• Биография марии монтессори. Педагогическая система марии монтессори

    14.07.2019

    Педагогика Монтессори

    Учебные материалы системы Монтессори

    Педагогика Монтессори , также известная как система Монтессори - система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом , учёным и мыслителем Марией Монтессори . Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении .

    Философия

    Педагогика Монтессори часто характеризуется как педагогический метод, при котором ребёнок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребёнка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации. В первую очередь потому, что стремление принимать участие в жизни взрослых органически свойственно природе подрастающего.

    Педагогика Монтессори сосредотачивается на потребностях, способностях и одаренности каждого отдельного ребёнка. Дети учатся лучше всего, когда они могут сами определять свой ритм и способ учёбы. Поэтому педагоги системы Монтессори поощряют детей самим управлять выбором темпа, темы и закрепления изученного.

    Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни (то есть такими, которые находят непосредственное приложение в повседневной практике). Монтессори-детсад учит (в первую очередь через подражание) таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д. Обучение по Монтессори в школе оставляет большой простор для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем. При этом групповая работа ставит акцент на личности обучающегося как руководителя своего интеллектуального развития.

    Для Марии Монтессори имеет первостепенное значение дать ребёнку возможность развивать своё чувственное восприятие в подготовленной обстановке, отвечающей его психологическим потребностям. При этом особенно важно, чтобы обучающие и себя самих воспринимали как обучающихся, учитывали собственный ритм каждого ребёнка, старались понять его в его индивидуальности и распознать, что его в данный момент занимает. Например, может случиться, что ребёнок использует специальный математический материал не для занятия математикой, а для измерения или строит из него машины и т. п. - и в этом случае руководитель должен принять такое развитие.

    Принципы педагогики Монтессори

    По Марии Монтессори , процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:

    • первая стадия детства (0-6 лет);
    • вторая стадия детства (6-12 лет);
    • юность (12-18 лет);
    • взросление (18-24 года).

    Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.

    Фаза первой стадии детства (0-6 лет) - важнейшее время жизни, поскольку именно в это время формируются личность и способности ребёнка. Монтессори понимает первые три года жизни как вторую эмбриональную фазу роста, в которую развиваются дух и душа ребёнка, и называет это «Психический эмбрион». В то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребёнок впитывает в себя окружающую среду и она становится частью его личности.

    В ходе своего развития ребёнок проходит так называемые «чувствительные», или «сенситивные» периоды . В такие периоды ребёнок особенно чувствителен к определённым возбуждениям со стороны окружающей среды, например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в течение фазы чувствительности ребёнок найдет занятие, соответствующее его потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение сенситивного периода ребёнок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям - он проходит процесс постижения, который, согласно Монтессори, захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все личностное развитие. Для этого процесса Монтессори употребляет термин «нормализация».

    Решающим для развития педагогики Монтессори и соответствующих материалов является следующее наблюдение: одним из важнейших сенситивных периодов каждого ребёнка является «усовершенствование чувств». Каждый ребёнок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения Монтессори делает вывод, что доступ к интеллекту ребёнка ведет не через абстракцию, а принципиально через его органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учёбы единым целым. В этих положениях Монтессори испытала влияние учений Жана Итара и Эдуарда Сегена.

    Основываясь на изложенных результатах, Монтессори разработала свой учебный материал, ориентированный исключительно на чувственные восприятия ребёнка. Так, её математический материал позволяет ребёнку, ощущая в руке одну бусину и блок из тысячи бусин, получить представление о числах один и тысяча задолго до того, как он будет способен на абстрактное представление о числах.

    Подготовленная среда

    Счётные шнурки. Учебный материал системы Монтессори

    Подготовленная среда - важнейший элемент педагогики Монтессори. Без неё она не может функционировать как система. Подготовленная среда даёт ребёнку возможность постепенно, шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться от него независимым. Поэтому окружающая ребёнка среда должна, по Монтессори, ему соответствовать. Так, оборудование в доме ребёнка или школе должно соответствовать росту и пропорциям ребёнка соответствующего возраста. Дети должны иметь возможность самостоятельно переставлять столы и стулья. Им должна быть дана возможность самостоятельно выбирать место для занятий. Переставление стульев с места на место, производящее шум, Монтессори рассматривает как упражнение моторики. Они должны научиться переставлять предметы по возможности тихо, чтобы не мешать другим. Окружение эстетично и элегантно, в домах ребёнка используется хрупкий фарфор. Дети должны научиться уверенности в обращении с хрупкими предметами и осознавать их ценность. Материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребёнка. Это носит характер призыва к действию. Каждый вид материала имеется только в одном экземпляре. Это должно научить ребёнка социальному поведению в отношении других детей, учитывать их потребности. О своем окружении дети заботятся сами. В этом они приобретают навыки независимости от взрослых.

    Роль взрослого в педагогике Монтессори

    С момента своего рождения ребёнок стремится к свободе и независимости от взрослого. Монтессори описывает этот процесс как биологический принцип человеческой жизни. Подобно тому, как тело ребёнка развивает свои способности и даёт ему свободу движений, так же и дух ребёнка исполнен голодом к учению и к духовной автономии.

    В этом процессе взрослый может стать союзником ребёнка и создать для него окружение, соответствующее его потребностям и стремлению к познанию. Самопонимание взрослого в педагогике Монтессори - это роль помощника, сглаживающего для ребёнка путь к самостоятельности в соответствии с принципом «Помоги мне сделать самому». Процесс обучения и познания происходит в ребёнке, ребёнок - сам свой учитель. Взрослый должен научиться вести ребёнка к учению, чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания у детей.

    Поскольку каждый ребёнок проходит фазы чувствительности индивидуально, учебный план в доме ребёнка или школе должны быть индивидуально ориентированы. Учитель владеет техникой распознавания фаз чувствительности и способен вести ребёнка к деятельности, которая активировала бы его интерес. В принципе, однако, ребёнку должна быть дана свобода самому выбирать, с чем он хочет работать.

    Роль воспитателя

    В отношении того, что должен делать воспитатель, заключается первое педагогическое требование. Это не требование делать что-то определённое, но требование не делать чего-то определённого, а именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители - не творцы ребёнка, что ребёнок, как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители - помощники на этой стройке и должны довольствоваться этой ролью. Из этого вытекает и все понимание воспитания, лежащее в основе педагогики Монтессори, которое она понимает как «помощь в саморазвитии ребёнка от момента его рождения». Этим она формулирует своё четкое «нет» всякого рода энергичным личностям, желающим, подобно Гётевскому Прометею, творить людей по своему образу и подобию, а также современному бихевиоризму, сводящему человеческую личность к кибернетическим понятиям.

    Монтессори ожидает от взрослого, напротив, «внутренней перефокусировки», ведущей к тому, что взрослый в общении с ребёнком думает не о себе, а о ребёнке и его будущем.

