• Доктор комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой.

    09.08.2019

    С самого рождения малыш не только растет, но и развивается, с каждым днем осваивает все новые умения, учится переворачиваться, сидеть, ползать, стоять на ножках. Так же поэтапно малыш приучается к пище с общего стола. Чтобы у ребенка не было проблем с работой ЖКТ, чтоб он питался сбалансированно и правильно, процесс приучения должен проходить постепенно. Сначала малышу предлагают прикорм – примерно в 6 месяцев, ненавязчиво, иначе у ребенка не разовьется интерес к еде. В рацион ребенка вводятся молочные каши, овощные и фруктовые пюре. Вся пища должна быть однородной, чтобы кроха не подавился. Но рано или поздно мамы начинают задумываться о том, когда вводить в рацион ребенка твердые кусочки? Как это сделать безопасно, чтобы малыш не подавился? Что делать, если ребенок отказывается от твердой пищи и просто выплевывает ее? Ответы на все эти вопросы сможете найти в данной статье.

    Когда нужно учить ребенка жевать твердую пищу?

    Навык жевания – это не врожденный рефлекс, его приобретают с возрастом. Умение жевать твердые кусочки пищи очень важно для ребенка. Правильная работа челюстей и управление языком прекрасно развивает речевые способности. Когда малыш активно двигает челюстями, вырабатывается желудочный сок, пища лучше усваивается. А еще регулярная нагрузка на челюсти – это формирование правильного прикуса.

    Научиться жевать кусочки твердой пищи сразу очень сложно, это долгий и поэтапный процесс, который требует терпения со стороны родителей. С самого начала прикорма малышу предлагают овощное пюре или кашу. Консистенция продукта однородная, но густая. Теперь ребенку нужно потрудиться и поработать языком, чтобы проглотить эту кашку. Далее мама должна постепенно оставлять в пище крохотные кусочки. То есть, в 8-9 месяцев вполне допустимо оставлять в пюре кусочки овощей или фруктов размером со спичечную головку, которые малыш должен пережевывать. Считается, что в год ребенок уже должен уметь пережевывать небольшие кусочки овощей, фруктов, хлеба и печенья размером с горох. Постепенно малыш переходит на общий стол, ему предлагают более крупные куски пищи — макароны, картошку и т.д. Что касается мяса, не стоит ждать, что малыш сможет разжевать цельный кусок отварной говядины. Ребенку будет гораздо легче, если это будет фарш, из которого мама готовит тефтели или котлеты. Считается, что к двум годам ребенок уже умеет полностью жевать, переходит на общий стол и не отличается в этом смысле от взрослых. Если к двум годам малыш не научился полноценно жевать пищу, стоит обратиться к врачам – гастроэнтерологу, ортопеду, возможно, дело в работе ЖКТ или проблемах развития челюстной системы.

    Как научить ребенка жевать твердую пищу?

    Любого ребенка нужно учить, шаг за шагом, это главная обязанность родителей. И только от вас зависит, когда малыш освоит тот или иной навык. В борьбе за пережевывание пищи может возникнуть немало проблем, с которыми мы постараемся справиться вместе.

    Уже после 8 месяцев ребенку можно предлагать знакомые овощи и фрукты в ниблере. Ниблер – это современное устройство, которое представляет собой сеточку из силикона или нейлоновой ткани. Внутрь сетки помещают крупный кусочек пищи (как правило, фрукт или овощ), после чего мешочек плотно закрывается и фиксируется на удобной ручке. Конструкция абсолютно безопасна – можно смело давать малышу. Ребенок сосет и жует мешочек, из которого в виде сока или мелких кусочков выходит фрукт, обычно малышам нравится такое времяпрепровождение. Но самое главное, это безопасный способ научить ребенка совершать жевательные движения и крепко сжимать десна.

    После 8 месяцев можно приучать ребенка к твердой пище, а именно, давать ему печенье. Но не обычное, а специальное детское. Оно быстро размокает, не застревает в горле, очень мягкое и нежное. Как правило, малыши любят такое лакомство.

    Мама должна каждый день следить за тем, что она готовит и как она это делает. То есть, с возрастом и каждым новым месяцем нужно увеличивать размер крупных частичек в пище малыша. Сначала измельчать еду можно с помощью блендера, потом использовать для этого вилку, оставляя все более крупные кусочки. Если вы не можете отследить это, просто воспользуйтесь готовыми баночными пюре. На каждой упаковке указан возраст, на который рассчитана данная порция пищи. Чем старше ребенок, чем более крупные кусочки овощей и фруктов остаются в пюре.

    Еще один способ безопасно почувствовать на языке кусочки твердой пищи – это размачивание хлеба. То есть, нужно просто положить в суп кусочки хлеба, они не застрянут в горле, однако малышу придется потрудиться, чтобы пережевать эти комочки.

