• Дидактические игры с детьми 3 лет. Дидактические игры для детей: развитие речи, сенсорики, физического развития

    07.09.2020

    Валентина Власова

    Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет

    Собери букет в вазу

    Цель : развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста .

    Задачи :

    Детское лото

    Цель : Упражнять в раскладывании крыжек по ячейкам соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

    Задачи :

    Учить находить и правильно называть основные цвета

    Развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику рук воспитывать усидчивость, целеустремленность, доброжелательное отношение к сверстникам.



    Разноцветные прищепки

    Цель : Учить детей правильно брать и открывать прищепку. Закреплять знания цветов.

    Задачи :Развивать мелкую моторику рук, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, воображение. Воспитывать интерес, усидчивость, терпение.



    Занимательные ведёрки

    Цель : Упражнять детей в раскладывании палочек в отверстия, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику, развитие речи.



    Игра- разложи по цвету

    Цель :Упражнять в раскладывании палочек соответствующего цвета, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

    Задачи :

    Учить находить и правильно называть основные цвета.

    Развивать речевую активность, внимание, мелкую моторику пальцев рук.


    Игра-шнуровка

    Цель :Развитие мелкой моторики,усидчивости,развитие речи.


    Игра-каждому домику своя крыша

    Цель :Развитие сенсорных способностей,закрепление цвета,геометрических фигур (квадрат,треугольник,величины большой- маленький.


    Публикации по теме:

    Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка - совершенствования его ориентировки во внешних свойствах.

    Дидактические игры играют большую роль в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Играя в дидактические игры, дети познают окружающий.

    Сенсорное воспитание - целенаправленное совершенствование сенсорных процессов: ощущений, восприятии, представлений о внешних свойствах предметов:.

    Альтернативный вариант дорогостоящим дидактическим играм - игры, сделанные своими руками. Каждый раз перебирая старые кубики, рука не поднимается.

    1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

    Основной задачей раннего развития ребенка в 2-3 года является развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений. Хорошими помощниками.

    Игра "Спрячь зайку" Существует множество разновидностей игры "Спрячь зайку". Её делают из цветной бумаги, из дерева, шьют из материала.

    Игры – обязательный элемент развития и воспитания ребенка. Дидактические игры помогают установить взаимосвязи между практическими и умственными действиями, что важно для детей любого возраста: в 2–3 года, 3–4 года, 4–6 лет.

    Дидактическая игра – вид образовательной деятельности, организованный в формате игры. Занятия реализуют принципы игрового, активного обучения, подчиняются набору определенных правил, имеют строгую структуру и систему контрольно-оценочных средств.

    Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить малыша.

    Рассматриваемые игры, как и подвижные, музыкальные, создаются взрослыми (воспитателем, родителем) и предлагаются уже в готовом виде. Сначала дети овладевают игрой при помощи ее разработчиков, узнают правила, нормы действия, и со временем, после овладения необходимым содержанием, начинают играть в них самостоятельно.

    Такого рода занятия – одни из ведущих в дошкольных образовательных организациях, поэтому используются воспитателями на всех ступенях развития детей: первая младшая группа (2–3 года), вторая младшая группа (3–4 года), средняя – 4–5 лет, старшая – 5–6 лет, подготовительная – 6–7 лет.

    Правильно организованные дидактические игры развивают:

    • умственные и познавательные способности – дети узнают новую информацию, обобщают ее и закрепляют, расширяют свои знания о различных предметах, явлениях окружающей действительности, о растительном и животном мире. Развивается память, все виды внимания, наблюдательность, дети учатся высказывать суждения и умозаключения;
    • речь – происходит пополнение активного словаря и его актуализация в речевой деятельности;
    • социально-нравственные ценности – дети познают взаимоотношения между собой и взрослыми, между объектами живой и неживой природы, дети учатся сопереживать, уступать друг другу, быть справедливыми, внимательными по отношению к другому.

    Обычно рассматриваемые игры подразделяют на 3 основные группы:

    1. Игры с предметами (игрушками) – направлены на непосредственное восприятие вещи и действие с ней, следовательно, ребенок знакомится с характеристиками этого предмета, его формой, цветом. При работе с несколькими игрушками, дети могут сравнивать их между собой, находить общее и различное. Этот вид заданий позволяет организовать самостоятельную деятельность, развивает умение занимать себя и не мешать другим в группе.
    2. Настольно-печатные игры – направлены на знакомство с окружающей действительностью, флорой, фауной, явлениями живой и неживой природы. Такие задания способствуют развитию речевых умений, логики, внимательности, учат моделированию жизненных ситуаций, принимать решения, тренируют навыки самоконтроля.
    3. Словесные игры – развивают мышление и речь дошкольников. В основе этих игр говорение, что позволяет тренировать умение решать различные мыслительные задачи: описывать свойства и характеристики вещей или явлений, выделять их основные признаки, сравнивать разные предметы (явления) между собой, отгадывать их по описанию.

