Беседы о безопасном поведении в лесу.
    • Отгадывание загадок о диких зверях.
    • Рассматривание иллюстраций диких животных.
    «Как вести себя в лесу» Воспитатель предлагает детям перед тем, как пойти в лес на прогулку, повторить, как правильно себя вести в лесу. Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают, правильно или неправильно так делать.
    • Обламывать сучья, уничтожать побеги.
    • Защищать от вредителей деревья в лесу.
    • Ходить по лесным дорожкам.
    • Баловаться с огнём в лесу.
    • Собирать ландыши в лесу.
    • Кормить птиц, белок.
    • Искать грибы, ягоды.
    • Бросать в лесу бумагу, фантики, бутылки из-под воды.
    • Брать на руки ёжиков, птенцов.
    • Рубить деревья в лесу.
    • Пользоваться фоторужьём.
    • Собирать гербарий.

    Виды занятий по экологическому воспитанию

    Организовать занятие по экологическому воспитанию можно по-разному:

    • Экскурсия. Зависит от возможностей и расположения самого учреждения образования, и, конечно, воспитатель нуждается в поддержке родителей.
    • Комплексное занятие. Состоит из нескольких этапов, связанных тематически и предполагающих смену деятельности дошкольников. Например, на комплексном занятии с названием «Как Солнышко в гости ходило», солнышко будет основным персонажем на всех этапах: беседа Солнышка о том, как правильно загорать; спортивный - эстафета «Кто быстрее?»; музыкальный - исполнение песен про лето, математический - задание «Сколько лепестков?», творческий - «Нарисуй лето» и т. п. Выбрав такой вид занятия с детьми, можно подобрать задания, соответствующие поставленной цели.
    • Интегрированное занятие. Этот вид занятия также состоит из нескольких этапов, объединённых общей темой. Отличие от комплексного в том, что каждый этап не только соответствует разному виду деятельности, но и раскрывает тему занятия с новой стороны. Для нашего персонажа могут быть этапы: беседа «Почему сменяются времена года», подвижная игра «Солнечная система», рисование радуги, опыт «Солнечный зайчик», разгадывание загадок о солнце. Здесь важно, чтобы прослеживалась связь между подачей разных кусочков информации.
    • Опыты. Проведение наблюдений и экспериментов хорошо мотивирует детей в направлении исследования окружающего мира. Эту деятельность можно построить на изучении растений, их строения, размножения, условий жизни. Наблюдения организуются либо в группе, либо на площадке и обычно являются частью долгосрочного проекта. Интересны детям и опыты с их активным участием: взвешивание, измерение, использование пробирок, магнитов и т. д.
    • Организация экологической тропы на территории ДОУ предоставляет возможность для проведения занятий по экологии разной направленности со всеми возрастными группами.
    • Экологический КВН или викторина поможет закрепить знания дошкольников об окружающем мире.
    • В экологических праздниках принимает участие каждый ребёнок. Как правило, это театрализованное действие с подготовкой костюмов, разучиванием ролей, репетициями и выступление перед родителями (например, праздник в старшей группе «Как дети землю спасали»).

    Театрализованный экологический праздник оказывает сильное эмоциональное воздействие на маленького человека и даёт возможность получить хороший воспитательный эффект.

    Таблица: картотека подходящих тем по экологии

    Таблица: пример конспекта экологического занятия в старшей группе

    Автор Головнёва М.А., педагог
    Название «Берегите воду»
    Цель Систематизировать и уточнить представления детей о роли воды в природе.
    Задачи
    • Воспитывать положительное отношение к окружающему миру.
    • Актуализировать в сознании детей вопрос бережного использования воды.
    • Формировать умение работать в команде.
    • Развивать логическое мышление, воображение, память.
    • Учить основам систематизации и анализа информации.
    Методические приёмы
    • Беседа,
    • показ,
    • объяснение,
    • опыт,
    • разгадывание загадок.
    Материалы
    • Глобус,
    • схемы-плакаты (или слайды, если есть проектор),
    • карточки,
    • оборудование для опытов,
    • музыкальный проигрыватель.
    Ход занятия Организационный момент.
    В.: Наш общий дом - это планета Земля. И люди живут на ней много-много лет. Но свой дом нужно беречь, заботиться о нём. Посмотрите, что у меня в руках?
    Воспитатель ставит на стол глобус.
    В.: А зачем он нужен? Посмотрите, вот это наш город. (Желательно звуковое сопровождение и слайды родного края).
    В.: Посмотрите, какими красками раскрашен глобус? Что обозначает коричневый цвет? Почему есть светлый и тёмно-коричневый? А что раскрашено голубым, синим цветом? А почему же на глобусе больше синего и голубого цвета?
    Давайте посмотрим, кто же в природе нуждается в воде? (Дети рассматривают схему).
    На нашей планете нет ни единого даже самого маленького организма, которому не нужна была вода. Мы с вами без воды можем выдержать только 7 дней. Как мы дома можем использовать воду? (Рассматривают схему).
    Откуда в доме появляется вода? Рассмотрим вот этот рисунок. (Дети рассматривают).
    Воспитатель рассказывает и показывает на схеме, как вода попадает в дом, для чего нужны насосы, водонапорная башня, система очистки воды.
    В.: Вот какой длинный путь проходит вода. Нужно найти источник воды, построить очистительную систему, проложить водопровод. И за всем этим нужно следить, вовремя ремонтировать. А есть страны, где воды в природе очень мало, её привозят в бочках и продают. Нужно бережно относиться к воде. Не расходовать зря, смотреть, чтобы не текли краны, использовать современные стиральные машины, которые берут немного воды.
    А сейчас у нас загадки.
    • Без чего не может мама
      Ни готовить, ни стирать,
      Без чего, мы скажем прямо,
      Человеку умирать? (Без воды)
    • Я несу в себе водицу,
      Нам водица пригодится.
      Нам купаться без хлопот,
      Если есть? (Водопровод)
    • Бегу я, как по лесенке,
      По камушкам звеня,
      Издалека по песенке
      Узнаете меня. (Ручеёк)
    • Мойдодыру я родня,
      Отверни, открой меня.
      И холодною водою
      Живо я тебя умою. (Водопроводный кран)
    • По городу дождик осенний гулял,
      Зеркальце дождик своё потерял.
      Зеркальце то на асфальте лежит,
      Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
    • Если речка по трубе,
      Прибегает в дом к тебе
      И хозяйничает в нём -
      Как мы это назовём? (Водопровод)