    Удивительно, но дети, которые приучались к общему столу через педагогический прикорм, не страдают от проблемы неумения жевать. Принцип методики заключается в введении взрослой пищи кусочками. То есть, малыш сидит у мамы на коленях, и если его заинтересует, может взять с ее тарелки маленькие кусочки здоровой пищи – отварные овощи, крупы и т.д. Это совершенно иной метод прикорма, который тоже имеет право на существование.

    Иногда дети не могут жевать, только лишь потому, что у них пока не выросли зубки. Помните, приучать малыша к твердой пище стоит только когда у ребенка будет 8-10 зубов.

    В процессе освоения навыка важно знать самое главное правило – не торопитесь и НИКОГДА не оставляйте ребенка одного с едой. Кроха может подавиться, кусочек фрукта может попасть не в то горло, малыш очень быстро может задохнуться, это крайне опасно. Лучше делать все постепенно и не давать малышу в 7-8 месяцев кусок хлеба или яблоко.


    Бывает так, что ребенок, которому больше года, никак не хочет жевать, буквально давится кусочками, они вызывают рвотный рефлекс. Как правило, это отсутствие постепенного приучения. Если малыш давится, скорее всего, он просто незнаком с твердой пищей и его постоянно кормили только пюре. На самом деле, такое случается очень часто – мама не хочет воевать с капризным ребенком, просто хочет, чтобы малыш, наконец, поел. Так происходит из раза в раз, ребенок растет, но к взрослой пище так и не приучается. В этом случае можно пойти на хитрость, ведь детки после года уже довольно многое понимают. Расскажите, что блендер сломался, а баночки с пюре кончились. Предложите малышу самому измельчить кусочки вареных овощей – дайте пластмассовую вилку. Конечно же, измельчить качественно ребенок не сможет. Но иногда голод в совокупности с интересом и любопытством приносит прекрасные плоды – ребенок с удовольствием насаживает на вилку мелкие кусочки и отправляет их в рот. И не беда, что половина содержимого тарелки окажется на полу – это совершенно другая проблема, с которой вы справитесь позже.

    Некоторые дети буквально испытывают рвоту при кормлении кусочками. Причиной этого может быть просто неправильно подобранная ложка. Кормить малыша нужно небольшими порциями – не более 3 мл. Если мама располагает ложку слишком глубоко, может быть раздражена задняя часть языка, что естественно вызывает приступ рвоты. Нужно давать малышу пищу небольшими объемами, только на край языка. Брать еду с ложки, пережевывать ее и сглатывать – уже работа для ребенка. И еще, ни в коем случае не давайте малышу лекарство с ложки, которой вы обедаете. Маленькие дети прекрасно запоминают детали, горечь лекарства может ассоциироваться с приемом пищи, это неправильно. Если же рвота все равно сохраняется, нужно обязательно посетить детского гастроэнтеролога – это может быть признаком некоторых заболеваний. Если ребенок долго и упорно отказывается от еды, это может быть связано с нарушением чувствительности полости рта, гипотонусом лицевых мышц, аденоидитом (когда малыш дышит только ртом), врожденными дефектами полости рта.

    Научить ребенка жевать твердую пищу несложно, но на это потребуется немало времени и терпения. Старайтесь обедать рядом с малышом — положили перед ним пищу и сели кушать рядом. Во-первых, это научит ребенка есть самостоятельно ложкой, во-вторых, малыш увидит, как вы прожевываете пищу. В-третьих, это добавит ему самостоятельности, он сам будет выбирать размер кусочков, которые он сможет прожевать и съесть. Как говорится, терпение и труд – все перетрут!

    Видео: как научить ребенка жевать

    Этот метод еще в начале прошлого века активно пропагандировал американский физиолог Хорас (Гораций) Флетчер. В возрасте 44 лет он серьезно заболел, да так, что ни одна фирма не хотела платить ему страховку. Врачи обнаружили у него целый «букет» недугов: лишний вес, болезни сердца и сосудов, желудочно-кишечные расстройства. Больше всего его беспокоил именно желудок. Наблюдая за работой ЖКТ, Флетчер заметил, что пища, максимально насыщенная слюной, исчезает из полости рта без глотательных движений. Позже это открытие было названо «пищевым зондом Флетчера».

    По его рекомендациям на каждый кусочек пищи требуется не менее 30 жевательных движений, а эффект «пищевого зонда» срабатывает, когда их более 100. Изменив старые привычки питания, ученый вскоре избавился от лишнего веса, забыл о своих болезнях, начал ежедневно заниматься и вновь, как в юности, обрел спортивную форму. Удивительно, но теперь ему хватало в 3 раза меньше пищи, чем раньше. Стали ярче и вкусовые ощущения, так что каждый прием пищи превращался в маленький праздник!