    Литература

    На русском языке

    • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. - М.: Задруга, 1913. - 339 c.
    • Монтессори М. Воображение в творчестве детей и великих художников. Пер.с итал. А. П. Выгодской // Русская школа. - Кн. 5-6. - 1915. - C. 72-91.
    • Монтессори М. Дом ребёнка. Метод научной педагогики. Пер со 2-е изд., испр. и доп. по 2-му итал. изданию. - M.: Сотрудник школ, 1915. - 375 c.
    • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл. И. М. Соловьева. - М.: Задруга, 1915. - 316 c.
    • Монтессори М. Руководство к моему методу. - М.: Типолитогр. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1916. - 64 c.
    • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. С предисл. И. М. Соловьева. 3-е изд. - М.: Задруга, 1918. - 335 c.
    • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Пер. со 2-го итал., испр. и доп. изд. - М.: Задруга, 1920. - 209 c.
    • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. Вып. 1. - Казань: Подотд. снабжения и изд-ва Каз. губ. отд. по просвещению, 1920. - 190 c.
    • Монтессори М. Дом ребёнка. Вып. 2. - Казань: Казанское отд. Гос. изд., 1920. - 210 c.
    • Монтессори М. Подготовка учительницы. Пер. с итал. Ю. И. Фаусек // Просвещение. - 1921. - № 1. - C. 125-133.
    • Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. Пер. с итал. Р. Ландсберг. - М.: Работник просвещения, 1922. - 200 c.
    • Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К. Памфиловой // Русская школа за рубежом. - Прага, 1926. - Кн. 17. - C. 419-424.
    • Монтессори М. О принципах моей школы. Пер. с англ. В. Златопольского // Учительская газета. - 1992. - 4 августа. - C. 4.
    • Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребёнка. - М.: Тип. Госснаба, 1993. - 168 c.
    • Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д. Смоляковой // Бюллетень МАМА. - 1993. - № 2, 3, 5.
    • Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М.: Московский центр Монтессори, 1993. - 203 c.
    • Монтессори М. Разум ребёнка. - М., 1997. - 176 с.
    • Монтессори М. Сб. Сост. М. В. Богуславский. - М.: ИД Шалвы Аминашвили, 1999. - 224 с.
    • Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. - М.: ИД «Карапуз», 2000.
    • Монтессори М. Дети - другие. - М.: ИД «Карапуз», 2004.

    На иностранных языках

    • Kramer R. Maria Montessori. Leben und Werk einer großen Frau. 6. Auflage. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch-Verlag, 2004. - ISBN 3-596-12455-7 .
    • Montessori M. Kinder sind anders. - DTV, 1997. - ISBN 3-423-36047-X .
    • Montessori M., Oswald P., Schulz-Benesch G. «Kosmische Erziehung». 7. Auflage. - Freiburg: Herder, 2004. - ISBN 3-451-21233-1 .

    См. также

    Примечания

    Ссылки


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Педагогика Монтессори" в других словарях:

      Монтессори, Мария Дата рождения: 31 августа 1870(1870 08 31) Место рождения: провинция Анкона, Италия Дата смерти … Википедия

      Монтессори, Мария Мария Монтессори (31 августа 1870 6 мая 1952) итальянский педагог, учёный, философ, гуманистка, феминистка, христианка. Родилась в Кьяравалле (Центральная Италия, провинция Анкона). Монтессори была первой женщиной в истории… … Википедия

      В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

      Педагогика сотрудничества направление в педагогике, возникшее в СССР в середине 1980 х годов под влиянием процессов обновления общественно политической жизни страны («перестройки»). Направление носило зонтичный характер и объединяло… … Википедия


    Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

    На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

    Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

    Суть метода

    В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.


    Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори

    Методика основана на следующих положениях:

    Среда имеет точную логику построения. В книгах о делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
    Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
    Основные правила пользования монтессори-материалами
    Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

    В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
    Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

    Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

    Дети, занимающиеся , растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
    У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

    - Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

    Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

    Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

    Дети принимают самостоятельные решения.

    Занятия проходят в специально подготовленной среде.

    Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

    Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

    Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

    Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

    Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

    Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

    Роль взрослого в методике Монтессори.

    Развивающая среда.

    Развивающая среда - важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

    Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.

    Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

    Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

    Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.

    Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

    Дидактический материал.

    Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

    Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

    Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

    На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

    При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

    Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

    Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

    Один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение - это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

    1. выбор материала;

    2. подготовка материала и рабочего места;

    3. выполнение действий;

    4. контроль ошибок;

    5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.

    Недостатки системы М. Монтессори:

    1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

    2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

    3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

    4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

    Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

    В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет.

    В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.

    Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

    Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

    С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

    Задача воспитателя в системе Монтессори - развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.


    Графически данную систему можно представить так, как представлено на рисунке 1.

    Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

    При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

    Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

    Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.

    Как выглядит работа взрослого на занятиях?

    Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

    В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

    Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

    Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.

    Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

    На что ориентирована Монтессори-школа?

      индивидуализация каждой отдельной личности

      способность самостоятельно делать выбор

      способность принимать решения и нести за них ответственность

      умение учиться

      умение помогать

      умение работать в коллективе

      умение находить творческие решения

      возможность совершать ошибки

      мотивация в обучении

      создание психологически комфортной атмосферы обучения

      интеграция детей с особенностями в развитии в среду здоровых сверстников

      преемственность (непрерывность) дошкольного и начального школьного образования

      дифференцированный подход в обучении

      обучение через развивающую дидактическую среду

      обучение в психологически комфортной атмосфере

      социализация в процессе обучения

      проектные формы обучения

      творческий подход в обучении

    Суть метода Монтессори

    Монтессори-педагогика является альтернативной гуманистической моделью обучения в системе непрерывного образования детей в возрасте от 0 до 18 лет. Традиции этой педагогики насчитывают более чем столетнюю историю и нашли широкое распространение во всех уголках земного шара. В России первые Монтессори-детские сады возникли в 1910-1920 гг. В конце 20-х годов в связи с изменившейся политической ситуацией они были закрыты. С 1991 г. идет возрождение этого педагогического направления в России.

    Философия метода М.Монтеммори тесно связана с ее взглядом на окружающий мир и на роль ребенка в этом мире и обществе. Роль человека в историческом развитии, по мнению Монтессори, находится в тесной взаимосвязи с общим космическим планом Творца. Задачу в воспитании ребенка она видела в определении нового отношения к природе. Теория космического воспитания М.Монтессори перекликается с учениями Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского о ноосфере, как новом эволюционном состоянии биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Космическое воспитание развивает у ребенка чувство упорядоченности, предполагает формирование в его сознании представления о целостности окружающего мира, о единстве, взаимосвязи и взаимозависимости всего сущего в этом мире, научает жить и действовать в соответствии с универсальными законами Природы и Космоса.