    Физкультминутка.

    • Как приятно в речке плавать!
      Как приятно в речке плавать! (Движения, как при плавании брассом).
      Берег справа, берег слева. (Повороты вправо, влево).
      Речка лентой впереди. (Руки тянем вперёд).
      Сверху мостик - погляди. (Руки вверху соединяем в замок).
      Чтобы плыть ещё скорей,
      Надо нам грести быстрей. (Наклоны влево, вправо).
      Мы работаем руками.
      Кто угонится за нами? (Махи руками).
      А теперь пора нам, братцы,
      На песочке поваляться.
      Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте)
      И на травке отдыхаем.

    Но чтобы мы все были здоровыми, какая должна быть вода? Чистая! Чистая вода должна быть и в озёрах и реках, в прудах и океанах. Иначе жизнь в воде исчезнет.
    Давайте поможем рыбкам и очистим воду для аквариума. Проводится опыт с очисткой воды через простой фильтр с обычной ватой. Очищенную воду дети сливают в аквариум, и воспитатель запускает туда рыбок. Рыбки благодарят детей за помощь.
    В.: Внимание! Телеграмма от лесовика. Недобросовестные туристы после себя засорили лесное озеро. Его нужно срочно спасти!
    Воспитатель выносит большую ёмкость с водой и плавающим мусором. Дети собирают все в мусорный мешок.
    В.: Озеро спасено! Молодцы!
    Ребята, мы сегодня много узнали о воде, очистили воду для аквариума, помогли лесовику. Но чтобы природа всегда оставалась красивой, нужно заботиться о ней постоянно. Мы сейчас вместе прочитаем клятву юных защитников природы и всегда будем выполнять эти правила:

    • Я хороший и добрый человек.
    • Я люблю природу и обязуюсь её защищать.
    • Я хочу дышать чистым воздухом, поэтому помню, что нельзя рвать цветы, ломать ветки у кустарников и деревьев.
    • Я хочу пить чистую воду, плавать в чистых озёрах и реках, поэтому я буду беречь водоёмы от загрязнений.
    • Я буду экономно расходовать водопроводную воду, не оставлять открытым водопроводный кран.
    • Я хочу гулять по чистым полям и лесам, поэтому никогда не буду оставлять мусор.

    Воспитатель: Ребята, вы все согласны с такими словами? Будем поступать правильно и беречь природу?

    Фотогалерея: материалы к занятию «Берегите воду»

    Вода нужна всем живым существам на нашей планете Вода требуется для многих бытовых нужд человека Многие дети не представляют, как в доме появляется вода Участие дошкольников в экологических экспериментах воспитывает будущих исследователей

    Проектная деятельность по экологии у старших дошкольников

    Тема проектной деятельности актуальна, поскольку в рамках её реализации решение задачи рассматривается с разных сторон. Можно запланировать проведение определённого количества занятий соответствующей направленности, различных тематических мероприятий и придерживаться этого плана. А можно начать работу с дошкольниками над собственными проектами (например, ребята самостоятельно выращивают растения или проводят опыты). Все занятия, включённые в проект, направлены на выполнение единой цели. В проекте обязательно присутствие исследовательской составляющей. Занятия планируются так, что во время работы ребёнок получает основы анализа и синтеза информации, навыки самостоятельной деятельности.

    Проекты классифицируют по длительности. Если время реализации проекта от недели до месяца - это краткосрочный проект, от нескольких месяцев до года - долгосрочный.

    Экологический проект включает в себя следующие этапы:

    1. Подготовительный. Выбор темы проекта, постановка цели, определение задач. Обычно цель - это получение детьми знаний по какой-то теме, формирование и развитие навыков, воспитание чувства сопереживания к миру природы.
    2. Организационный. Подбирается литература, выбираются методы работы. Проводится подробное планирование деятельности.
    3. Содержательный. Выполнение проекта, всех запланированных занятий и мероприятий.
    4. Результативный. Отчёт о результатах деятельности, презентация результатов, выставка и т. д.

    По доминирующей деятельности проекты бывают:

    • исследовательские («Растения нашего двора», «Птицы родного края»);
    • практико-ориентированные («Выращиваем урожай», «Земля - наш дом родной»);
    • творческие («Цветы для мамы», «Экологический след»);
    • познавательно-игровые («Весёлая столовая», «Школа добрых волшебников»).

