• Дымковская слобода деревня коллективная композиция. Конспект оо "художественно-эстетическое развитие" на тему "дымковская слобода"

    24.09.2019

    Занятие по рисованию в старшей группе «Дымковская слобода (деревня)»
    Ды́мковская игру́шка - один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города Кирова).
    Это один из самых старинных промыслов России, возникший в XV-XVI веках.
    Программные задачи:
    Закрепить знания о дымковских игрушках;
    Закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
    Закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
    Учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья;
    Закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
    Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
    Оборудование:
    Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.
    Предварительная работа:
    Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
    Ход занятия:
    Воспитатель:
    Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские).
    Из поколения в поколение передавали мастера секреты изготовления русской игрушки. В каждой семье были свои традиции. Каждая игрушка имела своё лицо. После обжига игрушки грунтовали или покрывали раствором толчёного мела с молоком. Игрушка становилась белой, готовой к росписиРоспись это декоративная живопись на предметах народных промыслов. Дымковская игрушка расписывалась особым узором – орнаментом. Это художественное украшение, узор. Для дымковской игрушки характерен геометрический орнамент (сочетание кругов, квадратов, ромбов и т. д.) Промысел возник в глубокой древности. Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске» , имеющему языческие корни и посвящённому Яриле – богу весеннего солнца и плодородия. Мастера лепили барынь, кормилец, девушек-водоносок, кавалеров.

    Любили вятичи лепить и уточек, курочек, индюков, козочек и коников. Какие же удивительные они – дымковские игрушки! Вот одна из любимых игрушек вятичей – красавица-водоноска. От неё не оторвать глаз. Это нарядная деревенская красавица, девушка на выданье, труженица. Мастерица-затейница нарядила её в пышную с оборками юбку из яркого полотна. Причёска у модницы затейливая, пышные каштановые волосы увенчаны нарядным кокошником с золочёным украшением. Личико у девушки-водоноски белое, не знающее загара, носик горделиво поднят вверх, губки сложены сердечком. Щёчки подрумянены, а бровки – подведены. Так и кажется, что девушка сейчас плавно пойдёт, в такт, покачивая ведёрочками. Красавица знает, что на неё все смотрят, любуются. Ей хочется нравиться всем. Всем хороша водоноска: и пригожа, и нарядна, и трудолюбива, и приветлива. Дымковской игрушкой можно любоваться бесконечно. Я не перестаю удивляться её красоте.
    Самостоятельная работа детей за столами.

    Дети работают под музыку. Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогает затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.

    Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.
    Мы старались рисовать (руки в стороны)
    Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
    Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
    Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
    В конце занятия устраивается выставка.

    Мила Гусейнова

    Программные задачи

    Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Закреплять знания детей о дымковских игрушках , о дымковской росписи . Закреплять эмоционально положительное отношение к народному декоративному искусству. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки коллективной работы .

    Методика проведения

    Показать детям разные дымковские игрушки (барышню, коня, козлика, уточку и др.) . Спросить, как называются эти красивые изделия. Предложить расписать так же красиво вырезанную из бумаги фигурку, а затем сделать общую картину "Дымковская слобода " (село, деревня , где создают глиняные игрушки) . Более сложные игрушки предложить для росписи детям, которые хорошо владеют дымковской росписью (2-3 дома, 3-4 барышни и более мелкие фигурки) .

    Материалы :

    Силуэты дымковских игрушек , вырезанные из белой бумаги, краски гуашь, кисти, банка с водой, салфетка (на каждого ребёнка) . Большой лист бумаги для оформления картины.

    Связь с другими занятиями и видами деятельности

    Расширять представления детей о дымковских расписанных изделиях. Рассматривать альбомы декоративно-прикладного искусства.

    Ход занятия:

    Вводная часть : Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами будет интересное занятие , на котором вы узнаете, что представляет из себя дымковская игрушка .

    1. Основная часть.