    Суть метода состоит в свободном саморазвитии личности ребенка и включает в себя самостоятельную целесообразную деятельность в специально подготовленной дидактической среде. Главенствующая роль отводится свободной работе с дидактическим материалом. Под свободной работой принято понимать непрерывный временной период (как правило, 2-3 часовой), внутри которого ребенок самостоятельно определяет род деятельности, границы начала и конца рабочей деятельности, длительность фаз концентрации и ее спада. Подобное построение процесса обучения не предусматривает поурочную систему, поскольку она препятствует естественному внутреннему ритму развития ребенка. Т. о. ребенок является субъектом во всем процессе обучения и формирования личности. Педагог выступает в качестве помощника, взаимоотношения взрослого и ребенка строятся с позиций сотрудничества и взаимоуважения. М.Монтессори призывала видеть в каждом ребенке индивидуально развивающуюся личность.

    Основные принципы

    Обучение в Монтессори-школе основывается на следующих принципах:

      Создание специально подготовленной обучающей среды, которая включает в себя оборудованное с учетом детских потребностей и возможностей, культурных традиций, эстетических требований помещение. Свой дидактический материал М.Монтессори называла «материализованной абстракцией».

      Наличие разновозрастной группы детей.

      Наличие специально обученного Монтессори-педагога, помогающего организовать ребенку самостоятельную работу.

      Предоставление детям свободы во время занятий:

      • свободы выбора материала;

        свободы выбора времени и продолжительности работы с материалом;

        свободы выбора места для работы;

        свободы выбора партнера или партнеров;

        свободы общения с учителем или другими детьми;

        возможность многократного повторения деятельности с целью исследования и закрепления.

      Принцип обучения от простого к сложному и от конкретного к абстрактному.

      Индивидуализация процесса обучения.

      Существование правил при наличии свободы.

      Создание педагогами психологически комфортной атмосферы доброжелательности, доверия и сотрудничества.

      Программа для зоны ближайшего развития ребенка определяется путем наблюдения педагогом за детьми во время их самостоятельной деятельности.

      Вариативность форм обучения (индивидуальные и групповые, проектные формы, опыты, мастерские)

      Межпредметное обучение.

      Социализация и интеграция в процессе обучения.

    Подготовленная среда.

    Строя свой научный метод, Мария Монтессори опиралась на знания антропологии и психологии ребенка.

    В процессе развития ребенка Монтессори выделяет четыре фазы: от 0 до 6, от 6 до 12, от 12 до 18 и от 18 до 24 лет.

    Первая фаза (0- 6) характеризуется глобальной ориентацией познавательной активности ребенка на формирование ЧУВСТВЕННОГО ОБРАЗА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. В соответствии с космическим планом ребенок “решает” внутреннюю задачу своего развития, которая на данном этапе состоит в создании эмоционально окрашенной картины окружающего мира, себя самого и своего места в мире. Ребенок в возрасте от 0 до 3 лет является, образно говоря, “ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ КАМЕРТОНОМ”, сверхчувствительным резонатором эмоций родителей главным образом матери. Его впитывающее мышление вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, происходящим в мире. По этой причине наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию, является родительский дом и забота.

    Ребенок в возрасте от 3 до 6 лет является “СТРОИТЕЛЕМ САМОГО СЕБЯ”. На это время приходятся фазы максимальной интенсивности ряда сензитивных периодов его развития - сенсорного, двигательного, речевого, социального. Наиболее подходящими условиями для развития ребенка в этом возрасте является специально организованная “педагогизированная” среда детского сада, в которой есть все необходимые составляющие: сенсорные, речевые, математические материалы, материалы для овладения навыками практической жизни, материалы для ознакомления с природой и, наконец, дети. Дети имеют возможность свободно передвигаться по помещению, реализуют право выбора деятельности, а в процессе их общения и взаимодействия возникает множество ситуаций, которые могут стать материалом для упражнений в навыках социального поведения.

    Вторая фаза (6-12) - глобальная ориентация развития ребенка - связана с поиском им места и роли человека в природе и культуре: как роли человечества вообще, так и своей собственной индивидуальной роли. В сознании ребенка формируется более или менее адекватный, структурированный и осмысленный образ мира, образ самого себя и своего места в мире. Ребенок в возрасте от 6 до 9 лет в условиях свободной реализации познавательной деятельности является “ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ”, который с целью познания мира стремится выйти за пределы возможностей органов чувств человека путем освоения новых приборов, проведения экспериментов и т. д. Постепенно он приходит к мысли, что нет необходимости каждый раз начинать свое исследование какого-либо явления “с нуля”, а можно воспользоваться готовым знанием по данной проблеме, достижениями предшествующих поколений. Этот возраст можно назвать, таким образом, возрастом “РЕБЕНКА-УЧЕНОГО”.

    Третья фаза развития (12-18) характеризуется глобальной направленностью человека на общество и поиск в нем своего места. В возрасте от 12 до 15 лет молодой человек находит еще одну возможность усилить свои познавательные способности, привлекая для этого людей, объединенных общей целью, другими словами, организацию людей. Согласно возрастной периодизации Монтессори, он называется “УЧАСТНИКОМ ОРГАНИЗАЦИИ”. Человек в возрасте от 15 до 18 лет является активным “СОЦИАЛЬНЫМ УЧАСТНИКОМ”, который может трудиться неполный рабочий день, а в свободное время занят профессиональной подготовкой в колледжах, университетах. Это возраст начала профессиональной карьеры.

    Абсорбирующий ум.

    М.Монтессори говорит о том, что разум и психика ребенка устроены иначе чем у взрослого. Ребенок воспринимает и усваивает определенные вещи не с помощью памяти и ума (они – в фазе формирования), а благодаря психическим процессам, т.е. проживая конкретные ситуации. В нем творит «химия разума». Взрослый человек сохраняет свой опыт в памяти, подобно стакану с водой, которые никогда не сольются вместе, у ребенка это происходит иначе. Детские впечатления не только проникают в психику ребенка, они ее формируют, инкарнируясь в ней. Такую форму разума М.Монтессори называла «абсорбирующим умом».

    Сензитивные периоды.

    М.Монтессори характеризует сензитивные периоды как возрастные периоды особой чувствительности к воздействиям определенных предметов, явлений и условий действительности, которые связаны с определенной стадией развития коры головного мозга, которая актуальна на данном возрастном этапе. Появление у ребенка сильной внутренней потребности к развитию определенных навыков и умений и связанная с этим высокая активность вызваны последовательностью внезапно появляющихся в подкорковых отделах мозга сильных эмоций, которые при соприкосновении с окружающим миром способствуют развитию сознания ребенка. Т.о., естественным путем создаются благоприятные условия для успешного освоения ребенком окружающего мира и адаптации в нем. Именно в периоды сензитивности ребенок способен на большие достижения в своем развитии. Сензитивные периоды являются универсальными, т.е. возникают в процессе развития всех детей, независимо от расы, национальности, социального происхождения, геополитических и культурных различий и т. п. Они индивидуальны, так как время их возникновения, длительность и динамика протекания могут быть разными у конкретных детей. Тем не менее, имеются примерные среднестатистические границы различных сензитивных периодов. Протекание каждого сензитивного периода характеризуется медленным началом, этапом максимальной интенсивности и постепенным спадом соответствующей восприимчивости.