    Примеры проектов по экологии в ДОУ:

    • краткосрочный познавательно-игровой проект «Береги планету эту, ведь другой на свете нету!» (автор О.В. Яблонская);
    • краткосрочный исследовательский проект «Деревья нашего участка» (автор М.Ф. Сахаутдинова);
    • долгосрочный практико-ориентированный проект «От семени к урожаю» (автор Н. Малаева).

    Таблица: пример экологического проекта в старшей группе

    Название «Цветы для мамы»
    Участники проекта
    • воспитанники старшей группы детского сада;
    • воспитатели;
    • родители.
    Вид проекта Долгосрочный: с августа по март.
    Подготовка
    • Дети совместно с воспитателем выращивают тюльпаны к празднику «8 Марта».
    • Дети делают поздравительные открытки и на защите проекта поздравляют мам с праздником.
    Задачи
    • Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, умение выражать свои чувства к близким людям.
    • Развивать практические навыки ухода за растениями, умение создавать предметы декоративного искусства.
    • Учить основам наблюдения и анализа.
    Ход проекта Связующая часть проекта - выращивание тюльпанов к празднику. Если посмотреть методики такой деятельности, начинать работу с луковицами нужно в сентябре.
    В августе проводим подготовительную работу: знакомим детей и родителей с проектом, разрабатываем задания по приобретению посадочного материала, контейнера для земли, почвы. Вместе с детьми готовим каждому журнал наблюдений, в котором дети будут еженедельно зарисовывать вид ростков и записывать их рост.
    С середины сентября воспитатель вместе с детьми производит высадку луковиц, а затем и выращивание цветов, регулируя рост саженцев так, чтобы цветы распустились к празднику.
    Кроме трудовой составляющей, в проект входят и другие занятия:
    • беседы «Зачем нужны цветы растениям», «Из чего состоит цветок»;
    • творческое рассказывание детей по теме «Почему люди дарят цветы»;
    • чтение сказок «Цветик-семицветик», «Аленький цветочек»;
    • развивающая игра: распределить цветы на три группы полевые, садовые, комнатные;
    • просмотр видео «Бал цветов» из балета П.Чайковского «Щелкунчик»;
    • занятие по составлению букетов с использованием сухих веток и поделок из цветной бумаги;
    • выполнение аппликаций для поздравительных открыток.

    Для заключительной части проекта готовим праздник. В центре программы - букет тюльпанов, выращенный детьми к празднику. Дети читают стихи.

    Тема : «Как все живое растет?»

    Цель: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы - люди - являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии маленьких детей.

    Кто изображен на этих фотографиях?

    А вы сейчас похожи на этих детей?

    Как вы изменились? (Мы стали большие, теперь у нас одежда и обувь большего размера, у девочек теперь длинные волосы. Сейчас мы носим вместо ползунков колготки, джинсы. Раньше не умели ходить, а теперь бегаем, прыгаем, катаемся на велосипеде и т.д.)

    А чему вы научились еще? (Разные ответы детей).

    Ребята, пока вы росли, кто заботился о вас? (Мама, папа, дедушка, бабушка).

    А что еще вам было нужно, кроме любви и ласки взрослых? (Надо было детей кормить, поить...)

    А чем вас кормили? (Кашей, кефиром, молоком, мясом, супом, соками, фруктами и т. д.)

    А что еще необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (Гулять на воздухе, греться на солнышке, купать ребенка, закаливать и т. д.)

    Кто это все делал? (Мама, папа...)

    Правильно, ребята, самое главное - это любовь ваших близких, она очень необходима всем маленьким детям.

    Вывод (на ковролине выкладывается схема):

    грудной ребенок ⇒ ребенок-дошкольник ⇒ юноша ⇒ мужчина

    Ребята, оказывается, для роста человека и его развития необходимо (выкладывается схема):

    Так развивается и растет человек.

    Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими вы будете.

    Ребята, а у кого дома живет кошка?

    Какая кошка, большая или маленькая?

    А что необходимо, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку? (Кормить молоком, мясом, рыбой. Гулять с кошкой на улице, чтобы грелась на солнышке. Не обижать кошку, не дразнить ее. Любить кошку, заботиться о ней. Купать ее, причесывать шерсть и т. д.)

    Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):

    слепой котенок ⇒ маленький котенок ⇒ подрастающий котенок ⇒ большая кошка

    Ребята, оказывается, что кошке для роста и развития нужно то же самое, что и человеку:

    тепло + питание + вода + воздух + любовь близких

    (Возвращаются к выложенной схеме).

    А теперь отгадайте загадку.

    Встает на заре,

    Поет во дворе,

    На голове гребешок.

    Кто же это? (Петушок.)

    Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и красивым?

    Кто знает, каким петушок был раньше? (Маленьким цыпленком.)

    Правильно, цыпленок вылупился из яйца и был вот таким. (Выкладывается схема.) Потом он немного подрос.

    Что надо было для роста цыпленка? (Надо было кормить зерном, гулять на улице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под крылом своей мамы и т.д.)

    Все правильно. Цыпленок постепенно рос и превратился в большого красивого петуха.

    Вывод:

    Ребята, оказывается, для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному:

    тепло + питание + вода + воздух + любовь близких

    (Возвращаются к выложенной схеме.)

    А кто же заботится о маленьком цыпленке? Чья любовь из близких нужна ему больше всех? (Любовь и забота мамы-курицы. Она греет его под своим крылом, оберегает от врагов и т. д.)

    А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наседка и цыплята». Вы будете моими маленькими цыплятами, а я - мамой-курицей. Я вас очень люблю и буду учить добывать себе корм - ловить бабочку. Надо прыгать высоко, быть ловким, помогать крыльями и хвостиком.