    Вы знаете, что такое Дымковская игрушка , из чего она делается и где возник этот промысел? Такой игрушки как дымковская больше нет , она одна такая. Яркая, нарядная Дымковская игрушка стала своеобразным символом Вятской земли. На доске висят картинки с элементами дымковской росписи . Дымковскую игрушку расписывают (элементы) : кружками, кольцами, полосками, змейками. В дымковских игрушках цвета яркие : красный, оранжевый, желтый, малиновый, синий, голубой, изумрудный, зелёный и в очень большем количестве коричневый и чёрный. Что означали элементы, которые я вам показывала (на картинках? Ребята как вы думаете, что по вашему мнению мог означать круг (солнце? А как вы думаете, что могла означать волнистая или ломанная линия (воду? А что же могла означать клетка (поле?

    2. Беседа с детьми :

    Какого цвета бывают дымковские игрушки ? (Всегда только белые)

    А какие узоры на дымковских игрушках ? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка и решетка)

    Какого цвета больше? Какие цвета использованы?

    Какими приемами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)

    3. Физкультминутка

    Мы старались рисовать (руки в стороны)

    Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)

    Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)

    Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)

    4. Практическая деятельность

    Сейчас я вам раздам листы, и вы подготовьте краски и будем расписывать на силуэтах дымковские узоры . На этом занятие мы с вами будем расписывать и использовать элементы дымковской росписи в нашей работе . Сейчас мы с вами попробуем нарисовать элементы дымки в отдельности . Дети рисуют узоры дымковской игрушки (дымковские силуэты ) . А теперь заканчивайте свои работы , дорисовывайте узоры . А потом посмотрим рисунков.

    Итог занятия

    1. Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?

    2. Что тебе больше всего понравилось здесь?

    3. Что особенного в этой работе ?

    4. Какая у нас тема?

    5. Понравились ли вам дымковские игрушки ?

    6. Не сложно ли было вам рисовать узоры и расписывать дымковские игрушки ?

    Спасибо ребята! Вы все молодцы! Вы очень хорошо старались и занимались и вот какая красивая коллективная работа у нас получилась ! Дымковская слобода ! Понравилось ли вам занятие ?

    Публикации по теме:

    Приглашаю Вас, дорогие друзья, в деревню Снегирево. Начали мы ее строить сразу после новогодних праздников, радуясь, что зима наконец-то.

    Коллаж выполнен с воспитанницей Пономаревой Александрой (5 лет) в МБДОУ д/с № 95 "Росточек" города Волжского Волгоградской области в рамках.

    Программное содержание: - продолжать формировать представления о признаках осени, цикличности изменений в природе; - учить детей отражать.

    В нашем детском саду есть уголок художественного творчества. Мы с детьми часто посещаем его, рассматриваем игрушки народных мастеров: дымковских,.

    Лето - пора вдохновения. Много времени проводим на улице, много наблюдаем. Свои летние впечатления и наблюдения мы решили отобразить в.

    Коллективная работа «Поле одуванчиков». Конспект занятия по аппликации в средней группе Конспект непосредственной образовательной деятельности Аппликация. Средняя группа. Коллективная работа. Поле одуванчиков. Задачи:.

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности коллективная работа по ИЗО в старшей группе «Осеннее дерево». Автор: Титова Олена Олеговна, воспитатель МДОУ д/с «Малышок» г. Нерехта. Описание: данный конспект НОД рассчитан для детей старшего возраста.

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    « Детский сад № 47» Ладушки»

    Конспект

    непосредственно – образовательной деятельности

    по Образовательной Области «Художественно- эстетическое развитие» для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дымковская слобода»

    Программное содержание : 1. Закрепить с детьми технику росписи игрушек по мотивам дымковской росписи

    2. Развивать творческое воображение, подбор цветовой гаммы, наблюдательность, пространственное мышление.

    3. Воспитывать интерес к народным промыслам России, художественный вкус, эстетические чувства»

    Материал: готовые изделия детских работ – игрушки из глины, краски, стаканчики с водой, кисточки 2 видов, салфетки.