    Как регулировать вес? Огромное впечатление произвел знаменитый эксперимент Флетчера в американской военной академии в Вест-Пойнте. В нем приняли участие две группы: полные офицеры и худые солдаты. В ходе эксперимента при одном и том же рационе все они обрели нормальный вес только благодаря правильному пережевыванию: офицеры похудели, а солдаты поправились. В итоге было доказано, что одно только тщательное пережевывание пищи улучшает здоровье и помогает вернуть нормальный вес. Последователем этого метода стал известный американский миллионер Джон Д. Рокфеллер, который дожил до 98 лет.

    О пользе тщательного пережевывания пищи давно знали и на Востоке. Йоги утверждают, что пищеварение (и даже поглощение энергии из пищи) начинается еще в полости рта, а пища хорошо усваивается организмом, только если она хорошо измельчается при жевании и обильно смачивается слюной. Многие помнят знаменитый йоговский девиз: «Жидкую пищу – ешь, твердую пищу – пей». Это значит, что даже жидкую пищу (соки, отвары, молоко и т. д.) нужно жевать во рту, смешивая со слюной. А твердую пищу нужно жевать дольше, чем обычно, превращая ее в жидкую. Йоги пережевывают каждый кусочек 100-200 раз, и не зря: опытный йог может вполне насытиться одним бананом или корочкой хлеба.
    Замечено, что для полных людей характерна слишком быстрая еда. При этом центр насыщения в головном мозге не успевает включиться. Обычно для этого требуется 25 30 мин. И сколько бы вы ни съели за эти минуты, истинное насыщение придет позже, поэтому вряд ли стоит спешить.

    Активное жевание улучшает кровоснабжение головного мозга, оздоравливает носоглотку и десны, защищает зубы от кариеса (слюна нейтрализует кислоту и сахар пищи). Для более эффективной работы ЖКТ полезно также потренировать мышцы живота, как это делают йоги. Встаньте на корточки, в позу кошки (бидаласана). В этой позе хорошо чувствуется движение мышц живота. С выдохом мягко подтяните живот, как бы стараясь приблизить пупок к позвоночнику, со вдохом отпустите. Повторите 10 раз, затрачивая на каждое движение около 1 сек. После небольшого отдыха повторите. Всего сделайте 3 серии таких движений. Сидя в позе со скрещенными ногами, наклонитесь вперед, опираясь руками в колени. На выдохе сильно подтяните переднюю стенку живота. Пока длится естественная задержка дыхания, повторите подтягивание до 10 раз. Как только появилось желание вдохнуть, сразу же отпустите живот. Это упражнение выполняется только натощак. Подтягивание живота – мощное средство улучшения пищеварения и оздоровления внутренних органов, поэтому старайтесь делать его регулярно.

    Мне больше всего нравится подробное описание метода лечебного (тщательного) жевания Р. Г. Шавкуновым.

    Долгое пережевывание пищи – путь к оздоровлению желудочно-кишечного тракта и всего организма.

    Применил метод лечебного жевания в Академгородке под г. Новосибирском, где вел группу здоровья. Эффект был поразительный - 200 человек забыли про свои болезни, стали здоровыми и бегали каждый день по 10 км, а 50 человек пробежали сверхмарафон: 250 км по 50 км в день. Естественно, возник большой интерес к познанию тех закономерностей и механизмов организма человека, которые помогают пробудить столь большие его возможности.

    Предлагаемая система длительного лечебного жевания не один раз была проверена на себе и других в течение 12 лет. Она всегда давала ожидаемые положительные результаты.
    А как мы обычно едим? Над этим мы никогда не задумываемся. Для нас основным фактором является время. Нам некогда есть, у нас нет времени на еду. Утром мы опаздываем, схватили кусок хлеба или еще что-либо и на ходу проглатываем его. Обед 40–50 минут: надо поговорить, отдохнуть, поиграть в шахматы, домино, но только не еда. Она идет параллельно, на ходу. За 5–10 минут мы насытились.
    Что мы едим - что-нибудь повкуснее и побыстрее, т. е. еда стала для нас истинным удовольствием, даже время препровождением. А может быть и по-другому. Мы можем часами сидеть за столом, поглощая несметное количество пищи и, что самое скверное, нам это нравится.

    Мы забываем то, что за это придётся расплачиватся, порой жестоко: отрезают 3/4 желудка, панкреатит, холецистит и многие другие болезни. Все живое в природе (кроме современного человека) относится к процессу пищеварения с огромным вниманием, стараясь получить от этого процесса все то, что заложено природой.