    Дидактические игры для детей (2–3 лет или старше) проводит воспитатель или родитель, при этом он организует деятельность через ознакомление с содержанием и правилами игры, ее ходом действия, через наглядный пример того, как нужно играть. Заканчивается игра подведением ее итогов и анализом, который позволяет выявить индивидуальные характеристики детей.

    Польза дидактических игр

    Рассматриваемые игры развивают:

    • речь – дети слышат речь взрослого и других дошкольников, следовательно, пополняется словарный запас. Кроме того, ребята отвечают на вопросы, описывают что-либо, рассуждают, следовательно, тренируются имеющиеся речевые данные, происходит их совершенствование;
    • мышление – дошкольники расширяют знания о предметах, явлениях, о флоре и фауне, узнают новую информацию, могут сравнивать имеющийся опыт с полученным, тренируют память, логику, математические способности;
    • внимание – дети тренируют навыки слушания и понимания того, что нужно сделать, как правильно играть в игру, следовательно, становятся более внимательными, сосредоточенными, умеют регулировать свои действия;
    • физические качества – происходит развитие двигательной системы, дети становятся подвижными, активными, учатся контролировать свои движения, управлять ими, формируется психика ребенка с точки зрения способности к жизненной активности.

    Развитие речи

    Дидактические игры, направленные на развитие речевых умений, рекомендуется подбирать с учетом возрастного показателя. Такие занятия пополняют активный запас слов у малышей и учат выделять звуки воспитанников старшей группы.

    Дидактические игры для детей 2–3 лет:

    1. «Дерево». Цель – развитие навыка использования в речи предлогов, активизация речевых умений, полученных ранее. Описание – воспитатель читает небольшое стихотворение и визуально показывает, что НА – сверху, а ПОД – снизу. После проигрывания действия, обсуждает вместе с детьми, что еще бывает НА и ПОД. Текст:

    1. «Кукла спит». Цель – развитие навыков говорения, слуха. Дополнительный реквизит – кукла и колыбельная (кроватка). Описание – задача дошкольника уложить куклу спать: покачать ее, пропеть колыбельную, положить в кроватку и накрыть одеялом. Следующий этап игры – педагог объясняет, что пока куколка спит, нужно разговаривать шепотом, чтобы не разбудить ее. При этом нужно вывести дошкольника на разговор, попросить рассказать о чем-либо. Завершающий этап – объявить, что кукла проснулась и теперь можно разговаривать в полный голос.

    Занятия для дошкольников 4–5 лет:

    1. «Где что можно делать?». Цель – развитие умения применения в речи глаголов, навыков слушания, социально-нравственных ценностей. Описание – дети отвечают на вопросы педагога: «Что можно делать на детской площадке?» (отдыхать, играть, кататься с горки, бегать, общаться и т.д.), «Что можно делать на природе (в поликлинике, на даче и т.д.)?».
    2. «Какая, какой, какое». Цель – развитие умения применения в речи определений для различных предметов, явлений, активизировать имеющийся запас слов. Описание – воспитатель называет слова, а дошкольники по цепочке называют свойства, характерные для этих слов. Например: кошка – ласковая, полосатая, пушистая; пальто – теплое, осеннее, коричневое.

    Игры для старшей группы:

    1. «Гласные звуки». Цель – развитие навыков выделения гласных звуков из состава слова. Описание – педагог называет слово, состоящее из одного, двух или трех слогов (все зависит от индивидуальных возможностей дошкольника), дети определяют на слух гласные звуки и называют их.
    2. «Лишнее слово». Цель – развитие слухового внимания, обогащение запаса слов и уточнение лексического значения. Описание – воспитатель называет цепочку слов, задача воспитанников – найти лишнее слово и объяснить свой выбор. Например: октябрь, январь, лето, июнь, август; джинсы, платье, туфли, свитер, пальто.

    Развитие мышления

    Дидактические игры, направленные на развитие мышления, будут полезны не только детям в 2–3 года, но и для средней, и для старшей группы. Грамотно организованные занятия способствуют тренировке всех ступеней интеллектуального становления мышления.

    А именно:

    • наглядно-действенное – ребенок устанавливает причинно-следственные связи через решение простых практических задач;
    • наглядно-образное – дошкольник устанавливает связи, используя образное представление о предмете, явлении;
    • словесно-логическое – установление различных связей между словами и понятиями на обобщенном (абстрактном) уровне.

    Дидактические игры для детей 2-3 лет: как развить мышление ребенка.

    Задания на развитие мышления в младшей группе:

    1. «Кто что любит». Цель – развитие наглядно-действенного мышления, синтез знаний о животных. Описание – педагог раскладывает карточки с представителями фауны и едой для них, детям предлагается накормить каждого представителя.
    2. «Слова наоборот». Цель – развитие наглядно-образного мышления, умения анализировать. Описание – педагог называет слово, а воспитанникам нужно назвать противоположное слово: узкий — толстый, длинный – короткий и т.д.
    3. «Обобщи слова». Цель – развитие словесно-логического мышления, умения объединять слова в группы. Описание – задача детей обобщить слова, приведенные в цепочке педагога. Например: корова, лошадь, баран – домашние животные.