    Предварительная работа : рассматривание образцов дымковской росписи, изготовление кукол и игрушек по мотивам дымковской росписи. Оформление дымковской деревни с расписанными готовыми образцами.

    Подготовка к занятию: влажная уборка, проветривание

    Методика проведения:

    Воспитатель: Ребята, сегодня я вам Создание

    предлагаю отправиться в удивительное интереса

    путешествие. Согласны?

    Дети: Да

    Воспитатель: В начале, я хочу вам

    рассказать одну историю…

    Давным-давно моя бабушка оставила Игровая ситуация

    мне в наследство волшебный клубочек.

    Куда клубочек покатится, туда мы

    с вами и отправимся путешествовать.

    Скажем волшебные слова: раз, два,

    три – клубочек, катись. Давайте все

    вместе скажем эти слова.

    Дети: Раз, два, три-клубочек, катись.

    Клубочек катиться, дети идут за ним.

    Что это за чудеса, куда привел нас

    клубочек? А привел нас он в чудесную

    дымковскую деревню.

    /Звучит народная музыка/

    Дети подходят к выставке изделий

    дымковской игрушки, перед ней

    висит надпись «Веселая дымковская

    деревня», сидит мальчик в русской

    рубашке – мастер Вася, он продает Использование

    игрушки . игрового

    Воспитатель: Здравствуй, мастер – умелец. персонажа

    Что же это у тебя за красота такая?

    Вася: у меня дымковские игрушки.

    Чтение стихотворения воспитателем.

    В этой деревне живут, друзья, Художественное

    дымковские игрушки. слово

    Лошадки, собачки, козы, коровы

    и другие зверушки.

    Петушки, курочки и свинья,

    Давайте познакомимся с ними, друзья!

    Давайте рассмотрим чудесные Рассматривание

    дымковские игрушки. декоративных игрушек

    Дети совместно с воспитателем

    рассматривают корову, козу,

    лошадку, птицу, барыню и мужчину,

    детей.

    Воспитатель рассказывает детям о

    дымковском промысле.

    В селе Дымка Кировской области Рассказ воспитателя

    давным – давно люди стали лепить

    из глины игрушки для своих детей:

    это были зверушки лесные, домашние

    животные, люди, фигурки детей,

    разные свистульки.

    Игрушки сохли, затем их раскрашивали

    в белый цвет, украшали полосками,

    кругами, клеточками, точками.

    Позднее их стали продавать в другие

    деревни. Скоро и соседние деревни

    стали лепить игрушки. И начался

    промысел дымковской игрушки по

    всей Кировской области. Вот сюда – то

    нас и привел волшебный бабушкин

    клубочек. А сама бабушка была

    мастерицей по изготовлению таких

    игрушек. Ну что дети, клубочек –

    катиться. Давай, мастер Вася, с нами

    пойдем. Ты научишь нас такие

    игрушки раскрашивать.

    стоят игрушки из глины, но не

    раскрашенные. Сидит рядом мальчик Использование

    в русской рубашке, очень грустный. игрового персонажа

    Это мастер Матвей.

    Воспитатель: Здравствуй, добрый

    молодец. Что – то ты такой грустный

    Матвей: Да вот игрушки из глины

    налепил, а раскрасить не знаю как.

    Воспитатель: Дети, может быть, мы Постановка цели

    поможем Матвею раскрасить игрушки

    по дымковским узорам.

    Ответы детей: Конечно, поможем.

    Воспитатель: Ребята, предлагаю Вопросы к детям

    ещё раз вам вспомнить какие краски

    нужно выбрать для этой росписи?

    Дети: Фон будет белый. Узор нужно Хоровые ответы детей

    выполнять яркими красками красными,

    жёлтыми, зелёными, синими и т.д.

    Воспитатель: Молодцы ребята. Лиза,

    какие элементы присутствуют в дымковской Обращение к

    росписи? Покажи пожалуйста ребятам. схемам

    Лиза выходит к мольберту, показывает

    схемы и рассказывает об элементах,

    присутствующих в дымковской росписи.