    Современная медицина определяет пищеварение как физиологический процесс, в результате которого поступившая в пищеварительный тракт пища перерабатывается (механически и химически), что необходимо для ее усвоения организмом. Содержащиеся в пище белки, жиры и углеводы могут быть усвоены только после расщепления на более простые химические соединения. Расщепление этих питательных веществ происходит в пищеварительном тракте при участии ускорителей химических реакций - биологических катализаторов или ферментов, которые вырабатываются клетками пищеварительных желез (слюнных, желудочных, поджелудочной, кишечных) и входят в состав соков, выделенных этими железами в просвет пищеварительного тракта. Последующее всасывание расщепленных продуктов и их транспортировка внутри организма обеспечивают их поставку нуждающимся клеткам.

    Трудами И.П. Павлова установлено следующее:

    • Работа пищеварительных желез управляется нервной системой.
    • Количество выделенных соков, их состав и свойства зависят от состава пищи и других условий (например, настроения).
    • Все отделы пищеварительного аппарата работают согласованно, взаимодействуя между собой.
    • Работа пищеварительных желез изменяется при переходе от одного пищевого режима к другому.

    Переработка пищи при длительном жевании происходит следующим образом. Размельченная зубами пища вступает во взаимодействие с выделяемой слюной и химио рецепторами полости рта, которые посылают информацию о химическом составе пищи в головной мозг, откуда в свою очередь поступает информация о необходимой коррекции химического состава слюны для создания наилучших условий ее дальнейшей переработки и усвоения. Часть принятой в рот пищи, обработанная слюной, всасывается в кровь прямо в полости рта. Это позволяет переработать значительную часть углеводной составляющей, наиболее быстро удовлетворить часть потребностей клеток организма в питании, устранить переедание и создать наиболее благоприятные условия для переработки пищи в желудке, 12-перстной кишке, тонком и толстом кишечнике. При этом углеводная составляющая (хлеб, каша, макароны, картофель) перерабатывается в основном во рту, 12-перстной кишке, а белковая составляющая (мясо, рыба, бобовые) перерабатывается в желудке.

    Создаются наиболее благоприятные условия для раздельного переваривания и наиболее полноценного усвоения белков, углеводов и других поступающих с пищей питательных веществ. Мы получаем ощущения насыщения пищей существенно быстрее при меньшем ее потреблении в 2–4 раза. Значительно снижаются затраты энергии на переработку пищи, а сэкономленная энергия используется организмом для восстановления и оздоровления всех звеньев желудочно-кишечного тракта. И все это можно получить после проведения 5-недельного цикла длительного лечебного жевания по следующей схеме.

    Схема лечебного жевания

    • Первая неделя - каждая ложка пищи, положенная в рот (завтрак, обед, ужин),
      жуется ОДНУ минуту.
    • Вторая неделя - ДВЕ минуты.
    • Третья неделя - ТРИ минуты.
    • Четвертая - ДВЕ минуты.
    • Пятая - ОДНУ минуту.

    Идеально жевать: по одному жеванию на каждый имеющийся зуб и по три - на каждый отсутствующий. В результате формируется условный рефлекс на длительное пережевывание пищи (30–40секунд). Как показывает опыт, длительное лечебное жевание лечит практически все болезни, поскольку во время жевания в этот процесс включаются все системы организма: пищеварительная, нервная, эндокринная и другие. В первую очередь лечатся болезни желудочно-кишечного тракта: язва желудка, гастрит, дуоденит, панкреатит и даже диабет. Нормализуется работа пищевода (устраняются его дивертикулы) и толстого кишечника. Чистится печень, лечатся нервные болезни и заболевания щитовидной железы, аппендицит. При этом происходит процесс нормализации веса: за пять недель лишний вес снижается на 5-10 кг, а недостаточный вес приходит в норму. Нормализуется обмен веществ.

    Рассмотрим два примера приема пищи.

    Первый.

    Быстрая еда, внимание на процесс приема пищи отсутствует, и тому подобные обстоятельства. Пища, не задерживаясь во рту, быстро попадает в желудок, где в верхней части вырабатывается соляная кислота. Ее воздействие на смесь белков, жиров и углеводов вызывает брожение и образование браги, выделение спирта. Из этой смеси можно гнать самогон. Далее пища должна ощелачиваться и идти в двенадцатиперстную кишку, но ее не пускает привратник (клапан из желудка в двенадцатиперстную кишку), пока РН (показатель химического состава пищи) не будет равен 7,8 (такова величина РН в двенадцатиперстной кишке). Здоровый привратник ждет, пока РН не достигнет такой величины. На это организм расходует энергию и ресурсы. Но так бывает в молодости.
    С годами из-за снижения энергетических возможностей организма при быстрой еде происходит анемия привратника, и он перестает работать. В результате непереваренная пища идет в двенадцатиперстную кишку, а та либо из-за несоответствия РН поступившей пищи тому РН, который заложено природой в программу ее работы, возвращает ее обратно в желудок, либо в тонкий кишечник, который, если здоров (имеет необходимые ферменты и витамины за счет наличия нужных бактерий), может это содержимое переварить.
    А если дисбактериоз, то пища попадает в толстый кишечник, где она налипает на стенки, а необходимые организму питательные вещества высасываются из этой смеси. Тогда как должно было это произойти в двенадцатиперстной кишке. В итоге не стенках толстого кишечника образуются наслоения в виде камней, освободиться от которых очень трудно или невозможно. Вот вам и источник всех болезней.