    (Дети под музыку подпрыгивают, бегают, ловят бабочку, закрепленную на палочке.)

    Вот какие молодцы мои цыплята! Были маленькие, а на свежем воздухе погуляли, на солнышке погрелись, в лужице водицы попили, кормом подкрепились - вот уже и подросли... и превратились в больших и красивых курочек и петушков. (Дети имитируют походку курочек и петушков.)

    Ребята, посмотрите вокруг, что и кто еще у нас в группе растет вместе с нами? (Черепаха, попугай, рыбки, комнатные растения...)

    Да, ребята, и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и растения - все мы - жители Земли. И всем нам необходимо одно и то же для роста и развития: чистый воздух, прозрачная вода, тепло, питание, любовь окружающих.

    А теперь отгадайте, что у меня гремит в коробке. Определите по звуку. (В коробке фасоль.)

    Что это? (Дети высказывают предположения.)

    Как вы думаете, что лежит в коробке: живое или неживое?

    А теперь закройте глаза и попробуйте руками. Что это? (Воспитатель раздает в руки фасолинки.)

    Гладкие, овальные, маленькие. Что это?

    А теперь откройте глаза и посмотрите. Что это? (Фасолинки.)

    Что надо сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой? (Посадить в землю, полить, поставить на окно к солнцу.)

    Правильно, если мы хотим, чтобы это зернышко росло, мы его оживим. Росток проростает и растет.

    А вы хотите быть зернышком?

    Психогимнастика «Зернышко»

    Представь, что ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучи коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И ты был счастлив, что живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца...

    Ребята, вам понравилось быть живым зернышком?

    Спросите у своей фасолинки, хочет ли она стать живой и расти.

    (Дети разговаривают со своей фасолинкой.)

    Ребята, давайте посадим наши фасолинки в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

    (Дети сажают фасолинки.)

    Задачи:

    1. дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
    — Продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле.
    2. Воспитывать бережное отношение к окружающей действительности, способствовать воспитанию экологической культуры.
    — Формировать умение анализировать поступки людей и свои, делать экологические выводы.
    3. Закрепить с детьми понятие «кислород» и «углекислый газ» и источники их возникновения.
    — закреплять социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к природе.

    Предварительная работа:

    1.Беседы о воде и ее роли в жизни человека. Беседы о необходимости воздуха для дыхания живых существ; Проведение экспериментов с водой. Игры с воздушными шарами и надувными игрушками; наблюдение за движением воздуха в природе – за ветром, его силой, направлением; чтение художественных произведений С.Я.Маршака, А. С. Пушкина. В. Бианки, Ф. Тютчева.

    Материалы.
    Плакаты с рисунками, конверты, рисунки с проблемными ситуациями, прозрачные стаканы, вата, фильтр для воды, клеёнки, бумажные рыбки, фигуры рыб, водорослей, уточек, бутылок, пакеты, колеса от машин, два обруча.

    Ход занятия
    I. Ребята сегодня, когда я пришла на работу, я увидела письмо. И оно адресовано, нам, старшей группе «Рябинка». На письме написано, большими буквами «Очень важно» и «Срочно!» Письмо от Лесовика. «Срочно! Нужна помощь жителям цветочного городка. Они попали в беду. Жители постоянно болеют, слабеют, не могут работать и играть! Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш Лесовик.»
    Ребята поможем, узнаем причину несчастья? (Да!)
    Как же нам попасть в цветочный городок? Он же далеко, да и транспорт нам нужен необычный. На чём Незнайка летал со своими друзьями? (На воздушном шаре) Верно! Вот и нам он нужен. Давайте мы его сейчас сделаем.

    Физкультминутка «Воздушный шар»
    Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся. (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют)
    Ждет волшебная страна, надо нам попасть туда (шагаем на месте)
    Мы к друзьям своим летим, помощь оказать хотим (кружимся на месте, и садимся на корточки)
    Воспитатель: Ну вот, мы и прилетели. Посмотрите, ребята, разве так выглядит Цветочный город? (Дети подходят к плакату на котором нарисован большой завод с трубами, из которых идёт черный дым, вокруг завода одни пеньки, сточные воды стекают в речку.)
    Дети: Нет! В цветочном городе красивая природа, много деревьев, цветов, птиц, насекомых, красивых домов, солнце ярко светит, небо голубое.
    Воспитатель: Верно. Ребята, посмотрите, тут ещё одно письмо от жителей цветочного городка. Давайте прочитаем: « Помогите, спасите, мы решили из нашего городка сделать такой же большой город как у вас, чтобы были дома большие и заводы огромные, прибыльные, но мы что то сделали неправильно, и вместо большого города у нас большие проблемы. Воздух стал грязным, животные лесные от нас разбежались, а вода в речке стала такая мутная и грязная и рыбы теперь в ней не видать. Да мы тоже болеем и кашляем, что мы сделали неправильно? Помогите разобраться»

    Вопросы к детям:

    Ребята, как вы думаете, что же произошло в Цветочном городке?
    Дети: Жители загубили природу, вырубили лес, загрязнили воду.
    А что стало с речкой?
    Дети: Речку загрязнили сточными водами с завода.

    Может ли рыба жить в такой реке?
    Дети: Нет, вода слишком грязная.
    4. А что стало с лесом? Куда исчезли животные?
    Дети: Лес вырубили, животные разбежались, потому что им негде стало жить.
    5. А что будет с жителями городка?
    Дети: Они будут болеть. Им нужна помощь.