    Воспитатель: Молодец, Лиза! Ребята

    теперь вы всё знаете. Выбирайте

    игрушки по своему желанию, пойдем с Индивидуальный

    нами, мальчик, мы научим тебя раскрашивать выбор

    и поможем тебе выполнить красивые

    работы по дымковской росписи.

    Дети выбирают изделия из глины

    и садятся за столы.

    Воспитатель: Ребята, прежде чем начать

    рисовать, разомнём наши пальчики. Пальчиковая гимнастика

    Проводится пальчиковая гимнастика:

    Разрисуем мы зверушки

    Дымковские игрушки,

    Всем потом покажем

    И о них расскажем.

    Дети садятся за столы, продумывают Самостоятельная

    узор для раскрашивания, выполняют деятельность

    работы по дымковской росписи. детей

    Воспитатель следит за правильной

    посадкой детей, напоминает о Напоминание

    последовательности узора, использует Положительный

    положительный пример товарища, пример товарища

    обращает внимание детей на качество

    выполнения работ, поощряет детей за Поощрение

    проявленное творчество.

    По окончанию работы выставляются

    обратно на стол, детям предлагается

    полюбоваться и порадоваться, как красиво

    у них получилось. Мастера из дымковской

    и глиняной деревни одобряют детей,

    радуются вместе с ними.

    Подводится итог занятия: обращается

    внимание на подбор основных цветов,

    узоров, характерных для дымковской

    росписи, аккуратности в работе,

    умение пользоваться кисточкой и

    тряпочкой.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, Анализ

    какие у нас получились весёлые

    игрушки. Илюша, какая игрушка тебе

    кажется наиболее забавной?

    Илья: Этот барашек кажется мне

    наиболее весёлым. Колечки у него

    ровные, но вот глазки как будто

    подмигивают.

    Воспитатель: Молодец, Илюша.

    Ребята, как интересно подметил Илья!

    Андрюша, как ты думаешь, сегодня

    у тебя всё получилось отобразить

    или были какие-то трудности?

    Андрей: Сегодня я немного поспешил, Самостоятельный

    колечки и волнистые линии получились анализ ребёнком

    не такие ровные, как я хотел. Но в с

    ледующий раз у меня обязательно всё

    получится.

    Воспитатель: Конечно всё получится. Анализ

    Ребята, игрушки у вас получились воспитателем

    просто замечательные, так и хочется

    с ними поиграть. Я вам предлагаю

    пригласить наших мастеров и поиграть

    вместе с ними.

    Мастера вместе с детьми покидают

    групповую комнату.

    Кузнецова Наталья Михайловна

    МБДОУ «Детский сад №47 « Ладушки»

    Воспитатель

    Город Заволжье, Нижегородская область






















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель: знакомство с новым видом декоративно-прикладного искусства – дымсковской глиняной игрушкой;
    развитие наблюдательности, творческих способностей, чувства цвета и пропорции, навыков кистевого письма: тычком, мазком, линией;
    воспитание любви к родному народу через творчество народных умельцев.

    Тип: урок – беседа с элементами театрализованной игры (настольный театр).

    Оборудование: дымковские игрушки, таблицы с крупным изображением игрушек, таблица «Ритм и вариации орнамента дымки», гуашь, кисти, бумага, ножницы, музыкальное сопровождение, презентация.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.
    II. Подготовка к восприятию нового материала.
    Какие народные промыслы вы знаете?
    Что такое ярмарка?
    Рассказ учителя.

    Народное искусство – это духовная культура народа. Веками народ через песню, сказку, былину, танец, архитектуру, предметы быта старался в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира.
    С древнейших времен и до наших дней люди стараются делать предметы быта не только удобными, но и красивыми. В народных промыслах проявился художественный талант народа. Самобытные русские изделия мастеров Хохломы, Городца, Жостово, Полхов-Майдана, Гжели ценятся не только у нас, но и за рубежом. В старину все эти предметы люди могли купить на ярмарках.