    В той части толстого кишечника, где образовалось налипание и камни, понизилась его рефлекторная деятельность. Залипли активные точки многих органов. Они потеряли связь с находящейся в данный момент там пищей. Прервалась связь системы управления пищеварением, всасыванием и выделением с содержимым толстого кишечника. Так, если это в сигмовидной кишке, то порождается простатит, болезни органов гениталий, бесплодие и др. Сами налипания имеют тенденцию к росту и могут достигать нескольких килограммов, изменяя расположение органов брюшной полости и нарушая их работу.

    Кроме того, содержащиеся в такой смеси белки начинают подвергаться процессу гниения, способствуя гибели необходимой организму микрофлоры, снижению иммунитета, производству внутри организма нужных ему веществ в нужном в данный момент количестве. Поэтому среди людей с указанным отношением к питанию практикующие врачи, как правило, не встречают взрослых людей с совершенно здоровым желудочно-кишечным трактом. Питание – древняя, очень важная биологическая функция организма. Когда мы читаем газету, разговариваем, смотрим телевизор, питаемся стоя, мы добровольно разбалансируем психический процесс, связанный с функцией питания, нанося организму вред, который рано или поздно может проявиться в желудочно–кишечных нарушениях, нервных расстройствах и других, прямо или косвенно связанных с нервной деятельностью и болезненными проявлениями.

    Заполнение сознания другой, не связанной с пищеварением информацией, отрицательные эмоции приводят к снижению кровообращения в системе пищеварения, создается цепь разнообразных, связанных между собой изменений в деятельности желез внутренней секреции и работе микрофлоры желудочно-кишечного тракта. Поэтому человек не должен есть в возбужденном состоянии, а должен принимать пищу медленно, концентрируя внимание на ощущениях в области языка и неба.

    Второй.

    Мы строго следим за собой: медленно и хорошо разжевываем пищу, чтобы она превратилась в мягкую кашицу и как бы сама соскальзывала в ваш пищевод. Тогда такая пища будет легко перевариваться, и вы не будете испытывать ни в желудке, ни в кишечнике никаких неприятных ощущений, никакой тяжести, никакой боли при различном содержании исходной пищи. Принятая пища будет легко усваиваться в вашем организме, который переварит ее полезные компоненты и всосёт в кровь всё необходимое для получения мышечной силы и энергии, короче, для жизни. Все ненужные вещества и токсины такой организм сможет вывести из себя через каловые выделения и мочу, обеспечивая как переваривание, так и выработку нужных организму веществ. Вся микрофлора желудочно-кишечного тракта будет работать в оптимальном режиме. Так как пищеварение будет превосходным, то и выделение отходов будет происходить без всякого труда. Каждое утро, вставая с постели, вы будете испытывать естественную потребность в опорожнении кишечника без применения медикаментов. Ваш стул всегда станет регулярным, нормальным и легким. При этом у вас будет превосходный сон.

    Во время питания рецепторы языка и неба посылают в нервную систему импульсы, несущие информацию о характере принимаемой пищи. В это время необходимо, чтобы язык длительно находился в соприкосновении с пищей, увеличивая время еды. Отвлечение внимания другой психической деятельностью препятствует управлению процессом питания. Сознание должно следить за тем, что происходит во рту. Медитация (сосредоточение внимания на процессе переработки пищи во рту) во время приема пищи способствует более быстрому возникновению ощущения о насыщении и является средством против ожирения. Поэтому есть надо в приятной и спокойной обстановке и такое может проделать каждый самостоятельно, где бы он ни находился.
    Успехи в быстрой ликвидации симптомов заболеваний (а не их причин) с помощью различных медикаментозных средств позволили основателям современной медицины в свое время задвинуть в тень флетчеризм. Но современный кризис этой же медицины делает актуальным возврат к флетчеризму и его модификациям. Опыт и практика автора подтверждают это. Метод длительного жевания имеет ряд преимуществ перед раздельным питанием. Они сводятся к следующему.