    Игры для средней группы:

    1. «Потерявшаяся игрушка». Цель – развитие мышления, умения сосредотачиваться. Описание – перед ребенком ставят несколько игрушек, просят внимательно посмотреть на них и запомнить, затем дошкольник закрывает глаза, одну игрушку убирают и просят посмотреть, какая игрушка спряталась. Эту игру можно усложнить, если игрушки менять местами, при этом дошкольник должен вспомнить, в какой последовательности стояли предметы.
    2. «Найди клад». Цель – развитие логического мышления, пространственной ориентации, умения действовать по схеме. Описание – в комнате прячется какой-либо предмет и рисуется карта его местонахождения, задача детей – отыскать предмет, используя карту. Задание можно усложнить, если проводить его на детской площадке.

    Упражнения для старших дошкольников:

    1. «Продолжи слово». Цель – развитие скорости мышления и соображения. Описание – воспитатель называет начальный слог, а ребенок должен придумать слово, начинающееся с этого слога. Можно усложнить задание и предложить придумать несколько слов на один слог.
    2. «Похож – не похож». Цель – развитие логического мышление, умения анализировать, оценивать предметы, явления, аргументировать свой ответ. Описание – педагог заранее расставляет в комнате различные предметы, задача дошкольника – найти похожие предметы, описать, что у них совпадает, доказать свою точку зрения.

    Развитие внимания

    Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на развитие внимания тренируют умения внимательно слушать педагога , следить за обстановкой в группе, что в свою очередь приводит к запоминанию нужной информации.

    Упражнения для младших дошкольников:

    1. «Лото». Цель – тренировка зрительного внимания, мышления, развитие речи. Дополнительный материал – парные карточки с картинками, один комплект карточек остается у педагога, второй комплект раздается детям (каждому по карточке). Описание – воспитатель показывает карточку, ребенок, у которого такая же картинка, быстро поднимает свою карточку и описывает ее.
    2. «Угадай, что делать». Цель – тренировка слухового внимания, умения соотносить свои действия с действиями педагога. Дополнительный материал – бубен, цветные флажки для каждого ребенка. Описание – воспитатель берет в руки бубен, дети берут флажки. Если бубен звучит громко, то дошкольники машут флагами, если тихо – держат руки на коленях.

    Игры для средней группы:

    1. «Пуговицы». Цель – развитие памяти и внимания, умения находить способы запоминания предметов. Материалы – пуговицы, игровая доска от шахмат. Описание – воспитанники делятся на пары, каждый получает свой набор пуговиц. Первой игрок выставляет три пуговицы на своем игровом поле в любом месте, второй игрок запоминает расположение пуговиц, предметы накрываются, и второй же игрок повторяет расположение пуговиц на поле, затем проверяется правильность выполнения задания. Потом игроки меняются, пуговицы выставляет второй, а запоминает первый. Игру можно усложнить: 1) выставлением не 3-х, а большего числа пуговиц, 2) установления времени на запоминание и воспроизведение рисунка.
    2. «Зашумленные картинки». Цель – развитие непроизвольного внимания. Материал – карточки, на которых изображены линиями различные предметы. Описание – дети рассматривают картинки с несколькими изображениями и должны назвать предметы, которые там нарисованы. Усложнение задачи: воспитанники сначала запоминают предметы, а затем называют их по памяти.
    1. «Найди отличия». Цель – тренировка умения произвольно переключать и распределять внимание. Материал – карточка с картинками, имеющими различия. Описание – задача ребенка – найти все отличия. Можно усложнить упражнение, если подобрать изображения, отличающиеся какими-либо деталями.
    2. «Строители». Цель – тренировка наблюдательных способностей, распределения и концентрации внимания. Материал – карточки с 4 рисунками, карандаш. Описание – на карточке 4 рисунка – 1 полностью дорисованный, а в 3 других отсутствуют какие-либо детали, задача ребенка дорисовать оставшиеся рисунки так, чтобы у него получилось 4 одинаковых изображения.

    Развитие физических качеств

    Дидактические игры для детей (2–3 лет и старше) на тренировку физических качеств являются необходимыми для общего развития дошкольника. Двигательная активность может формироваться не только на уроках физкультуры, но и в группе или дома.

    При выполнении упражнений, дети учатся координировать свои движения, становятся выносливыми и более здоровыми.

    Игры для младших школьников:

    1. «Зеркала». Цель – закрепить способы ходьбы, прыжков, бега и других движений, развитие умения придумывать новые движения. Описание – дети образуют круг, они будут «зеркалами», ведущий стоит в центре круга и демонстрирует движения, остальные повторяют за ним. Кто лучше всех повторит – становится ведущим.
    2. «Озорной мячик». Цель – развить умение бросать спортивный снаряд двумя руками от груди. Описание – дети встают у намеченной линии и выполняют действия под стихотворение, которое произносит педагог:

    Мы обнимаем мячик нежно,

    Оттолкнем его небрежно.

    А теперь догоним дружно:

    Пожалеть его нам нужно!