    Сензитивные периоды служат для того, чтобы ребенок имел возможность приобрести необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д. Они проходят безвозвратно, независимо от того, был ли реализован его внутренний потенциал и использованы благоприятные условия для развития определенных психических свойств и процессов. Если попытаться развить некоторую способность ребенка вне рамок соответствующего сензитивного периода, результат может быть достигнут с гораздо большими затратами труда или же не достигнут вообще.

    Не будучи в состоянии повлиять на начало возникновения и длительность сензитивного периода извне, взрослый должен знать о существовании этих периодов; наблюдать и замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного периода, и использовать результаты наблюдений для оценки актуального уровня развития ребенка.

    К основным сензитивным периодам относятся:

      сензитивный период развития речи (0-6 лет);

      сензитивный период восприятия порядка (0-3);

      сензитивный период сенсорного развития (0-около 5,5);

      сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-2,5);

      сензитивный период развития движений и действий (0-6);

      сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6).

    Поляризация внимания и нормализация.

    Деятельность ребенка в подготовленной среде М.Монтессори называет «работой». Ребенок во время этой работы находится в состоянии полной погруженности и сконцентрированности на предмете своей деятельности. Именно в таком состоянии у ребенка происходит «поляризация внимания».

    Именно “поляризацию внимания” Монтессори считала необходимым условием и одновременно признаком начала глубоких позитивных изменений, происходящих в ребенке, - начала процесса НОРМАЛИЗАЦИИ его поведения. Под нормализацией здесь имеется в виду превращение поведения ребенка из девиантного (отклоняющегося) в нормальное.

    Монтессори подчеркивает, что нормализация является результатом работы самого ребенка, становления его личности, а не внешнего воздействия взрослого.

    Использование принципов воспитания, основанных на теории «Педагогической антропологии» М.Монтессори помогут родителям и учителям в организации неординарного образовательного процесса, нацеленного на интенсивное интеллектуальное развитие, формирование психологических навыков социальной солидарности, раскрытие творческого потенциала ребёнка. Полезными также будут знания о том, как правильно организовать обучение, какие дидактические материалы и инструменты при этом будут необходимы, каким образом приёмы системы раннего развития Монтессори–педагогики могут использовать родители в домашних условиях самостоятельно для того, чтобы помочь своему ребёнку глубже осознать и развить свою индивидуальность.

    Суть и принципы педагогики М. Монтессори

    Имя Марии Монтессори (1870–1952) – итальянского психолога и педагога, детского врача, практически уже столетие вызывает подлинный живой интерес у многих. Она является автором экспериментальной педагогической системы, методики, которая поначалу была ориентирована на детей, испытывавших проблемы в интеллектуальном развитии и социальной адаптации, а затем получила широкое распространение и признание. Школа М. Монтессори пользуется заслуженным авторитетом, уважением и мировым признанием, это прекрасный пример эффективного педагогического принципа. Замечательная новация стала плодом мощного революционного гуманистического движения в европейской и американской педагогике рубежа XIX–XX вв., которое бросило смелый вызов заскорузлой, догматической традиционной системе образования.

    Особенности педагогической теории Марии Монтессори

    Нестандартность теории М. Монтессори заключается в том, что она предложила интеграционный сплав из религиозных, научных, философских знаний о человеке, который и стал фундаментом новой образовательной архитектуры. Такой органически целостной «Педагогической антропологии» в истории мировой педагогической мысли ещё не было. Технология нововведения отличалась стройностью и систематичностью, изобиловала методическим инструментарием, обладала универсальным характером применения как в официальной системе образования, так и частной, домашней, дистанционной.

    Гуманистическая методика предлагает отталкиваться от наблюдения за непринуждённым поведением ребёнка в естественной среде и признания его права на своеобразие, а также призывает добиваться понимания его глубинной природы, наклонностей и способностей. Таким образом, новый педагогический подход противопоставляет себя общепринятому для того времени взгляду искусственной и насильственной «лепки» будущей личности по образу и подобию некоего «идеала», ребёнку должна предоставляться свобода действия для саморазвития, контроль и направленность действий необходимы лишь в особых случаях, которые несут угрозу здоровью или жизни.

    Командовать слабым покорным ребёнком и наказывать его легко, но никто не сумеет «развить» в нём другую личность. Этого невозможно достичь обучением.

    М. Монтессори

    Обычная школа только сдерживает физическое и интеллектуальное развитие, сковывая его жёсткими дисциплинарными и учебными нормативами и предписаниями. Учитель так же своеобразный заложник такой тоталитарной системы обучения и воспитания. М. Монтессори считала, что взрослый, будь то учитель или родитель, не должен обучать, а лишь осторожно руководить свободными поступками и действиями подопечного, не ограничивая искренние порывы ребёнка, а направляя в безопасное для него русло. Девиз – «Помоги мне это сделать самому!»

    Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным. Как паралитик. Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная.

    М. Монтессори

    Ребёнок по Монтессори ест всё подряд и не кусается

    Самые главные принципы методики

    Если попытаться коротко сформулировать «формулу успеха» Монтессори–философии, то, прежде всего, стоит обратить внимание на главные её принципы:

    • наблюдение и внимание - пристальное изучение природы ребёнка, глубокая, искренняя заинтересованность и понимание особенностей его внутреннего мира;
    • гуманизм - отсутствие психологического насилия, неприятие тоталитарных методов педагогической практики;
    • свобода и независимость - энергия творческой спонтанности не подавляется, а заботливо и терпеливо направляется в созидательное русло, здесь колоссальную роль играет мастерство педагога и его вера в ребёнка. Обучение и познание мира должны приносить радость, а свободная деятельность вызывать чувства удовлетворения и энтузиазма;
    • индивидуальный подход - наличие системной программы, детально продуманной с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, направленной на пробуждение внутренних сил, развитие природной детской активности.

    Ведущей мотивацией для активного познания является любовь ребёнка к учению, его увлечённость и энтузиазм. Воспитание и обучение органично переплетаются, развивая навыки самостоятельности, эмоциональный мир ребёнка при этом обогащается чувством независимости, самоуважения и внутреннего достоинства. Особое внимание уделяется естественному формированию ответственности за собственное развитие на принципе добровольного выбора, а не принуждения со стороны взрослых.

    С помощью методики Монтессори развиваются навыки самостоятельности, эмоциональный мир ребенка обогащается чувством независимости

    Монтессори-материалы

    М. Монтессори постоянно экспериментировала с новыми видами дополнительных материалов, стимулирующих обучение, для выявления наиболее эффективных. Был разработан целый комплекс Монтессори-материалов - ярких, привлекательных, способных заинтересовать ребёнка и активизировать его познавательные стремления. Вот лишь некоторые из них: фигурки-вкладыши, шершавые буквы, числовые станки, рамки с застёжками и другие. Эти методические пособия специально разрабатывались для стимулирования внимания, воли к достижению успеха, наблюдательности, сосредоточенности на задаче, при этом смысл их был ещё и в том, чтобы ребёнок сам нашёл и устранил свою ошибку, без помощи руководителя. Такой уважительный подход к малышу поднимал его самооценку, укреплял чувство собственного достоинства, способствовал проявлению активности и инициативности.