    Борис Кустудиев. «Ярмарка» 1908 г.

    Ярмарка – это не только торг, но и большой народный праздник, показ всего разнообразия искусства русского народа. На такие ярмарки собиралось множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, веселые карусели, выступление песенников и танцоров сопровождали торг. Вся щедрость русской души отражена в праздновании ярмарки.

    Внимание! Внимание!
    Веселое гуляние!
    Приходи, народ!
    Разевай пошире рот,
    Добрым людям здесь почет,
    Всех нас ярмарка зовет.

    Васнецов Аполлинарий Михайлович. Новгородский торг.

    Для чего проводится современная ярмарка?

    III. Изучение нового материала.
    Прослушайте стихотворение и скажите, с каким видом народного промысла мы познакомимся сегодня на уроке?

    Чем знаменито Дымково?
    Игрушкою своей!
    В ней нету цвету дымного,
    Что серости серей.
    В ней что-то есть от радуги,
    От капелек росы,
    В ней что-то есть от радости,
    Гремящей, как басы!
    Она глядит не прянично –
    Ликующие и празднично.
    В ней молодость – изюминка,
    В ней удаль и размах…
    Сияйте, охра с суриком,
    По всей земле в домах!
    Сияйте, охра с суриком,
    Чтоб всем – светло, и сумрачно!
    И злость, и хмурость льдинкою
    Без всякого следа
    Пусть под улыбкой Дымкова
    Растают навсегда!
    В. Фофанов.

    (Ответы учащихся)

    Тема сегодняшнего урока «Дымковская игрушка».
    Ласково и нежно называют эту игрушку – Дымка. По месту их рождения – они из Слободы Дымково. С высоко берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.

    Почему же назвали Слободу Дымково, а игрушки дымковские?
    Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась дымковская игрушка. Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гуляние с озорным и веселым названием Свистунья.
    Об истории возникновения дымки, связанной с древним обрядом - свистопляской и праздничным гулянием расскажет (выступление подготовленного уч-ся).
    Существует легенда, по которой начало празднику положило так называемое хлыновское побоище. Его подробно описали путешествовавшие в 1770 -1772 годах по разным провинциям Российского государства капитан Н. П. Рычков и сосланный в Вятку в 1811 году зять М. И. Кутузова, опальный генерал-майор Н. 3. Хитрово. По их сведениям, в XIV-XV веках под укрепленными стенами Хлынова собрались жившие в крае инородцы, чтобы взять город, основанный якобы пришельцами-новгородцами. Не надеясь только на свои силы, жители Хлынова послали за подмогой к устюжанам. Устюжане пришли ночью, но не с той стороны, с которой их ждали. Не распознав в темноте друзей, вятчане перебили многих и только утром увидали свою ошибку: «Своя своих не познаша». В память погибших на месте побоища поставили часовню, а в ней деревянный крест, и с тех пор ежегодно устраивали здесь панихиду - поминовение невинно убиенных, после чего начинался праздник Свистопляски, в ритуал которого входило катанье глиняных шаров с высокого берега Вятки вниз по Раздерихинскому спуску, кулачные бои, свист, песни и пляски. Ставились балаганы с обилием разных сладостей и обязательно продажей глиняных игрушек и свистулек.
    На ярмарке всегда можно было услышать прибаутки, считалки, стихотворения:

    А на ярмарке товары –
    Расписные самовары
    Продаются рамки, склянки
    И картины и баранки.

    Покупают люди сушки
    И на дивную игрушку
    Смотрят долго, не спеша,
    До чего же хороша!

    Ярмарка удалая,
    Ярмарка расписная.
    Честной народ собирайся
    И душою разгуляйся.

    А знаете ли вы как называют мастера, который работает с глиной?

    Гончар – это мастер, который изготавливает игрушки, посуду из глины.

    Давайте рассмотрим дымковские игрушки.