    Упражнения для средней группы:

    1. «Кто быстрее». Цель – развитие быстроты реакции, формирование умения слышать и понимать условия деятельности, выполнения всех действий правильно. Описание – разделить детей на группы, положить перед группами обруч, первые из каждой колонны берут обруч, поднимают его над головой и опускают через туловище на пол, переступают через снаряд и уходят в конец колонны. Педагог внимательно наблюдает за всеми группами и награждает флажком того, кто верно выполнил упражнение. Побеждает та группа, которая получила больше всего флагов.
    2. «Мышеловка». Цель – развитие быстроты реакции, умения ориентироваться в новых ситуациях. Описание – из детей формируется 2 группы, 1 группа – мышки, из 2 группы создаются 3 небольших круга – мышеловки, задача детей – поймать всех мышек. Педагог является ведущим игры, озвучивает действия: мышки бегают через мышеловки, но как только воспитатель говорит «Стоп», мышеловки закрываются, пойманные «мышата» становятся в круг.

    Задания для старших дошкольников:

    1. «Сова». Цель – развитие координации движения. Описание – группа делится на 2 команды – бабочки и пчелки, 1 ребенок выбирается совой. По команде педагога – «день», команды бегают по поляне, «ночь» – все дети замирают, сова выходит на охоту и забирает тех, кто пошевелился. Игра заканчивается, когда сова поймает по 2–3 бабочки или пчелки.
    2. «Жмурка». Цель – тренировка умения ориентироваться в пространстве. Описание – дети формируют круг, выбираются двое играющих: одному завязывают глаза, а другому дают колокольчик. Задача первого игрока поймать второго с закрытыми глазами.

    Картотека дидактических игр для младшей группы детского сада

    «Что за предмет?» (игры с игрушками, предметами) – дети достают из мешочка различные предметы и называют их, описывают характеристики.

    «Найди одинаковые предметы» (настольная игра) – дети получают карточки с несколькими рисунками, среди которых нужно найти одинаковые.

    «Олины помощники» (словесная игра) – воспитатель берет куклу и спрашивает у детей, показывая на руки: «Это что?» (руки), «А что они делают» (берут, рисуют…). И так про каждую часть тела.

    Дидактические игры по изучению цветов для детей раннего возраста

    Дидактические игры помогают познакомить дошкольников с основными цветами и их оттенками. Сначала малыши изучают красный, синий и желтый цвета, затем к ним добавляются оранжевый, зеленый и черный цвета.

    Основные дидактические игры с детьми:

    1. Игры с предметами – детям необходимо соотнести цвета двух предметов. Например: разложить цветные карандаши в баночки с соответствующим цветом; в коробке из-под обуви сделать несколько цветных карманов и складывать в них камушки; посадить бабочку на цветок того же цвета и т.п.
    2. Настольные игры – детям необходимо подобрать нужный цвет к чему-либо. Например: подготовить трафареты с фруктами, деревьями, цветами и другими предметами и попросить детей подобрать соответствующий цвет из кусочков цветной бумаги (яблоко – красное, шарик – желтый, ель – зеленая); подобрать скрепки того же цвета, что и рисунок.
    3. Словесные игры – детям необходимо описать, какие цвета они видят. Например: педагог показывает дошкольникам какой-либо рисунок и просит назвать те цвета, которые использовал художник. Это задание можно усложнить, если использовать не просто детские рисунки, а репродукции картин.

    После изучения основных цветов, переходят к изучению оттенков, от светлых до темных тонов. Здесь можно использовать самостоятельно приготовленные палитры и прищепки с цветами, дать задание – подбери прищепку под соответствующий цвет палитры; или собрать гусеницу из различных оттенков, например, начиная с красного, переходящего в оранжевый и желтый.

    Картотека дидактических игр для средних групп детского сада

    В средней группе картотека игр может составляться по темам:

    1. «Ребенок и здоровье». Для изучения распорядка дня, детям предлагается рассмотреть картинки с изображениями распорядка дня и расположить их по порядку и прокомментировать: утро начинается с зарядки, завтрака и т.д. Такая игра знакомит детей со здоровым образом жизни, развивает речь, внимание и память.
    2. «Полезные продукты». Запомнить фрукты и овощи помогут следующие игры: дети достают из мешочка муляж какого-либо продукта и описывают его («это яблоко, оно круглое, красное и гладкое); педагог называет характеристики фрукта/овоща, а дети отгадывают его; дети пробуют с закрытыми глазами продукты и называют их, говорят какой у фрукта/овоща вкус.
    3. «Опасные предметы». Цель таких игр – познакомить детей с опасными предметами, которыми не следует играть или брать без разрешения взрослых. Например: воспитатель подготавливает карточки с опасными и безопасными предметами и просит воспитанников разложить их в две группы, объясняя свой выбор. Можно усложнить задание, предлагая рассказать детям, к каким травмам могут привести опасные вещи (порез, ушиб и т.д.).