    Воспитатель: Ребята, давайте поможем исправить ситуацию (Да)

    II. Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
    Давайте пройдем за столы. У вас на столах карточки с рисунками экологических проблем. Вам нужно определить правильно поступают на них люди или нет. Если правильно, то обведите картинку зеленым фломастером, если нет – красным. Объясните, почему это плохо или хорошо.
    Каринка «Моют машину в реке» — (красный фломастер) — плохо, люди поступают неправильно, т.к. загрязняют воду, в грязной воде не могут жить рыбы, водоросли. Люди если будут купаться – заболеют. Машины нужно мыть на автомойках.
    Картинка «Раненое дерево» — (зеленый фломастер) — Если у дерева ранка, нужно ранку залепить землей; если сломаны ветки – перебинтовать ленточкой, тряпочкой.
    Картинка «Костер» — (красный фломастер) – Костер в лесу разводить нельзя, а если развели – потушить: засыпать землей, залить водой.
    Картинка «Кормушки. скворечник» — (зеленый фломастер) – Зимой нужно вывешивать кормушки, чтобы подкармливать птиц; весной – скворечники, чтобы птицы выводили птенцов.
    Картинка «Мусор» — (красный фломастер) – Мусор после себя оставлять нельзя, его нужно собрать в пакет или мешок и унести с собой.
    Картинка «Посадка дерева» — (зеленый фломастер) – Чем больше деревьев, тем чище воздух, больше места для жизни животных, насекомых.
    Картинка «Сорванный цветок» — (красный фломастер) – Рвать цветы нельзя, их можно нюхать, фотографировать, рисовать, любоваться. (и т.п.)
    Воспитатель: Молодцы! Помогли разобраться в сложных ситуациях!
    Ребята скажите, а чем мы дышим? воздухом)
    А как? (носом, иногда ртом)
    А может мы прожить без воздуха? (нет)
    Можем ли мы дышать грязным воздухом? (можем, но будем болеть)
    А что загрязняет воздух, знаете? (Дым из заводских труб, выхлопные газы от машин)
    А может человек в настоящее время прожить без машин, заводов и фабрик? (Нет, будет тяжело без них)

    Что люди могут сделать, чтобы воздух стал чище? (Высаживать деревья, кустарники, цветы)
    А как деревья помогают очищать воздух? (Деревья выделяют кислород, поглощают углекислый газ. Чем больше деревьев, тем чище воздух)
    Давайте подумаем, что нужно сделать, чтобы природа не болела, не страдала?
    На заводские трубы поставить фильтры, очистить сточные воды (воспитатель устанавливает на плакате фильтры);
    Посадить лес (на плакате прикрепляются растения).

    III. Ребята, пойдемте прогуляемся по Цветочному городку. Смотрите, река.
    Какая грязная, сколько в ней мусора. Могут ли рыбы жить там, удобно ли
    им плавать среди мусора? (нет) Давайте очистим реку от мусора!

    Эстафета «Чистый водоем»
    Дети делятся на две команды. Перед ними два круга. В каждом круге – рыбы,
    водоросли, уточки, бутылки, пакеты, колеса от машин и т.п. Задача команд –
    очистить «реку» от мусора. Чья команда справится быстрее и правильно, та и
    побеждает.
    Воспитатель: Молодцы ребята, в реке теперь нет мусора. Посмотрите, а вода-то —
    мутная!

    IV. Эксперимент
    Воспитатель: Заводы сбрасывают в реку вредные примеси, от которых мутнеет
    вода, гибнет рыба, водоросли. Пойдемте в лабораторию, и поможем жителям
    Цветочного городка очистить воду. (дети рассаживаются за столы).
    У каждого из вас загрязненная вода. Эту воду нужно пропустить через фильтр.

    Каждый ребенок пропускает загрязненную воду через простой фильтр.
    Обращается внимание детей, как изменилась вода.
    Какая была вода? (мутная, грязная, с песком).
    А после фильтрации вода какой стала? (чистая).
    А можно ли эту воду пить? (Нет, сырую воду надо кипятить, или нужны специальные фильтры)

    Ребята, мы все поправили и помогли жителям цветочного городка.
    Поставили фильтры на трубы завода;

    2. Убрали мусор;
    3. Почистили реку;
    4. Посадили деревья в лесу.

    Ребята, давайте запустим рыбок в реку, которых мы недавно сделали (дети прикрепляют рыбок на плакате).
    А теперь опять надуем наш волшебный воздушный шар, и отправимся домой (Все встают в маленький круг, затем, имитируя что надувают в нем воздух, круг расширяют).
    Вот мы и помогли жителям Цветочного городка, выполнили просьбу Лесовика. В благодарность он оставил нам свой сундучок с подарком. В сундучке – экоэмблемы. Воспитатель награждает каждого ребенка.

    Название: Конспект занятия по экологии в старшей группе «Помощь жителям цветочного городка»
    Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, Экология, старшая группа

    Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
    Место работы: МБДОУ детский сад №237 «Веселый хоровод»
    Месторасположение: г. Новокузнецк, Кемеровская область

    Программное содержание:

    Создать целостное представление о воде как о природном явлении, о ее значении в природе и в жизни человека;

    Учить детей правильно отвечать на вопросы;

    Расширить знания о животных, обитающих в воде;

    Развивать связную, диалогическую речь, подбирая определения, глаголы, грамматический строй речи, правильно согласовывая существительные и прилагательные;

    Обогащать словарный запас словами: лаборатория, фильтр, развивать воображение, фантазию.