    • Лечебное жевание доступно каждому и не требует медицинского контроля.
    • Лечебное жевание - это процесс раздельного питания в чистом виде, поскольку любая пища, состоящая из белков, жиров и углеводов, переваривается раздельно: во рту и тонком кишечнике перевариваются ее углеводы, а в желудке - белковые компоненты.
    • Организм плавно и постепенно при привычном рационе питания приводит в норму все системы желудочно-кишечного тракта и восстанавливает природные возможности иммунной системы без нарушения установившейся системы биоритмов организма.
    • Лечебное жевание требует для восстановления систем организма наименьшее количество энергии по сравнению с другими методами. Поэтому получаемая экономия энергии организма позволяет реализовать наибольшие его реставрационные возможности.
    • Обеспечивается оздоровление всего организма и его систем: пищеварительной, нервной, иммунной и других.
    • Значительное снижение потребляемой пищи (в 2-4 раза) предупреждает появление лишнего веса после проведения курса лечебного жевания, снижает расходы на питание, уменьшает количество образующихся в организме токсинов, облегчая работу систем выделения, способствуя их оздоровлению.

    Естественным образом вырабатывается условный рефлекс - привычка длительного жевания после окончания лечебного цикла, которая может сохраняться годами при эпизодическом повторении цикла лечебного жевания. Этот метод в сочетании с любым видам голодания дают поразительные эффекты похудения и оздоровления желудочно - кишечного тракта и всего организма.

  • Плохо спит
  • Дневной сон
  • Истерики
  • Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

    По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.


    В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

    Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

    Комаровский о проблеме

    Не жует

    Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других - позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно - родители!


    Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

    Не ест с ложки

    Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

    Ложка - это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

    Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку - поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.


    На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.


    Не хочет есть пищу кусочками

    Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании , и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.


    Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба - настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

    Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно - сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом - густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.



    Не хочет есть, пока не включат мультики

    Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.


    Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.


    • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
    • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
    • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
    • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, - не самое лучшее родительское решение.
    • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест - значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
    • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.

    Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

    Когда младенец начинает пробовать помимо материнского молока или смеси блюда прикорма, всю пищу для карапуза перетирают и делают гомогенной. Пюре и жидкие кашки используются для перехода малютки к более густой, а затем и к твердой пище.


    Многие мамы сомневаются, с какого возраста можно уже не давать измельченную до однородного состояния еду, а учить кроху жевать. Знать возраст, в котором рекомендовано введение в рацион твердой пищи, важно и для предотвращения возможных проблем, например, когда здоровый малыш в 3-4 года отказывается от еды кусочками или давится при кормлении.

    Когда вводить в прикорм?

    Ни жевательный аппарат, ни пищеварительная система младенцев первых 4-6 месяцев жизни не готовы к другой пище, помимо грудного молока либо адаптированной смеси. К тому же, у столь маленьких детей очень выражен не только сосательный, но и защитный рефлекс, при котором любые твердые предметы автоматически выталкиваются языком.

    Когда кроха подрастает, данные врожденные рефлексы начинают угасать. Одновременно продолжается созревание желудочно-кишечного тракта малютки, а потребности в питательных веществах увеличиваются. Примерно в возрасте 4-6 месяцев дети уже готовы пробовать пищу, у которой плотность повышена.


    Примерно до 5 месяцев детский организм может усваивать только жидкую пищу - смесь или мамино молоко

    Своевременное начало приучения ребенка к более густой пище помогает научить малыша кусать, жевать и глотать плотную еду. Нервная система полугодовалого крохи уже развита настолько, что малютка может координировать движения своего языка и глотательные движения. Даже при отсутствии зубов малыш учится измельчать и перемешивать пищу во рту, используя десны и язык. Для этого в его меню должны появиться блюда с разной степенью измельчения кусочков.

    Оптимальным возрастом для прикорма с более плотной консистенцией называют 6-10 месяцев. Если в этом промежутке родители боятся давать крохе негомогенную еду, более позднее ее введение в рацион может стать причиной неприятия ребенком пищи кусочками. В результате ребенок не может глотать твердую пищу и давится, если предложенное блюдо не полностью измельчено.

    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

    Укажите дату рождения ребенка и способ вскармливания

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

    Сформировать календарь

    Как перевести ребенка на твердую пищу?

    Переход от жидкого и полностью однородного питания к твердой пище обязательно должен быть постепенным. Сначала жидкое блюдо для крохи делают полужидким, а затем – вязким и густым. Кроме того, пюреобразную пищу со временем делают мелкоизмельченной, а после переходят к среднему измельчению и крупным кусочкам.