    Значение Монтессори-материалов:

    • вызывают живой интерес к выполнению задания, дополнительно мотивируют ребёнка;
    • дают возможность ребёнку легко исправить ошибку без помощи взрослых;
    • максимально активизируют сенсорное восприятие;
    • отдают приоритет практической деятельности, а не абстрактным объяснениям, ребёнок много работает руками;
    • разбивают процесс обучения на составные части, что позволяет совершенствовать каждый этап отдельно;
    • развивают независимость и самостоятельность;
    • усиливают концентрацию внимания, поскольку предполагают возможность повтора без ограничения времени на освоение навыка.

    Оригинальным и практичным дополнением к новой мебели стали тёплые коврики, цель которых была не столько в том, чтобы внести разнообразие и уют в интерьер, сколько расширить пространство двигательной активности ребёнка: на них проводились занятия с дополнительным дидактическим материалом

    Ещё одно нововведение касалось объединения разновозрастных детей (2,5–6 лет) в одну развивающую группу. Ребёнок выбирал для себя коллективные или индивидуальные формы работы в соответствии со своим желанием и готовностью. Дети с радостью помогали друг другу, обретая социальные навыки взаимопонимания и поддержки.

    Монтессори-материалы - яркие и привлекательные, способны заинтесовать ребёнка и активизировать его познавательные стремления

    Монтессори-класс включал несколько пространственных зон для занятий.

    Зона практической деятельности

    Главная задача зоны практической деятельности - привить навыки бытовой самостоятельности и независимости, научить малышей премудростям самообслуживания. Ребёнок будет учиться ухаживать за собой, делать работу по дому, готовить нехитрые блюда и т. д. Ориентирована на детей 2,5–3,5 лет.

    Зона сенсорного развития

    С помощью вспомогательных материалов активизируется чувства, которые малыш использует для познания окружающего мира. Роль сенсорного развития малыша в раннем возрасте огромная. Акцент делается на развитии:

    • зрения (таблички разного цвета, розовая башня, геометрические фигурки для понимания различий формы, размера);
    • слуха (музыкальные инструменты, колокольчики, шуршащие коробочки);
    • обоняния (баночки с запахом);
    • осязания (лоскутки тканей, доски).

    Основная цель научной зоны - интеллектуальное развитие. Включает отдельные области - математическую, географическую, языковую, естественно-научную. Эта зона также наполняется необходимым вспомогательным материалом. Прекрасным дополнением среды могут стать зоны искусства, ремесленные, музыкальные, танцевальные, которые будут способствовать гармонизации эстетического и физического развития детей.

    Область развития речи

    В языковой зоне проводится моторная подготовка к освоению навыков письма, развитие звукового слуха, обучение чтению. Целенаправленно работают над обогащением словарного запаса ребёнка, знакомят с буквами, учат написанию.

    Опорный материал для развития мелкой моторики и освоения навыков письма и чтения:

    • всевозможные рамки с контурными вкладышами для обводки;
    • многочисленные серии карточек с шероховатыми буквами, слогами, словами;
    • доски с динамичным алфавитом;
    • поднос с рассыпанной манной крупой.

    Математическая область

    Математическое развитие ставит перед собой такие цели:

    • знакомство с цифрами;
    • представление о числовых разрядах и десятичной системе;
    • освоение сопоставления математических символов;
    • умение проводить основные математические действия по сложению, вычитанию, делению с четырёхзначными числами;
    • знание квадрата числа;
    • понимание дроби и действий с ней.

    Однако, что из вышеперечисленного перечня умений и знаний ребёнок освоит, зависит от его заинтересованности и индивидуального темпа восприятия, педагог не оказывает никакого давления в стремлении заполучить быстрый результат, главное, сохранить вкус к познанию и удовольствие от процесса обучения.

    Дидактический материал:

    • наборы золотых бусин и коробки с цифровыми карточками для изучения арифметических разрядов и овладением навыками четырёх действий;
    • штанги;
    • веретена;
    • доски Сегена.

    Космическая или естественно-научная область

    В этой зоне происходит знакомства малыша с окружающей его Вселенной. Ребёнок учится разделять понятия живая и неживая природа, дикие животные и домашние, узнаёт об органах внутри человеческого тела. Кроме того, он проведёт настоящие опыты и экспериментально убедится в том, что дерево горит, а камень тонет, смоделирует картонный вулкан и организует настоящее извержение, запустит бурлящий речной поток. В сознании малыша появится глубокое понимание закономерности и взаимосвязанности всего происходящего в окружающем мире, ценности и неповторимости каждого живого существа на Земле и необходимости бережного отношения к природе.

    Фотогалерея: Монтессори-материалы для развития детей

    Пластиковый глобус на деревянной подставке с выступающими континентами и окрашенными в разные цвета может использоваться детьми с трёх лет Монтессори -материал «Доски «Сегена» используется для обучения последовательному счёту и запоминанию правильных, общепринятых названий чисел Малыш с удовольствием будет помогать вам на кухне в приготовлении простых блюд Цветные цилиндры позволяют малышам изучить тот факт, что при одной и той же форме предметы могут иметь разные размеры С помощью этого материала из бусин действие сложения, вычитания, умножения и деления приобретает буквальный смысл Обучать шитью с помощью монтессори-материла в виде нитки с иголкой можно безопасно и легко детей начиная с трёхлетнего возраста Деревянная коробочка с образцами тканей разивает осязание Коробочки с запахом помогут научить малыша различать запахи, развить его обоняние, расширить словарный запас Приучать к самостоятельной уборке можно с трёх лет Деревянный ящик с двумя откидывающимися сторонами, в котором разложены кубики и призмы можно давать ребятам с 4 лет Вращая за ручку одного из колес, ребенок с интересом наблюдает за работой зубчатой передачи, вызывающей вращение другого колеса
    Прямоугольная доска, с изображенными на ней странами Европы в виде пазлов будет отличным помощником в изучении географии детьми

    Роль взрослого в раннем развитии ребенка

    С каждым годом количество модных садиков, лицеев, специализированных школ только растёт, возникает потребность в педагогах и воспитателях с совершенно иным альтернативным стилем мышления, необходимым уровнем профессиональной подготовки, готовых совершенствоваться и развиваться, способных работать с верой и любовью к своему делу.

    Монтессори-педагог косвенно воздействует на ребёнка, прибегая к помощи дополнительных дидактических материалов - организованных увлекательных игр, методических приспособлений. В этой системе отсутствует общепринятый в традиционной школе «учителецентризм». Рабочее место учителя - пространство всей классной комнаты, он не привязан к своему столу, активно перемещается от одного ребёнка к другому, проводя с ними индивидуальные занятия за столиком или на коврике. При этом личность педагога едва заметна, он не концентрирует на себе внимание, его роль вспомогательная, а не назидательная.