    Материал:

    - “волшебная палочка”, указка;

    Учебная картина на тему “Кому нужна вода” (Рисунок 1)

    Дидактическая игра “Удивительный круг” с набором картинок (Рисунок 2)

    Уголок экспериментирования (Рисунок 3)

    - “экран настроения” (Рисунок 4)

    Магнитофон, аудиозапись “Звуки воды” (Приложение 1)

    Телевизор, видеозапись “Обращение грязной воды к детям” (Приложение 2),

    “Обращение чистой воды к детям” (Приложение 3)

    Стаканчики с грязной и чистой водой (20 штук), марля, вата, салфетки;

    Предварительная работа:

    Беседа на тему “Вода в природе и жизни человека”;

    Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе;

    Чтение произведений художественной литературы: Н. Рыжова “Волшебная вода”, А. Введенский “Песенка о дожде”, Н. Заболоцкий “На реке”, К. Чуковский “Федорино горе”, “Мойдодыр”;

    Сочинение сказки “Веселые капельки”;

    Разучивание потешек, отгадывание загадок;

    Дидактические игры “Волшебный зонт”, “Времена года”, “Собери картинку” и др.;

    Экспериментирование с водой.

    Ход занятия

    Воспитатель (В.) – Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. Делать это мы будем с нашим Знайкой, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом. Чудеса – дело непростое, чудеса делают волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Я возьму “волшебную палочку”, буду говорить слова, а вы выполните то, о чем я говорю.

    Чики – чики – чикалочка,

    Вокруг себя повернитесь,
    В волшебников превратитесь.

    (Дети выполняют)

    Воспитатель дотрагивается палочкой до каждого ребенка.

    Закончилась наша игра – превращалочка. Теперь вы волшебники!

    В. Надевает каждому ребенку на шею медаль с изображением волшебника.

    В.: Присядьте на коврик, пришло время выполнить первое задание Знайки. Воспитатель из сундука вынимает конверт и читает письмо:

    “Дорогие ребята, прошу вас прослушать эту кассету и определить, что за звуки вы услышали”.

    В. включает аудиозапись “Звуки воды”. Дети слушают и определяют.

    В.: Молодцы! Сегодня мы будем говорить о воде, кому и зачем она нужна. Послушайте стихотворение “Волшебная вода”:

    Вы слыхали о воде?
    Говорят, она везде!
    В луже, в море, в океане
    И в водопроводном кране.
    На плите у вас кипит,
    Паром чайника шипит,
    Растворяет сахар в чае,
    Мы ее не замечаем.
    Без нее нам не умыться,
    Не поесть и не напиться,
    Смею вам я доложить,
    Без нее нам не прожить!

    Вы согласны, что без воды нам с вами обойтись просто нельзя. А Знайка приготовил нам интересное задание.

    Воспитатель достает из сундучка конверт, читает задание:

    “Дорогие ребята, с первым заданием вы справились, правильно догадались, что на аудиокассете были звуки воды. А сейчас вы должны рассказать, кому нужна вода и почему без нее нельзя прожить”.

    В. подводит детей к наглядному пособию “Кому нужна вода”. Дети по очереди рассказывают о том, что вода нужна человеку, птицам, животным, насекомым…

    В. задает наводящие вопросы.

    В.: Настало время для третьего задания. Посмотрим, что на этот раз приготовил нам наш Знайка.

    В. достает конверт, читает:

    “- Ребята, вы правильно рассказали, кому нужна вода. А сейчас предлагаю вам игру “Удивительный круг”. Разместите картинки так, чтобы стало понятно, кто живет в воде”. (Дети подходят к столу, садятся, выбирают нужные картинки и крепят)

    Краткая беседа: в воде живут рыбы, морская звезда, морской конек, рак, дельфин.)

    В.: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием Знайки. А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Все выходим на физкультминутку.

    Физкультминутка:

    Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)

    Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)

    Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)

    Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)

    Чтобы плыть еще скорей,
    Надо нам грести быстрей.
    Мы работаем руками,
    Кто угонится за нами? (Плавательные движения)

    А теперь пора уж, братцы,
    Всем нам к Знайке возвращаться. (Ходьба на месте)

    В.: Теперь посмотрим, остались ли еще в сундучке задания от Знайки. (Достает конверт, читает):

    “Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо. Посмотрите на экран телевизора”. (На экране сюжет: вода просит детей о помощи – сделать ее вновь чистой).

    В.: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники. Хочу напомнить, что люди не всегда ведут себя правильно в природе – загрязняют воду в реках, озерах, тем самым наносят вред не только природе, но и своему здоровью.

    Воспитатель проводит детей в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы с грязной водой, вата, марля, пустой стакан на каждого ребенка.

    В.: Как можно очистить воду?

    (Ответы детей)

    В.: Я вам помогу. Воду можно очистить через фильтр. (Дети повторяют слово фильтр) У нас это вода и марля. Вместе с детьми проводит очистку через фильтр (вату, марлю). (Во время опыта звучит мелодия воды)

    В.: Покажите свои стаканчики, посмотрим, очистилась ли вода?

    Чистая вода получена. Всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять. Надеюсь, когда вы вырастите, будете правильно вести себя в природе и научите этому других.