    Первый прикорм крохи должен иметь пюреобразную констистенцию

    Этапы перехода будут такими:

    1. В возрасте 4-6 месяцев в зависимости от типа вскармливания малышам начинают предлагать пюреобразное питание с ложки. Все продукты в этом возрасте дают полужидкими и без комочков, чтобы малыш без труда их глотал. Овощные пюре дважды протирают через сито либо измельчают блендером на высокой скорости, а кашу варят из смолотой в муку крупы, предлагая сначала 5% блюдо, а чуть позже – 10%.
    2. С 7-9-месячного возраста консистенцию блюд для ребенка делают более густой. Овощи крохе по-прежнему предлагают в виде пюре, но протирают через сито 1 раз или устанавливают в блендере более низкую скорость. Для приготовления каш уже можно применять крупу со средним измельчением. Мясо в рационе младенцев этого возраста сначала должно быть гомогенизированным (дважды измельченным в мясорубке, а затем взбитым в блендере с овощным отваром). В 9 месяцев отварное мясо можно лишь пропускать 2 раза через мясорубку, чтобы в пюре оставались мелкие кусочки до 2-3 мм.
    3. Также в 8-9 месяцев ребенку начинают предлагать твердую пищу в виде печенья, сухарика и пшеничного хлеба. Такие плотные продукты дают крохе в руку, позволяя помусолить их режущимися зубами. При этом за малюткой следует внимательно наблюдать, не допустив ситуации, когда кроха подавится отколовшимся кусочком. Для большей безопасности твердую еду можно помещать в ниблер.
    4. В возрасте 10-12 месяцев приходит пора приучить ребенка к менее измельченным блюдам. В этом возрасте пищу для малыша уже измельчают так, чтобы в ней оставались кусочки величиной 3-5 мм. Фрукты и овощи для карапуза можно разминать вилкой или натирать на терке, а мясо варить в виде фрикаделек. Крупу для каши уже используют цельную, но хорошо ее разваривают. Кроме того, в таком возрасте ребенок обычно хочет брать пальчиками и удерживать разные предметы, что позволяет предлагать малышу кусочки отварных овощей, отварные макароны, небольшие ломтики белого хлеба, кусочки банана и другую пищу, которую малыш может самостоятельно положить в рот и пережевать.
    5. Годовалый ребенок совершенствует жевательный навык и уже может справиться с крупяными и овощными запеканками, паровыми котлетами и биточками, тертыми на крупной терке свежими овощами и фруктами, а также с другими блюдами. К 1,5-2-летнему возрасту ребенок уже полноценно пережевывает твердую пищу.


    Полуторагодовалый малыш вполне может справиться с тарелкой "взрослого" супа и кусочком хлеба

    Если ребенок отказывается

    Некоторые дети протестуют против более плотной еды и требуют любимые пюреобразные блюда. Это нередко возникает из-за слишком быстрого перехода к неизмельченной пище. Кроме того, многие младенцы являются консерваторами и не любят менять привычный уклад, поэтому им следует дать время на привыкание к нововведениям.

    Попробуйте изменить консистенцию любимого блюда малыша, настойчиво предлагая небольшое количество каждый день . При этом принуждать кроху к еде нельзя, чтобы у ребенка не появилось негативного отношения к более густой пище и питанию в целом. Увеличивать величину кусочков следует постепенно и очень медленно, чтобы это было для малыша незаметным.


    Многие дети не приветствуют смену рациона с маминого молока на твердую пищу

    Если ребенок старше года не жует еду кусочками, доктор Комаровский рекомендует:

    • Предложить ребенку самостоятельно размять пищу в своей тарелке, сказав, что в магазине любимое пюре отсутствовало, а блендер не работает.
    • Отыскать среди твердой пищи что-то вкусное, что наверняка понравится ребенку, например, свежую сушку или ломтики сладких фруктов.
    • Организовать прием пищи в общественном месте, где ребенок сможет наблюдать за другими детьми и будет ограничен в выборе продуктов.

    О том, как научить малыша жевать, смотрите в следующем видео.

    Перевод ребенка с питания готовыми смесями и грудным молоком на взрослую еду для многих родителей является проблемой, так как малыш никак не может научиться пережевывать пищу, капризничает, отказывается от новых продуктов, выплевывает то, что не может проглотить без пережевывания. Естественно, родители переживают, что он недоедает, сомневаются, сможет ли он нормально развиваться. Как долго это будет продолжаться, и есть ли какие-то секреты, помогающие научить малыша жевать?

    1. Позднее начало прикорма. Некоторые мамы слишком буквально понимают рекомендации врачей о том, что полезнее грудного молока нет ничего, что не следует отлучать малыша от груди как можно дольше. После 1 года он начинает активно сопротивляться жеванию кусочков пищи, так как знает более легкий способ насытиться.
    2. Опасения родителей, что малыш может подавиться, если давать ему неизмельченную пищу. Чрезмерная осторожность родителей приводит к тому, что ребенок 2 лет, если не отказывается от пищи совсем, то накапливает ее во рту, а затем выплевывает.
    3. Отсутствие навыка пользования прорезывателями для зубов. Эти резиновые приспособления, которые крохе удобно схватить ручкой, не только массируют десна, облегчая процесс прорезывания, но и приучают его совершать жевательные движения деснами.
    4. Занятость или слабохарактерность родителей. Им некогда заниматься подолгу процессом кормления, легче дать малышу то, что он любит. Он быстро привыкает к уступчивости папы или мамы и требует привычную еду.
    5. Повышенная активность ребенка. Он не может сосредоточиться на процессе пережевывания и проглатывания еды, не может усидеть долго на одном месте, хватает еду на ходу, выбирая то, что жевать не нужно.