    Видео: методика Монтессори. Доводы одного родителя

    Каким должен педагог, работающий с ребёнком по системе Монтессори:

    • наблюдательным;
    • психологически гибким;
    • обладать проницательностью и тонким чутьём в подборе оптимального обучающего материала лично для каждого ученика, чтобы обеспечить наибольшую эффективность работы;
    • избегать сравнений с другими детьми, а также прямых оценок, заменяя их проявлениями своего отношения через чувства

    Рабочее место учителя - пространство всей классной комнаты, он не привязан к своему столу, активно перемещается от одного ребёнка к другому, проводя с ними индивидуальные занятия за столиком или на коврике

    Каждый ребёнок входит в продуктивную фазу сенситивного периода индивидуально, поэтому учебная нагрузка, её распределение должны быть персонально ориентированы. Воспитатель владеет навыками техники определения периодов чувствительности, поэтому в общении с ребёнком помогает ему раскрыться, максимально активизировав внутренний ресурс. Основной индикатор пробуждения чувствительности - неподдельный интерес ребёнка к какому-либо виду деятельности. Задача руководителя - вовремя уловить наступление активного периода обучения и предложить ребёнку применимый его возрасту и подготовке педагогический инструментарий развития.

    Закономерным стало и предложение М. Монтессори о замене термина «учительница» на «руководительница», которое казалось более уместным и справедливым.

    Видео: работа педагога в Монтессори-центре

    Советы родителям:

    1. Приобретайте одежду, с которой ребёнок легко справится самостоятельно: без сложных застёжек, с большими пуговицами, с широким воротником. Оборудуйте детскую удобной для возраста ребёнка и прочной мебелью: вешалка для вещей, зеркало, низкие полочки для игрушек, низкая кроватка, мобильные и лёгкие стол и стульчик.
    2. Гармонизируйте пространство детской комнаты, используйте материалы, которые легко мыть и чистить. Уберите из зоны доступности предметы опасные для малыша или те, которые он может сломать.
    3. Научите ребёнка пользоваться средствами уборки: тряпка для пыли, веник, ведёрко. Дайте в личное пользование предметы для уборки.

    Фотогалерея: какой должна быть домашняя среда

    В оформлении детской предпочтение необходимо отдать пастельным тонам и деревянной мебели Одежда ребёнка должна быль доступна, чтобы он осваивал навыки самообслуживания У ребёнка должно быть место для игр и движения Между ребёнком и окружающим его миром не должно быть решёток, кроме того, низкая кроватка будет безопасна Игрушки должны быть сложены так, чтобы малыш сам выбирал для себя занятие Детская мебель должна быть мобильной и лёгкой, соответствующей возрасту ребёнка Можно оборудовать специальный стенд для рисунков и поделок

    Деятельность:

    1. Обеспечьте ребёнка дополнительными дидактическими материалами для развития - оборудуйте зону практической деятельности, сенсорную и научные зоны в его комнате. Не перегружайте детскую игрушками, даже если они развивающие, добавляйте их постепенно, возможно, заменяя другие.
    2. Посещайте вместе с ребёнком интересные места, которые будут способствовать его интеллектуальному, культурному, физическому и духовному развитию.
    3. Пусть ребёнок принимает активное участие в домашних делах, таких как поход за покупками, уборка, готовка, садоводство. Давайте ему конкретное задание и обеспечивайте условия для выполнения.
    4. Позвольте ребёнку вырезать картинки из журналов, обсуждайте с ним его творчество (рисунки, поделки), читайте ему вслух и проводите беседу на тему услышанного им.
    5. Рассказывайте ребёнку о своих увлечениях и интересах, это обогатит его мир знаниями о музыке, книгах, спорте, рукоделии и т.д.
    6. Приучите его ухаживать за домашними животными и растениями в доме. Пусть привыкает брать ответственность за них, но не заставляйте, если ему это не по силам.
    7. Ходите с ребёнком в гости вместе, но делайте визиты короткими, учитывая быструю утомляемость малыша, продумывайте заранее чем его можно будет занять, если он заскучает.

    Как выстраивать отношения в семье:

    1. Если отец посвящает много времени работе и часто отсутствует дома, желательно, чтобы ребёнок наблюдал отца за работой дома, тогда он будет понимать слова «папа на работе».
    2. Будьте честны со своим ребёнком.
    3. Создайте атмосферу уважения и взаимопонимания.
    4. Расширяйте сферу его социальной адаптации, приучайте культуре общения с посторонними взрослыми людьми в больнице, школе, магазинах и т. д.
    5. В случае возникновения трудностей в воспитании, обращайтесь за профессиональной консультацией к опытным психологам или учителям.

    В семье важно создавать атмосферу взаимопонимания и уважения

    Занятия по методу М. Монтессори

    Приводится несколько примеров занятий, который будут полезны родителям для применения воспитания детей, для их саморазвития и гармоничного понятия окружающего мира.

    Техника игры со счётными палочками

    Инструкция:

    1. «Собери палочки» - способствует развитию мелкой моторики. Применяем с 9-месячного возраста. В коробочке от счётных палочек делается отверстие, затем малышу предлагают складывать палочки в коробочку по одной. Проводить под присмотром родителей.
    2. «Разложи по цвету» - начальное задание будет состоять из палочек двух цветов, показываем как разложить в две кучки и просим кроху повторить. Когда первое задание освоено, усложняем задачу, добавляя ещё один цвет. Занятие стимулирует способность сенсорного восприятия и формирует умение сравнивать.
    3. «Творим из пластилина» - в год, полтора можно приступать к играм с пластилином. Счётные палочки используем вместе с пластилином: забор, опора светофора, ствол дерева и т. д.
    4. «Игры в геометрию» - выкладывает из счётных палочек фигуры, попутно объясняя, что такое квадрат, угол или сторона. Чем одна фигура отличается от другой, как из одной фигура получить другую. Малыш просто наблюдает за игрой, а с возраста 4–5 лет можно предлагать ребёнку самостоятельно справиться с заданием.
    5. «Увлекательные дорожки» - из счётных палочек выкладываем яркие дорожки разной ширины и длины. Начинаем с одной (это короткая дорожка) и постепенно добавляем ещё по одной, проговаривая, что дорожка становится длиннее. Знакомим с понятиями длины («короткий», «длинный») и высоты, если добавить пластилин.
    6. «Учимся считать» - около двух лет малыш уже знаком с понятиями «один» и «много», учится считать до двух, к трём годам осваивает счёт до пяти, количественное измерение, а не числовую последовательность. Счётные палочки помогут освоить простейшие арифметические действия

    Видео: песочная терапия, игры на развитие внимания

    Чтение и письмо

    Цель: развитие мелкой моторики и мускульного аппарата как подготовка к письму.

    Материал: многочисленные рамки с фигурками, шершавые буквы.