    Возьмитесь за руки, обнимите друг друга, улыбнитесь друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники, все задания Знайки выполнили. Теперь нам снова пора стать ребятами. В. берет волшебную палочку и говорит:

    Чики – чики – чикалочка,
    Помоги мне, волшебная палочка,
    Вокруг себя повернитесь,
    В ребят снова превратитесь.

    Итог: В. – Чем вы сегодня занимались?

    Что вам понравилось?

    Дети отражают свои впечатления по “экрану настроения”. Воспитатель дает оценку, отмечая каждого ребенка.

    В.: До свидания, до скорой встречи!

    Отдел образования

    Администрации Центрального района

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения

    города Новосибирска «Центр развития ребенка –

    детский сад № 000 «Дельфиненок

    Занятие по экологическому

    воспитанию в старшей группе

    Тема: "Лесное чудо"

    Составитель:

    воспитатель

    квалификационной

    Новосибирск

    2009. Информационная карта занятия МДОУ ЦРР д./с № 000 «Дельфиненок»

    Воспитатель :

    Дошкольная группа: старшая

    Дата проведения : 20.11.09.

    Цель: формировать у детей понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

    Задачи:

    1. Дидактическая:

    · Способствовать формированию представления о том, что пень - место обитания разнообразных живых существ (животных и растений).

    · Развивать познавательную активность, творческое воображение, коммуникативные навыки.

    2. Коррекционная:

    · Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

    3. Воспитательная:

    · Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям.

    · Закреплять знания о правилах поведения в природе

    Оборудование: ширма с изображением леса; искусственные растения леса; пень; игрушки: насекомые, звери, костюм Лесовика; экологические знаки «Правила поведения в лесу»; лупа - на каждого ребёнка; опрыскиватель с водой, пригласительный билет.

    Формы организации деятельности:

    · Совместная деятельность с взрослым с элементами игровой деятельности.

    Структура занятия:

    1. Появление сказочного героя - Лесовика

    2. Дидактическая игра «Правила поведения в лесу».

    3. Беседа-опрос «Что вы знаете о строении дерева (пня)?)

    4. Рассказ Лесовика о Пне Корнеевиче

    5. Опытническая деятельность детей

    6. Игра-драматизация «Пенек-теремок»

    7. Дидактическое упражнение «Подбери соседей»

    8. Подведение итогов

    9. Сюрпризный момент

    Характеристика группы дети шестого года жизни

    Предполагаемый результат : сформировать обобщенные представления у детей шестого года жизни о необходимости бережного и заботливого отношения к природе.

    Ход занятия:

    ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:

    В руки к детям попадает письмо от Лесовика, в котором он приглашает их посетить сказочный лес, в котором царит вечное лето.

    На пороге группы их встречает Лесовик

    Лесовик . Здравствуйте дети! (Дети здороваются) Меня зовут Лесовик. Хотите отправиться со мной в сказочный лес, в котором никогда не бывает зимы, весны или осени. (Ответы детей). Как вы думаете, а почему этот лас называется сказочным? (Если дети затрудняются с ответом, то Лесовик подводит с помощью наводящих вопросов к выводу о том, что в природе всегда происходит смена времен года)

    Лесовик . А у меня в корзинке есть волшебные карточки. И я хочу проверить, знаете ли вы правила поведения в лесу.

    Дети описывают изображения и объясняют их смысл .

    Лесовик . Да, я вижу, что вы знаете правила поведения в лесу. И поэтому лесные жители всегда рады таким гостям.

    После этого дети вместе с Лесовиком проходят в группу и подходят к ширме с изображением леса.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

    Лесовик спрашивает у детей . Вам нравится гулять по лесу? (Да .) А что вы знаете о его обитателях? Назовите животных наших лесов. (Ответы детей ) Какие лесные растения вы знаете? (Ответы детей .) Да, богат наш лес и красив. (Звучит аудиозапись «Шум леса» .) Слышите? Птицы поют, прославляют лесные красоты.

    Лесовик подводит детей к пню .

    Лесовик . Мы вышли на лесную поляну. А вы знаете, что это за чудо лесное? (Указывает на пень ).

    Ответы детей

    Лесовик . Это не просто пень, это - Пень Корнеевич - самый старый житель моего леса. Давайте познакомимся с Пнём Корнеевичем. (Подходит к пню и пожимает его корень ). Здравствуйте, Пень Корнеевич! Вы меня узнали, это я, ваш друг - Лесовик.

    Дети поочерёдно знакомятся с пнём , называют свои имена..

    Лесовик . Какие вы вежливые ! А что вы пожимали Пню Корнеевичу, когда с ним знакомились? (Корни .)

    Лесовик . Какие они, корни? (Прямые и изогнутые , толстые и тонкие , ветвистые , запутанные , твёрдые и гибкие , длинные и короткие , гладкие .) Какого они цвета? (Тёмно - коричневые , светло - коричневые , бурые , белые .) Зачем корни нужны дереву? (Корни удерживают дерево в земле . Через корни дерево получает питательные вещества , воду .) Чем покрыт пень? (Корой .) Потрогайте кору и скажите, какая она на ощупь? (Шероховатая , грубая , твёрдая , с трещинами .) Понюхайте, чем пахнет пень? (Пень пахнет деревом , лесом , землёй .). Хотите, я расск ажу вам о Пне Корнеевиче?