    Характерные отличительные особенности Дымковской игрушки.

    Игрушки белоснежные. Перед тем как расписать, их белили мелом, разведенным в молоке.
    Узор состоит с геометрических элементов: кружки, овалы, кольца, полоски, клетки, линии.
    Для росписи игрушек используют цвета: желтый, синий, красный, зеленый, черный, (белый фон).
    В современной игрушке присутствуют: оранжевый, коричневый, розовый голубой.
    Ритм и вариации орнамента дымки.

    Кроме кисточки для росписи применяют печатку – тычок для рисования маленьких кружочков и точек.

    Чтобы сделать тычок нужно свернуть полоску бумаги в трубочку.
    Запомни.
    Узор наносить нужно сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинай с крупных элементов.

    IV. Закрепление нового материала.
    Почему назвали Слободу Дымково?
    Как называют мастера, который работает с глиной?
    Назовите отличительные особенности дымковской игрушки?
    В каких элементах росписи применяется тычок?
    Игра. Найди наряд для дымковской «Барышни».

    Физкультминутка.

    V. Постановка художественной задачи.
    (Класс разделен на творческие группы, каждая группа выполняет определенное задание).
    Расписать трафареты дымковских игрушек, предметов быта, растений, архитектурных сооружений (все в стиле дымковской росписи).
    (Задание выполняется под народную музыку).

    VI. Анализ работ. Итог урока.
    Домашнее задание. Каждой группе необходимо придумать рассказ о ярмарке и на следующем уроке обыграть в настольном театре, используя расписанные трафареты.

    Конспект занятия для детей подготовительной группы. Дымковская игрушка

    Автор : Наира Игоревна Нерсесян, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 144", г.Воронеж

    Назначение : Воспитатели ДОО, учителя начальных классов,любознательные родители.Конспект подходит для занятия с детьми 5-7лет.
    Цель : Знакомство детей с народной культурой.
    Задачи -Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
    - Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
    - Познакомить с историей Дымковской игрушки.
    - Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
    - Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
    Предварительная работа составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.

    Ход занятия

    Воспитатель Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
    Дети Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
    Воспитатель Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
    Чем знаменито Дымково?
    Игрушкою своей.
    В ней нету цвета дымного,
    А есть любовь людей.
    В ней что-то есть от радуги,
    От капелек росы.
    В ней что-то есть от радости,
    Гремящей, как басы.
    (В.Феофанов)
    Воспитатель Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?




    Через горные отроги,
    Через крыши деревень,
    Краснорогий,желторогий
    Мчится глиняный олень.


    Вот индюк нарядный,
    Весь такой он ладный,
    У большого индюка,
    Все расписаны бока.
    Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
    Точно солнечный цветок,
    Да алее гребешок.


    Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.
    Посмитри, как хороша
    Эта девица-душа,
    Щечки алые горят,
    Удивительный наряд.


    Даже кони в праздничных нарядах.
    Кони глиняные мчатся
    На подставках,что есть сил.
    И за хвост не удержатся,
    Если гриву упустил.


    Воспитатель Что общего у всех этих игрушек?
    Дети У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
    Воспитатель А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
    Дети Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются.
    Воспитатель А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
    Дети Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
    Воспитатель Правильно!Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. Почему их раскрасили в яркие цвета?


    Дети Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
    Воспитатель Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
    Дети Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
    Воспитатель Какие узоры вы видите на игрушках?
    Дети На игрушках кружочки,точкиБ линии, клеточки, полоски, кривые, волны, квадраты, кольца, овалы.




    Воспитатель Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
    Дети Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
    Воспитатель Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоносы, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




    Воспитатель Давайте посмотрим как создается игрушка?

    (Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
    Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
    Дети В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
    Воспитатель Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



    Воспитатель Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.





    Напечатанные трафареты раздается детям. Карандашами они начинают с удовольствием <расписывать>.В процессе самостоятельной работы воспитатель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Можно включить негромкую народную музыку. В конце занятия устраивается выставка.

    Похожие статьи