    Картотека дидактических игр для старших групп детского сада

    Дидактические игры в старших группах:

    1. Игры с предметами: описание свойств предметов, нахождение общего и различного, сравнение предметов, постановка проблемных вопросов. Например, почему овал не катится.
    2. Настольно-печатные игры: математические задания – посчитать птиц, зверей, задания на внимательность, мышление – подобрать предметы для чего-либо (одеть девочку/мальчика, накрыть стол, разложить вещи по шкафам и т.п.), найти пару для чего-либо, задания на развитие социальных отношений – изучение различных профессий, способов поведения в общественных местах.
    3. Словесные игры: называние одним словом группы предметов, явлений, животных, растений, рассказ о профессии родителей, отгадывание загадок, составление рассказов («продолжи предложение»).

    Дидактические игры для развития связной речи у дошкольников

    Развитие речи – одна из важных задач педагогики: чем лучше развита связная речь, тем успешнее ребенок обучается , так как он умеет формировать и формулировать мысли, умеет использовать речь в качестве инструмента общения и воздействия на других людей.

    Дидактические игры, помогающие развивать связную речь:

    1. «Зоопарк». Цель – развитие связной речи, умения описывать картинку, составлять мини-рассказ. Описание – дети получают картинки с животными, их задача внимательно рассмотреть их, а потом по очереди описать изображенное животное по схеме: внешний вид, чем питается.
    2. «Хороший – плохой». Цель – развитие связной речи, логического мышления, умения описывать героев сказки, строить рассуждение. Описание – воспитанники вместе с педагогом описывают характеры героев сказок, находят положительные и отрицательные черты характера, рассуждают, за что они могут похвалить того/иного героя (например, что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы).

    Дидактическая игра своими руками

    Дидактические игры для малышей:

    1. «Накорми колобка». Цель – развитие мелкой моторики детей. Описание – понадобится два небольших пластиковых контейнера, один из них должен быть круглым. К крышечке приклеить веселую рожицу (колобка), на месте рта сделать отверстие, во вторую баночку сложить фасоль. Задача ребенка – накормить колобка, т.е. переложить фасоль в баночку с рожицей.
    2. «Гвоздики и резинки». Цель – тренировка мелкой моторики, зрительного, цветового и пространственного восприятия, изучение геометрических фигур. Описание – вырезать из фанеры квадрат нужного размера, раскрасить его, по всему пространству на равном расстоянии закрепить канцелярские гвоздики, задача ребенка – с помощью банковских резинок создавать различные геометрические фигуры, простые предметы (например, ель).

    Занятия с детьми средней группы:

    1. «Коробочка ощущений». Цель – развитие моторики, воображения, умения определять предмет по его форме. Описание – взять коробку из-под обуви, в крышке проделать два отверстия и пришить к ним рукава из ткани, в коробку сложить различные предметы и накрыть крышкой. Задача детей – просунуть руки в рукава, найти предмет, отгадать и описать его.
    2. «Музыкальные конфетки». Цель – развитие слухового внимания, памяти, мышления. Описание – в яйца из-под киндер-сюрприза положить различные предметы – бусины, крупу, скрепки, обшить заготовки тканью в виде конфет (у каждого звука должна быть пара). Задача детей – найти пары одинаковых конфет.

    Игры для старших дошкольников:

    1. «Мир флоры и фауны». Цель – развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, прививать любовь к живой природе, к бережному отношению к ней. Описание – вырезать представителей флоры и фауны, приклеить на картон. Задача детей – рассмотреть карточку с животным или растением, описать его, выделить основные характеристики и т.п.
    2. «Мозаика». Цель – развитие внимания, логического мышления, цветового восприятия. Описание – подготовить из цветной бумаги различные геометрические фигуры, кроме круга. Задача детей – составить из этих фигур мозаику таким образом, чтобы одинаковые цвета не соприкасались друг с другом.

    Дидактические игры позволяют развивать все важные процессы: речь, внимание, мышление, воображение. Такие занятия полезны не только для детей 2–3 лет, но и для средней и старшей группы. Разнообразие игр позволяет выбирать воспитателю именно ту, которая будет направлена на развитие каждого ребенка.

    Видео о том, какие дидактические игры необходимы и полезны для детей

    Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова у детей:

    Музыкально-дидактическая игра:

    Игры для развития речевого дыхания делаем своими руками:

    «Картотека дидактических игр

    по сенсорному воспитанию

    для детей 2-3 лет»

    Подготовила:

    воспитатель

    Л.Н. Липина,

    Май, 2015 г.

    Сыктывкар

    «Собери пирамидку»

    Цель: развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

    Материалы: пирамидка из 4 – 5 колец.

    Методические приемы: пирамидка собирается из большой, состоящей из 8 – 10 колец. Для детей этого возраста такую пирамидку собирают через одно кольцо, т. е. разница в величине колец здесь более контрастная.
    «Складывание матрешки с двумя вкладышами»

    Цель: продолжать учить простым действиям с предметами, отличающимися по величине.

    Дидактический материал: комплект из трех матрешек (для каждого ребенка и взрослого).

    Методические приемы: показ действий и сопоставление величины разных предметов сопровождаются словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше, такая, не такая.

    «Закрой окошки»

    Цель: учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.

    Дидактический материал: 4 домика разных цветов, с вырезанными в них геометрическими фигурами (окошечки).