    Ответы детей

    Лесовик . Многое я знаю обо всех лесных жителях. А с Пнём Корнеевичем мы старые друзья. Его я помню ещё с тех пор, когда был он жёлудем. Появился из жёлудя росток и превратился потом в молодой дубок. Рос он долго и много добрых дел делал. Лесных жителей желудями угощал, на своих ветвях птенцов в гнёздах укачивал. В его дуплах и белка жила, и филин, и дятел. Летели годы. Постарел дуб, стал болеть да сохнуть. Вот и спилили его на дрова. А на месте могучего дуба остался этот пень. Лесные обитатели не забыли доброту старого дуба и стали его пень уважительно звать Пень Корнеевич. А сколько лет прошло с тех пор, я уже и не припомню. Но есть способ узнать, сколько лет было дубу, и определить возраст любого спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Видите эти кольца? (Показывает .) Каждое кольцо - прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дубу лет.

    Дети вместе с Лесовиком считают годичные кольца на спиле пня .

    Лесовик . По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Если два кольца расположены близко друг к другу, значит, в этот год дереву не хватало влаги и питания.

    Посмотрите внимательно и скажите, как расположены годичные кольца на нашем пне.

    Вместе с Лесовиком дети рассматривают годичные кольца в разных местах спила и делают вывод о погодных условиях в тот или иной период роста дерева .

    Лесовик . А у меня в запасе есть несколько других спилов, давайте их рассмотрим. (Достает из корзинки лупу) . А вы знаете что это такое? (Ответы детей .) . А для чего она? (Ответы детей .) . Давайте разделимся на группы и рассмотрим спилы различных деревьев, а потом вы расскажете, что вы увидели.

    Дети рассматривают спилы деревьев через лупы .

    Лесовик . Как интересно! Через лупу видно то, что не рассмотришь даже на близком расстоянии. Расскажите, что вы увидели? (Дети рассказывают о том как росло каждое из деревьев, пока его не спилили )

    Звучит аудиозапись «Речь Пня Корнеевича» .

    Пень Корнеевич . Ох, ох, ох! Скучно мне, грустно мне! Был я деревом зелёным, ветвистым, птицы гнездились на моих ветках, белки резвились. Люди отдыхали в моей тени, а сейчас я стал пнём и стою на поляне один-одинёшенек. А так хотелось бы найти друзей, быть кому-нибудь полезным!

    Лесовик . Интересно, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич? А вы дети не знаете, что это за друзья?

    Ответы детей

    Лесовик . Мне вспомнилась история осинового пня. Сломалась большая осина, остался на её месте пень. Первыми об этом узнали жуки. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесины в пенёчке сколько. Стали жуки-древоточцы, жуки-короеды для своих личинок квартиры строить, ходы в пне прогрызать. Живут-жуют, горя не знают.

    В течение лета ветер бросал на пень и вокруг него семена разных растений, а тёплые дожди щедро поливали его. Прошло некоторое время, и выросли из семян растения. С одной стороны вырос на коре лишайник, а с другой появился зелёный мох. Кто под такой мягкой тёплой крышей жить откажется? Вот и наползла под мох мелочь лесная, жучки-червячки всякие. Так превратился осиновый пень в настоящий дом.

    Лесовик . Теперь вы поняли, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил? Поможем, ребята, пню обрести друзей? Подойдите поближе к столу. Посмотрите, как много здесь фигурок лесных животных. Как вы думаете, какие из них могут жить в пне, под ним и около него?

    Дети выбирают фигурки животных , которые , по их мнению , могут жить в условиях данной экосистемы .

    Лесовик предлагает каждому ребёнку превратиться в какого - нибудь обитателя леса : стать бронзовкой , короедом , многоножкой , муравьем , мышкой , лягушкой , кротом и т . д . Например , говорит : «Коля , ты хочешь быть жуком - оленем ? Как ты думаешь , почему его так назвали ? »

    Лесовик . Сядем вокруг пня. Перед тем как заселить в пень нового обитателя, спросим: «Кто-кто в пенёчке-теремочке живёт?»

    Послушайте, как я жука-короеда буду в пень заселять.

    Подходит к пню и спрашивает : «Кто - кто в пенёчке - теремочке живёт ? » Никто не отвечает . «Тогда я буду жить под этим крепким толстым корнем . Здесь я найду не только кров , но и пищу - опилки» . Теперь ты (обращается к ребёнку ), жук - олень , заселяйся в пень .

    Таким образом, дети поочерёдно заселяют выбранные фигурки животных в пенёк - теремок .

    Лесовик . Посмотрите, чёрная туча приближается к нашей поляне. Сейчас пойдёт дождь. (Опрыскивает пень водой .) Каким бывает дождь? (Тёплым , сильным , тихим , холодным, моросящим , проливным .) Намочил дождь всё вокруг. Теперь вырастут на пне и вокруг него растения. Подойдите к столу, выберите и назовите растения, которые могут расти на пне и около него. (Дети выполняют задание .)

    Лесовик . А роза (кактус, редис) может расти в лесу на пне? (Нет .) Почему? (Ответы детей .) Подойдём к Пню Корнеевичу и посадим растения на пень и вокруг него. (Дети выполняют задание .)

    Лесовик . Посмотрите, как повеселел наш Пень Корнеевич. Был он один-одинёшенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и различные животные.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Лесовик . Пора нам прощаться с Пнем Корнеевичем его друзьями. А хотите, чтобы я еще пришел к вам и рассказал о других лесных обитателях?

    Ответы детей

    Лесовик . Тогда расскажите мне что нового, интересного вы узнали сегодня на занятии, а я подарит вам пригласительные билеты на мою следующую встречу.

    Дети рассказывают о том , что им запомнилось , и получают пригласительные билеты .



    Похожие статьи