    Видео: Что делать, если ребенок не может жевать

    Что предпринять родителям, чтобы учить малыша жевать

    Чтобы научить ребенка жевать как мягкую пищу, так и твердые кусочки, необходимо постепенно добавлять в питание блюда с более крупными частицами пищи. Например, в супчик можно постепенно добавлять мягкий хлеб, чтобы ребенок почувствовал на языке кусочки еды. Конечно, надо тщательно следить за тем, чтобы малыш не подавился. Давать ему пищу надо маленькими порциями. Ребенок должен сидеть за столом спокойно. Нельзя отвлекать малыша во время еды, смешить.

    Изобретение готового питания для малышей, конечно, значительно облегчает жизнь родителей. В баночках находится "правильная" еда, в которой есть все необходимые витамины, строго рассчитано количество различных полезных веществ. Однако, покупая такую пищу, нужно обязательно обращать внимание, на какой возраст рассчитана кашка или пюре. Для детишек постарше готовится более густая еда с добавлением кусочков покрупнее.

    Примечание: Самостоятельное приготовление пищи для ребенка, да еще и с его посильным участием, повышает интерес к еде, способствует улучшению аппетита.

    Видео: Как приучить ребенка к твердой пище

    Почему малышу необходимо научиться жевать к 2 годам

    Переход на более твердую пищу, которую необходимо пережевать, чтобы съесть, является естественным физиологическим процессом, связанным с развитием различных систем организма. Пищеварительная система постепенно привыкает к перевариванию твердой еды. Потребность в полезных веществах растет. Удовлетворить ее может разнообразная "взрослая" пища.

    Если ребенок не приучится к нормальной еде, то будет нарушено питание всех тканей его организма. Это сказывается на его физическом и интеллектуальном развитии . Если проблема с жеванием все же существует, то не стоит паниковать. Научить малыша жевать кусочки пищи помогут некоторые специальные приемы.

    Совет: Можно дать малышу вареную морковку или куриную ножку. Их удобно держать и интересно потянуть в рот.

    Опытные родители делятся своими методами по преодолению проблемы на форумах, посвященных воспитанию и кормлению детей. Некоторые советуют пустить все на самотек: вырастет, научится. Другие, наоборот, предлагают шоковую терапию: не давать есть, но оставить взрослую еду в пределах его досягаемости. Захочет кушать, достанет и поест.

    Доктор Комаровский дает простые советы родителям, столкнувшимся с нежеланием малыша пережевывать пищу, как научить ребенка жевать.

    В частности, он подсказывает, что папе с мамой необязательно сразу соглашаться с упрямым требованием крохи дать ему привычную протертую еду. Родители должны проявить артистизм, изобразить сожаление по поводу того, что блендер сломался или в магазине кончились баночки с мясным пюре. В крайнем случае, можно выдать малышу вилочку, чтобы он размял кусочки картошки. Это ему наверняка понравится, хотя отсутствие навыка может привести к тому, что половина пюре будет на полу. Но это уже проблема родителей. Зато ребенок в следующий раз будет требовать именно такую «интересную» еду, запихивая ее в ротик (вилочка должна быть специальная - пластмассовая, с тупыми зубьями).

    Чтобы малыш научился пережевывать пищу, надо дать ему вкусное и красивое печение или кусочек сладких фруктов, которые ему нравятся. Подойдет бублик. Некоторые родители дают детям уже в возрасте 5-6 месяцев сушки или детское печенье. В этом возрасте, как правило, зубов еще нет, но ребенок трудится над сушкой, потому что ощущает приятный вкус. Он ее размачивает во рту, откусывает деснами маленькие кусочки, учится жевать и проглатывать их. Сушки надо давать не столько для насыщения, сколько для развития жевательного рефлекса. Потом, когда появятся первые зубки, малышу будет труднее привыкать к такой полезной и вкусной игрушке. Деснами ему кусать неудобно, а зубиков маловато.

    Комаровский рекомендует попробовать накормить ребенка в детском кафе. Он будет смотреть, с каким аппетитом едят другие дети, и ему самому захочется попробовать такую еду. К тому же привычной протертой кашки или овощного пюре там не подают.




    Похожие статьи