    Методические приемы: закрыть окошки в домиках фигурками.
    «Найди такой же»

    Цель: подбор предметов по образцу.

    Дидактический материал: три шарика, три кубика одного цвета и величины.

    Методические приемы: воспитатель предлагает детям, играя, найти предметы такой же формы

    «Оденем куклу»

    Цель: подбор к образцу парных предметов одного цвета.

    Дидактический материал: варежки красного и синего цветов.

    Методические приемы: воспитатель предлагает детям одеть кукле варежки. Ставит перед детьми 4 варежки (2 красного и 2 синего цвета). Надевает на одну ручку варежку красного цвета , а на другую предлагает надеть детям. Если дети справились с заданием, игру повторяют, используя варежки синего цвета.
    «Чудесный мешочек»

    Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).

    Дидактический материал: мешочек с предметами разной формы.

    Методические приемы: определять на ощупь предметы.
    «Разложи по коробочкам»

    Цель: фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.

    Дидактический материал: разноцветные коробочки, фигурки желтого и зеленого цветов.

    Методические приемы: воспитатель предлагает детям подобрать желтую фигурку к коробочке такого же цвета.

    «Подбери крышку к коробочке»

    Цель: подбор предметов по образцу.

    Дидактический материал: коробочки разных форм (круглая, четырехугольная, прямоугольная, треугольная) и соответствующие им крышки.

    Методические приемы: воспитатель, держа руку ребенка, его пальчиком обводит форму отверстия коробки. Затем показывает предмет, сопровождая действие словом. На глазах у детей опускает предмет в соответствующее отверстие. После этого предлагает детям это задание.
    «Палочки цветные»

    Цель: фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

    Дидактический материал: палочки красного, желтого, зеленого, синего, белого, черного цветов (по 10 каждого цвета).

    Методические приемы: вначале воспитатель распределяет палочки сам, затем предлагает кому – либо из детей взять любую палочку , посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе, затем сделать тоже с палочкой другого цвета.
    «Цветные мячики»

    Цель: продолжать закреплять умение группировать по цвету однородные предметы.

    Дидактический материал: разноцветные мячики, корзины.

    Методические приемы: первые две пары воспитатель группирует сам, раскладывая мячи одного цвета (красного) в одну корзину, а мячи другого (желтого) цвета в другую корзину, затем привлекает к группировке детей.

    «Ленточки для кукол»

    Цель: продолжать учить фиксировать внимание на величине предметов и формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета.

    Дидактический материал: коробка с лентами различной длины и цвета, большие и маленькие куклы.

    Методические приемы: нужно нарядить кукол: большой кукле – большой бант, маленькой кукле – маленький бант. Для большой куклы в синем платье выберем большой синий бантик, а для маленькой куклы в красном платье – маленький красный бантик (выполняет вместе с детьми). Затем дети подбирают самостоятельно.

    «Привяжем к шарику ниточку»

    Цель: группирование предметов по цвету.

    Дидактический материал: разноцветные кружочки (овалы) , палочки таких же цветов.

    Методические приемы: к красному кружочку найти палочку такого же цвета.

    «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине».

    Цель: продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца), обогащать зрительно – осязательный опыт малышей. Дидактический материал: коническая пирамидка из пяти колец

    Методические приемы: на столе все кольца раскладывают в порядке увеличения справа от пирамидки. Затем пирамидка собирается в соответствующем порядке. Взрослый поясняет: «Вот самое большое кольцо , вот поменьше, это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершиной, предлагает детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, чтоб пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте. Пирамидка собрана правильно.

    «Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»

    Цель: учить детей сравнивать предметы по форме.

    Дидактический материал: коробка с отверстиями разной формы, размер отверстий в коробке соответствует размерам кубика и шара. Важно, чтобы шар не мог проходить в отверстие для кубика, а куб в круглое отверстие.

    Методические приемы: воспитатель показывает детям коробку с отверстиями, обращая их внимание на форму отверстий. Обводя рукой круглое отверстие, взрослый поясняет детям , что есть такое окошко, обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и вот такое окошко. Затем воспитатель предлагает детям поочередно опустить по одному шарику в соответствующее окошко.

    «Веселый грузовик»

    Цель: формировать представление о форме, величине предметов.

    Дидактический материал: различные геометрические цветные фигуры (круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

    Методические приемы: воспитатель показывает, как можно из фигурок построить грузовик.

    «Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

    Цель: закреплять умение детей сравнивать предметы по величине.

    Дидактический материал: вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

    Методические приемы: вначале ребенку предлагается вкладыш, чтобы закрыть большие отверстия, после того как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия.

    Игры с прищепками.

    «Солнышко».

    Цель: учить выделять и называть основные цвета , по образцу выбирать нужный цвет.

    Дидактический материал: круг желтого цвета, прищепки двух цветов.

    «Ежик».

    Цель: учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.

    Дидактический материал: плоскостные изображения ежика и елки, прищепки зеленого, белого, черного цветов.

    «Разноцветные человечки».