    Технология проведение занятия:

    1. Ребёнок обводит цветным карандашом внутренний контур рамки, при этом на белом листе бумаги остаётся прорисованная им геометрическая фигура. Дополнительно можно предложить вашему малышу раскрашивание фигурки, сделав её цветной. Вкладки могут представлять собой любые геометрические фигуры, позже к ним можно добавить фигурки животных или предметов, чтобы сделать занятие более увлекательным и разнообразным.
    2. Цель - освоить зрительные образы букв и усовершенствовать мускульную память мелкой моторики кисти руки для письма. Материал - таблички, на которые наклеены письменные буквы, вырезанные из наждачной бумаги. Начинаем процесс изучения букв с гласных, затем приступаем к согласным. Учимся произносить звук, а не букву. Начинаем с небольшого количества букв, двух или трёх, показываем, произносим и даём обвести пальчиком. Тактильное восприятие обязательно, так как это принципиальная основа метода. Можно включить игровой метод поиска ребёнком произносимой вами буквы: «Найди мне «К», а где «О»?».
    3. Цель - научиться составлять слова. Материал - вырезанные из карточек буквы, каждая буква должна быть минимум в двух экземплярах. Кладём буквы перед ребёнком и чётко произносим хорошо знакомое слово, например, ма-ма. Малыш находит и выкладывает перед собой букву «М», подготовленный к занятию ребёнок справится с задачей составить простое слово. Если ребёнок не определяет звук, то вы слишком торопитесь, будет уместным поиграть с ним в звуковые игры в качестве подготовки. Подготовленный ребёнок сам стремится писать с удовольствием, можно предложить ему писать пальчиком по рассыпанной манной крупе или мелками на доске, прежде, чем осваивать письмо карандашами на бумаге.

    Фотогалерея: материалы для чтения и письма

    Складывать слова из шершавых букв интересно и легко малышам Первые буквы вырисовывать на манной крупе очень просто Учение письма с вырисовывания букв пальцем намного легче Рамки-вкладыши служат для обводки фигурок Складывание слов из фигурок букв руками очень нравится детям

    Обучение счёту

    Цель: малыш овладевает математическим навыком счёта с помощью бусин. Он учится сравнивать конкретное количество бусин с их цифровым изображением, осваивает четыре арифметических действия. Ребёнок получает навык систематизации, развивает абстрактное мышление, усваивает понятие числа, осознаёт взаимосвязь отдельных явлений.

    Основной материал для организации проведения занятия - инструмент «Золотые бусины», которые объединены по разрядам (десятки, сотни, тысячи). Основная единица счёта - золотая бусина, один десяток - нанизан на стержень, сотня - пластинка из десяти стерженьков, тысяча - куб из десяти пластинок. Для проведения полноценного занятия по обучению счёту необходим дополнительный дидактический материал, который представляет собой коробку с символическим изображением цифр (1, 10, 100, 1000).

    Организация и проведение упражнения:

    1. Ребёнку показывают одну бусину и называют её: «Это одна единица». Малыш может её рассмотреть, взять в руки, после чего положить на поднос с Золотым материалом. Затем ему демонстрируют стерженёк, проговаривая вслух: «Одна единица, две единицы, три единицы, четыре единицы и т. д.», в финале пересчёта малышу сообщают «Десять единиц - один десяток». Потом ребёнку предлагают самостоятельно повторить процедуру счёта бусинок. Аналогично вместе с ним пересчитывают десятки в пластинке и тысячи в кубе. Второй шаг - знакомство с числом, усвоение значения 0. Наконец, третьим этапом станет сравнение усвоенного понимания разрядов, выраженных в количестве бусинок, и числового их изображения. Перед ребёнком выкладывают бусинку и предлагают положить рядом соответствующую карточку с цифрой 1, таким же образом исследуются десятки, сотни и тысячи.
    2. Материал: два коврика, куб-тысяча, коробка с 9 пластинками, коробка с 9 стерженьками и 9 бусин-единиц, коробка с большими цифрами 1000, 900, 90, 1.В правой части одного ковра выкладываются 9 бусин, далее ребёнку говорят: «Если мы добавим десятую бусинку, у нас получится десяток». Задача ребёнка выложить столбик десятки-стерженьки, а, затем столбик из пластинок и завершить работу появлением на коврике куба. Параллельно, на другом коврике, второй ребёнок, следуя аналогичной логике, раскладывает картинки с цифрами.
    3. Детям предлагают собрать любое четырёхзначное число, сначала они проделывают это из бусин, затем находят правильное число. Следующим этапом будет переход к изучению арифметических действий с четырёхзначными числами.

    Основные достоинства и недостатки системы воспитания Монтессори

    Мастерская М. Монтессори не оставляет равнодушным никого из тех, кто хотя бы прикоснулся к изучению и знакомству с ней, или, например, привёл своего ребёнка в такую школу. Мнения бывают самые полярные - от категорически восторженных до резкой критики. Минусы, основанные на критических замечаниях противников метода можно изложить в нескольких тезисах:

    • ярко выраженное доминирование индивидуальной и самостоятельной работы, ребёнок мало времени проводит в живом общении со сверстниками, преобладает деловой стиль;
    • отсутствие спонтанных творческих игр, урок превращается в работу;
    • противники метода осторожно относятся к стимулированию раннего развития в целом, придерживаются того мнения, что «всему своё время» и такое ускоренное, преимущественно интеллектуальное развитие, принесёт свои побочные эффекты в виде искажения психологии ребёнка, лишит его атмосферы беззаботной радости детства;
    • в Монтессори-центрах отдают предпочтение развитию логики, а развитие образного мышления, воображения при этом страдает, нарушается принцип гармоничного развития;
    • мало внимания уделяется творческому и эстетическому развитию, эмоциональная жизнь ребёнка теряет насыщенность и глубину, становится сухой и примитивной;
    • выражают сомнение по поводу того, а стоит ли специализированные педагогические приёмы для умственно отсталых детей, которые, несомненно, доказали свою эффективность, столь широко популяризировать и внедрять для всех детей;
    • предупреждают родителей о том, что в России нет сертифицированного центра подготовки Монтессори-педагогов для детей 2,5–3 лет.

    Следует как можно дольше оставлять ребёнка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, «безыинтеллектуальностью». Ибо, если предоставить его организму возможность окрепнуть в «безынтеллектуальности», он сможет позже правильным образом освоиться и интеллектуальности, необходимой современной цивилизации.

    Рудольф Штайнер

    http://www.umnyedetki.ru/metodiki/protivniki.html

    Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5–3 лет. Но на сегодняшний день уже есть большой мировой опыт по созданию Монтессори-групп для занятий с детьми до 3 лет. Правда, в нашей стране пока нет сертифицированных Монтессори-педагогов для детей от 0 до 3 лет, во всяком случае я не нашла подобной информации. И ещё, не все Монтессори-центры в нашей стране официальные и действительно работают по системе Монтессори. Уточнить список Монтесори-центров (садов и школ), можно, например, на страницах интернет-журнала Монтессори. Монтессори-школ в мире также значительно меньше, чем Монтессори-групп для детей до 6 лет (дошкольников). В России Монтессори-школ единицы и официально они таковыми не числятся. Эти и другие правила, позволили научить отстающих в развитии детей одевать себя, организовывать порядок окружающих вещей, систематизировать окружающий мир. Но это не значит, что подобная программа подходит и принесёт пользу большинству «обычных» детей. Речи не шло о выращивании гениев и опережающем развитии. Да и для «обычных» детей методика не предназначалась.