    Цель: учить детей конструировать по образцу, называть основные цвета и формы, способствовать воспитанию в детях дружелюбия.

    Дидактический материал: геометрические формы и прищепки.

    «Забавные прищепки»

    Цель: учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

    Дидактический материал: прозрачная емкость, по краю которой наклеены цветные полосы, набор цветных прищепок.

    «Найди подходящую заплатку».

    Цель: учить находить идентичные геометрические фигуры(плоскостные и объемные).

    Дидактический материал: геометрические фигуры.

    Методические приемы: воспитатель раздает трафареты геометрических фигур. Дети выбирают из набора соответствующую по форме фигуру , вставляют ее в прорезь.

    Узнайте животного по описанию .

    Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

    Материал: предметные картинки с домашними животными.

    Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет.

    Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости.

    Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

    Кто что ест.

    Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

    Кто как кричит.

    Материал: набор игрушек «Домашние животные».

    Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

    Животные и их малыши.

    Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание.

    Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

    Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами.

    Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

    Кто где стоит.

    Материал: картинки с изображением домашних животных, дом.

    Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

    Дикие и домашние животные.

    Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

    Материал: наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; дом.

    Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя - возле дома.

    Кто пришел?

    Цель: учить детей правильно называть животных и их детенышей; узнавать животных по голосу и воспроизводить их звуки; воспитывать бережное отношение к ним.

    Материал: веревка и звонок.

    Дети сидят на стульчиках. На некотором расстоянии от них протянуты веревки, к которому подвешен колокольчик на высоте роста детей. Воспитатель подзывает к себе двух-трех детей и договаривается: кто из них кем будет.

    К веревке подбегает первый ребенок, подпрыгивает и трижды звонит.

    Дети. Кто пришел?

    Ребенок. Гав-гав-гав!

    Дети отгадывают, что пришла собака. Ребенок, изображающий собаку, садится на место. К звонку подбегает другой ребенок - игра продолжается.

    Игра «Кто в домике живет?»

    Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

    Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

    Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко)? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

    Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо)? Как котенок мяукал?

    Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

    Игра «Позови свою маму»

    Цель:

    Ход: У всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля (цыпленок). Кто у цыпленка мама (курица). Позови, цыпленок, свою маму (Пи-пи-пи). Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

    Такая же работа проводится со всеми детьми.

    Игра «Отзовись»

    Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

    Ход: Воспитатель: Это кошка (показ картинки). Она как мяукает? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это собака (показ картинки). Как она гавкает? А ее детеныш - Щенок как он кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

    Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов). Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать - ответить им - и побежать - поставить картинку рядом с ними.

    Воспитатель произносит крик животного. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

    Кто что ест.

    Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

    Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них. Ход игры

    Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

    Дидактическая игра «Кто, где живёт?»
    Цель: Формирование умений детей соотносить изображение животных с их местом обитания.
    Дидактический материал : Карточки с изображением животных 24 штуки (берём из лото) и два игровых поля с изображением леса и деревни.

    Ход игры: Разложить карточки по местам обитания животных, домашних в деревню, а диких в лес.

    Дидактическая игра «Отгадайте, что за животное »

    Цель: Развитие умения описывать животных и узнавать их по описанию.

    Дидактический материал: Карточки с изображением животных.

    Ход игры : Воспитатель раздаёт детям карточки с изображением животных. Дети никому не показывают свои карточки. Воспитатель предлагает одному ребенку описать животного, изображённого на его картинке, или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за животное.

    Дидактическая игра «Собери картинку»
    Цель: Развитие логического мышление, кругозора, познавательного интереса и речевой активности.
    Дидактический материал: Карточки с изображением животных, разрезанные на несколько частей.
    Ход игры: Игра для детей от 3 лет. Детям раздают игровые карточки, разрезанные на 2, 3, 4 части (в соответствии с возрастом и способностями ребёнка). Собрав картинку, ребёнок рассказывает, какое животное он собрал.
    Например: Собака - домашнее животное.
    Медведь - дикое животное.

    Кто где стоит.

    Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память.

    Материал: картинки с изображением домашних животных, дом. Ход игры Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

    Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей.

    Дидактическая игра «Пятый лишний»

    Цель: Развитие умений классифицировать животных по существенным признакам.
    Дидактический материал: Карточки с изображением 5 животных, 4 из них относятся к одной тематической группе, а пятое к другой группе.
    Ход игры: Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое животное лишнее. Оставшихся, животных назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее животное по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
    Карточки для игры:
    1.Кошка, лиса, белка, волк, медведь. Лишняя кошка потому, что это домашнее животное, а остальные - дикие животные.

    2.Олень, тигр, собака, лиса, лев. Лишняя собака потому, что это домашнее животное, а остальные - дикие животные.

    3.Свинья, овца, собака, лиса, кошка. Лишняя лиса потому, что это дикое животное, а остальные - домашние животные.

    4.Лошадь, зебра, корова, ослик, коза. Лишняя зебра потому, что это дикое животное, а остальные - домашние животные.

    Дидактическая игра «Чей хвост»
    Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.
    Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их хвостов.
    Ход игры : Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т.д.).