    Агрова Анна

    http://mamainfo.ru/goods/137.html

    Развитие ребёнка сводится для неё исключительно к развитию сил способностей организма: развитие мускулов, грудной клетки, зрения, осязания, слуха и т. д. Понятие образования определяется ею всецело материалом, подлежащим воспитанию. Что должно воспитать? - вот вопрос, который она только и ставит, естественно отвечая на него: надо воспитать в человеке все, что только находит и нем физиология и психология! А между тем - даже максимальное развитие органов восприятия и движения обеспечивает ли на деле то, что мы называем идеалом развитого человека? Разве виртуозная тонкость в различении оттенков цветов и глазомер, не уступающий глазомеру дикаря, не сочетаются часто с полным непониманием живописи и рисунка, а способность улавливать тончайшие шумы и наличие даже абсолютного слуха - с банальным музыкальным вкусом, предпочитающим пошлую слащавость глубокой и серьёзной музыке? Ведь художественное восприятие есть восприятие не вещества, по его живописного или музыкального смысла, и потому для понимания живописи или музыки далеко недостаточно развитого зрения и развитого органа слуха… Система Монтессори отрицает все, могущее так или иначе питать воображение. Она отвергает изобразительные игры, отрицает даже сказки, как уводящие ребёнка в мир ирреального. Развивая чисто сенсуалистическую теорию воображения, Монтессори знает одно лишь пассивное воображение, которое есть не что иное, как подражательно-произвольная комбинация воспринятых элементов реальности. То, что психология называет творческим воображением, есть для неё лишь усложнённое пассивное воображение. Детское творчество ею решительно отвергается… Система Монтессори кроет в себе опасность преждевременного превращения игры в урок, т. е. в работу…Ошибка Монтессори состоит в том, что, отрицая творчество ребёнка, она выбрасывает за борт и его активность.

    С.И. Гессен

    Основы педагогики

    О педагогической системе Монтессори слышали многие. Что это такое, и как она применяется в детском саду, мы расскажем в этой статье.

    Итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870-1952) впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста в 1907 году. Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

    «Что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?» - поразилась Мария Монтессори и решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам. Сейчас эта педагогическая система – одна из наиболее популярных во многих странах мира. По ней работают многие детские сады, развивающие центры и даже школы, в том числе и в России. Чем же этот метод так привлекает педагогов и родителей?

    Принцип системы Монтессори

    Вот самый главный принцип системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Полный способ пособий, которыми оснащаются группы, занимает не один десяток листов. Задача воспитателя помочь ребенку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие .

    В большинстве материалов и заданий заложен принцип самокоррекции: ребенок сам видит свои ошибки, а не получает плохую оценку со стороны взрослого. «Помоги мне сделать самому» - вот принцип занятий системы Монтессори. При этом обучающее пространство состоит из пяти основных зон, о которых мы поговорим подробнее.

    Личное пространство

    В подготовительной среде ребенок знакомится с такими важными «взрослыми» понятиями, как. Например, категория пространства. И это происходит не только за счет осознания, что у каждого материала в группе есть свое место. Просто, когда малыш раскатывает коврик для работы, он обретает свое личное пространство, которое не может быть нарушено без разрешения его обладателя.

    Ведь в группах Монтессори дети не сидят на партами, взирая на гордо декламирующего воспитателя. Здесь каждый занят своей работой, устроившись на коврике или за небольшим столиком.

    Если в материале, каждый их которых в среде есть только в одном экземпляре, нуждаются сразу два ребенка, то, естественно, возникает необходимость договориться об очередности использования или о совместной работе. И в этом случае дети получают бесценные навыки общения в социуме, умения договариваться и слушать друг друга.

    Целям обретения навыков социального общения служит и принцип разновозрастного комплектования групп, где старшие помогаю младшим, что в свою очередь воспитывает заботливое отношение к близким и приближает климат в группе к семейному. Для малыша Монтессори-материалы – это ключ к миру, благодаря которому он упорядочит свои хаотичные представления о мире. В специальной подготовительной среде он упражняет все физические и духовные функции и всесторонне развивается.

    Отличия системы Монтессори

    Как видите, система Монтессори существенно отличается от традиционной педагогики. Во-первых, это касается отношения к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, с собственным планом развития, способами и сроками освоения окружающего мира.

    Второе – роль учителя. Главное место в системе Монтессори - пространстве принадлежит ребенку, а учитель лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

    Жизненная практика

    В первую очередь это упражнения из области жизненной практики, которые помогают ребенку заботиться о себе, обучая его правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое, чего мама обычно не разрешает делать дома.

    А в группах Монтессори дети слышат: «Ты уже взрослый и сможешь справиться с этой задачей сам». Учитель лишь показывает, как правильно обращаться с материалом. Упражнения включают также материалы, которые связаны с переливанием, пересыпанием, ношением и сортировкой предметов – все то, что развивает движения рук и готовит к освоению письма, чтения и математических абстракциях.

    Все предметы должны быть настоящими, ведь в группах Монтессори дети живут не понарошку, а всерьез. Если у малыша падает на пол кувшин и вода разливается по полу, ему очевиден результат: работает еще один принцип педагогики – автоматический контроль ошибок.

    Сенсорное развитие по системе Монтессори

    В области сенсорного развития ваш малыш может получить все те ощущения, которых ему по тем или иным причинам так недостает в реальной современной жизни: с помощью материалов, находящихся в этой зоне, он прекрасно развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

    Работа со специальными материалами в сенсорной зоне является важным подготовительным этапом перед вступлением малыша в область математического развития – поработав с сенсорным материалом, научившись мыслить логично и точно, ребенок без труда переводит в математические термины уже хорошо знакомые ему понятия.

    Математическое развитие по системе Монтессори

    Обучение математики также проходит максимально естественно: малыш просто-напросто живет в подготовленной среде, насквозь пропитанной математикой. Зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет – все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

    Область языкового развития

    Ребенку как носителю языка, естественно, необходима и область языкового развития, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита. Кстати, такие шершавые буквы и алфавит вы вполне сможете сделать и в домашних условиях.

    Космическое воспитание по системе Монтессори

    Также очевидно, что полноценное личностное развитие не может состояться без того, чтобы у ребенка не сформировалась целостная картина мира – и эту задачу решает область космического воспитания. В доступной форме малыш знакомится с самыми сложными теориями о строении человека, географии, истории, растениях и животных. Перед ребенком разворачивается общая картина мира, и он учится сознавать его целостность и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.



    Похожие статьи