    Дидактическая игра «Чей малыш»
    Цель: Развитие наблюдательности, внимания и аналитических способностей.

    Дидактический материал : Карточки с изображением детёнышей животных 12 штук и два игровых поля с изображением диких и домашних животных.

    Ход игры: Ребятам предстоит помочь мамам разыскать своих малышей. Также при игре можно закрепить понятие у малышей большой и маленький, домашние и дикие животные. В игре могут участвовать от одного до четырех человек.

    Дидактические игры по теме «Дикие животные"Игра «Назови по порядку»
    Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

    На картинки посмотри
    И их запомни.
    Я все их уберу,
    Ты по порядку вспомни.

    (6-7 предметных картинок по теме).

    Игра «Кто у кого?»

    Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

    У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
    У лисицы - … (лисенок, лисята).
    У белки - … (бельчонок, бельчата).
    У волчицы - … (волчонок, волчата).
    У ежихи - … (ежонок, ежата).
    У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).

    Игра «Назови семью»

    Цель: познакомить детей с названиями диких животных, их семьями; развивать речь детей.

    Папа - медведь, мама - … (медведица), детеныш - … (медвежонок).
    Папа - волк, мама - … (волчица), детеныш - … (волчонок).
    Папа - еж, мама - … (ежиха), детеныш - … (ежонок).
    Папа - заяц, мама - … (зайчиха), детеныш - … (зайчонок).
    Папа - лис, мама - … (лисица), детеныш - … (лисенок).

    Игра «Кто где живет?»

    Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.

    На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

    Белка живет в дупле.
    Медведь живет в берлоге.
    Лиса живет в норе.
    Волк живет в логове.
    Заяц живет под кустом.

    Игра «Кто что любит?»

    Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.

    На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

    Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

    Игра «Подбери словечко»

    Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.

    Медведь (какой?) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
    Волк (какой?) … (серый, зубастый, злой).
    Заяц (какой?) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
    Лиса (какая?) … (хитрая, рыжая, пушистая).

    Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит).
    Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет).
    Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит).

    Игра «Узнай зверя по описанию»

    Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

    Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
    - Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
    - Серый, злой, голодный. (Волк.)
    - Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
    - Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)

    Игра «Назови ласково»

    Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов.
    Ты дружочек не зевай,
    Да словечко приласкай.
    Белка - белочка
    Лиса - лисичка

    Игра «Один - много»

    Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
    Мы волшебники немного,
    Был один, а станет много.
    Белка - белки - много белок
    Медведь - медведи - много медведей

    Игра «Посчитай!»

    Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два», «пять».
    Сколько их - всегда мы знаем,
    Хорошо мы все считаем.
    Один медведь - два медведя - пять медведей
    Один еж - два ежа - пять ежей
    Одна белка - две белки - пять белок

    Дидактическая игра «Чей хвост? »
    Цель: закрепить знания о животных, развивать память, мышление, внимание и мелкую моторику рук.

    Ход игры:
    Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя… Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост? » Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца.
    И т. д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

    Игра «Измени слова по образцу»

    Цель: образование притяжательных прилагательных.

    Нос лисы - … (лисий нос).
    Лапа лисы - … (лисья лапа).
    Глаза лисы - … (лисьи глаза).
    Нора лисы - … (лисья нора).

    Игра «Наоборот»

    Цель: образование слов-антонимов.

    Лось - большой, а заяц - … (маленький).
    Волк - сильный, а белка - … (слабая).
    У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).

    «Найди детеныша для мамы»

    ХОД. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».

    Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.

    Аналогично дети выполняют и три других задания - на выбор нужной картинки.

    «Во дворе»

    Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.

    Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

    Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.

    Ку-ка-ре-ку!

    Кур стерегу.

    Кудах-тах-тах!

    Снеслась в кустах.

    Мур-мур-мур,

    Пугаю кур!

    Ам-ам! Кто - там?

    Кря-кря-кря!

    Завтра дождь с утра!

    Молока кому?

    (А. Барто)

    Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.

    «Гав-Гав»

    Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.

    Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.

    Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.

    «Гав! Гав!» - на заре,

    «Гав! Гав!» - на дворе.

    На дворе щенок бежал,

    А в конюшне конь заржал.

    Он сердился: «Ты чего

    Спать мешаешь? И-го-го!»

    И сказал теленок: «Му!»

    Спать мешает он ему.

    И сказал теленок: «Пи!

    Ты, щенок, еще поспи!»

    А козленок: «Ме!» да «Ме!»,

    «Подремать не дали мне».

    А щенок все «Гав!» да «Гав!»,

    У него веселый нрав!

    И веселый этот нрав

    Называется «Гав - гав!»

    (по Т. Волгиной)

    Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.

    «Чьи детки?»

    Дидактическая задача. Закреплять знания детей о животных и их детёнышей.

    Игровое действие. Подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.

    Оборудование. Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы.

    Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.

    « Да или нет»

    Дидактическая задача

    Закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает.

    Оборудование. Игрушечный котенок.

    Ход игры. Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает детям отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы: Есть у котенка нос?,

    Есть у котенка уши?, Есть у котенка рога? и т.



    Похожие статьи